Занятие – практикум
«НЕ НАДО БОЛЬШЕ ССОРИТЬСЯ.»
Цель:
- познакомить детей с некоторыми способами выхода из конфликтных ситуаций.
Задачи:
- учить детей находить компромисс;
- развивать внимание, мышление, артистические способности;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование:
листы с фотографиями детей, звёздочки зелёного, синего, красного цвета (на обратной стороне на лейкопластырь прикреплено немного красителя темного цвета); большой шприц, наполненный белизной; мягкие игрушки собаки и котёнка; мультимедийная презентация, песня «Ты, да я, да мы с тобой»
Ход занятия
- Мотивирование к учебной деятельности.
- Наше занятие мы начнём со своей самооценки.
Возьмите лист со своим именем и в центре листа прикрепите зелёное сердечко, если считаете, что к вам все окружающие относятся очень хорошо; синее сердечко – если не все люди хорошо относятся,красное – если считаете, что люди к вам относятся плохо.
- Я рада, что вы все себя любите. Действительно человек должен любить себя и уважать.
- А сейчас мы узнаем, что одноклассники думают о вас.
Сейчас все ваши листы разложим на столы, и все дети пройдут и прикрепят соответствующую звёздочку – отношение к данному человеку.
- Посмотрите на свои звёздочки : какой цвет у вас преобладает?
- Совпало ли ваше мнение с мнением ваших товарищей?
- Подумайте, какой недостаток увидели в вас ваши товарищи.
Об этом мы никому говорить не будем и постараемся от этих черт избавиться.
- Давайте возьмём звёздочки красного цвета и сложите их в баночку с водой.
- Что вы заметили?
Вода потемнела. Видите, даже вода и та принимает на себя негативную информацию и меняет свой цвет. Вода считается неживым объектом, а представляете, что бывает с живыми существами, когда мы им говорим плохие слова, обижаем и словом и делом?
Не расстраивайтесь, я постараюсь вам помощь. Знайте, я всегда приду к вам на помощь, в любой ситуации (учитель капает немного жидкости из шприца). Если не знаете как правильно поступить, вы всегда можете спросить у меня, родителей или старших товарищей.
Постарайтесь, больше никогда и никому не делать плохого, ведь плохие поступки и дела непременно к вам вернутся.
II. Сообщение темы занятия.
Слайд 1:
Не зря и тема нашего занятия - «Не надо больше ссориться»
- Сегодня мы поговорим о том, почему люди ссорятся и как этого можно избежать.
III. Работа по теме занятия
Но прежде чем мы перейдём к теме, скажите, пожалуйста, как вы думаете, что такое ссора?
Слайд 2:
Определение рассыпалось. Давайте мы его соберём.
Ссора – состояние взаимной вражды, размолвка. (Словарь Ожегова)
- Как вы думаете, почему люди ссорятся? (не поделили что-то, нечаянно толкнули, передразнили, стукнули)
Слайд 3:
Люди не понимают друг друга.
Не владеют своими эмоциями.
Не принимают чужого мнения.
Не считаются с правами других.
Пытаются во всём быть главным.
Не умеют слушать других.
Хотят умышленно обидеть друг друга.
- А приходилось ли вам ссориться с другом, подружкой, братом, сестрой или ещё с кем- либо?
- В чём причина ваших ссор?
Слайд 4:
Закончите предложение «Мы ссоримся, потому что…» (высказывания детей).
- Итак, мы выяснили, из-за чего возникают ссоры: не поделили что-то, нечаянно толкнули, передразнили, стукнули.
- Из-за чего можно поссориться с родителями?
- Поссориться можно с кем угодно — было бы желание! Сделать это вовсе не трудно. Гораздо трудней помириться. Как ни странно, но детям это удаётся легче, чем взрослым.
- Как можно помириться, если всё таки вы поссорились?
Вспомните, какие слова примирения вы знаете.
Слайд 5:
(«Мирись, мирись, мирись и больше не дерись»,
«Мир и дружба— навсегда, ну, а ссора—никогда!» )
- И всё же некоторые дети серьёзно переживают ссоры: расстраиваются, плачут, у них пропадает аппетит, они плохо спят. Это может привести к какому-либо заболеванию, поэтому ссор нужно стараться избегать.
- Как это сделать?
- Прежде всего, следует научиться вовремя останавливаться, когда ваши взаимоотношения с родственниками или товарищами становятся
« взрывоопасными ».
- В одном хорошем рассказе я прочитала о девочке Марусе, которая научилась говорить себе слово «Стоп!» перед тем, как выйти из себя. Это поистине волшебное слово останавливало её от необдуманных поступков и помогало сохранять с окружающими доброжелательные отношения.
Давайте потренируемся вовремя говорить себе «стоп!»
Двум обучающимся предлагается с использованием мягких игрушек — котёнка и щенка — разыграть следующие сцены:
1. «Щенок спит. В это время котёнок подходит к его
миске и начинает поедать её содержимое. Щенок просыпается и набрасывается на котёнка».
Подумайте, как можно было избежать потасовки?
(Обучающимся, нашедшим правильный выход из ситуации, предлагается разыграть данную ситуацию ещё раз, но уже с другой концовкой, используя волшебное слово «стоп!»)
2. «Щенок спит. Котёнок, увлечённый своей игрой, бегает по квартире, шумит, в шутку набрасывается на щенка, приглашая его к игре. Но щенок просыпается, недовольно лает и кидается на котёнка».
Желающие разыгрывают данную сцену, изменяя концовку, а также используя слово «стоп!».(Ситуации из жизни класса)
- Мы не будем скрывать, что в нашей жизни иногда возникают ситуации, как в этом стихотворении.(Инсценировка стихотворения)
Кто кого обидел первым?
Он меня!
Нет, он меня!
Кто кого ударил первым?
Он меня!
Нет, он меня!
Вы же раньше так дружили!
Я дружил!
И я дружил!
Что же вы не поделили?
Я забыл!
И я забыл!
- Из-за чего поссорились два друга?
- Кому из вас хотелось бы, чтобы дружба выражалась таким способом?
Вывод: мы видим, что ссоры могут возникнуть по пустякам, ведь дружить надо уметь!
Попробуйте найти правильный выход из следующих ситуаций.
- На уроке физкультуры во время игры Юля нечаянно толкнула Марину. Марина упала, заплакала, обиделась на Юлю.
Во время перемены Славик и Стасик одновременно захотели поиграть с одной и той же игрушкой. Стали вырывать её друг у друга из рук. (Мальчики должны заключить договор, кто будет играть первым, кто вторым.)
- Уроки закончились. Собираясь домой, Никита нечаянно толкнул портфелем Женю…. Женя накинулся на Никиту. Ведь папа учил, что надо давать сдачу.
- А как правильно поступить?
Вывод: К ссоре может привести любой пустяк. Когда вы готовы поссориться с другом, вспомните о том, что у него есть много положительных качеств, ведь именно поэтому вы стали с ним дружить. Наверно, в данный момент кто-то из вас неправ. Но чтобы понять, кто именно, нужно время разобраться. Поэтому скажите себе «стоп!», не накаляйте атмосферу до предела, а вслух скажите: «Поговорим об этом завтра». А завтра — вот увидите! — всё будет по-другому.
IV.Физкультминутка.
Сейчас, чтобы получше узнать друг друга, мы проведём игру«Ветер дует на того.».
Учитель произносит фразу: «Ветер дует на того,.»
- у кого много друзей
- кто не любит ссориться
- кто не грубит старшим
- кто часто делится с товарищами тем, что имеет
- кто умеет говорить комплименты
- кто никогда не обзывается
- кто не участвует в потасовках
- кто не ябедничает
- кто не стесняется извиняться
- кто умеет быстро забывать обиду
- кто умеет дружить
- кто умеет прощать.
Вот видите, несмотря на небольшие недостатки мы каждый по-своему добрый, уважительный, умеющий прощать обиды человек.
. Игра «Мы с тобой одна семья»
Давайте поиграем и почувствуем, что мы одна семья.
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я
Потрогай нос соседа справа
Потрогай нос соседа слева
Мы с тобой - друзья
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я
Обними соседа справа
Обними соседа слева
Мы с тобой – друзья
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Ущипни соседа справа
Ущипни соседа слева
Мы с тобой друзья
Мы с тобой одна семья
Вы, мы, ты и я.
Поцелуй соседа слева
Поцелуй соседа справа
Мы с тобой друзья.
- А чтобы быть настоящими друзьями и никогда не ссориться, нужно соблюдать правила дружбы. Вы уже можете их назвать?
Слайд 6:
- Быть вежливыми со своими одноклассниками;
- Понимать другого;
- Играть и работать дружно;
- Попросить прощение;
- Помогать друг другу;
- Быть честным;
- Вовремя остановиться, взять паузу;
- Договариваться друг с другом;
- Приходить к общему решению.
- Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять закон дружбы «НЕ ссорься!» и научим других сдерживать плохие эмоции.
VI. Просмотр и обсуждение мультфильма «Ссора».
VII. Подведение итогов
- Что мы учились делать?
- Трудно ли это?
- Нужно ли этому учиться?
- Какое новое слово узнали? Что оно означает?
Попробуйте вовремя остановиться, когда взаимоотношения накаляются до предела. Научитесь говорить себе «Стоп!» и тогда сможете избежать многих неприятных ссор.
Хотелось бы вам предложить задание, которое вы выполните дома - перед сном вспомнить всех людей, на которых вы за что-либо обиделись, и постараться мысленно их простить.
Хотелось, чтобы вы выполнили ещё 1 задание: на листочке попросите прощения у своих одноклассников и поместите их в коробочку. После занятия «почтальон» разнесёт их адресату.
Закончить наше занятие я предлагаю песней «Ты, да я, да мы с тобой».)
- На этом занятие наше окончено. Будьте терпимы друг к другу и пусть дети всей земли никогда не ссорятся.