kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модель организации внеурочной деятельности c усилением этнокультурного воспитания в рамках реализации ФГОС в якутских классах МОБУ СОШ№17 г. Якутска РС(Я)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Названные принципы определяют специфику организации  внеурочной деятельности учащихся начальных классов с якутским языком обучения.  Апробируется 3 способа организации ВУД:

  1. Реализация образовательных программ ВУД, разработанных педагогами   в режиме концентрированного обучения - погружений в коллективные творческие дела, которые могут иметь разные формы организации: экскурсии, викторины, поездки по культурно-историческим  местам города, республики.
  2. Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы гимназии по пяти направлениям, заявленным в БУП 2010 года  (Приложение№1);
  3.  Использование ресурсов учреждений дополнительного образования.

Программы ВУД имеют следующую структуру: 

  • практическая часть (погружение в коллективное дело), которая составляет 70% объема программы;
  • подготовка к проведению дела (теоретическая, мотивационная, организационная часть), которая составляет 30% объема программы.

При общем объеме программы на 30 часов в год расклад будет следующим:

  • погружения в коллективные дела – 21 час;
  • подготовка к делу – 9 часов.

В средне каждое погружение  длится около 5 часов, подготовка же занимает минимум времени, что соответствуем требованиям к формам организации ВУД, заявленным в стандартах (отказ от классно-урочной системы, иные отношения между учителями и учащимися, отсутствие жесткой регламентации пространства и времени). При  шестидневной  рабочей неделе  у якутских классов выделять для коллективных дел  послеурочное время , когда свободны педагоги и есть  помещения для занятий.

При таком планировании основной образовательный результат программы достигается посредством коллективных дел. Отсюда содержание дела должно представлять собой завершенный цикл  деятельности: целеполагание, действия детей, направленные на достижение цели, контроль и оценку результата.

Иллюстрацией построения программы ВУД в концентрированной форме  являются программы краеведческой направленности «Моя малая Родина»  на основе метапредметной олимпиады «Знанием победишь» физико-математического форума «Ленский край», занятий «Олонхо дойдутун о5ото» на основе программы ФГОС в якутской школе МО РС(Я). В результате реализации данных программ ВУД разработаны дидактические материалы КИМ «Олонхо», проведен городской семинар «Проектная деятельность в начальной школе», республиканский семинар учителей «Этнокультурный компонент УВП» совместно с  ФБНУ НИИНШ РС(Я), сети якутских школ г. Якутска.

Общий объем программы составляет 30 часов. Из них 20 часов отводится на экскурсии (в количестве 4-5), 10 часов на теоретическое знакомство с курсом.  Образовательная цель программы включает в себя знакомство с историей и культурой родного края, пробуждение интереса к истокам своего народа и края, формирование гражданской позиции школьника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модель организации внеурочной деятельности c усилением этнокультурного воспитания в рамках реализации ФГОС в якутских классах МОБУ СОШ№17 г. Якутска РС(Я) »

Приложение 1.

Модель организации внеурочной деятельности c усилением этнокультурного воспитания в рамках реализации ФГОС в якутских классах МОБУ СОШ№17 г. Якутска РС(Я)

Исполнитель: Попова Ольга Прокопьевна, руководитель творческой группы «Сайдыс» учителей МОБУ СОШ№17 г. Якутска

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Заинтересованность учителей творческой группы «Сайдыс» в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

В тоже время для полноценной организации ВУД в ОУ№17 г. Якутска сегодня имеются ограниченные ресурсы: кадровые, материально-технические, двухсменный режим занятий. В этих условиях не может быть единых форм организации ВУД, единых моделей.

Одной из главных проблем н для организации ВУД является отсутствие свободных площадей и ограниченность финансовых ресурсов (пока не получили финансирование на организацию ВУД).

Принципы организации ВУД в 1-4 классах с якутским языком обучения:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

  • опора на традиции и положительный опыт организации ВУД;

  • опора на ценности воспитательной системы школы №17;

  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка с учётом его этнопсихологических и антропологичских особенностей.

Названные принципы определяют специфику организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов с якутским языком обучения. Апробируется 3 способа организации ВУД:

    1. Реализация образовательных программ ВУД, разработанных педагогами в режиме концентрированного обучения - погружений в коллективные творческие дела, которые могут иметь разные формы организации: экскурсии, викторины, поездки по культурно-историческим местам города, республики.

    2. Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы гимназии по пяти направлениям, заявленным в БУП 2010 года (Приложение№1);

    3. Использование ресурсов учреждений дополнительного образования.

Программы ВУД имеют следующую структуру:

  • практическая часть (погружение в коллективное дело), которая составляет 70% объема программы;

  • подготовка к проведению дела (теоретическая, мотивационная, организационная часть), которая составляет 30% объема программы.

При общем объеме программы на 30 часов в год расклад будет следующим:

  • погружения в коллективные дела – 21 час;

  • подготовка к делу – 9 часов.

В средне каждое погружение длится около 5 часов, подготовка же занимает минимум времени, что соответствуем требованиям к формам организации ВУД, заявленным в стандартах (отказ от классно-урочной системы, иные отношения между учителями и учащимися, отсутствие жесткой регламентации пространства и времени). При шестидневной рабочей неделе у якутских классов выделять для коллективных дел послеурочное время , когда свободны педагоги и есть помещения для занятий.

При таком планировании основной образовательный результат программы достигается посредством коллективных дел. Отсюда содержание дела должно представлять собой завершенный цикл деятельности: целеполагание, действия детей, направленные на достижение цели, контроль и оценку результата.

Иллюстрацией построения программы ВУД в концентрированной форме являются программы краеведческой направленности «Моя малая Родина» на основе метапредметной олимпиады «Знанием победишь» физико-математического форума «Ленский край», занятий «Олонхо дойдутун о5ото» на основе программы ФГОС в якутской школе МО РС(Я). В результате реализации данных программ ВУД разработаны дидактические материалы КИМ «Олонхо», проведен городской семинар «Проектная деятельность в начальной школе», республиканский семинар учителей «Этнокультурный компонент УВП» совместно с ФБНУ НИИНШ РС(Я), сети якутских школ г. Якутска.

Общий объем программы составляет 30 часов. Из них 20 часов отводится на экскурсии (в количестве 4-5), 10 часов на теоретическое знакомство с курсом. Образовательная цель программы включает в себя знакомство с историей и культурой родного края, пробуждение интереса к истокам своего народа и края, формирование гражданской позиции школьника.

Каждая ВУД планируется по следующей схеме:

  • познавательная часть

  • учебные действия детей

  • контроль и оценка результата

Период между ВУД планируется как подведение итогов предыдущего блока программы и подготовка к следующему погружению, которая может быть организована в форме беседы, практического занятия, дискуссии, анкетирования, видеопросмотра, составления компьютерных презентаций и др.

Результат обучения по программе планируется в уровнях развития знаний, и универсальных учебных действий, которые отнесены ФГОС к надпредметным результатам.

По итогам освоения программы ребенку выдается сертификат, который становится частью его портфолио.

Особая трудность для педагогов связана с необходимостью удержания логики программы в сознании самого ребенка. С этой целью в программе выделяются способы и средства, позволяющие ребенку оценивать и корректировать свое поведение в различных ситуациях, применять полученные знания для решения жизненных задач, переносить способы, освоенные во внеурочной деятельности на решение жизненных ситуаций и т.д. В классах таким средством является рефлексивный дневник, структура которого сегодня разрабатывается.

2. Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Результативность ВУД отражается в участии общешкольных традиционных мероприятиях День Осуохай, День Олонхо, День Хомуса, День якутской письменности, День Республики Саха (Якутия), национальный праздник ысыах, творческие конкурсы «Тиин мэйии», «Аман ос» , «Кэрэ Куо», «Урун Уолан», НПК. Формирование этнокультурных компетенций учащихся в рамках ВУД позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития на общешкольных, городских, республиканских, международных конкурсах. . Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

3. Ресурс учреждений дополнительного образования школа использует настолько, насколько это позволяют делать площади для проведения занятий.

Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД, использование ресурса учреждений дополнительного образования позволяют сегодня реализовать учебный план в 1-4 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме 5-6 часов в неделю. Для ребенка создается особое образовательное пространство с этнокультурным содержанием , позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. При этом в период перехода на новый норматив подушевого финансирования сводятся к минимуму затраты на выплату заработной платы педагогам.

Повышение квалификации учителей:

кр.курсы «ФГОС.Ноосферное обр-е и педагогика олонхо»-2010

Участие в интернет-опросе общественного мнения по проблемам качества этнокультурного обФедеральное государственное бюджетное научное учреждение "Научно-исследовательский институт национальных школ РС (Я)"разования

Мини- сайт "Чаппараах тойуга" Поповой Ольги Прокопьевны

Фрагмент модели внеурочной деятельности учащихся начальных классов с якутским языком обучения в рамках ФГОС второго поколения с учётом внеклассных мероприятий с усилением этнокультурного содержания.



Направление ВУД

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май







Спортивно-оздоровительное

Якутские народные игры

Волк и жеребята

Ястреб и утки

Соревнования

между классами.

Обучение

настольной игре

«Хабылык»



Халбас харата

Тутум эргиирэ

Акция

«Народные

традиции в зимней одежде с учетом суровых климатических условий.


Конкурс

«Уол о5о-олонхо бухатыыра»

Посещения«Эллэй Боотур»

«Дохсун»


Соревнования

по национаьным играм.






Спартакиада зимних видов спорта





Спартакиада летних видов спорта











Художественно-эстетическое

Обучение

игре на хомусе.

Проекты

видеороликов:

«Борьба богатырей в олонхо»

О создании срединного мира.


Конкурс

исполнителей хомусаю

Конкурс рисунков

«Сказочный мир Олонхо»

«Олонхо глазами детей

выставка

рисунков


Конский волос: новые возможности для творчества

Плетение из конского волоса – древнее ремесло народа саха.

Проект:

Дизайн открыток с колоритом.

Визитка писателей

Якутии.

«Художники Якутии воспевают олонхо»

Посещение

выставки

Т.Степанова



5.09. День Осуохай

Саха национальнай

киэргэ

ллэрэ.

Якутские

национальные

украшения.

25- День Олонхо

Слушание

исполнителя Олонхо из театра Олонхо.

30- День Хомус

Месячник

якутского

фольклора

Конкурсы чтецов
постановок

рисунков


.










Конкурс

кукол

«Якутяночка»

в национальном

костюме

Конкурс «Кыыс Куо»


Фестиваль «Дети земли Олонхо с солнечными поводьями за спиной»

Нацио

нальный

праздник ысыах

Научно-познавательное

Проект

«Национальная якутская одежда»

1 классы

Проект

«Мин дойдум

эмтээх отторо»

«Олонхо дойдутун устун ахсаанынан айан»

«Этномате-

матика»

Конкурс этнозадач по сюжетам Олонхо.

Метапредметная олимпиада

«Сайдыс»

Проекты

«Книжка-малютка

по якутским

сказкам, пословицам

,загадкам»

Проект

«В гостях

у дедушки Чысхаан»

Вечная мерзлота.

Конкурс

по якутской

письменности.

Акция

«Читающая семья»


Кулаковские чтения

Конкурс сочинений

«Ийэ тыл илгэтэ»

27 апреля-день Республики С(Я)

Проект

Проекты

«Якутяне-

революционеры»


КИМ

«Олонхо дойдутун о5ото»

2-4 классы




День

якутского

букваря.







Гражданско-патриотическое

Программа «Моя Малая Родина»кспедиция «По знаменательным местам малой Родины»»

Эьээ уорэ5э.

Эбээм сундууга.

Национальные

герои народа

саха.

Любимые герои олонхо.

Встречи со знаменитыми

людьми РС(Я)


«Якутяне-

герои ВОВ»

Создание

альбомов.




27 апреля-день Республики С(Я)


Символы РФ

Символы РС(Я)

Акция

«Рядом-ветеран».


Общественно-полезная деятельность

«Ураанхай саха-айыл5а о5ото»

«Дети земли олонхо-дети природы-матушки»

Уборка природоохранной зоны. Выезд на природу.

Акция «Аьыныгас санаалаах Айыы айма5а»

Помощь пострадавшим

Акция

«Куьунну киьи кулбутунэн»

Ярмарка

национальных блюд





Экскурсия

в

Ботанический сад.

Тема: Овощи

на родной земле. Замледелие

в Якутии.

Акция «Чистый Город»

Проектная деятельность

Интернет-технологии.

Безопасный интернет.



Проекты « Моя малая Родина»

«Дьоллоох

Дьокуускай куорат»

Проект: «Моя родословная»

Разработка

визитки

«Кимтэн кииннээх,

хантан хааннаах».


Мир семейных у

увлечений.

Проект

«Проект «Детская газета «Унугэс»

«Тиин мэйии», «Терееүт тылым - кетер кынатым. Родной язык словно крылья в полете.»

“Сэргэ тула сэьэн”

Проект:

Айыы как изначальное духовно-нравственное понятие в олонхо. Три мира Олонхо.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ольга Попова Прокопьевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100069


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства