kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модель организации внеурочной деятельности в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья написана в соавторстве с учителем начальных классов ВКК,магистром педагогики Шалагиновой Светланой Александровной. В материале представлена оптимизационная модель организации внеурочной деятельности в начальной школе лицея (из опыта работы), раскрыто понятие «внеучебной деятельности школьника».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модель организации внеурочной деятельности в начальной школе »

Шалагинова Светлана Александровна,

учитель начальной школы ВКК,

педагог-психолог МАОУ лицей №3,

Дедюхина Елена Альбертовна,

учитель начальной школы ВКК,

МАОУ лицей №3

Ленинского района г.Екатеринбурга

Модель организации внеурочной деятельности

в начальной школе


В статье представлена оптимизационная модель организации внеурочной деятельности в начальной школе лицея (из опыта работы).


За долгие годы сплоченной работы педагоги нашего лицея отрабатывали оптимальную для реализации модель организации внеурочной деятельности обучающихся. Два первых класса, работающих по Программе «Школа 2100» и «Перспективная начальная школа» под руководством Финк Светланы Геннадьевны (высшая квалификационная категория) и Шалагиновой Светланы Александровны (Магистр педагогики, высшая квалификационная категория) в 2010 – 2011 учебном году являлись инновационной площадкой по внедрению ФГОС второго поколения. На сегодняшний день в нашем лицее реализуют ФГОС НОО 1-4 классы, ФГОС ООО 5-8 классы.

Мы все прекрасно знаем, что теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Сегодня как никогда становится актуальным вопрос организации внеурочной деятельности в начальной школе. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 с внесёнными изменениями на 18 мая 2015 года) Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Введение часов на этот вид деятельности учащихся (главное достоинство новых стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

  • улучшить условия для развития ребенка;

  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Для организации внеурочной деятельности в нашем образовательном учреждении используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, клубы, школьные научные общества, игры, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, мастерские, общественно-полезные практики.

Причины повлиявшие на выбор вида внеурочной деятельности в лицее:

- особенности образовательного учреждения (особенности концепции лицея, его направленности, приоритетов);

- вкусы, заинтересованность какой-либо проблемой учителями, их творческая индивидуальность как фактор выбора вида внеурочной деятельности школьниками;

- наличие материально-технической базы для организации той или иной внеурочной деятельности.

На начало второго полугодия возможна корректировка направлений и видов внеучебной деятельности в зависимости от потребностей и возможностей детей, школы и т.п. Но в нашей школе этого не произошло, педагоги продолжили работу по выбранным направлениям.

Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ.

В учебном плане для начальной школы выделены основные направления внеурочной деятельности:

  • Спортивно – оздоровительная деятельность – формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях.

Взаимодействие учебной и внеучебной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Данное направление представлено такими курсами как «Подвижные игры», «Шахматы».

  • Общекультурное (нацелено на художественно-эстетическое, музыкальное развитие, освоение ребёнком ценностей Культуры); задача данного направления состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание. Данное направление представлено курсами «Декоративно-прикладное искусство» и «Юный художник».

  • Общеинтеллектуальное направление (базируется на организации научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся) - является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.

У нас в лицее педагогами ведётся курс «Учусь создавать проект», в основу которой положена Программа «Я – исследователь» – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи деятельностного подхода в образовании, методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Данное направление представлено курсами «Занимательный мир слов», «Учусь создавать проект».

  • Духовно-нравственное (нацелено на духовно-нравственное развитие личности) – военно-патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Его основой является формирование и развитие у детей преданности Родине и гордости за нее в любых экономических и политических ситуациях.

Передобучающимися государством поставлена основная задача: быть достойным гражданином России, хорошо учиться, быть способным и готовым к служению в российских Вооруженных силах. В этой связи на учителя возложена сложнейшая задача по реабилитации имиджа российской Армии.

Для реализации работы в данном направлении были выбраны несколько программ:

  1. «Юный патриот» и «Юные музееведы»- курсы ведёт Юмакова Виолетта Яковлевна – педагог высшей квалификационной категории, работающий в нашей школе более сорока лет. В организации данной работы в наше время она ориентируется на объективные трактовки исторических событий с позиции гражданственности, исторической преемственности поколений, уважения к своим предкам вне зависимости от их мировоззрения или идеологии. Ко всем соотечественникам, кто жертвовал за Россию, у детей с раннего возраста должно воспитываться уважение, так как вся без изъятий история нашей Родины - наше бесценное достояние, жизненно важное для современного общества. Старается выработать благоговейное, трепетное отношение к пожилым людям, стремиться сохранить в сознании учащихся понимание актуальности единства поколений. Опирается на взаимодействие школы и семьи. Объясняя, как строить свои отношения на основе взаимоуважения, воспитания высокого ценностного отношения к окружающим, ориентации на выработку у учащегося самостоятельности и ответственности, соответственного поведения в отношении с пожилыми людьми и ветеранами.

  2. «Урал. Человек. Истоки» - отправной точкой для создания регионального образовательного проекта «Урал. Человек. Истоки» послужила программа «Социокультурные истоки» профессора И.А. Кузьмина (Москва) и разработанный на ее основе учебно-методический комплект «Истоки», автор - А.В. Камкин, доктор исторических наук (Вологда). Опыт выстраивания воспитательной системы школы на основе проекта «Истоки» широко распространен в субъектах РФ от Европейской части до Дальнего Востока. Но только в Свердловской области «истоковские» технологии воспитания на социокультурном опыте получили развитие в виде собственного регионального образовательного проекта.

Региональный образовательный проект «Урал. Человек. Истоки» призван сформировать ответственность молодого поколения за настоящее и будущее своей семьи, малой родины и всей страны, подвести учащихся к принятию духовных и культурных традициях народов Урала, воспитать в них чувство «духовной оседлости».

Курс решает задачи:

- освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;

- оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;

- личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа;

- развитие мотивации к саморазвитию.

По этой программе работает Шалагинова Светлана Александровна – Магистр педагогики, педагог высшей квалификационной категории.

Психологические особенности младшегошкольного возраста характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Опираясь на то новое положительное, что появилось в психике ребенка, начальная школа пытается формировать чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. С малых лет необходимо дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире. Тот, кто работает с младшими школьниками, хорошо знает, насколько трудно сформировать у детей 7-10 лет хоть какое-то представление о малой и большой родине. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Значимость воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением.

  • Социальное направление (в его основе – общественно значимая деятельность). Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит во главе угла идейного и нравственного воспитания и является основной проблемой воспитания в целом. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно - потребностную сферу растущего человека.

Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество». Критерием оценки общественно полезной деятельности младшего школьника является не просто ее продукт (он может быть минимален), а степень сформированности ответственного отношения к общему делу. Направление представлено такими курсами «Разговор о правильном питании», «Философия», «Правила дорожного движения».

Посещая школу, беседуя со своими детьми, родители отмечают, что каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом – в классах сложились доброжелательные взаимоотношения, что является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Модель организации внеурочной деятельности в начальной школе

Автор: Дедюхина Елена Альбертовна

Дата: 29.09.2015

Номер свидетельства: 234963

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Особенности реализации программы "Разговор о правильном питании" в модели организации внеурочной деятельности в школе "
    ["seo_title"] => string(130) "osobiennosti-riealizatsii-proghrammy-razghovor-o-pravil-nom-pitanii-v-modieli-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "101719"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402428507"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Деятельность детской добровольной организации «Лесовички» в рамках программы «Школа экологии» как модель организации внеурочной деятельности. "
    ["seo_title"] => string(154) "dieiatiel-nost-dietskoi-dobrovol-noi-orghanizatsii-liesovichki-v-ramkakh-proghrammy-shkola-ekologhii-kak-modiel-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "106425"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403010006"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Организация внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(45) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-1"
    ["file_id"] => string(6) "248360"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446718221"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Организация внеурочной деятельности в условиях  введения ФГОС НОО. "
    ["seo_title"] => string(77) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "218646"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433858735"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(288) "Модель организации внеурочной деятельности  c усилением этнокультурного воспитания в рамках реализации  ФГОС  в якутских классах МОБУ СОШ№17 г. Якутска РС(Я) "
    ["seo_title"] => string(173) "modiel-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-c-usilieniiem-etnokul-turnogho-vospitaniia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-v-iakutskikh-klassakh-mobu-sosh-17-gh-iakutska-rs-ia"
    ["file_id"] => string(6) "100069"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402362147"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства