- привитие детям понимания, что «дружба» - ценность, которую нужно взращивать и беречь;
Методические приемы
Оборудование : фонограмма песни «Если с другом вышел в путь», карточки с заданиями.
Ход занятия
Настрой на позитив
Здравствуйте, дети! Как хорошо, что мы вновь встретились на занятии по самопознанию. Я приглашаю вас в «Круг радости». Давайте встанем рядышком друг с другом. Возьмемся дружно за руки. Звучит фонограмма песни «Если с другом вышел в путь». Дети поют. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Какая тема урока?
Молодцы! Как вы дружно вместе поддерживая друг друга спели песню. Очень хорошо Теперь мы с вами нашей дружной компанией отправляемся в очередное путешествие.
Минутка тишины.
Садитесь поудобнее. Прошу закрыть глаза (Звучит музыка) Я приглашаю вас совершить путешествие. Оно будет несомненно приятным. Представим себе, что мы идем на высокую – высокую гору (пауза). Яркое солнце своими золотыми лучами радостно освещает дорогу на пути к высокой горе. Нам радостно и легко идти (пауза) На пути встречаются необычный и редкой красоты цветы, деревья, травушка- муравушка. Любуясь ими мы медленно поднимаемся ввысь (пауза) Мы оказались на самой вершине горы (пауза). Мы пришли на эту вершину с другом. Мы помогали друг другу подниматься. Наши руки заботливо, надежно и бережно поддерживали друга. Мы каждую минуту чувствовали плечо и руки друга (пауза). Сейчас мы будем возвращаться в наш класс. Солнце своими лучами осветило нам дорогу в школу. Мы счастливые и радостные идем по солнечной дороге. Входим в двери. Садимся. Сейчас медленно откроем глаза. Вздохнем глубоко – глубоко. Потянемся руками вверх, в стороны. Молодцы.
Вам понравилось путешествовать?
Что вы почувствовали, когда были на вершине горы?
Кого вы представили рядом с собой?
Подумайте над словами «друг всегда поможет? О чем это?
А чем может помочь друг?
Чем вы можете помочь другу/ друзьям (Ответы детей)
Практическое задание
Работают на листочках
На листочках нарисованы два добрых сердца: свое и друга. Нарисован мост, который их соединяет. Задание – записать все слова, которые, вы скажете своему хорошему, близкому и верному другу. (общительный, честный, чуткий, отзывчивый, преданный, верный, надежный)
Сценка
Вы, наверное, не раз замечали, что мнение и желания людей не всегда совпадают. Иногда они прямо противоположны. Бывают ситуации, когда люди недовольны друг с другом и тогда возникает ссора.
Давайте попробуем вместе понять, почему люди ссорятся и как научиться жить дружно?
Посмотрим ситуацию (дети разыгрывают ситуацию, где во время игры в мячик, возникает ссора между ребятами. Они обижают друг друга грубыми словами
Почему обиделись ребята?
- они не поняли друг друга;
-обида ссора возникла не из-за грубых слов;
- они еще не научились уступать друг – другу;
- уступать.
5. Практическая работа (Задание на листочках)
Прочитай и выбери один вариант, из-за которого чаще всего, по- твоему, возникают ссоры.
Непонимание друг друга;
Неумение выслушать другого;
Нежелание уступить;
Стремление отстоять свою точку зрения во что бы то ни стало;
Обида на любое замечание;
Нежелание критически оценивать свои поступки;
Конечно, в жизни любого человека бывают ссоры. Они возникают или из-за неумения критически оценить свои поступки, или из-за непонимания друг друга. Но нужно научиться мириться. Есть пословица «Худой мир лучше доброй ссоры» Давайте подумаем, как можно помириться (Варианты ответов детей).
Мирись, мирись, мирись
Ты больше не деритесь …
Молодцы, что вы умеете мириться. Шутка очень часто помогает выйти из трудной ситуации. Умение вовремя улыбнуться и пошутить порой очень помогает.
Но еще важно научиться признать свои ошибки и извиниться.
Мы сегодня с вами много говорили о дружбе, о том как жить без ссоры, как выходить из конфликтной ситуации. Приходя к выводу, давайте создадим правила дружбы:
Уметь вовремя улыбнуться!
Не обижаться из-за каждого пустяка!
Не оставляй друга в беде!
Уметь признать ошибку и извинись!
Мирись, мирись, мирись !
Обобщение
Вот и заканчивается наше очередное занятие по самопознанию Мы стали сегодня самыми дружными и счастливыми. Потому что мы можем сказать с уверенностью, что дружба – это огромное счастье.
А теперь встаньте парами, возьмите друг друга за руки. Посмотрите друг другу в глаза
Рефлексия
Что понравилось больше всего сегодня на занятий ?
Какие чувства у вас возникли?
Что вам дало это занятие?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Что значить дружить? »
Тема: Что значит дружить?
Цель занятия:
- ознакомление с понятиями «друг», «помощь»,
- привитие детям понимания, что «дружба» - ценность, которую нужно взращивать и беречь;
Методические приемы
Оборудование : фонограмма песни «Если с другом вышел в путь», карточки с заданиями.
Ход занятия
Настрой на позитив
Здравствуйте, дети! Как хорошо, что мы вновь встретились на занятии по самопознанию. Я приглашаю вас в «Круг радости». Давайте встанем рядышком друг с другом. Возьмемся дружно за руки. Звучит фонограмма песни «Если с другом вышел в путь» . Дети поют. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Какая тема урока?
Молодцы! Как вы дружно вместе поддерживая друг друга спели песню. Очень хорошо Теперь мы с вами нашей дружной компанией отправляемся в очередное путешествие.
Минутка тишины.
Садитесь поудобнее. Прошу закрыть глаза (Звучит музыка) Я приглашаю вас совершить путешествие. Оно будет несомненно приятным. Представим себе, что мы идем на высокую – высокую гору (пауза). Яркое солнце своими золотыми лучами радостно освещает дорогу на пути к высокой горе. Нам радостно и легко идти (пауза) На пути встречаются необычный и редкой красоты цветы, деревья, травушка- муравушка. Любуясь ими мы медленно поднимаемся ввысь (пауза) Мы оказались на самой вершине горы (пауза). Мы пришли на эту вершину с другом. Мы помогали друг другу подниматься. Наши руки заботливо, надежно и бережно поддерживали друга. Мы каждую минуту чувствовали плечо и руки друга (пауза). Сейчас мы будем возвращаться в наш класс. Солнце своими лучами осветило нам дорогу в школу. Мы счастливые и радостные идем по солнечной дороге. Входим в двери. Садимся. Сейчас медленно откроем глаза. Вздохнем глубоко – глубоко. Потянемся руками вверх, в стороны. Молодцы.
Вам понравилось путешествовать?
Что вы почувствовали, когда были на вершине горы?
Кого вы представили рядом с собой?
Подумайте над словами «друг всегда поможет? О чем это?
А чем может помочь друг?
Чем вы можете помочь другу/ друзьям (Ответы детей)
Практическое задание
Работают на листочках
На листочках нарисованы два добрых сердца: свое и друга. Нарисован мост, который их соединяет. Задание – записать все слова, которые, вы скажете своему хорошему, близкому и верному другу. (общительный, честный, чуткий, отзывчивый, преданный, верный, надежный)
Сценка
Вы, наверное, не раз замечали, что мнение и желания людей не всегда совпадают. Иногда они прямо противоположны. Бывают ситуации, когда люди недовольны друг с другом и тогда возникает ссора.
Давайте попробуем вместе понять, почему люди ссорятся и как научиться жить дружно?
Посмотрим ситуацию (дети разыгрывают ситуацию, где во время игры в мячик, возникает ссора между ребятами. Они обижают друг друга грубыми словами
Почему обиделись ребята?
- они не поняли друг друга;
-обида ссора возникла не из-за грубых слов;
- они еще не научились уступать друг – другу;
- уступать.
5. Практическая работа (Задание на листочках)
Прочитай и выбери один вариант, из-за которого чаще всего, по- твоему, возникают ссоры.
Непонимание друг друга;
Неумение выслушать другого;
Нежелание уступить;
Стремление отстоять свою точку зрения во что бы то ни стало;
Обида на любое замечание;
Нежелание критически оценивать свои поступки;
Конечно, в жизни любого человека бывают ссоры. Они возникают или из-за неумения критически оценить свои поступки, или из-за непонимания друг друга. Но нужно научиться мириться. Есть пословица «Худой мир лучше доброй ссоры» Давайте подумаем, как можно помириться (Варианты ответов детей).
Мирись, мирись, мирись
Ты больше не деритесь …
Молодцы, что вы умеете мириться. Шутка очень часто помогает выйти из трудной ситуации. Умение вовремя улыбнуться и пошутить порой очень помогает.
Но еще важно научиться признать свои ошибки и извиниться.
Мы сегодня с вами много говорили о дружбе, о том как жить без ссоры, как выходить из конфликтной ситуации. Приходя к выводу, давайте создадим правила дружбы:
Уметь вовремя улыбнуться!
Не обижаться из-за каждого пустяка!
Не оставляй друга в беде!
Уметь признать ошибку и извинись!
Мирись, мирись, мирись !
Обобщение
Вот и заканчивается наше очередное занятие по самопознанию Мы стали сегодня самыми дружными и счастливыми. Потому что мы можем сказать с уверенностью, что дружба – это огромное счастье.
А теперь встаньте парами, возьмите друг друга за руки. Посмотрите друг другу в глаза
Рефлексия
Что понравилось больше всего сегодня на занятии ?
Какие чувства у вас возникли?
Что вам дало это занятие?
В чем профессионализм учителя Самопознания?
Профессия учителя относится
к группе профессии
в системе «человек –человек»
Е. А. Климов
ЭССЕ
Я учитель Самопознания в начальных классах. Что я заметила дети расположены больше на комфортную деятельность, эмоциональную отзывчивость со стороны учителя особенно на уроках Самопознания. Ведь ребенок выражает свои личные чувства, эмоции, переживания, может на первый взгляд они не всегда обоснованные, но они так важны для него сейчас, актуальны для него в данный момент.
И если такого ребенка учитель не похвалить вовремя, не акцентирует на нем свое внимание, не одобрит его т.е. не создать условия для того, чтобы можно было вызвать у ученика эмоциональное предвосхищение результатов его интеллектуальной деятельности - (обобщения, выводы, предположения), то в следующий раз этот ученик может быть менее активным. Ведь как показывает эмоциональное предвосхищение ответа ученика учителем способствует повышению активности, открытости, умению раскрыть свои мысли.
И еще один момент – процесс перестройки эмоциональных процессов – от отрицательного к положительному. Это может быть группа детей, у которых в процессе урока наблюдается эмоциональные переживания. Причина может быть разная- проблемы в школьной жизни, неадекватность некоторых учителей. И эмоциональная поддержка – помочь ребенку самораскрытся, преодолев тревожность, замкнутость, не разговорчивость с его стороны. И после полученных положительных эмоции с помощью учителя, после своих правильных ответов, видишь блеск в его глазах, внутреннюю удовлетворенность и взгляд его ловишь, в которых проявляется уважение к старшему взрослому т.е. учителю не это ли профессионализм учителя Самопознания.
Есть еще группа детей, которые не уверенные в себе (стеснительные, проявляющие переживания по поводу своих ответов) а ответы на уроках Самопознания строятся на его эмоциях и чувствах по сравнению с другими уроками, которые требуют академичных ответов. Эта группа детей, которые не всегда желают отвечать, хотя знают правильный ответ на поставленный вопрос из-за неуверенности в себе.
К таким детям нахожу такой подход на уроках Самопознания – иногда не всегда можно найти точного ответа, но путем размышления, поиска, нахождения можно прийти к истинному ответу, решению той или иной жизненной ситуации.
Эти подходы помогает найти обратную связь со стороны учеников в процессе уроков, что является показателем проявления профессиональной компетентностью учителя Самопознания.
И еще одна особенность проявления профессионализма на уроках Самопознания- когда сама учусь у своих учеников. При опросе ученики могут подсказать истинное направление урока т.к. сколько людей, столько мнений, а также при подготовке домашних задании со взрослыми (родителями, бабушками, дедушками) – у них многоликий опыт и этим они делятся. Умение конструктивно использовать эти материалы на уроках – это тоже показатель профессиональной компетентности учителя Самопознания.
Таким образом, учитель Самопознания должен обладать важными навыками необходимые для воспитания духовно-нравственного воспитания – быть искренним, чутким, коммуникабельным и счастливым. Ведь у счастливого учителя могут быть счастливые ученики!
В конце хочу привести совет философа Ф.Ницше:
«Искать – всегда немудрено,
Найти - куда труднее
По ветру плыть не суждено
Плыви еще быстрее!»
Воспитание патриотических чувств у детей как лидер-учитель!
ЭССЕ
Есть лидеры с нравственными качествами истинного лидера, которые на практике своими поступками, своими действиями, своими подсказками проявляют прежде всего уважение, справедливость, понимание. Как один герой написал «Счастье – когда тебя понимают» - кинофильм «Доживем до понедельника». У этого героя сильные переживания из-за чего часто сидит задумчивый, серьезный, немого отрешенный от окружающей среды. Понимать ученика, умение выслушать его, показывая это через свою экспрессию, показать что он сочувствует, сопереживает ему т.е. проявляет эмпатию – и эти качества необходимы учителю Самопознания как Лидера.
Но лидерство может зависит от темперамента, например, холерик и сангвиник, которые сверхактивные, мобильные, но в их голосе и движениях должно проявляться и доброта и ум, интеллект.
Если это флегматик и меланхолик – спокойный, доброжелательный и в его поступках и действиях должно проявляться доброта и ум, интеллект.
Как учитель лидер, ведя за собой детей, должен видеть цель, и если дети, следуя за ним тоже хотят достичь этой цели, то лидер берет на себя ответственность за совместное достижение. Кругозор учителя Самопознания разносторонним, потому что при обобщении ответов детей, при формировании например тех или иных чувств у детей в процессе проявлении доброты, любви, совести, заботы и.т. д.
Особенно волнует меня вопросы формирования патриотических чувств – воспитание уважения, любви к нашей Республике Казахстан.
Особенно важно как лидеру учителю найти такую изюминку, которое бы затронуло бы подсознание ребенка. Например, при исполнения гимна, не все дети понимают смысл его исполнения, многие учителя говорят, надо стоят тихо и спокойно, но не всегда это затрагивает детей. Уважение к народу, к стране проявляется прежде всего как исполняют свой гимн тот или иной народ. И если мы будем стоят неуклюже, не ровно, неправильно вести себя то о нас может сложится мнение, что мы не проявляем уважение к своей стране. При пении гимна всегда надо думать, что наша страна самая красивая, дружная, многонациональная, что живут все в дружбе, живут, поддерживая друг друга, понимая друг другу, показывая своим видом что вы любите, гордитесь своей Родиной.
Перед детьми ставлю такие вопросы «Как можно сделать так, чтобы восхищались и проявили уважение к нашей стране – Казахстан» - умение рассказать очень много интересного о ней:
голландские тюльпаны – прародительница наших степных тюльпанов:
в Казахстане впервые в мире создан колесо – стала прародительницей технического прогресса во всем мире:
наш Алматинский апорт достигает весом около 1 килограмма, нигде
в мире не такого вида яблок:
впервые в мире создан высокогорный каток «Медео», где впервые был установлен мировой рекорд по конкобежному спорту.
Такие подходы используется нами как учитель- лидер на уроках Самопознания. В результате чего достигается определенные результаты в формировании духовно-нравственных ценностей – любовь к своей стране Казахстан.