kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Патриотическое воспитание подростков средствами краеведения на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание подростков средствами краеведения на уроках английского языка

Вопросам роли учебной дисциплины «иностранный язык» в формировании чувства патриотизма в общеобразовательных учреждениях, лицеях и гимназиях уделено недостаточно внимания.

Разработку темы воспитательного потенциала предмета «иностранный язык» вели М.П. Андреева, Е.И. Вишневский, Е. Исенина, A.A. Миролюбов, Е.И. Пассов, Н. Смирнова. Очень мало, литературы посвящено вопросам патриотического воспитания в ходе обучения иностранным языкам. Среди исследователей данной темы можно назвать JI. Банникову, М. Брискину, Е.И. Вишневского, А.Н. Глухову, А. Литовскую. Вопросам идейно-политического, нравственного, гражданского, гуманистического воспитания студентов технических вузов в процессе изучения иностранных языков посвящены диссертации А.И. Липняговой, О.И. Моисеенко, О.В. Немирович, И.Г. Трофимовой, E.H. Титовой, Т.И. Забурдаевой, O.A. Никитиной, Е.А. Теняковой, C.B. Матвеевой. Таким образом, вопросы гражданского и патриотического воспитания учащихся общеобразовательных и специализированных школ в ходе изучения иностранного языка остаются малоисследованными.

Актуальность темы исследования обусловлена потребностью современного общества в воспитании духовно-нравственной, социально-активной, патриотически-ориентированной, толерантной личности. Для того чтобы справиться со всеми политическими и социально-экономическими проблемами, России нужны патриоты, которые стремились бы к власти не ради личной выгоды, а с целью помочь стране своими делами. Современное состояние воспитания высоких нравственных качеств молодого поколения все настойчивее требует неотложной разработки программ по формированию и развитию чувства патриотизма у учащихся во внеурочной деятельности, а так же на уроках гуманитарных и социальных дисциплин. Перед исследователями-теоретиками и педагогами-практиками остро встают проблемы развития чувства патриотического и этнического самосознания и выработке устойчивого иммунитета к всевозможным проявлениям шовинизма и национализма. Школа призвана воспитать социально-активных членов общества, достойных продолжателей традиций предшествующих поколений, преемников духовной культуры народа и вместе с тем свободных от всяких национальных предвзятостей граждан целостного государства.

Новые экономические и политические условия общественной жизни коренным образом изменили статус иностранного языка как учебного предмета. Значимость иностранного языка повышается   в связи с перестройкой системы внешне-экономической деятельности предприятий, с созданием совместных компаний, обменом научно-технической документацией,  расширением сети Интернет и т. д.  Открытость России, ее стремительное вхождение в мировое сообщество, смешение и перемещение народов и языков,  абсолютно новые цели общения - все это коренным образом изменяет отношение к предмету «иностранный язык».

Таким образом, иностранный язык становится реально востребованным, а значит, большую действенность приобретают воспитательные возможности учебного предмета «иностранный язык».

На современном этапе обозначились противоречия между значительным воспитательным потенциалом учебного предмета «иностранный язык»,  и недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогических условий, его реализации в работе с учащимися; между велением времени и социальным заказом на воспитание патриотически-ориентированной личности и отсутствием результативного применения современных педагогических технологий по ее формированию в педагогической практике школ на уроках иностранного языка. Современное состояние образования в общеобразовательных и специализированных школах далеко от решения проблемы формирования достойного образа гражданина-патриота среди своих воспитанников. Некоторые педагоги считают эту проблему «прерогативой» детских общественных организаций, а другие просто некомпетентны в вопросах решения данной проблемы. Среди уязвимых и менее разработанных участков в деятельности педагогических коллективов являются учебные программы по предметам гуманитарного цикла, в том числе и по английскому языку, не адаптированные к местным, национальным (региональным) условиям.

Анализ содержания учебников и учебно-методических пособий по английскому языку для общеобразовательных школ показывает ориентированность данного предмета на передачу школьникам определенной» суммы знаний, обучение общению на иностранном языке, а формирование качеств гражданина-патриота остается на втором плане. 

Цель исследования - изучить процесс формирования патриотизма у подростков средствами краеведения на уроках английского языка в современной школе.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на уроке английского языка в современной школе.

Предмет исследования - содержание и организация патриотического воспитания подростков средствами краеведения на уроке английского языка.

Наше исследование: процесс патриотического воспитания учащихся на уроках английского языка средствами краеведения будет протекать успешно при:

• разработке и внедрении модели исследуемого процесса, центральным компонентом которой является программа для учащихся 8-9 классов «Петровское – есть чем гордиться», основанная на материалах краеведческого характера;

• использовании в учебно-воспитательном процессе преподавания английского языка материалов региональной тематики: обычаев, традиций, фактов, истоки и рассвет села Петровское, способствующих воспитанию патриотизма;

• организации межличностного взаимодействия подростков путем включения их в коллективную предметно-творческую и проектно-исследовательскую деятельность по предмету на уроках английского языка;

Исходя из цели, предмета и исследования, нами выдвинуты следующие задачи:

1. Уточнить сущность, содержание понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание», «национально-патриотическое воспитание средствами краеведения».

2. Разработать и внедрить в учебный процесс модель формирования патриотизма у учащихся средствами краеведения на уроках английского языка.

3. Апробировать технологию внедрения проектной методики и диалоговых форм работы на уроках английского языка и определить критерии и уровни сформированности патриотизма у учащихся школы.

Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических методов исследования: посвященных проблемам патриотического воспитания, гражданского, нравственного воспитания, культуры межэтнического общения; а также программных документов правительства РФ, анализ содержания  нового Государственного образовательного стандарта, учебных планов и программ, действующих в общеобразовательной школе; анализ личного опыта, целенаправленное педагогическое наблюдение, беседы в образовательном процессе, прямое и косвенное наблюдение, педагогический эксперимент, обобщение данных.

В МОУ  СОШ №6 в нашем проекте принимали участие 24 учащихся.

Работа велась в несколько этапов:

На первом - подготовительном этапе  осуществлялись:

• сбор необходимого материала и изучение имеющихся источников по выбранной теме исследования - философской, исторической литературы;

• анализ и оценка современного состояния выдвинутой проблемы;

• определение темы исследования;

• проведение опроса и определение исходного уровня сформированности патриотизма у учащихся разных возрастов;

На втором этапе:

• разработка материала курса для учащихся 8-9 классов «Мое Петровское – есть чем гордиться»  а также процедуре диагностики уровня сформированности патриотической направленности личности школьников;

После обобщения результатов нашей работы, были сформулированы следующие выводы:

1. Разработана модель процесса формирования патриотизма у учащихся средствами краеведения на уроке английского языка.

2. Определены возможности предмета «английский язык» в формировании патриотизма у учащихся.

3. Систематизированы инновационные технологии в преподавании английского языка, способствующие формированию патриотизма.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно направлено на совершенствование процесса формирования патриотизма учащихся средствами краеведения на уроке английского языка. Материалы теоретического исследования, это то что проект «Мое Петровское -есть чем гордиться» является наглядным примером для преподавателей английского языка и учащихся «Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданина и патриота» создают реальные предпосылки для успешного формирования патриотизма у учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание подростков средствами краеведения на уроках английского языка »

Патриотическое воспитание подростков средствами краеведения на уроках английского языка

Вопросам роли учебной дисциплины «иностранный язык» в формировании чувства патриотизма в общеобразовательных учреждениях, лицеях и гимназиях уделено недостаточно внимания.

Разработку темы воспитательного потенциала предмета «иностранный язык» вели М.П. Андреева, Е.И. Вишневский, Е. Исенина, A.A. Миролюбов, Е.И. Пассов, Н. Смирнова. Очень мало, литературы посвящено вопросам патриотического воспитания в ходе обучения иностранным языкам. Среди исследователей данной темы можно назвать JI. Банникову, М. Брискину, Е.И. Вишневского, А.Н. Глухову, А. Литовскую. Вопросам идейно-политического, нравственного, гражданского, гуманистического воспитания студентов технических вузов в процессе изучения иностранных языков посвящены диссертации А.И. Липняговой, О.И. Моисеенко, О.В. Немирович, И.Г. Трофимовой, E.H. Титовой, Т.И. Забурдаевой, O.A. Никитиной, Е.А. Теняковой, C.B. Матвеевой. Таким образом, вопросы гражданского и патриотического воспитания учащихся общеобразовательных и специализированных школ в ходе изучения иностранного языка остаются малоисследованными.

Актуальность темы исследования обусловлена потребностью современного общества в воспитании духовно-нравственной, социально-активной, патриотически-ориентированной, толерантной личности. Для того чтобы справиться со всеми политическими и социально-экономическими проблемами, России нужны патриоты, которые стремились бы к власти не ради личной выгоды, а с целью помочь стране своими делами. Современное состояние воспитания высоких нравственных качеств молодого поколения все настойчивее требует неотложной разработки программ по формированию и развитию чувства патриотизма у учащихся во внеурочной деятельности, а так же на уроках гуманитарных и социальных дисциплин. Перед исследователями-теоретиками и педагогами-практиками остро встают проблемы развития чувства патриотического и этнического самосознания и выработке устойчивого иммунитета к всевозможным проявлениям шовинизма и национализма. Школа призвана воспитать социально-активных членов общества, достойных продолжателей традиций предшествующих поколений, преемников духовной культуры народа и вместе с тем свободных от всяких национальных предвзятостей граждан целостного государства.

Новые экономические и политические условия общественной жизни коренным образом изменили статус иностранного языка как учебного предмета. Значимость иностранного языка повышается в связи с перестройкой системы внешне-экономической деятельности предприятий, с созданием совместных компаний, обменом научно-технической документацией, расширением сети Интернет и т. д. Открытость России, ее стремительное вхождение в мировое сообщество, смешение и перемещение народов и языков, абсолютно новые цели общения - все это коренным образом изменяет отношение к предмету «иностранный язык».

Таким образом, иностранный язык становится реально востребованным, а значит, большую действенность приобретают воспитательные возможности учебного предмета «иностранный язык».

На современном этапе обозначились противоречия между значительным воспитательным потенциалом учебного предмета «иностранный язык», и недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогических условий, его реализации в работе с учащимися; между велением времени и социальным заказом на воспитание патриотически-ориентированной личности и отсутствием результативного применения современных педагогических технологий по ее формированию в педагогической практике школ на уроках иностранного языка. Современное состояние образования в общеобразовательных и специализированных школах далеко от решения проблемы формирования достойного образа гражданина-патриота среди своих воспитанников. Некоторые педагоги считают эту проблему «прерогативой» детских общественных организаций, а другие просто некомпетентны в вопросах решения данной проблемы. Среди уязвимых и менее разработанных участков в деятельности педагогических коллективов являются учебные программы по предметам гуманитарного цикла, в том числе и по английскому языку, не адаптированные к местным, национальным (региональным) условиям.

Анализ содержания учебников и учебно-методических пособий по английскому языку для общеобразовательных школ показывает ориентированность данного предмета на передачу школьникам определенной» суммы знаний, обучение общению на иностранном языке, а формирование качеств гражданина-патриота остается на втором плане.

Цель исследования - изучить процесс формирования патриотизма у подростков средствами краеведения на уроках английского языка в современной школе.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на уроке английского языка в современной школе.

Предмет исследования - содержание и организация патриотического воспитания подростков средствами краеведения на уроке английского языка.

Наше исследование: процесс патриотического воспитания учащихся на уроках английского языка средствами краеведения будет протекать успешно при:

• разработке и внедрении модели исследуемого процесса, центральным компонентом которой является программа для учащихся 8-9 классов «Петровское – есть чем гордиться», основанная на материалах краеведческого характера;

• использовании в учебно-воспитательном процессе преподавания английского языка материалов региональной тематики: обычаев, традиций, фактов, истоки и рассвет села Петровское, способствующих воспитанию патриотизма;

• организации межличностного взаимодействия подростков путем включения их в коллективную предметно-творческую и проектно-исследовательскую деятельность по предмету на уроках английского языка;

Исходя из цели, предмета и исследования, нами выдвинуты следующие задачи:

1. Уточнить сущность, содержание понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание», «национально-патриотическое воспитание средствами краеведения».

2. Разработать и внедрить в учебный процесс модель формирования патриотизма у учащихся средствами краеведения на уроках английского языка.

3. Апробировать технологию внедрения проектной методики и диалоговых форм работы на уроках английского языка и определить критерии и уровни сформированности патриотизма у учащихся школы.

Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических методов исследования: посвященных проблемам патриотического воспитания, гражданского, нравственного воспитания, культуры межэтнического общения; а также программных документов правительства РФ, анализ содержания нового Государственного образовательного стандарта, учебных планов и программ, действующих в общеобразовательной школе; анализ личного опыта, целенаправленное педагогическое наблюдение, беседы в образовательном процессе, прямое и косвенное наблюдение, педагогический эксперимент, обобщение данных.

В МОУ СОШ №6 в нашем проекте принимали участие 24 учащихся.

Работа велась в несколько этапов:

На первом - подготовительном этапе осуществлялись:

• сбор необходимого материала и изучение имеющихся источников по выбранной теме исследования - философской, исторической литературы;

• анализ и оценка современного состояния выдвинутой проблемы;

• определение темы исследования;

• проведение опроса и определение исходного уровня сформированности патриотизма у учащихся разных возрастов;

На втором этапе:

• разработка материала курса для учащихся 8-9 классов «Мое Петровское – есть чем гордиться» а также процедуре диагностики уровня сформированности патриотической направленности личности школьников;

После обобщения результатов нашей работы, были сформулированы следующие выводы:

1. Разработана модель процесса формирования патриотизма у учащихся средствами краеведения на уроке английского языка.

2. Определены возможности предмета «английский язык» в формировании патриотизма у учащихся.

3. Систематизированы инновационные технологии в преподавании английского языка, способствующие формированию патриотизма.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно направлено на совершенствование процесса формирования патриотизма учащихся средствами краеведения на уроке английского языка. Материалы теоретического исследования, это то что проект «Мое Петровское -есть чем гордиться» является наглядным примером для преподавателей английского языка и учащихся «Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданина и патриота» создают реальные предпосылки для успешного формирования патриотизма у учащихся.

Преемственность патриотизма

в ФГОС нового поколения

Троценко И.Н.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения является одним из элементов традиционной системы воспитания в работах отечественных учёных (В.А. Сластёнин, Б.Т. Лихачёв, П.И. Пидкасистый и др.). По мнению Б.Т. Лихачёва, «сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа» [3]. В.А. Сластёнин считает, что «патриотизм, как качество личности, проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине» [4].

Под ценностными отношениями авторский коллектив под руководством П.И. Пидкасистого понимает «ценностные отношения и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностны для жизни». Патриотизм они рассматривают как «отношение любви к той земле, на которой человек вырос, к её людям, с которыми он проживал события жизни, говорил на одном языке, с которыми его объединяет нечто общее в общем их отношении к жизни [5].».

Патриотизм, как базовая национальная ценность, раскрывается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее – Концепция) через систему нравственных ценностей (представлений) – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству [2].

В Фундаментальном ядре общего образования содержание основных результатов воспитания отражает основные направления развития личности – личностная, социальная и семейная культура. Патриотизм в рамках социальной культуры личности раскрывается через: осознание себя гражданином России, веру в Россию, чувство личной ответственности за Отечество, развитость гражданской солидарности, развитие моральной ответственности личности перед народом, Отечеством, поддержание межэтнического мира и согласия [6].

Одним из принципов государственной политики в области образования является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Согласно ст. 7 Закона РФ «Об образовании» ФГОС должны обеспечить «преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования» [1].

В образовательных программах начального общего и основного общего образования (далее – примерные программы) патриотизм, как личностный результат, является одной из характеристик «портрета выпускника» каждой ступени обучения. Так в «портрете выпускника начальной школы» это отражено в следующих характеристиках – «любящий свой народ, свой край и свою Родину»; на ступени основного общего образования – «любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык»; среднего (общего) полного образования – «любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества».

Учитывая вышеизложенного, рассмотрим преемственность в формировании патриотизма в образовательных программах. Под преемственностью в энциклопедическом словаре понимается «связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации» [7].

В примерных программах приведено общее определение патриотизма как «чувства и сформировавшейся гражданской позиции верности своей стране и солидарности с её народом, гордости за своё Отечество, город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался, готовности к служению Отечеству». Следует отметить, что воспитание патриотизма в образовательных программах раскрывается в основном содержании духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (таб. 1). 

Таблица 1. Сравнение примерных образовательных программ начального общего и среднего общего образования


Параметры

Ступень обучения



Начальная школа

Основная школа


Цель

Цель воспитания – социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.


Задачи

Пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество; воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; формирование патриотизма; уважения к языку, истории и образу жизни представителей народов России.

Формирование российской гражданской идентичности, включающей идентичность российской гражданской нации; укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании страны; развитие патриотизма; укрепление доверия к государству; уважение к образу жизни представителей народов России.


Ценности

Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству.

Любовь к России, своему народу, своему краю.


Содержание воспитания

Представления о символах государства и субъектов РФ, уважительное отношение к русскому языку как государственному и языку межнационального общения; начальные представления о народах России, их общей исторической судьбе, единстве народов нашей страны; элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; любовь к своему селу, городу, народу, России; уважение к защитникам Родины.

Общие представления о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении; системные представления о народах России, их общей исторической судьбе, единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории.


Виды деятельности и формы занятий

Ознакомление с государственной символикой РФ и субъектов, (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом); ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры исполнения патриотического долга (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);·знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий); знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями); участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими; участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры патриотизма.

Получают знания о символах государства – Флаге, Гербе России и её субъектов; знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры исполнения патриотического долга, в процессе сюжетно-ролевых игр историко-патриотического содержания; знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, в процессе экскурсий, встреч и бесед с представителями общественных организаций, посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями; участвуют в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими; участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры патриотизма.


Планируемые результаты

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике РФ, русскому языку, народным традициям; элементарные представления о наиболее значимых страницах истории страны, культурном достоянии своего края, о примерах исполнения патриотического долга; опыт ролевого взаимодействия и реализации патриотической позиции;

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, родным языкам; знание символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины; знание национальных героев и важнейших событий истории России.

Анализ таблицы с позиции преемственности в формировании патриотизма позволяет сделать следующие выводы:

цель воспитания, обозначенная в примерной программе начального общего образования идентична цели воспитания основного общего образования;

наблюдается расширение задач воспитания от начального общего к среднему общему образованию: в среднем звене добавляется новая задача – формирование российской гражданской идентичности. Это расширяет поле воспитательной деятельности классного руководителя, педагога;

формирование таких понятий, как патриотизм, уважение к языку, истории и образу жизни представителей народов России является задачей начального общего образования. В среднем звене эта задача трансформируется в укрепление веры в Россию, чувство личной ответственности за Отечество, заботу о процветании своей страны, развитие патриотизма; укрепление доверия к государству; уважение к образу жизни представителей народов России;

служение Отечеству, как базовая ценность и задача, обозначено в примерной программе начальной школы, а в среднем звене этой задачи нет;

в содержании воспитания наблюдается преемственность в формировании системных представлений в среднем звене о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов трансформируются в систему знаний в среднем звене. В то же время, в среднем звене отсутствует элемент содержания – любовь к своему селу, городу, народу, России; уважение к защитникам Родины;

как вид деятельности, в примерной программе начального общего образования фиксируется ознакомление с государственной символикой Российской Федерации, и её субъектов; с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей; с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры патриотизма, что предполагает в большей степени пассивность учащихся. В среднем звене становится востребованной активная позиция учащегося в процесее получения знаний о символах государства; знакомства с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей; с деятельностью общественных организаций патриотической направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ; с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры патриотизма. Как в начальном звене, так и в среднем отмечается участие, как вид деятельности, указывающий на активную роль ученика в воспитательном процессе;

опыт ролевого взаимодействия и реализации патриотической позиции ученика, как планируемый результат начальной школы, в среднем звене расширяется в знание символики РФ, национальных героев и важнейших событий истории России; системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, защиты Отечества как долга и обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии.

Таким образом, в образовательных программах преемственность патриотизма, как базовой ценности, прослеживается от начального образования к среднему. Наблюдается расширение задач, содержания образования, видов деятельности и планируемых результатов. Но служение Отечеству, как ценность, не представлена в программе среднего звена.

Литература:

Закон РФ «Об образовании». – URL: http://consultant.ru.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – URL: http://standart.edu.ru.

Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций.М.: Владос, 2010. 648 с.

Педагогика. /Под ред. В.А. Сластенина. М.: ИЦ «Академия», 2002. 576 с.

Педагогика. /Под. ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. С. 427-428

Фундаментальное ядро содержания общего образования.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Ивашнева Татьяна Сергеевна

Дата: 10.06.2015

Номер свидетельства: 218949


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства