Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО.
Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО.
Современная школа - базовое звено образования, в котором в первую очередь осуществляются процессы реформирования. Согласно концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, школа должна была формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. В целях планового перехода к реализации Президентской инициативы "Наша новая школа", направленной на введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в общеобразовательных учреждениях, МОУ «Классическая гимназия №2» была определена как пилотное общеобразовательное учреждение по введению новых ФГОС начального общего образования.
Одной из целей преобразований признается повышение уровня организации внеурочной деятельности обучающихся. На этом фоне актуальной становится педагогическая проблема, связанная с поиском новых организационных форм внеучебной деятельности, которые были бы адекватны современным социокультурным условиям.
Преимуществом организованного на базе МОУ гимназии модели организации внеурочного пространства (для классов работающих по ФГОС второго поколения) является предоставление учащимся возможности выбора из широкого спектра предложенных занятий, именно тех, которые обеспечат их максимальное развитие в рамках индивидуальной образовательной траектории. Нами была создана смешанная модель организации внеурочной деятельности. Где, для реализации программы по внеурочной деятельности были задействованы учителя начальных классов, учителя-предметники среднего звена, педагог-психолог, библиотекарь, тренерский состав городского физкультурно-оздоровительного комплекса «Олимп».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО. »
Организация внеурочной деятельности в условиях
введения ФГОС НОО.
(из опыта работы Шилоносовой В.К.,
учителя начальных классов
МОУ «Классическая гимназия №2»
г. Тынды Амурской области.
Современная школа - базовое звено образования, в котором в первую очередь осуществляются процессы реформирования. Согласно концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, школа должна была формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. В целях планового перехода к реализации Президентской инициативы "Наша новая школа", направленной на введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в общеобразовательных учреждениях, МОУ «Классическая гимназия №2» была определена как пилотное общеобразовательное учреждение по введению новых ФГОС начального общего образования.
Одной из целей преобразований признается повышение уровня организации внеурочной деятельности обучающихся. На этом фоне актуальной становится педагогическая проблема, связанная с поиском новых организационных форм внеучебной деятельности, которые были бы адекватны современным социокультурным условиям.
Преимуществом организованного на базе МОУ гимназии модели организации внеурочного пространства (для классов работающих по ФГОС второго поколения) является предоставление учащимся возможности выбора из широкого спектра предложенных занятий, именно тех, которые обеспечат их максимальное развитие в рамках индивидуальной образовательной траектории. Нами была создана смешанная модель организации внеурочной деятельности. Где, для реализации программы по внеурочной деятельности были задействованы учителя начальных классов, учителя-предметники среднего звена, педагог-психолог, библиотекарь, тренерский состав городского физкультурно-оздоровительного комплекса «Олимп».
В сентябре 2010 года учителя первых классов, занимались сбором, обработкой, анализом конкретной информации о каждом ребенке. Для родителей было проведено анкетирование «Организация внеурочной деятельности». Из результатов опроса родителей можно сделать вывод, что родители серьезно
занимаются воспитанием и развитием своих детей , хотят продолжитья развивать их
способности в обучении в гимназии, раскрывать новые таланты. Сами родители с
пониманием относятся к модернизации образования и тем переменам, которые предстоит осилить педагогам, детям и родителям в новой школе.
Был проведен опрос учеников 1 классов: «Чем ты любишь заниматься?». Дети подтвердили результаты родительского анкетирования по изучению интересов и потребностей первоклассников. Всю полученную информацию
мы, учителя начальных классов и администрация использовали в организации внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, с учетом пожеланий родителей и интересов учащихся разработаны 11 программ по пяти направлениям, реализующиеся во внеурочной деятельности, которые имеют следующие направления:
1. Спортивно-оздоровительное направление: программы «Здоровье» и «Оздоровительное плавание» обеспечивают комплексное физическое развитие ребенка через систему оздоровительных мероприятий. Руководитель кружка Ермоленко Е.А., учитель начальных классов.
2. Художественно-эстетическое направление: программа «Театральная мастерская» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Через средства и методы театрально-игровой деятельности, с использованием отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения. Руководитель кружка Шилоносова В.К., учитель начальных классов. Программа «Русский калейдоскоп» предполагает воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям культуры. Руководитель кружка Давыдова И.П., библиотекарь гимназии. Программа «Природа вокруг нас» предполагает непрерывное образование детей в изобразительной деятельности, которое включает: формирование зрительных представлений, развитие чувства цвета, ритма, композиции, эстетического и художественного вкуса. Руководитель кружка Давыдова и.П., библиотекарь гимназии.
3. Научно-познавательное направление: программа «Эрудит. Проектная и исследовательская деятельность» ориентирована на развитие творческой личности и предполагает повышение мотивации к познавательной деятельности, формирование первичных умений самостоятельной исследовательской деятельности, развитие личностных качеств ребенка, адекватной жизненной позиции, способности к самопознанию и творчеству, расширение знаний и представлений об окружающем мире. Программа «Гимнастика для ума» обеспечивает максимально возможное для каждого ребенка развитие способностей, необходимых для академического и личного успеха. Руководитель кружка Фирсова Ю.В., педагог-психолог. Программа «Азбуковедение» создает условия для изучения учащимися русского языка, развитие коммуникативных действий. Способствует развитию индивидуальных способностей и творческого потенциала учащихся. Руководитель кружка Шилоносова В.К., учитель начальных классов.
4. Патриотическое направление: программа «В стране добрых манер» направлена на воспитание толерантности. Уроки-тренинги позволяют формировать терпимость, взаимопонимание, уважение к людям. Руководитель кружка Ермоленко Е.А., учитель начальных классов. Программа «Живое прошлое», для изучения истории города Тынды, воспитания у учащихся патриотизма, любви к родному городу, России. Руководитель кружка Ермоленко Е.А., учитель начальных классов. Программа «Как сохранить историю» направлена на активное познание учащимися курса краеведения, который построен с учетом следующих направлений: исторического, природоведческого, культурологического. Руководитель кружка Шилоносова В.К., учитель начальных классов.
Общественно-полезная деятельность: программа «Мой чистый дом» направлена наадаптацию к школьной жизни, формирование коммуникативных навыков, привитие норм поведения в общественных местах, расширение кругозора, в том числе в области здорового образа жизни, развитие самостоятельности и формирование активной гражданской позицией. Руководитель кружка Буханченко Р.В., учитель музыки. Программа «Школа пешеходных наук» создает условия для социальной практики ребенка в жизни. Руководитель кружка Королева А.В., учитель трудового обучения. Направлена на обучение правилам безопасного поведения. Общественно полезная деятельность предполагает участие учащихся начальной школы в совместных делах с учащимися 5-11 классов гимназии.
Использованы возможности Центра дополнительного образования, художественной и музыкальной школ, ФОК «Олимп» - плавательный бассейн, творческих объединений города.
Формирование групп для занятий в кружках проводилось путем свободного выбора родителями и учащимися из списка объединений дополнительного образования, разнообразная направленность внеурочной работы позволяет осуществить выбор с учетом потребностей каждого ребенка. Учащимся предоставляется возможность попробовать себя в разных областях и сделать свой выбор. При формировании групп педагоги учитывали склонности учащихся и рекомендовали выбор кружка (секции). Предлагаются различные технологии и формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, соревнования, исследования, тренинги.
В каждом классе ведутся журналы, составлено расписание занятий, количество учащихся в группе на занятиях изменяется от 10 до 25 человек.
Опыт по данной проблеме распространялся в2010 году на городском семинаре для руководителей образовательных учреждений города «Создание качественных условий для перехода на ФГОС второго поколения в МОУ «Классическая гимназия №2»» и на проблемном практикуме для зам.руководителей по УР «Апробация ФГОС: методология и практика».
МОУ « Классическая гимназия №2»
г.Тынды Амурской области.
Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО.
Из опыта работы Шилоносовой Валентины Казимировны,