Формирование этнокультурной толерантности у учащихся начальной школы.
Формирование этнокультурной толерантности у учащихся начальной школы.
Организация условий, способствующих формированию этнокультурной толерантности учащихся начальной школы
Интерес к проблеме этнокультурной толерантности личности обусловлен происходящими в современном обществе социальными, политическими и экономическими изменениями, в том числе усилением интеграционных и миграционных процессов. Формирование этнокультурной толерантности младших школьников определены Примерной программой воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование) и «Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников», которые ориентируют образовательную систему на основные ценности семейной жизни, культуры своего народа, российской гражданской нации и мирового сообщества. В качестве национального воспитательного идеала рассматривают «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях российского народа» Такое представление о выпускнике образовательного учреждения, безусловно, является идеальным, но позволяет определить педагогические условия, способствующие формированию этнокультурной толерантности учащихся начальной школы.
Как воспитать этнокультурные толерантные качества у младших школьников? Речь здесь может идти, конечно же, не о «наборе» мероприятий, а о целостной воспитательной структуре (системе воспитательной работы) с продуманным содержанием, стратегией, тактикой.
Немаловажный вопрос: что может являться системообразующим элементом, объединяющим наши усилия? В нашей школе таким элементом стали этнокультурные и социальные особенности нашего региона - многонационального сообщества людей, проживающих на стыке культур разных народов: русских, бурятов, татар и других.
В школе система воспитательной работа, направленная на формирование этнокультурной толерантности на основе народных традиций, проходит стадию развития. Многое еще предстоит откорректировать, усовершенствовать. Но основа уже заложена, и наш пока еще небольшой опыт показал: наиболее оправдана поэтапная форма «вхождения» ученика в мир народной культуры.
1 этап -Знакомство с культурными традициями народа
На этапе знакомства с культурными традициями народа на первый план выходят мотивация и познавательная активность школьника, эмоциональное насыщение содержания деятельности, создание творческой атмосферы, постановка проблемных вопросов. Беседы, тематические классные часы, конкурсы, игры, выставки, праздники способствуют вовлечению учащихся начальной школы в межкультурный диалог в ходе урочной и внеурочной деятельности.
Учебная часть - это специальные этнокультурные разделы, включаемые в учебные программы школьных курсов:
Математика 4 класс (2 часа в год). Старинные русские и бурятские меры расстояний, длины, веса. История метрической системы мер и весов.
Музыка 1-4класс. Разучивание русских и бурятских народных песен. Разбор и классификация народных песен.
Физическая культура. Народные игры и их физкультурное значение.
Изобразительное искусство и художественный труд. Разделы «Народные сказки», «Народные игрушки», «Национальный костюм», «Промыслы народов Прибайкалья». Специальные этнокультурные проекты:
«Бурятский и русский народный фольклор» -1-2 классы по 34 часа.
«Основы религиозных культур» - 3-4 классы по16 часов.
Внеурочная деятельность:
Проектная и исследовательская работа по истории родного села.
Коллективно-творческие дела: «Путешествие в сказку», конкурсы рисунков, поделок, пословиц, скороговорок, чтецов, экскурсии в краеведческий музей, культпоездки в города Иркутск, Ангарск, посещение музея А. Вампилова п. Кутулик и т.д.
Чемпионаты по национальной борьбе, русским шашкам, городкам, стрельбе из лука.
Работа с родителями.
Лекции, беседы о народной педагогике. Привлечение родителей к подготовке и проведению народных праздников, вечеров, соревнований и т.д. Помощь в исследовательской, проектной деятельности.
Создание единой культурно-образовательной среды (детский сад, школа, Дом народного творчества села), сотрудничество педагогов, учеников и родителей возможно при взаимной заинтересованности сторон, обоюдной ответственности за результат воспитания.
Приобщение ребенка к культурным народным традициям положительно сказывается на формировании толерантных убеждений и взглядов. Многие ученики понимают, что в культуре каждого народа есть нечто свое, неповторимое, а потому и особенно ценное, что национальное своеобразие сближает нации, а не разъединяет. Культура создается сообща, она интернациональна, принадлежит всему человечеству, а значит служит объединению народов.
Работа по направлению формирования этнокультурной толерантности решает задачу «заботы о преуспевании единого многонационального российского народа и поддержке межэтнического мира и согласия». Фиксация личного опыта, приобретаемого на разных мероприятиях, а, самое главное, опыт деятельности позволяет приблизиться к заявленной в новом стандарте цели современного образования
Таким образом, система социальных и педагогических условий, построенная на приобщении обучающихся к культурным традициям народов, дает положительные результаты в виде более выраженного чувства патриотизма, толерантности по отношению ко всем народам, воспитания творческой личности.
Достижения обучающихся начальных классов МБОУ Хадаханская СОШ
Год, класс
Название мероприятия
Уровень
Результат
2010
1класс
Конкурс «Юный Гэсэр и Дангина».
окружной
2 место грамота
2012
3 класс
Конкурс «Расцветай, мой край родной»
муниципальный
1место грамота
2009
4 класс
Конкурс детского художественного творчества «Гэсэр глазами детей».
муниципальный
2 место
сертификат
2009
4 класс
Конкурс творческих сочинений «Мои первые строки о Родине».
региональный
публикация
сертификат
сборник стихов
2011
2 класс
Фестиваль народных коллективов, посвященный 350-летию г. Иркутска. Номинация «Лучшая солистка».
муниципальный
1 место диплом
2012
3 класс
Районный конкурс рисунков «Народный костюм».
муниципальный
1 место диплом
2012 3класс
Областной фестиваль детского творчества «Алтын туяа» («Золотой луч»). Номинация «Народная песня»
региональный
3 место грамота
статья в газете
2012
3класс
Областной конкурс «Язык-душа народа»
региональный
2место грамота
2011
1класс
Конкурс «Юный Будамшуу» на призы народного артиста России М. Елбонова
всероссийский
диплом
2012
3класс
X Международный фестиваль «Алтаргана-2012»
международный
статья в СМИ
4место благодарность Министерства культуры и архивов Иркутской области
2012
3класс
III краеведческий фестиваль «Я люблю эту землю»
региональный
1 место грамота
2012
3класс
Конкурс «Экологический фольклор народов России»
всероссийский
1 место диплом
2013
4класс
Фестиваль-конкурс «Экологический фольклор народов мира»
В статье идет речь о создании системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений и взглядов на основе этнокультурного воспитания учащихся, достижениях воспитанников начальной школы.
Этнокультурная толерантность
Шанарова Галина Федоровна учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ Хадаханская СОШ Нукутского района, Иркутской области
Организация условий, способствующих формированию этнокультурной толерантности учащихся начальной школы
Интерес к проблеме этнокультурной толерантности личности обусловлен происходящими в современном обществе социальными, политическими и экономическими изменениями, в том числе усилением интеграционных и миграционных процессов. Формирование этнокультурной толерантности младших школьников определены Примерной программой воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование) и «Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников», которые ориентируют образовательную систему на основные ценности семейной жизни, культуры своего народа, российской гражданской нации и мирового сообщества. В качестве национального воспитательного идеала рассматривают «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях российского народа» Такое представление о выпускнике образовательного учреждения, безусловно, является идеальным, но позволяет определить педагогические условия, способствующие формированию этнокультурной толерантности учащихся начальной школы.
Как воспитать этнокультурные толерантные качества у младших школьников? Речь здесь может идти, конечно же, не о «наборе» мероприятий, а о целостной воспитательной структуре (системе воспитательной работы) с продуманным содержанием, стратегией, тактикой.
Немаловажный вопрос: что может являться системообразующим элементом, объединяющим наши усилия? В нашей школе таким элементом стали этнокультурные и социальные особенности нашего региона - многонационального сообщества людей, проживающих на стыке культур разных народов: русских, бурятов, татар и других.
В школе система воспитательной работа, направленная на формирование этнокультурной толерантности на основе народных традиций, проходит стадию развития. Многое еще предстоит откорректировать, усовершенствовать. Но основа уже заложена, и наш пока еще небольшой опыт показал: наиболее оправдана поэтапная форма «вхождения» ученика в мир народной культуры.
1 этап -Знакомство с культурными традициями народа
На этапе знакомства с культурными традициями народа на первый план выходят мотивация и познавательная активность школьника, эмоциональное насыщение содержания деятельности, создание творческой атмосферы, постановка проблемных вопросов. Беседы, тематические классные часы, конкурсы, игры, выставки, праздники способствуют вовлечению учащихся начальной школы в межкультурный диалог в ходе урочной и внеурочной деятельности.
Учебная часть - это специальные этнокультурные разделы, включаемые в учебные программы школьных курсов:
Математика 4 класс (2 часа в год). Старинные русские и бурятские меры расстояний, длины, веса. История метрической системы мер и весов.
Музыка 1-4класс. Разучивание русских и бурятских народных песен. Разбор и классификация народных песен.
Физическая культура. Народные игры и их физкультурное значение.
Изобразительное искусство и художественный труд. Разделы «Народные сказки», «Народные игрушки», «Национальный костюм», «Промыслы народов Прибайкалья». Специальные этнокультурные проекты:
«Бурятский и русский народный фольклор» -1-2 классы по 34 часа.
«Основы религиозных культур» - 3-4 классы по16 часов.
Внеурочная деятельность:
Проектная и исследовательская работа по истории родного села.
Коллективно-творческие дела: «Путешествие в сказку», конкурсы рисунков, поделок, пословиц, скороговорок, чтецов, экскурсии в краеведческий музей, культпоездки в города Иркутск, Ангарск, посещение музея А. Вампилова п. Кутулик и т.д.
Чемпионаты по национальной борьбе, русским шашкам, городкам, стрельбе из лука.
Работа с родителями.
Лекции, беседы о народной педагогике. Привлечение родителей к подготовке и проведению народных праздников, вечеров, соревнований и т.д. Помощь в исследовательской, проектной деятельности.
Создание единой культурно-образовательной среды (детский сад, школа, Дом народного творчества села), сотрудничество педагогов, учеников и родителей возможно при взаимной заинтересованности сторон, обоюдной ответственности за результат воспитания.
Приобщение ребенка к культурным народным традициям положительно сказывается на формировании толерантных убеждений и взглядов. Многие ученики понимают, что в культуре каждого народа есть нечто свое, неповторимое, а потому и особенно ценное, что национальное своеобразие сближает нации, а не разъединяет. Культура создается сообща, она интернациональна, принадлежит всему человечеству, а значит служит объединению народов.
Работа по направлению формирования этнокультурной толерантности решает задачу «заботы о преуспевании единого многонационального российского народа и поддержке межэтнического мира и согласия». Фиксация личного опыта, приобретаемого на разных мероприятиях, а, самое главное, опыт деятельности позволяет приблизиться к заявленной в новом стандарте цели современного образования
Таким образом, система социальных и педагогических условий, построенная на приобщении обучающихся к культурным традициям народов, дает положительные результаты в виде более выраженного чувства патриотизма, толерантности по отношению ко всем народам, воспитания творческой личности.
Достижения обучающихся начальных классов МБОУ Хадаханская СОШ
Год, класс
Название мероприятия
Уровень
Результат
2010
1класс
Конкурс «Юный Гэсэр и Дангина».
окружной
2 место грамота
2012
3 класс
Конкурс «Расцветай, мой край родной»
муниципальный
1место грамота
2009
4 класс
Конкурс детского художественного творчества «Гэсэр глазами детей».
муниципальный
2 место
сертификат
2009
4 класс
Конкурс творческих сочинений «Мои первые строки о Родине».
региональный
публикация
сертификат
сборник стихов
2011
2 класс
Фестиваль народных коллективов, посвященный 350-летию г. Иркутска. Номинация «Лучшая солистка».
муниципальный
1 место диплом
2012
3 класс
Районный конкурс рисунков «Народный костюм».
муниципальный
1 место диплом
2012 3класс
Областной фестиваль детского творчества «Алтын туяа» («Золотой луч»). Номинация «Народная песня»
региональный
3 место грамота
статья в газете
2012
3класс
Областной конкурс «Язык-душа народа»
региональный
2место грамота
2011
1класс
Конкурс «Юный Будамшуу» на призы народного артиста России М. Елбонова
всероссийский
диплом
2012
3класс
X Международный фестиваль «Алтаргана-2012»
международный
статья в СМИ
4место благодарность Министерства культуры и архивов Иркутской области
2012
3класс
III краеведческий фестиваль «Я люблю эту землю»
региональный
1 место грамота
2012
3класс
Конкурс «Экологический фольклор народов России»
всероссийский
1 место диплом
2013
4класс
Фестиваль-конкурс «Экологический фольклор народов мира»