kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Дала өсімдіктері мен аңдары"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Растения и животные степи.

Тақырып: Дала өсімдіктері мен аңдары.

Цель:  сформировать у учащихся  представление о растениях и  животных степи

Мақсаты:Дала өсімдіктері мен аңдары туралы түсінік беру

Міндеттер:

-   даланың географиялық жағдайымен, аң және құстарымен таныстыру.

 -  картамен жұмыс істеуге, саластыра білуге,шешім қабылдауға үйрету.

-  табиғатты қорғауға, өз елінің жеріне, табиғатына сүйіспеншілік сезім тудыру.

Задачи:

- познакомить с природной зоной степей: географическим положением, животным и растительным  миром.

- развивать  умение  работать с картой, литературой; умение  наблюдать,  рассуждать, сравнивать, обобщать,  делать  выводы.

-воспитывать бережное отношение к  природе.

Сабақтың типі: жаңа тақырыпты енгізу,интегриалды сабақ, қазақ тілі, дүниетану.

Тип урока: изучение  нового материала, интегрированный урок, казахский язык и познание мира

Методы: словесный, наглядный, самостоятельная работа, частично-поисковый, ИКТ.

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.  работа в группах.

Оборудование: Карта  природных зон  Казахстана, презентация, видеоматериалы,  раздаточный материал для работы в группах.

  1. Создание положительного эмоционального настроя.
  2. Жақсы көңіл-күй дайындау.

Добрый день, ребята.                      Сәлеметсіздер ме,балалар!

Подарите пожелания друг             Қандай жақсы бір жүру,

Свет, свет, свет везде                     Достарменен бір жүру,

Свет в тебе и свет во мне.              Қандай жақсы дос болу

Мир, мир, мир везде.                      Мен сендерді көргеніме өте қуаныштымын,

Мир в тебе и мир во мне.               Бір-бірімізге не тілейміз?

Добро, добро, добро везде.            Көп бес, аз екі.

Добро в тебе, добро во мне.           Тағы не тілейміз

                                                          Сәттілік тілейміз.

Мұғалім: Кім сабаққа дайын, оң қолдарыңды көтеріңдер.

                 Кім кешікпей келді, сол қолдарыңды көтеріңдер.

                 Кім сабақта жақсы жұмыс істейді, қолдарыңды шапалақтаңдар.

  1. Определение темы урока, постановка цели урока.

Прием «Я хочу узнать»

- Отгадайте загадку.

Какая ширь здесь и приволье! 

Куда ни глянь- полей раздолье!

 Южнее полосы лесов,

 Лежит ковер из трав, цветов. 

Здесь простор ветрам и птицам, 

Грызунам, волкам, лисицам. 

Здесь суховеи любят петь,

 А зовется это…(Степь)
-Вы уже догадались, о какой природной зоне пойдет речь на уроке?

(О степи)

-Что бы вы хотели узнать на уроке?

(  какую природную зону называют степью, что растет в степи, какие животные водятся)

-Давайте сформулируем тему нашего урока «Растения и животные степи» СЛАЙД №1

Что вы сегодня должны знать и уметь?

(учитель обращает внимание на «знать», «уметь» на доске и зачитывает:

Знать: о растениях и животных степи

Уметь: различать виды растений и виды животных; работать с картой природных зон РК, с дополнительной литературой

3.Работа по теме урока.

СЛАЙД №2

А)- Посмотрите фрагмент фильма, послушайте музыку.  Какие чувства испытываете?

(открываются широкие, бескрайние просторы)

- Кто может сказать, что такое степь?

СЛАЙД №3

( Это бескрайная равнина, покрытая травянистой растительностью).

Вывешивается на 3 языках слово степь.

Обобщение:

-Итак, мы узнали, какая природная зона называется степью, как называют эту природную зону на 3 –х языках.

Ал, балалар, сендер степь деген сөз қазақша дала екенін білдіңдер. Бүгінгі біздің сабағымыз «Дала өсімдіктері мен жануарлары деп аталады.

Енді сендер Дауденко Аделинаның орындауында Сәкен Сейфуллиннің «Дала» өлеңін тыңдайсыңдар.

Міне дала,

Бір топ бала,

Жүгіреді айнала.

Мінген таяқ,

Жалаң аяқ,

Табандарын көк бояп.

Жұлып сасыр,

Салады асыр,

Аунап жерге көк жасыл.

Міне дала,

Жасыл дала.

Бүгін қандай тамаша!

Б) Приём «Верю – не верю» (Работа в парах)

Внимательно прочитайте и поставьте в гра­фу «В начале урока» букву В, если считаете, что утверждение верно, и букву Н, если считаете его неверным.


Б)Работа с картой

СЛАЙД №4

- Каким цветом изображены степи?

(Зелёным)

- Какую территорию она занимает по сравнению с другими природными зонами?

(Это обширные площади, около 35 % общей площади.)

- Как вы думаете, где на территории Казахстана расположены степи?

( Степная зона занимает северную часть Казахстана.)

СЛАЙД №5

Для степной зоны характерен суровый континентальный климат.

СЛАЙД №6

Зима короткая, но очень холодная. Снега выпадает мало. Все время дуют сильные ветры, случаются также бураны.

СЛАЙД №7

Весна проходит быстро, и наступает жаркое и сухое лето. Дожди здесь редки, а если и бывают, то в виде коротких ливней, которые не успевают увлажнить землю. Почвы черноземные или каштановые.
В)Самостоятельная работа с источниками, дополнительной литературой. (групповая работа)

-Чтобы больше узнать о степи, понять, как её сохранить, вам предстоит побывать в роли тех, кто занимается природой. Ученики первой группы будут ботаниками, ученики второй группы будут зоологами, ученики третьей группы будут экологами.

Для этого мы должны разделиться на группы.

 (учитель расставляет на столы таблички «Экологи», «Ботаники», «Зоологи» и даёт задание в группах)

Физминутка.    

Прежде чем мы начнём работу в группах предлагаю отдохнуть.

СЛАЙД №8

   Балалар, біраз жұмыс істедік. Енді қазір біз Андрей мен Сәбинаның орындауында далада ойналатын қазақтың ұлттық ойыны «Қыз қууды» тамашалаймыз.

Құрманғазының «Адай» күиі орындалады. Барлық басқа оқушылар жанкүйерлер болады, қолдарын шапалақтап екі оқушыға қолдау қөрсетеді.

1 группа - «Ботаники»

СЛАЙД №9

-Чем занимаются ботаники?

-Вы работаете с учебником (стр ). Что надо сделать?

Прочитаете материал учебника, узнаете о видах растений, произрастающих в степи.  А также  способы приспособления к жизни в степи.

2 группа- «Зоологи»

-Кто такие зоологи?

Вы узнаете о животных. Прочитаете и выберете из текста группы животных. И расскажите нам самое важное и интересное, на ваш взгляд об этих животных.

3 группа – «Экологи»

-Чем занимаются экологи?

Изучают невидимые, глазу человека, связи в природе.

Вы расскажите о том, какие проблемы возникают в данной природной зоне по вине человека. А также о животных и растениях занесённых в Красную книгу.

Г) Защита проектов.

«Ботаники» Слайд 10- 13.

Разнообразен растительный мир степи: кустарники, травы, цветы, злаки

Ранней весной, цветут тюльпаны. За ними начинают цвести ирисы, адонисы, пионы.
Степь-царство трав. В степи растут ковыль, полынь, чилига. Много гусиного лука, незабудок, тысячелистника.

В степи, куда ни посмотришь, всюду трава и трава. Деревья там не растут из-за недостатка влаги, они встречаются только по берегам рек. Иногда можно встретить кустарники: терескен, таволга, карагана. С наступлением жаркого и сухого лета степь высыхает. Остаются лишь злаки: ковыли, типчак, тонконог. Несмотря на суровый климат степи, растения приспособились благодаря узким мясистым листьям.

Биологтар

    Далада өсімдіктер көп.Далада сарғалдақтар, қызғалдақтар,шөп, жуа,дала шиесі, жусан өседі. Бұл өсімдіктер сусыз өсе алады.Бұл өсімдіктерді ешкім суармайды, олардың арамшөптерін ешкім жұлмайды, олар өзбетімен өсе береді, оларға ешкім қамқор болмайды. Сондықтан да оларды дала өсімдіктері дейді.

 «Зоологи» Слайд 14-19

Разнообразен животный мир степи.

Самые распространенные животные степи – грызуны: сурки, суслики, хомяки.

Сурки не наносят большого вреда растениям. Осенью сурки забираются в норы и засыпают до весны.
Засыпает на зиму и хомяк. Хомяки и суслики – вредители полей, в отличие от сурков, они уничтожают посевы.

Из представителей хищников распространены: лисы и волки. В голодные и зимы они могут совершать набеги в посёлки, нападая на домашних птиц и животных.


Из парнокопытных животных куланы и сайгаки. Они способны к быстрому бегу, и это спасает их от преследования волков. Сайгак одно из самых быстроногих на земле животных.

Птицы в степи менее заметны, чем млекопитающие. Это степной жаворонок и степной орел  они устраивают свои гнезда на земле.

5.Подведение итогов урока.

-Давайте посмотрим на цель, которую мы поставили в начале урока.

Достигли ли мы цели урока?

 На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили.

-Давайте проверим, все ли высказывания подтвердились.

Слайд 23

- Дополните предложения:

«Теперь я знаю, что …»             «Менің білетінім.»

«Я могу объяснить, почему …»   «Мен неге.түсіндіре аламын»

«Я задумался над тем, что …»      «Мен.. туралы ойландым

6.Рефлексия.

«Менің ойым»

   Егер сабақ қызық болса, стикерді тақтаның сол жағына ілесіңдер, егер сендерді сабақ қиындау болса тақтаның ортасына іліңдер, ал егер сабақ сендерді ойландырса  онда стикерді тақтаның оң жағына іліңдер.

 « Моё мнение»

- Перед вами сердечки разных цветов.

Если урок вам показался интересным, вы приклеиваете  стикер  на доску слева если взволновал, то в центре доски,

а если урок заставил задуматься,  приклейте на правую сторону доски.

7.Домашняя работа.

1 уровень - «3» Работать с текстом учебника, ответить на вопросы. С.

2 уровень - «4» Работать с текстом учебника, подготовить сообщение о растении или животном по выбору.

3 уровень - «5» Работать с текстом учебника, составить кроссворды «Растения степей», «Животные степей»; или подготовить презентацию.

  7.Үй тапсырмасы: Дала өсімдіктері мен аңдарының аттарын білу, оларда жаттау.

                        «Дала» сөзімен синквейн құрау


 

Природные богатства нужно использовать разумно. Нельзя допускать расточительности, хищнического отношения к природным богатствам. Охрана и обогащение природы – дело не только государственных организаций, но и всех людей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Дала өсімдіктері мен аңдары"»

Тема:  Растения и животные степи.

Тақырып: Дала өсімдіктері мен аңдары.

Цель:  сформировать у учащихся  представление о растениях и  животных степи

Мақсаты:Дала өсімдіктері мен аңдары туралы түсінік беру

Міндеттер:

- даланың географиялық жағдайымен, аң және құстарымен таныстыру.

- картамен жұмыс істеуге, саластыра білуге ,шешім қабылдауға үйрету.

- табиғатты қорғауға, өз елінің жеріне, табиғатына сүйіспеншілік сезім тудыру.

Задачи:

- познакомить с природной зоной степей: географическим положением, животным и растительным  миром.

- развивать  умение  работать с картой, литературой; умение  наблюдать,  рассуждать, сравнивать, обобщать,  делать  выводы.

-воспитывать бережное отношение к  природе.

Сабақтың типі: жаңа тақырыпты енгізу,интегриалды сабақ, қазақ тілі, дүниетану.

Тип урока: изучение  нового материала, интегрированный урок, казахский язык и познание мира

Методы: словесный, наглядный, самостоятельная работа, частично-поисковый, ИКТ.

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. работа в группах.

Оборудование: Карта  природных зон  Казахстана, презентация, видеоматериалы, раздаточный материал для работы в группах.


  1. Создание положительного эмоционального настроя.

  2. Жақсы көңіл-күй дайындау.

Добрый день, ребята. Сәлеметсіздер ме ,балалар!

Подарите пожелания друг Қандай жақсы бір жүру,

Свет, свет, свет везде Достарменен бір жүру,

Свет в тебе и свет во мне. Қандай жақсы дос болу

Мир, мир, мир везде. Мен сендерді көргеніме өте қуаныштымын,

Мир в тебе и мир во мне. Бір-бірімізге не тілейміз?

Добро, добро, добро везде. Көп бес, аз екі.

Добро в тебе, добро во мне. Тағы не тілейміз

Сәттілік тілейміз.


Мұғалім: Кім сабаққа дайын, оң қолдарыңды көтеріңдер.

Кім кешікпей келді, сол қолдарыңды көтеріңдер.

Кім сабақта жақсы жұмыс істейді, қолдарыңды шапалақтаңдар.


  1. Определение темы урока, постановка цели урока.

Прием «Я хочу узнать»

- Отгадайте загадку.

Какая ширь здесь и приволье! 

Куда ни глянь- полей раздолье!

 Южнее полосы лесов,

 Лежит ковер из трав, цветов. 

Здесь простор ветрам и птицам, 

Грызунам, волкам, лисицам. 

Здесь суховеи любят петь,

 А зовется это…(Степь)
-Вы уже догадались, о какой природной зоне пойдет речь на уроке?

(О степи)

-Что бы вы хотели узнать на уроке?

( какую природную зону называют степью, что растет в степи, какие животные водятся)

-Давайте сформулируем тему нашего урока «Растения и животные степи» СЛАЙД №1


Что вы сегодня должны знать и уметь?

(учитель обращает внимание на «знать», «уметь» на доске и зачитывает:

Знать: о растениях и животных степи

Уметь: различать виды растений и виды животных; работать с картой природных зон РК, с дополнительной литературой


3.Работа по теме урока.

СЛАЙД №2

А)- Посмотрите фрагмент фильма, послушайте музыку. Какие чувства испытываете?

(открываются широкие, бескрайние просторы)

- Кто может сказать, что такое степь?

СЛАЙД №3

( Это бескрайная равнина, покрытая травянистой растительностью).

Вывешивается на 3 языках слово степь.

Обобщение:

-Итак, мы узнали, какая природная зона называется степью, как называют эту природную зону на 3 –х языках.

Ал, балалар, сендер степь деген сөз қазақша дала екенін білдіңдер. Бүгінгі біздің сабағымыз «Дала өсімдіктері мен жануарлары деп аталады.

Енді сендер Дауденко Аделинаның орындауында Сәкен Сейфуллиннің «Дала» өлеңін тыңдайсыңдар.


Міне дала,

Бір топ бала,

Жүгіреді айнала.

Мінген таяқ,

Жалаң аяқ,

Табандарын көк бояп.

Жұлып сасыр,

Салады асыр,

Аунап жерге көк жасыл.

Міне дала,

Жасыл дала.

Бүгін қандай тамаша!




Б) Приём «Верю – не верю» (Работа в парах)

Внимательно прочитайте и поставьте в гра­фу «В начале урока» букву В, если считаете, что утверждение верно, и букву Н, если считаете его неверным.


В начале урока

В конце урока

1

В степной зоне холодное дождливое лето.

Далада суық жаңбырлы жаз



2

Тюльпаны цветут в разгар лета.

Қызғалдақтар жазда гүлдейді.



3

В степи мало насекомых.

Далада жәндіктер аз.



4

Самая мелкая птица – дрофа

Ең кішкнтай құс-дуадақ



5

Самые плодородные почвы - степные черноземы.

Ең құнарлы жер далада.




- Хотите ли вы проверить свои знания?

Тогда за работу.


Б)Работа с картой

СЛАЙД №4

- Каким цветом изображены степи?

(Зелёным)

- Какую территорию она занимает по сравнению с другими природными зонами?

(Это обширные площади, около 35 % общей площади.)

- Как вы думаете, где на территории Казахстана расположены степи?

( Степная зона занимает северную часть Казахстана.)

СЛАЙД №5

Для степной зоны характерен суровый континентальный климат.

СЛАЙД №6

Зима короткая, но очень холодная. Снега выпадает мало. Все время дуют сильные ветры, случаются также бураны.

СЛАЙД №7

Весна проходит быстро, и наступает жаркое и сухое лето. Дожди здесь редки, а если и бывают, то в виде коротких ливней, которые не успевают увлажнить землю. Почвы черноземные или каштановые.
В)Самостоятельная работа с источниками, дополнительной литературой. (групповая работа)

-Чтобы больше узнать о степи, понять, как её сохранить, вам предстоит побывать в роли тех, кто занимается природой. Ученики первой группы будут ботаниками, ученики второй группы будут зоологами, ученики третьей группы будут экологами.

Для этого мы должны разделиться на группы.

(учитель расставляет на столы таблички «Экологи», «Ботаники», «Зоологи» и даёт задание в группах)


Физминутка.

Прежде чем мы начнём работу в группах предлагаю отдохнуть.

СЛАЙД №8

Балалар, біраз жұмыс істедік. Енді қазір біз Андрей мен Сәбинаның орындауында далада ойналатын қазақтың ұлттық ойыны «Қыз қууды» тамашалаймыз.

Құрманғазының «Адай» күиі орындалады. Барлық басқа оқушылар жанкүйерлер болады, қолдарын шапалақтап екі оқушыға қолдау қөрсетеді.


1 группа - «Ботаники»

СЛАЙД №9

-Чем занимаются ботаники?

-Вы работаете с учебником (стр ). Что надо сделать?

Прочитаете материал учебника, узнаете о видах растений, произрастающих в степи. А также способы приспособления к жизни в степи.


2 группа- «Зоологи»

-Кто такие зоологи?

Вы узнаете о животных. Прочитаете и выберете из текста группы животных. И расскажите нам самое важное и интересное, на ваш взгляд об этих животных.


3 группа – «Экологи»

-Чем занимаются экологи?

Изучают невидимые, глазу человека, связи в природе.

Вы расскажите о том, какие проблемы возникают в данной природной зоне по вине человека. А также о животных и растениях занесённых в Красную книгу.


Г) Защита проектов.

«Ботаники» Слайд 10- 13.

Разнообразен растительный мир степи: кустарники, травы, цветы, злаки

Ранней весной, цветут тюльпаны. За ними начинают цвести ирисы, адонисы, пионы.
Степь-царство трав. В степи растут ковыль, полынь, чилига. Много гусиного лука, незабудок, тысячелистника.

В степи, куда ни посмотришь, всюду трава и трава. Деревья там не растут из-за недостатка влаги, они встречаются только по берегам рек. Иногда можно встретить кустарники: терескен, таволга, карагана. С наступлением жаркого и сухого лета степь высыхает. Остаются лишь злаки: ковыли, типчак, тонконог. Несмотря на суровый климат степи, растения приспособились благодаря узким мясистым листьям.


Биологтар


Далада өсімдіктер көп.Далада сарғалдақтар, қызғалдақтар,шөп, жуа,дала шиесі, жусан өседі. Бұл өсімдіктер сусыз өсе алады.Бұл өсімдіктерді ешкім суармайды, олардың арамшөптерін ешкім жұлмайды, олар өзбетімен өсе береді, оларға ешкім қамқор болмайды. Сондықтан да оларды дала өсімдіктері дейді.


«Зоологи» Слайд 14-19

Разнообразен животный мир степи.

Самые распространенные животные степи – грызуны: сурки, суслики, хомяки.

Сурки не наносят большого вреда растениям. Осенью сурки забираются в норы и засыпают до весны.
Засыпает на зиму и хомяк. Хомяки и суслики – вредители полей, в отличие от сурков, они уничтожают посевы.


Из представителей хищников распространены: лисы и волки. В голодные и зимы они могут совершать набеги в посёлки, нападая на домашних птиц и животных.


Из парнокопытных животных куланы и сайгаки. Они способны к быстрому бегу, и это спасает их от преследования волков. Сайгак одно из самых быстроногих на земле животных.


Птицы в степи менее заметны, чем млекопитающие. Это степной жаворонок и степной орел они устраивают свои гнезда на земле.

Вдали от поселений встречается большая степная птица дрофа. Она около метра высотой, с длинными ногами, плохо летает. Питается семенами растений и насекомыми, которых в степи очень много.
Очень много насекомых – мух, комаров, тли, бабочек, жуков и ос. Они опыляют растения и служат пищей для птиц и грызунов.

Зоологтар

Далада жабайы аңдар әлемі бар.Ол өте бай.Онда құлан, сайғақ кездеседі.Кеміргіштер:тышқандар,сарышұнақтар, аламандар бар.Қасқыр, түлкі, қоян,қарсақ далада өмір сүреді. Құстар:тырна,қараторғай,бүркіт, балшықшы кездеседі.Көбелектер,масалар,аралар көп.Бұларды ң барлығы адамдар тұратын жерден өте алыс жерде өмір сүреді.


«Экологи»

Слайд 20-22

Экологические проблемы возникают из-за деятельности человека.

Существует несколько причин: неумеренный выпас скота, распашка земель, браконьерство.

Распашка земель человеком привела к тому, что во время полевых работ погибают птицы, и их гнёзда.
Дрофа - редкая птица охраняется законом. Она занесена в Красную книгу.
Во второй половине 19 века численность сайгаков резко сократилось, т.к. люди преследовали их не только из-за вкусного мяса, но и ради рогов, лечебные свойства которых использовались в тибетской медицине. Сейчас численность сайгаков восстановлена. Сайгаки охраняются законом и занесены в Красную книгу Казахстана.

С приходом весны люди очень любят выезжать на отдых в степь. Очарованные красотой весенней степи они собирают охапки цветов. Нельзя рвать цветы. Это приведет к исчезновению многих редких растений. Так исчезли цветы пионы тонколистого.


Природные богатства нужно использовать разумно. Нельзя допускать расточительности, хищнического отношения к природным богатствам. Охрана и обогащение природы – дело не только государственных организаций, но и всех людей.



Экологтар

Қазақстанда дала көп.Онда шөп, гүл, өсімдіктер өседі.Далада жаңбыр аз болады,содықтан ағаштар өспейді. Олар тек өзен, көлдің жағасында өседі. Жазда дала өте әдемі.Тамаша кілем сияқты. Далада көптеген аңдар өмір сүреді.Бұл аңдар мен өсімдіктердің қөбі өте сирек кездеседі, сондықтан олар мүлдем жойылып кетпеуі үшін оларды адамдар қорғайды. Олардың көбі «Қызыл кітапқа» енгізілген.


4.Закрепление знаний.

Работа по карточкам.

  1. Степь – это безлесное пространство. Да. Нет.

1 Дала – бұл өсімдіксіз жер. Иә. Жоқ

.2. Почвы степей очень плодородны. Да. Нет.

  1. Даланың топырығы құнарлы. Иә. Жоқ.

  2. Наиболее распространённое растение степей – саксаул. Да. Нет.

  1. Ең көп тараған өсімдік – сексеуіл. Иә.Жөқ.

  2. Тюльпаны и ирисы приспособились к жизни в степи благодаря длинному корню. Да. Нет.

  1. Қызғалдақтар тамырларының ұзындығына байланысты далада өсе алады.Иә.Жоқ

  2. Степные птицы обычно вьют гнёзда на деревьях. Да. Нет.

5 .Дала өсімдіктері ұяларын ағаштарда салады. Иә.Жоқ.

  1. Зимняя спячка – это приспособление к холодам и бескормице. Да. Нет.

6 .Қысқы ұйқы –суыққа және аштыққа төзудің жолв, Иә.Жоқ.

7 .Окраска степных животных под цвет травы является маскировкой. Да. Нет.

  1. Дала аңдарының түсі оларды қорғайды .Иә. Жоқ.

Взаимопроверка.
Я предлагаю вам оценить свою работу, используя фразеологизм.


5.Подведение итогов урока.

-Давайте посмотрим на цель, которую мы поставили в начале урока.

Достигли ли мы цели урока?

На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили.

-Давайте проверим, все ли высказывания подтвердились.

Слайд 23

- Дополните предложения:

«Теперь я знаю, что …» «Менің білетінім....»

«Я могу объяснить, почему …» «Мен неге......түсіндіре аламын»

«Я задумался над тем, что …» «Мен..... туралы ойландым


6.Рефлексия.

«Менің ойым»

Егер сабақ қызық болса, стикерді тақтаның сол жағына ілесіңдер, егер сендерді сабақ қиындау болса тақтаның ортасына іліңдер, ал егер сабақ сендерді ойландырса онда стикерді тақтаның оң жағына іліңдер.


« Моё мнение»

- Перед вами сердечки разных цветов.

Если урок вам показался интересным, вы приклеиваете стикер на доску слева если взволновал, то в центре доски,

а если урок заставил задуматься,  приклейте на правую сторону доски.


7.Домашняя работа.

1 уровень - «3» Работать с текстом учебника, ответить на вопросы. С.

2 уровень - «4» Работать с текстом учебника, подготовить сообщение о растении или животном по выбору.

3 уровень - «5» Работать с текстом учебника, составить кроссворды «Растения степей», «Животные степей»; или подготовить презентацию.


7.Үй тапсырмасы: Дала өсімдіктері мен аңдарының аттарын білу, оларда жаттау.

«Дала» сөзімен синквейн құрау


















































В начале урока

В конце урока


В начале урока

В конце урока

1

В степной зоне холодное дождливое лето.



1

В степной зоне холодное дождливое лето.



2

Тюльпаны цветут в разгар лета.



2

Тюльпаны цветут в разгар лета.



3

В степи мало насекомых.



3

В степи мало насекомых.



4

Самая мелкая птица - дрофа



4

Самая мелкая птица - дрофа



5

Самые плодородные почвы - степные черноземы.



5

Самые плодородные почвы - степные черноземы.




В начале урока

В конце урока


В начале урока

В конце урока

1

В степной зоне холодное дождливое лето.



1

В степной зоне холодное дождливое лето.



2

Тюльпаны цветут в разгар лета.



2

Тюльпаны цветут в разгар лета.



3

В степи мало насекомых.



3

В степи мало насекомых.



4

Самая мелкая птица - дрофа



4

Самая мелкая птица - дрофа



5

Самые плодородные почвы - степные черноземы.



5

Самые плодородные почвы - степные черноземы.




В начале урока

В конце урока


В начале урока

В конце урока

1

В степной зоне холодное дождливое лето.



1

В степной зоне холодное дождливое лето.



2

Тюльпаны цветут в разгар лета.



2

Тюльпаны цветут в разгар лета.



3

В степи мало насекомых.



3

В степи мало насекомых.



4

Самая мелкая птица - дрофа



4

Самая мелкая птица - дрофа



5

Самые плодородные почвы - степные черноземы.



5

Самые плодородные почвы - степные черноземы.





Подчеркни верное утверждение.

1. Степь – это безлесное пространство. Да. Нет.
2. Почвы степей очень плодородны. Да. Нет.
3. Наиболее распространённое растение степей – саксаул. Да. Нет.
4. Тюльпаны и ирисы приспособились к жизни в степи благодаря длинному корню. Да. Нет.
5. Степные птицы обычно вьют гнёзда на деревьях. Да. Нет.
6. Зимняя спячка – это приспособление к холодам и бескормице. Да. Нет.
7.Окраска степных животных под цвет травы является маскировкой. Да. Нет.

Подчеркни верное утверждение.

1. Степь – это безлесное пространство. Да. Нет.
2. Почвы степей очень плодородны. Да. Нет.
3. Наиболее распространённое растение степей – саксаул. Да. Нет.
4. Тюльпаны и ирисы приспособились к жизни в степи благодаря длинному корню. Да. Нет.
5. Степные птицы обычно вьют гнёзда на деревьях. Да. Нет.
6. Зимняя спячка – это приспособление к холодам и бескормице. Да. Нет.
7.Окраска степных животных под цвет травы является маскировкой. Да. Нет.

Подчеркни верное утверждение.

1. Степь – это безлесное пространство. Да. Нет.
2. Почвы степей очень плодородны. Да. Нет.
3. Наиболее распространённое растение степей – саксаул. Да. Нет.
4. Тюльпаны и ирисы приспособились к жизни в степи благодаря длинному корню. Да. Нет.
5. Степные птицы обычно вьют гнёзда на деревьях. Да. Нет.
6. Зимняя спячка – это приспособление к холодам и бескормице. Да. Нет.
7.Окраска степных животных под цвет травы является маскировкой. Да. Нет.

Подчеркни верное утверждение.

1. Степь – это безлесное пространство. Да. Нет.
2. Почвы степей очень плодородны. Да. Нет.
3. Наиболее распространённое растение степей – саксаул. Да. Нет.
4. Тюльпаны и ирисы приспособились к жизни в степи благодаря длинному корню. Да. Нет.
5. Степные птицы обычно вьют гнёзда на деревьях. Да. Нет.
6. Зимняя спячка – это приспособление к холодам и бескормице. Да. Нет.
7.Окраска степных животных под цвет травы является маскировкой. Да. Нет.

Подчеркни верное утверждение.

1. Степь – это безлесное пространство. Да. Нет.
2. Почвы степей очень плодородны. Да. Нет.
3. Наиболее распространённое растение степей – саксаул. Да. Нет.
4. Тюльпаны и ирисы приспособились к жизни в степи благодаря длинному корню. Да. Нет.
5. Степные птицы обычно вьют гнёзда на деревьях. Да. Нет.
6. Зимняя спячка – это приспособление к холодам и бескормице. Да. Нет.
7.Окраска степных животных под цвет травы является маскировкой. Да. Нет.

Подчеркни верное утверждение.

1. Степь – это безлесное пространство. Да. Нет.
2. Почвы степей очень плодородны. Да. Нет.
3. Наиболее распространённое растение степей – саксаул. Да. Нет.
4. Тюльпаны и ирисы приспособились к жизни в степи благодаря длинному корню. Да. Нет.
5. Степные птицы обычно вьют гнёзда на деревьях. Да. Нет.
6. Зимняя спячка – это приспособление к холодам и бескормице. Да. Нет.
7.Окраска степных животных под цвет травы является маскировкой. Да. Нет.

Подчеркни верное утверждение.

1. Степь – это безлесное пространство. Да. Нет.
2. Почвы степей очень плодородны. Да. Нет.
3. Наиболее распространённое растение степей – саксаул. Да. Нет.
4. Тюльпаны и ирисы приспособились к жизни в степи благодаря длинному корню. Да. Нет.
5. Степные птицы обычно вьют гнёзда на деревьях. Да. Нет.
6. Зимняя спячка – это приспособление к холодам и бескормице. Да. Нет.
7.Окраска степных животных под цвет травы является маскировкой. Да. Нет.

Подчеркни верное утверждение.

1. Степь – это безлесное пространство. Да. Нет.
2. Почвы степей очень плодородны. Да. Нет.
3. Наиболее распространённое растение степей – саксаул. Да. Нет.
4. Тюльпаны и ирисы приспособились к жизни в степи благодаря длинному корню. Да. Нет.
5. Степные птицы обычно вьют гнёзда на деревьях. Да. Нет.
6. Зимняя спячка – это приспособление к холодам и бескормице. Да. Нет.
7.Окраска степных животных под цвет травы является маскировкой. Да. Нет.








Разнообразен растительный мир степи: кустарники, травы, цветы, злаки

Ранней весной, цветут тюльпаны. За ними начинают цвести ирисы, адонисы, пионы.
Степь-царство трав. В степи растут ковыль, полынь, чилига. Много гусиного лука, незабудок, тысячелистника.

В степи, куда ни посмотришь, всюду трава и трава. Деревья там не растут из-за недостатка влаги, они встречаются только по берегам рек. Иногда можно встретить кустарники: терескен, таволга, карагана. С наступлением жаркого и сухого лета степь высыхает. Остаются лишь злаки: ковыли, типчак, тонконог. Несмотря на суровый климат степи, растения приспособились благодаря узким мясистым листьям.
«Зоологи» Слайд 14-19

Разнообразен животный мир степи.

Самые распространенные животные степи – грызуны: сурки, суслики, хомяки.

Сурки не наносят большого вреда растениям. Осенью сурки забираются в норы и засыпают до весны.
Засыпает на зиму и хомяк. Хомяки и суслики – вредители полей, в отличие от сурков, они уничтожают посевы.


Из представителей хищников распространены: лисы и волки. В голодные и зимы они могут совершать набеги в посёлки, нападая на домашних птиц и животных.


Из парнокопытных животных куланы и сайгаки. Они способны к быстрому бегу, и это спасает их от преследования волков. Сайгак одно из самых быстроногих на земле животных.


Птицы в степи менее заметны, чем млекопитающие. Это степной жаворонок и степной орел они устраивают свои гнезда на земле.

Вдали от поселений встречается большая степная птица дрофа. Она около метра высотой, с длинными ногами, плохо летает. Питается семенами растений и насекомыми, которых в степи очень много.
Очень много насекомых – мух, комаров, тли, бабочек, жуков и ос. Они опыляют растения и служат пищей для птиц и грызунов.

«Экологи»

Слайд 20-22

Экологические проблемы возникают из-за деятельности человека.

Существует несколько причин: неумеренный выпас скота, распашка земель, браконьерство.

Распашка земель человеком привела к тому, что во время полевых работ погибают птицы, и их гнёзда.
Дрофа - редкая птица охраняется законом. Она занесена в Красную книгу.
Во второй половине 19 века численность сайгаков резко сократилось, т.к. люди преследовали их не только из-за вкусного мяса, но и ради рогов, лечебные свойства которых использовались в тибетской медицине. Сейчас численность сайгаков восстановлена. Сайгаки охраняются законом и занесены в Красную книгу Казахстана.

С приходом весны люди очень любят выезжать на отдых в степь. Очарованные красотой весенней степи они собирают охапки цветов. Нельзя рвать цветы. Это приведет к исчезновению многих редких растений. Так исчезли цветы пионы тонколистого.


Природные богатства нужно использовать разумно. Нельзя допускать расточительности, хищнического отношения к природным богатствам. Охрана и обогащение природы – дело не только государственных организаций, но и всех людей.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Дала өсімдіктері мен аңдары"

Автор: Мухамбетова Гуляйхан Сундетовна

Дата: 31.01.2018

Номер свидетельства: 453810

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Д?ниетану Дала ?сімдіктері мен жануарлары 4-сынып. "
    ["seo_title"] => string(53) "duniietanu-dala-osimdiktieri-mien-zhanuarlary-4-synyp"
    ["file_id"] => string(6) "157753"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421649624"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Дала ?сімдіктері  мен жануарлары "
    ["seo_title"] => string(36) "dala-osimdiktieri-mien-zhanuarlary-1"
    ["file_id"] => string(6) "192749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427519457"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "4 сынып Дүниетану. Дала өсімдіктері мен жануарлары"
    ["seo_title"] => string(53) "4_synyp_duniietanu_dala_osimdiktieri_mien_zhanuarlary"
    ["file_id"] => string(6) "454922"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517842045"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Саяжайдағы өсімдіктер"
    ["seo_title"] => string(25) "saiazhaidag_y_osimdiktier"
    ["file_id"] => string(6) "461829"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1521010078"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Орман то?ай ?сімдіктері"
    ["seo_title"] => string(25) "orman-tog-ai-osimdiktieri"
    ["file_id"] => string(6) "316477"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460099219"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства