«Патриотическое воспитание в социализации школьников»
«Патриотическое воспитание в социализации школьников»
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите.
Работа нашей школы по патриотическому воспитанию направлена на постоянное создание у школьников чувства гордости за свою работу и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
В результаты работы в данном направлении должны получить планируемые результаты:
1) активизация работы связанной с патриотическим воспитанием;
2) вовлечение школьников в организацию патриотического воспитания.
Наша школа работает по программе патриотического воспитания «Растим патриотов».
Задачами которой являются:
- утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений,
- воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
- создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина
- снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
- разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и вне урочной системы программных мероприятий;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;
- разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся.
Эти задачи работы по патриотическому воспитанию достигаются только совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций.
Для реализации данных задач мы проводим в школе различные мероприятия.
Так, например, к празднику 9 мая члены детского школьного объединения, совместно с классными руководителями планируют мероприятия, посвященные этой дате. Готовят литературно-музыкальные композиции, ярко и эмоционально рассказывающие о тех далеких уже днях, проводят конкурсы инсценированной песни тех лет, организуют концерты для ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в нашем поселке, встречи с людьми, которые помнят трудное военное время( председатель Совета ветеранов, Жаркова Юлия Николаевна).
Школьники принимают участие в благоустройстве территории памятников погибшим в годы ВОВ. Работая, ребята приводят в порядок территорию у памятника воинам, погибшим в годы Великой отечественной войны. Они учатся не только ценить и уважать свой труд, но и труд своих друзей и знакомых. В этом тоже чувствуется проявление гражданского долга.
- Традиционно, силами детского школьного объединения «Надежда» организуется праздничный концерт «Для милых мам», на который традиционно были приглашаются мамы, бабушки и ветераны педагогического труда.
Классные руководители знакомят учащихся с понятием толерантность, с основными чертами толерантной личности.
- Интересно проходит конкурс рисунков «Мама милая моя». Ребята младших классов рисуют на уроках ИЗО и дома, портреты своих мам; обучающиеся среднего звена составляют проекты о мамах, выпускают стенгазеты.
-Ребята не забывают и про юных героев войны. В их честь читают стихи, поют песни, вспоминают их подвиги.
Мероприятия, направленные
на патриотическое воспитание школьников
Документально – поэтическая композиция «Жертвам политических репрессий посвящается»
Конкурс военной песни «По дорогам фронтовым»
Конкурс чтецов «Навеки в памяти людской», посвященной 69 годовщине Победы
Викторина « Незабываемые даты»
Конкурс на лучшую открытку ветерану «Спасибо за Победу»
Конкурс рисунков «Они сражались за Родину»
Выставка художественной и научно-популярной литературы «69 годовщине Победы посвящается»
Участие в праздничной демонстрации
Участие в факельном шествии
Правовая игра «Я гражданин РФ»
Привлечение родителей обучающихся к организации и проведению мероприятий по воспитанию патриотизма и гражданственности.
Тематические классные часы “Государственные символы России”, “Обычаи и традиции моей страны”.
Конкурс чтецов. День юного героя – антифашиста «Дети в годы войны»
Тематический классный час “Люди, достойные подражания”.
Празднуем 23 февраля:
Спортивное соревнование «Наши мальчики лучше всех»
Просматривается воспитание гражданственности через участие детей в Акциях «Открытка ветерану», «Открытка солдатам российской Армии»,»Все дети за мир», «Солдатский платок», «Теплый дом», «Очистим планету от мусора».
Школа сотрудничает тесно с ДПиШ, обучающиеся школы принимают активное участие в краеведческой конференции на тему «Наши знаменитые земляки», посещают музей Боевой и трудовой славы в котором большой раздел посвящен истории Романовки, где проходят занятия краеведческого коллектива «Хранители времени». Ребята изучают историю родного края, природу Романовского района, историю детской организации и собирают материалы про жителей района тем самым пополняя фонды музея.
Вся работа, проводимая по данному направлению, дает свои положительные результаты. Среди наших выпускников за последние годы не было ни одного случая уклонения от службы в Вооруженных силах. Наши обучающиеся с огромным желанием и интересом участвуют в уроках мужества, конкурсах и других мероприятиях по патриотическому воспитанию.
В процессе работы по патриотическому воспитанию у школьников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
Очень важно, проводя работу по патриотическому воспитанию, учитывать, что в наши дни нельзя ребятам ничего навязывать, это может вызвать у них протест, отчуждение, нужно стараться делать это исподволь, заинтересовывая школьников возможностью проявить свои таланты и способности.
Любовь к Родине - это и любовь к искусству родного народа. Но мы с вами знаем, что молодежь редко проявляет интерес к народным песням, танцам, играм, обрядам.
И мы считаем своим долгом воспитывать у наших учеников уважение к народному творчеству. Этому способствуют праздники фольклора «Мы дети разных народов», концерты художественной самодеятельности, занятия в кружках.
Доказано, что применение активных форм и методов обучения и воспитания в их взаимосвязи и взаимообусловленности таких, как выразительное чтение, эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, обсуждение видеофильмов, написание исторических сочинений, эссе, работа с биографиями, одновременно несколькими документами - развивают теоретическое мышление, умения и навыки работы с большим объемом информации, развивают историческую память; коллективные творческие дела, ролевые и тематические игры, - формируют опыт поведения, регуляции взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; разработка мультимедийных проектов, слайд-презентаций, - развивают толерантность, коммуникативные навыки, опыт ролевого взаимодействия. Данные формы и методы, дифференцированные с учетом возрастных особенностей подростков, их знаний и интересов воздействуют на чувства, волю, сознание, развивают творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивают эффективность и непрерывность патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности.
Я думаю, что вы согласитесь со словами Карамзина: «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота».
Для нас патриотическое воспитание неразрывно связано с изучением истории родного края. Ведь любить - значит знать и понимать. Как можно любить то, чего не знаешь? Мы стремимся дать нашим ученикам наиболее полное представление об истории родного города и области. Эта тема звучит и на уроках, и на классных часах, и на педсоветах, и на семинарах разных уровней, проводимых в нашей школе. Нами был проведен опрос среди обучающихся 7-9 классов по вопросам:
Что такое патриотизм?
Кто такой патриот?
Считаешь ли ты себя патриотом?
Ответы учащихся превзошли наши ожидания, рассеяли опасения, что наши дети не имеют представления о патриотизме.
Большинство обучающихся ответили, что патриотизм - это любовь к Родине, готовность встать на ее защиту. Патриот - это человек, любящий свою Родину, готовый ее защищать, отдать за нее жизнь.
Как видим, наша работа по патриотическому воспитанию дает некоторые результаты. И хотя пока это только слова, мы надеемся, что, повзрослев, наши выпускники будут истинными патриотами своей Родины.
Без прошлого нет будущего. Эта истина, которая не требует доказательств. Очень хочется, чтобы все усилия взрослых, которые занимаются патриотическим воспитанием детей и молодежи не оказались напрасными. А они уже не напрасны! Это видно по нашим детям. Самое главное, чтобы поддержка государства и органов местного самоуправления не ослабевала, а наоборот, становилась все сильнее! Мы же будем стараться воспитывать в наших детях настоящих граждан своей страны.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
«Уголок России»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Патриотическое воспитание в социализации школьников»»
МОУ Романовская средняя общеобразовательная школа
«Патриотическое воспитание
в
социализации школьников»
Выполнила:
Дьяконова Светлана Викторовна
- старшая вожатая
МОУ Романовская средняя
общеобразовательная школа
412270, Саратовская область,
р.п. Романовка,
ул.Народная, д.39
т.4-08-53
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите.
Работа нашей школы по патриотическому воспитанию направлена на постоянное создание у школьников чувства гордости за свою работу и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
В результаты работы в данном направлении должны получить планируемые результаты:
активизация работы связанной с патриотическим воспитанием;
вовлечение школьников в организацию патриотического воспитания.
Наша школа работает по программе патриотического воспитания «Растим патриотов».
Задачами которой являются:
- утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений,
- воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
- создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина
- снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
- разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и вне урочной системы программных мероприятий;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;
- разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся.
Эти задачи работы по патриотическому воспитанию достигаются только совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций.
Для реализации данных задач мы проводим в школе различные мероприятия.
Так, например, к празднику 9 мая члены детского школьного объединения, совместно с классными руководителями планируют мероприятия, посвященные этой дате. Готовят литературно-музыкальные композиции, ярко и эмоционально рассказывающие о тех далеких уже днях, проводят конкурсы инсценированной песни тех лет, организуют концерты для ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в нашем поселке, встречи с людьми, которые помнят трудное военное время( председатель Совета ветеранов, Жаркова Юлия Николаевна).
Школьники принимают участие в благоустройстве территории памятников погибшим в годы ВОВ. Работая , ребята приводят в порядок территорию у памятника воинам, погибшим в годы Великой отечественной войны. Они учатся не только ценить и уважать свой труд, но и труд своих друзей и знакомых. В этом тоже чувствуется проявление гражданского долга.
- Традиционно, силами детского школьного объединения «Надежда» организуется праздничный концерт «Для милых мам», на который традиционно были приглашаются мамы, бабушки и ветераны педагогического труда.
Классные руководители знакомят учащихся с понятием толерантность, с основными чертами толерантной личности.
- Интересно проходит конкурс рисунков «Мама милая моя». Ребята младших классов рисуют на уроках ИЗО и дома, портреты своих мам; обучающиеся среднего звена составляют проекты о мамах, выпускают стенгазеты.
-Ребята не забывают и про юных героев войны. В их честь читают стихи, поют песни, вспоминают их подвиги.
Мероприятия , направленные
на патриотическое воспитание школьников
Документально – поэтическая композиция «Жертвам политических репрессий посвящается»
Конкурс военной песни «По дорогам фронтовым»
Конкурс чтецов «Навеки в памяти людской», посвященной 69 годовщине Победы
Викторина « Незабываемые даты»
Конкурс на лучшую открытку ветерану «Спасибо за Победу»
Конкурс рисунков «Они сражались за Родину»
Выставка художественной и научно-популярной литературы «69 годовщине Победы посвящается»
Участие в праздничной демонстрации
Участие в факельном шествии
Правовая игра «Я гражданин РФ»
Привлечение родителей обучающихся к организации и проведению мероприятий по воспитанию патриотизма и гражданственности.
Тематические классные часы “Государственные символы России”, “Обычаи и традиции моей страны”.
Конкурс чтецов. День юного героя – антифашиста «Дети в годы войны»
Тематический классный час “Люди, достойные подражания”.
Празднуем 23 февраля:
Спортивное соревнование «Наши мальчики лучше всех»
Просматривается воспитание гражданственности через участие детей в Акциях «Открытка ветерану», «Открытка солдатам российской Армии»,»Все дети за мир», «Солдатский платок», «Теплый дом», «Очистим планету от мусора».
Школа сотрудничает тесно с ДПиШ, обучающиеся школы принимают активное участие в краеведческой конференции на тему «Наши знаменитые земляки», посещают музей Боевой и трудовой славы в котором большой раздел посвящен истории Романовки, где проходят занятия краеведческого коллектива «Хранители времени». Ребята изучают историю родного края, природу Романовского района, историю детской организации и собирают материалы про жителей района тем самым пополняя фонды музея.
Вся работа, проводимая по данному направлению, дает свои положительные результаты. Среди наших выпускников за последние годы не было ни одного случая уклонения от службы в Вооруженных силах. Наши обучающиеся с огромным желанием и интересом участвуют в уроках мужества, конкурсах и других мероприятиях по патриотическому воспитанию.
В процессе работы по патриотическому воспитанию у школьников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
Очень важно, проводя работу по патриотическому воспитанию, учитывать, что в наши дни нельзя ребятам ничего навязывать, это может вызвать у них протест, отчуждение, нужно стараться делать это исподволь, заинтересовывая школьников возможностью проявить свои таланты и способности.
Любовь к Родине - это и любовь к искусству родного народа. Но мы с вами знаем, что молодежь редко проявляет интерес к народным песням, танцам, играм, обрядам.
И мы считаем своим долгом воспитывать у наших учеников уважение к народному творчеству. Этому способствуют праздники фольклора «Мы дети разных народов», концерты художественной самодеятельности, занятия в кружках.
Доказано, что применение активных форм и методов обучения и воспитания в их взаимосвязи и взаимообусловленности таких, как выразительное чтение, эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, обсуждение видеофильмов, написание исторических сочинений, эссе, работа с биографиями, одновременно несколькими документами - развивают теоретическое мышление, умения и навыки работы с большим объемом информации, развивают историческую память; коллективные творческие дела, ролевые и тематические игры, - формируют опыт поведения, регуляции взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; разработка мультимедийных проектов, слайд-презентаций, - развивают толерантность, коммуникативные навыки, опыт ролевого взаимодействия. Данные формы и методы, дифференцированные с учетом возрастных особенностей подростков, их знаний и интересов воздействуют на чувства, волю, сознание, развивают творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивают эффективность и непрерывность патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности.
Я думаю, что вы согласитесь со словами Карамзина: «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота».
Для нас патриотическое воспитание неразрывно связано с изучением истории родного края. Ведь любить - значит знать и понимать. Как можно любить то, чего не знаешь? Мы стремимся дать нашим ученикам наиболее полное представление об истории родного города и области. Эта тема звучит и на уроках, и на классных часах, и на педсоветах, и на семинарах разных уровней, проводимых в нашей школе. Нами был проведен опрос среди обучающихся 7-9 классов по вопросам:
Что такое патриотизм?
Кто такой патриот?
Считаешь ли ты себя патриотом?
Ответы учащихся превзошли наши ожидания, рассеяли опасения, что наши дети не имеют представления о патриотизме.
Большинство обучающихся ответили, что патриотизм - это любовь к Родине, готовность встать на ее защиту. Патриот - это человек, любящий свою Родину, готовый ее защищать, отдать за нее жизнь.
Как видим, наша работа по патриотическому воспитанию дает некоторые результаты. И хотя пока это только слова, мы надеемся, что, повзрослев, наши выпускники будут истинными патриотами своей Родины.
Безпрошлогонет будущего. Этаистина, которая не требует доказательств. Очень хочется, чтобы все усилия взрослых, которые занимаются патриотическим воспитанием детей и молодежи не оказались напрасными. А они уже не напрасны!!!! Этовидно по нашим детям. Самое главное, чтобы поддержка государства и органов местного самоуправления не ослабевала, а наоборот, становилась все сильнее! Мы же будем стараться воспитывать в наших детях настоящих граждан своей страны.