Деятельность детской добровольной организации «Лесовички» в рамках программы «Школа экологии» как модель организации внеурочной деятельности.
Деятельность детской добровольной организации «Лесовички» в рамках программы «Школа экологии» как модель организации внеурочной деятельности.
Деятельность детской добровольной организации «Лесовички» в рамках программы «Школа экологии» как модель организации внеурочной деятельности.
В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.
Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время.
Актуальность данного проекта обуславливается: социальными партнёрскими отношениями школы с организациями дополнительного образования детей; мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности; необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей; спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие; необходимостью создания модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Цель: разработать и внедрить модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта через социальное партнерство с дошкольным учреждениям (д/с №25), учреждениями дополнительного образования (школа искусств), организаций культуры(музей, библиотеки), специальным жилым домом для одиноких престарелых граждан.
Задачи: выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности; оказание помощи в поисках «себя»; создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; оказание помощи в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества, как в системе школьного дополнительного образования, так и в условиях творческих коллективов учреждения дополнительного образования детей; расширение рамок общения с социумом.
Исходя из задач, форм, направлений внеурочной деятельности, программы развития школы была разработана организационная модель детской организации для учащихся начальных классов нашей школы.
В деятельности детской добровольной организации «Лесовички» в рамках программы «Школа экологии», внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: 1. Общественно-полезная деятельность. Это работа в рамках проведения совместных мероприятий для обучающихся школы (тематические праздники, утренники, концерты для дошкольников, младших школьников, родителей, ветеранов). 2. Научно-познавательная деятельность (викторины, познавательные игры). 3. Художественно-эстетическая деятельность (выставки, спектакли). 4. Социальное творчество (поддержка ветеранов ВОВ, акции по здоровому образу жизни, экологические акции). 5. Духовно-нравственная (беседы). 6. Спортивно-оздоровительная (соревнования, спортивные праздники).
Краткое описание
Срок действия программы: 4 года. Весь курс имеет название «Школа экологии». Первая ступень экологических знаний - была заявлена как детская добровольная организация «Лесовички». Планируется, что организация будет продолжать свое существование и в старших классах, при переводе воспитанников из начальной школы будет проходить переход на следующие ступени «Школы экологии»: 5-6 класс – юные экологи, 7-8 класс – экологи, 9 класс – старшие экологи.
Цель программы: совершенствование системы экологического воспитания, обеспечивающей воспитание экологически грамотной, духовно богатой и эстетически развитой личности, способной к пониманию современной экологической обстановки, умеющей ориентироваться в современных технологиях, понимающей свое предназначение как «Человек – друг природы. Природа – мой дом».
Задачи программы: воспитывать бережное отношение к природе; учить детей жить в единстве с природой; привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные; развивать интерес к общей работе; создавать условия для самореализации, самоутверждения ребят; удовлетворить потребности ребят в общении в совместной деятельности; популяризировать экологические знания, привлекать детей и подростков к решению экологических проблем; выявлять и раскрывать духовные, творческие, организаторские потенциалы ребёнка; формировать у детей единство знаний и убеждений слова и дела; создать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков ;совершенствовать систему самоуправления в школе.
Ожидаемые результаты: активизация воспитательного процесса в области экологического образования; осуществление ориентации младших школьников на добро, любовь, радость, труд, творчество; развитие навыков культуры общения в различных разновозрастных коллективах; включение коллектива педагогов, учащихся, родителей в практическую деятельность; формирование представлений о модели жизни на принципах свободного общения, соблюдения интересов, уважения к личности ребёнка.
В ходе работы в детской организации за 4 года младшие школьники должны овладеть системой экологических знаний, которую можно условно разбить на два блока. Блок опорных экологических знаний изучается младшими школьниками в курсе природоведения. Мероприятия, проводимые в рамках детской организации «Лесовички», закрепляют и обобщают изученные экологические единицы и, опираясь на изученный материал, дополняют его. В блок собственно природоохранных знаний входят: а) знания об объектах охраны – растения и животные родного края, редкие и исчезающие, находящиеся перед угрозой исчезновения; б) знания о мотивах охраны растений и животных - экономические мотивы («мотивы пользы»), эстетические мотивы («мотивы красоты»), гуманистические мотивы («мотивы доброты»), гражданские мотивы охраны природы, санитарно-гигиенические мотивы («мотивы здоровья»); в) знания о мерах охраны природы - о законах и постановлениях в области охраны природы, о рациональном использовании природных богатств в трудовой и хозяйственной деятельности человека, о нормах и правилах поведения людей в природе, об охране редких растений и животных, среды их обитания, о формах охраны природы, в которых принимают участие школьники, о содержании природоохранительных работ учащихся, способах и правилах их выполнения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деятельность детской добровольной организации «Лесовички» в рамках программы «Школа экологии» как модель организации внеурочной деятельности. »
Первая ступень программы «Школа экологии» разработана для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы и учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) обучения 8 вида. В общеобразовательном учреждении она реализуется через деятельность детской добровольной организации «Лесовички». Пояснительная записка: На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Законы Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании» и Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации»(30.03.1997 № 4/16) предусматривают создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры народа каждого члена общества. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому просвещению в современной школе уже с первых лет воспитания детей. Чем раньше начинается экологическая работа с учащимися, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. Младшим школьникам свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Чрезвычайно важна для реализации экологического аспекта идея патриотического воспитания: охранять природу - значит охранять Родину. Чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину. Актуальность разработки деятельности детской организации экологической направленности обусловлена противоречием между все увеличивающимся негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую среду и отсутствие эффективных экологических технологий экологического образования и воспитания. На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников разработке программы использованы три формы экологического воспитания: массовые (работа по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные праздники, ролевые игры, работы на пришкольном участке), групповые (занятия по тематическим направлениям в объединении, кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы), индивидуальные (подготовка докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка). Основными критериями эффективности этих форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности, стабильность состава детского объединения, достижение коллективных успехов, повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы во внеурочной и урочной деятельности. Срок действия программы: 4 года. Весь курс имеет название «Школа экологии». Первая ступень экологических знаний - была заявлена как детская добровольная организация «Лесовички». Планируется, что организация будет продолжать свое существование и в старших классах, при переводе воспитанников из начальной школы будет проходить переход на следующие ступени «Школы экологии»: 5-6 класс – юные экологи, 7-8 класс – экологи, 9 класс – старшие экологи. Цель программы: совершенствование системы экологического воспитания, обеспечивающей воспитание экологически грамотной, духовно богатой и эстетически развитой личности, способной к пониманию современной экологической обстановки, умеющей ориентироваться в современных технологиях, понимающей свое предназначение как «Человек – друг природы. Природа – мой дом». Задачи программы: воспитывать бережное отношение к природе; учить детей жить в единстве с природой; привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные; развивать интерес к общей работе; создавать условия для самореализации, самоутверждения ребят; удовлетворить потребности ребят в общении в совместной деятельности; популяризировать экологические знания, привлекать детей и подростков к решению экологических проблем; выявлять и раскрывать духовные, творческие, организаторские потенциалы ребёнка; формировать у детей единство знаний и убеждений слова и дела; совершенствовать систему самоуправления в школе. Ожидаемые результаты: активизация воспитательного процесса в области экологического образования; осуществление ориентации подростков на добро, любовь, радость, труд, творчество; развитие навыков культуры общения в различных разновозрастных коллективах; включение коллектива педагогов, учащихся, родителей в практическую деятельность; формирование представлений о модели жизни на принципах свободного общения, соблюдения интересов, уважения к личности ребёнка.
В ходе работы в детской организации за 4 года младшие школьники должны овладеть системой экологических знаний, которую можно условно разбить на два блока. Блок опорных экологических знаний изучается младшими школьниками в курсе природоведения. Мероприятия, проводимые в рамках детской организации «Лесовички», закрепляют и обобщают изученные экологические единицы и, опираясь на изученный материал, дополняют его. В блок собственно природоохранных знаний входят: а) знания об объектах охраны – растения и животные родного края, редкие и исчезающие, находящиеся перед угрозой исчезновения; б) знания о мотивах охраны растений и животных - экономические мотивы («мотивы пользы»), эстетические мотивы («мотивы красоты»), гуманистические мотивы («мотивы доброты»), гражданские мотивы охраны природы, санитарно-гигиенические мотивы («мотивы здоровья»); в) знания о мерах охраны природы - о законах и постановлениях в области охраны природы, о рациональном использовании природных богатств в трудовой и хозяйственной деятельности человека, о нормах и правилах поведения людей в природе, об охране редких растений и животных, среды их обитания, о формах охраны природы, в которых принимают участие школьники, о содержании природоохранительных работ учащихся, способах и правилах их выполнения.
Программа ориентируется на следующие принципы гуманистической педагогики:
1. Принцип общественной направленности предполагает: создание организации по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых; осуществление социально-ценной творческой деятельности; формирование патриота, гражданина.
2. Принцип добровольности вступления и активного участия в делах предполагает: формирование активной позиции личности в труде и учении, общественной деятельности и творческих занятиях; развитие инициативы в различных экологических, спортивных, правовых и др. проектах; право каждому ребенку добровольно вступить в детскую организации и выйти из нее.
3. Принципы сотрудничества педагогического коллектива с детской организацией предполагает: развитие самодеятельных начал, инициативы деятельности детских коллективов; взаимодействие педагогов с временными группами детей; уважительное отношение педагогов и детей друг к другу.
4. Принцип преемственности и учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников предполагает: соответствие дел особенностям воспитания детей и подростков разных возрастных и физиологических особенностей; постоянное внимание к особенностям формирования личности школьника, его индивидуальных, психологических и физических возможностей; своеобразию его духовного мира.
5. Принцип романтики, интереса, игры предполагает: развитие интереса к общественным делам, экологическим проектам, техническому творчеству, книгам и искусству, разносторонним знаниям; развитие творческой фантазии педагогов и учащихся, опора на инициативу и смекалку ребят; раскрытие в эмоциональной и яркой форме исторических, экологических, социальных событий присущих данной местности.
6. Принцип непрерывности и систематичности предполагает: работу в течение всех четырёх лет в учебное время, а так же в период школьных каникул, в пришкольном лагере, обеспечивая единство целей, задач, принципов деятельности с содержанием, формами и методами работы с детьми.
7. Специфический принцип экологической направленностипредполагает: осуществление взаимосвязи «природа – человек», «человек – природа»; применение в быту природоохранных мероприятий, распространение их среди населения.
Устав добровольной детской организации «Лесовички»
Общие положения
Детская организация – добровольная, самоуправляемая, самодеятельная общественная организация детей и взрослых.
Членом детской организации может стать любой ребёнок или взрослый, изъявивший желание, признающий Устав организации и обязанности.
Детская организация работает совместно с общественными организациями, педагогическим коллективом, внешкольными образовательными учреждениями.
Символика организации
Организация имеет: круглую эмблему: на оранжево-зелёном фоне ель, лиственное дерево, родник и восход солнца, флаг зелёного камуфляжного цвета с эмблемой организации, вымпел с эмблемой, галстук и пилотку зеленого камуфляжного цвета.
Права члена детской организации
свободно войти и выйти из организации;
подавать на обсуждение любые вопросы;
участвовать в проводимых организацией делах;
получать текущую информацию о работе детской организации;
открыто высказывать свое мнение и рассчитывать на уважение этого мнения другим;
обращаться в детскую организацию за помощью в защите своих интересов.
Член организации обязан:
соблюдать данный устав и выполнять решения организации;
активно участвовать в работе организации, уважать мнение коллектива и её традиции;
уважать права и считаться с интересами других членов организации.
Законы, по которым мы живём
Береги природу (закон бережливости).
Помогай слабому (закон милосердия).
Любое дело выполняй хорошо (закон единства слова и дела).
Дорожи своей школой (закон уважения).
Поддержи дело товарища (закон дружбы и товарищества).
Содержание программы:
Каждый год детская организация старается вовлечь в свою работу как можно больше ребят и не просто вовлечь, а попытаться сплотить их в интересной деятельности с общей целью.
Программа рассчитана на то, чтобы через определённую сюжетную линию, мы смогли добиться большей заинтересованности ребят в работе детской организации «Лесовички». По сюжету программы каждый класс, прокладывает свою тропинку в лесу к сюжетной поляне, где все ребята работают над одним общим проектом. Дети смогут попробовать свои силы в различных проектах в разных ролевых позициях.
Программа состоит из четырёх возрастных ступеней, каждая из которых предполагает с каждым годом усложнение заданий: от сбора семян, изготовления поделок первоклассниками, до выступления учеников четвёртого класса с устным журналом перед другими ребятами; от сбора информации о животных, выполнения рисунков, до проведения экскурсий в местном зверинце; и т.д. Работа ведётся по следующим основным направлениям: экология, литературоведение, трудовое воспитание, профориентация, интеллектуальность, народные и семейные традиции, календарные праздники, патриотизм, валеология, правовое воспитание.
Каждое коллективное воспитательное дело выполняется на нескольких полянах- проектах: Проект «Детский пресцентр» - «Сорочьи новости».
Цель: создание детских тематических газет, буклетов, открыток, книжек-малышек.
Задачи: формировать навык нахождения и выбора материала по заданной теме (в том числе и в средствах массовой информации); развивать эстетический вкус при оформлении печатных изданий; учить пользоваться компьютерными технологиями для создания печатного издания; своевременное оповещение о проводимых коллективных воспитательных делах.
Содержание совместной работы: выпуск тематических газет (в соответствии с планом работы); изготовление праздничных поздравлений одноклассникам, педагогам; выполнение книжек-малышек; оформление стендов к тематическим воспитательным делам; помощь при создании декораций к театральным постановкам и агитбригадам.
Проект « Полезное дело» - «Муравьиная тропа».
Цель: участие детей и подростков о общественно значимой деятельности; популяризация экологических знаний.
Задачи: активизировать участие детей в решении экологических проблем; развивать трудовые навыки и умения детей; создавать условия младшим школьникам в выборе профессии; формировать значимость участия детей в общественно значимой
деятельности.
Содержание совместной работы: шефство над закреплённым памятником; оказание помощи ветеранам войны и труда, престарелым людям, семьям погибших воинов; трудовые операции по охране природы; организация и систематическое проведение трудовых десантов по подержанию чистоты; благоустройство территории, посадка деревьев, разбивка цветников; операции «Чистый дом», «Живи книга» и др.; организация и участие в выставках и конкурсах.
Проект « Игровой сектор» - «Белкино дупло».
Цель: создание, разработка и проведение игровых программ, конкурсов, викторин.
Задачи: развивать умение младших школьников общаться в смешанном коллективе через игру; формировать положительные личностные качества младших школьников при проведении игровых программ, конкурсов, викторин.
Содержание совместной работы: конкурсы экологической направленности; игровые программы для разных возрастов Д/О; викторины по темам воспитательных дел (в соответствии с планом работы).
Проект « Здоровье» - «Заячья поляна».
Цель: укрепление здоровья детей и подростков, физическое совершенствование и спортивная подготовка.
Задачи: формировать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; раскрыть понятие «здоровый образ жизни»; работать над осознанием взаимосвязи «человек – природа» «природа – человек».
Содержание совместной работы: беседы по пропаганде здорового образа жизни; встречи с врачами различных областей медицины; проведение спартакиад и спортивных соревнований; акции против наркомании, курения, алкоголизма; месячник пожарной безопасности; подбор фильмов для просмотра; проведение Дней Здоровья.
План работы детской организации «Школа экологии» на первый год обучения.
Месяц
Проект
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Сентябрь
Что такое экология.
«Детский пресцентр» - «Сорочьи новости».
Подбор информации, подготовка газеты «Экологический вестник».
Выпуск газеты «Экологический вестник».
Выпуск газеты – молнии ко Дню леса.
Подбор информации, подготовка газеты «Мои друзья - животные».