Воспитатель: Ссоры бывают у всех, согласны? Ссорятся многие, по-разному. Совсем плохо – драка, война, грубые слова, обзывательства. Да и в тихих ссорах, тоже нет ничего хорошего – это когда не дерутся, не грубят, но сердятся, не разговаривают, не играют в месте. Кто из вас как ссорится? Какие чувства вы испытываете в момент ссоры: стыд, злость, вину, обиду? Из-за чего бывают ссоры? Да, что-то не подели, не уступили. А ведь можно договориться мирно. Если приветливо смотришь в лицо, спокойно говоришь, вряд ли дойдет до ссоры. Но если она случилась, как же помириться? Вспомните, когда вам после ссоры хотелось (не хотелось) помириться. Почему? Какие способы примирения используете вы? | (Ответы детей) (Ответы детей) (Ответы детей) (Обсуждение) |
Воспитатель: А вы можете назвать того, кто в нашем классе умеет мирно жить? Кто знает «мирилки», умеет мириться и умеет мирить других? А вот вам моя «мирилка»: «Давайте ссориться не будем никогда, пусть будет мир у нас здесь раз и навсегда!» Хорошие слова? Не забываете их. Однажды в метро меня так сильно толкнул молодой человек, что на какое-то мгновение я даже потеряла равновесие, думала, что сейчас упаду, но обернувшись он подхватил меня за руку и произнес волшебные слова: «Извините, пожалуйста, я нечаянно». «Ничего, я вас прощаю, спасибо, что обернулись, а то бы я…» Он еще раз извинился и вышел из вагона. Как вы думаете, мне было приятно, когда меня толкнули? Почему же я сказала: «Я вас прощаю?». Что бы вы сделали в этой ситуации? Сегодня перед обедом я увидела такую, ситуацию. Дети моют руки перед едой. Один мальчик очень сильно включил воду, брызги разлетались в разные стороны, рядом стоящий мальчик попал под этот фонтан. Относительно мокрый он начал кричать и обзываться. Первый, не долго думая, полез в драку. Разберитесь, кто тут прав, а кто нет? Стоило ли в этом случае драться? Не лучше ли было сказать: «Извини, я не чаяно, я сейчас тебе принесу полотенце, и все будет хорошо». Значит, чтобы услышать: «Я тебя прощаю», что надо уметь? (Прости, пожалуйста, я нечаянно», «Извини, пожалуйста, я не хотел», «Извини, я не подумал, «Извини, мне жаль, что я так сделал» Игровое упражнение: разделимся на пары, попробуем попросить прощения и ответить на извинения. Давайте посмотрим на картинки, где изображены подобные ситуации. Мы видим, что человек просящий извинения чувствует себя неловко, неудобно, ему стыдно. Это хорошо или плохо? -Конечно, хорошо, потому - что человек переживает о сделанном, что-то не так. Это хорошо видно: в наклоне головы и даже по рукам ( сложены или теребят, перебирают одежду) – вот так. - Расскажите, было ли с вами так? Видели ли вы другого человека, который просит прощения, жалко ли его было? Почему? Человек испытывает стыд, ему плохо. А когда его простили, ему легче. А тому, кто простил? - Тоже легко, светло, тепло на душе. Потому что, он или ты поделился добротой. О человеке, который умеет прощать, говорят «великодушный». Это значит великая душа. Великая, большая – не по размеру, а по доброте. Когда родители вас прощают, они поступают великодушно, так как в душе у них много доброты. А сейчас попробуйте, с помощью мимики и жестов (без слов) разыграть пантомиму с извинением и прощением. | (Обсуждение) (Ответы детей) ( Дети взявшись за руки, все вместе повторяют за воспитателем) (Ответы детей) (Ответы детей) (Обсуждение) (Обсуждение) (Ответы детей) Показ презентации «Волшебные слова» Воспитатель совместно с детьми инсценирует сценку с извинением, поочередно меняясь ролями. Показ слайдов по сюжету «Мимика и жесты» (Ответы детей) Воспитатель, комментируя этот слайд показывает наглядно, как это происходит. (Ответы детей) (Ответы детей) Объяснение словарного значения слова «пантомима) на показе слада. |