kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка занятия кружка по психологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мной представлена методическая разработка одного из занятий по данной программе в рамках внеурочной деятельности.

 

Описание процесса  (методика проведения)

 

Тема занятия: «Мой класс».

Метод: сказкотерапия.

Цель: способствовать формированию дружеских отношений в коллективе.

Задачи:

  1. Закладывание нравственных ориентиров.
  2. Установление атмосферы дружелюбия.
  3. Развитие уверенности в себе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия кружка по психологии»

13










Методическая разработка занятия

кружка «Увлекательная психология» с обучающимися начальной школы в рамках внеурочной деятельности

Тема «Мой класс»


Составитель:

Кочнева Татьяна Викторовна

Учитель начальных классов,

педагог-психолог

Стаж педагогической работы – 22 года

1 квалификационная категория

МБОУ СОШ № 9






- 2014 год –


Содержание: Стр.


Введение………………………………………………………………………. 3


Описание процесса (методика проведения)……………………………….. 4


Перечень ресурсного обеспечения…………………………………………… 9


Контрольно-оценочные параметры для оценки эффективности данной

формы………………………………………………………………………… 9


Анализ результатов……………………………………………………………. 9


Приложения…………………………………………………………………… 10
































Введение


Начальная школа — осо­бый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей дея­тельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности при сохранении значимости игровой, имеющей обществен­ный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, разви­тием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; пла­нировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учеб­ном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и свер­стниками, общением и межличностными отношениями друж­бы, становлением основ гражданской идентичности и миро­воззрения.

Сегодня же, на мой взгляд, многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребёнке в период обучения в начальной школе. Гораздо больше внимания уделяют количественному накоплению знаний и умений детей. Однако именно качественные изменения очень важны для ребёнка, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или разрушить его. И если пробелы в знаниях можно впоследствии легко восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.

Поэтому актуальным на данный момент жизни ребёнка будет проведение с ним ряда мероприятий, направленных на гармонизацию внутреннего мира его личности. Программа «Увлекательная психология» включает в себя систему таких мероприятий.


Цели:

  1. Поддержание и развитие в детях интереса к психологическим знаниям.

  2. Формирование коммуникативных компетентностей.


Задачи:

  1. Формировать у детей позитивную «Я» - концепцию и устойчивую самооценку, снизить уровень школьной тревожности.

  2. Формировать устойчивую учебную мотивацию.

  3. Создавать классный коллектив, через формирование групповой сплочённости и выработку системы единых обоснованных требований.

  4. Формировать адекватные формы поведения в новых школьных ситуациях.

  5. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.


Данная программа составлена на основе программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я».


Ожидаемый результат – благоприятное психологическое состояние здоровья учащихся.


Ниже мной представлена методическая разработка одного из занятий по данной программе в рамках внеурочной деятельности.


Описание процесса (методика проведения)


Тема занятия: «Мой класс».

Метод: сказкотерапия.

Цель: способствовать формированию дружеских отношений в коллективе.

Задачи:

  1. Закладывание нравственных ориентиров.

  2. Установление атмосферы дружелюбия.

  3. Развитие уверенности в себе.


Ход занятия:


Вводный комментарий

- Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путе­шествие. А попасть в сказку нам помогут вот эти волшебные бусинки. Сейчас я подойду со шкатулкой к каждому из вас, и вы выберите ту бусинку, которая вам больше понравится. Берегите эту бусинку, что­бы потом благодаря ей вернуться назад. А теперь, когда все выбрали, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза и подумайте о том, что есть доброго и хорошего в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождём всех.

- Итак, мы с вами попали в сказочную страну и сейчас послушаем одну историю.


Сказка «Звёздная страна» (Презентация MS PowerPoint)


1 слайд. В одной сказочной стране жили-были звёздочки, поэтому страна называлась Звёздная.

2 слайд. Звёздочки были разные: голубые и белые, жёл­тые и синие, зелёные и розовые, красные и даже чёрные. Они и по размеру были разные. Жили здесь и совсем крохотные звёздочки, и звёзды средних размеров, жили и вовсе огромные звёзды. Не было среди них ни одной звёздочки, точь-в-точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойство. Душа каждой звёздочки бы­ла заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. По­этому они видели друг в друге только хорошее и доброе, от этого све­тились удивительным волшебным светом. Звёздная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. По­всюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.

3 слайд. Но однажды пролетал над Звёздной страной самый пакостный из всех пакостей на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость Пакостьевич. Увидел Звёздную страну Пакость Пакостьевич - и заки­пела в нём зависть. Как же так, думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится. И не стало Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются еще такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо.

И задумал Пакость Пакостьевич своё злое дело.

4 слайд. А чтобы звёздочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что, мол, в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволнова­лись звёздочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще инте­реснее, еще веселее, еще лучше.

  • А что же нужно для этого сделать? - поинтересовались звёз­дочки.

  • Всё очень просто: нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, вспоминать все проступки, которые когда-то были совершены,- учил со знанием дела Пакость Пакостьевич.

Но звёздочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.

5 слайд.

- Эй, ты,- крикнул он чёрной звёздочке по имени Аделаида. - Ты чего такая чёрная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля ка­кая...Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи... ха-ха-ха...

Кто-то подхватил, кто-то промолчал... Но веселее не стало.

6 слайд. А чёр­ная звёздочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть (7 слайд) и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.

8 слайд.

- Эй, громадина,- крикнул он большой зелёной звезде Иоланте. Вот разъелась... Смотри, скоро всю страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха-ха...

Никто не заступился.

10 слайд. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зелёная звёздочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич все не уни­мался. Он подошёл к маленькой розовой звёздочке по имени Юта и стал смеяться над ней.

11 слайд.

  • Ой, не могу... Что это за крохотуля? Не звёздочка, а микроб ка­кой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от неё прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался.

12 слайд. От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная розовая звёздочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звёздочки подхва­тили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усерди­ем выискивать недостатки в каждой звёздочке, критиковали друг дру­га, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью.

13 слайд. И от этого звёздочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал непо­вторимое очарование Звёздной стране. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем юная белая звёздочка по имени Люська.

14 слайд. Она ре­шила во чтобы то ни стало спасти свою любимую родину. «Что же делать? - думала Люська. - Может быть, подождать доброго волшеб­ника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться. А действовать надо пря­мо сейчас немедленно, иначе может быть поздно». И она на свой страх и риск начала действовать. Люська стала вместо недостатков находить в звёздочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к чёрной звёздочке Аделаиде.

15 слайд.

  • Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звёздочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.

И свершилось чудо.

16 слайд. Поблекшая звёздочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.

- Ура! Получилось. Добрые слова помогают, ликовала обрадо­ванная Люська. И начала действовать уже увереннее.

17 слайд.

- Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала.

18 слайд. И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зелёного цвета.

Потом Люська заговорила с крошечной звёздочкой Ютой.

19 слайд.

- Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя напоминает ог­ромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.

20 слайд. И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом.

21 слайд. Люськину идею подхватили другие звёздочки. Они принялись искать друг в дру­ге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них.

И свершилось чудо.

22 слайд. Звёздочки вспыхивали одна за другой как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звёздная страна засияла удиви­тельным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповто­римой, пожалуй, она стала еще краше, чем прежде.

А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси.

23 слайд. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и про­махи, где долго помнят обиды.

А не пролетал ли Пакость Пакостьевич случайно над вашей страной?


Вопросы для обсуждения (рефлексии):

  1. Итак, вы прослушали удивительную историю. О чём она?

  2. Чему учит эта сказка? Пригодится ли она в жизни?


Заключительный комментарий

- История эта напоминает о том, что все мы разные. У каждого своё тело, своя форма, а чем мы наполним эту форму любовью или нелю­бовью к себе и окружающим зависит от каждого из нас. Выискивая в себе или в другом человеке только недостатки, промахи и ошибки, мы тем самым подталкиваем человека к тому, чтобы он стал ещё хуже, потерял веру в свои собственные силы, стремление к добрым поступ­кам. И наоборот, подчёркивая в человеке достоинства, мы помогаем ему стать ещё лучше.

- Сказка учит, что нельзя безоглядно доверять всем подряд, помнить, что в мире есть и добро и зло, что порой с молчаливого нашего согла­сия кто-то творит ужасные дела. В жизни бывают такие ситуации, ко­гда самый обыкновенный человек должен взять на себя ответствен­ность за изменение этой ситуации. А порой не стоит торопиться что-то менять, нужно терпимее относиться друг к другу. И ещё многому другому учит эта сказка.

- А теперь возьмите бусинку в левую ладошку, сожмите в кулачке, закройте глаза, приложите бусинку к сердцу и подумайте о том, какой опыт каждый из вас возьмёт с собой из этой сказочной истории. Пусть этот опыт помогает вам в жизни быть добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого че­ловека. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп. Мы терпели­во подождём каждого.

- Итак, ребята, мы с вами вернулись из сказочного путешествия. Бу­синки мы сейчас нанижем на одну общую нитку и затем свяжем её концы. Посмотрите, какие чудесные бусы у нас получились! Какие разные бусинки! Так и мы с вами все разные. Посмотрите, каждая бу­синка связана с другими, но в то же время она существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному.

- Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплочённые и дружные. И хочу, чтобы сегодня вы помогли зажечь звезду, как это делала Люська в сказочной истории.


Психотерапевтическое задание

- Давайте поможем вашей однокласснице Наде К. засиять сегодня разноцветными лучиками того доброго и хорошего, что есть в её ду­ше. Сейчас я раздам вам разноцветные лучики, и каждый из вас напи­шет, что хорошего и доброго есть в Наде, какие добрые дела она со­вершила.

На доске вывешивается лист бумаги синего, голубого или фиолето­вого цвета. В середине приклеена звёздочка с надписью «Надежда».

После того как лучики с надписями готовы, они приклеиваются на бумагу вокруг звёздочки. Надписи зачитываются. (Приложение 1)

- Вот видите, как по-новому засияла сегодня наша Надя. И в этом ей помогли все вы. Большое всем спасибо! (Пусть эта звёздочка будет помещена на стенде несколько дней в классе, а потом можно отдать её ребёнку домой).


Из опыта работы

Бывают случаи, когда ребята выкрикивают с места, что нет в ней ничего хорошего. Тогда психолог может сказать: «Проверьте, ребята, не пролетал ли рядом с вами Пакость Пакостьевич? Если вы видите и находите в человеке только плохое, значит, успел Пакость Пакостье­вич напустить в вашу душу своих пакостей. Помните! Победить его сможете, если научитесь находить в человеке доброе и хорошее, что есть в душе каждого».

В практике был случай, когда и после этих слов дети продолжали выкрикивать с места, какая плохая и ужасная их одноклассница. Тогда я сказала: «Встаньте, пожалуйста, те, кто ни разу в жизни не сделал ничего плохого, никого никогда не обидел, не оскорбил, ни разу не соврал». Дети остались сидеть. Я тоже села. Дети были в недоумении. Я сказала, что взрослые тоже совершают ошибки и промахи и у них то­же есть недостатки. Главное, чтобы человек работал над собой и ста­новился лучше. Это помогло.


Заключительное задание.

- Все мы с вами поняли, что дружба и доброе отношение друг к другу, помогают совершать чудеса. А сейчас мы с вами дружно сделаем одно общее дело. Каждый возьмёт лист бумаги зелёного цвета и обведёт на нём свою ладонь. Затем вы должны вырезать эту ладошку. После того как все выполнят это задание, мы с вами наклеим все наши ладошки на этот лист ватмана в виде ёлочки. (Дети вместе с учителем выполняют задание).

- Посмотрите, какая красивая, пушистая ёлочка у нас получилась! (Приложение 2)

- А что нам помогло? (Дружба)

- К Новому Году мы украсим эту ёлочку новогодними игрушками, и она станет ещё краше!

Перечень ресурсного обеспечения

  1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. – М.: Глобус, 2007.

  2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: рабочая тетрадь школьника. 1 класс. 2-е издание - М.: «Генезис», 2011.

  3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе(1 – 4). – М.: «Генезис», 2008.

Контрольно-оценочные параметры

Для решения этой задачи необходимо регулярно проводить диагностику по различным параметрам личностного развития учащихся и сопоставлять полученные в разные периоды времени данные между собой. В результате такого сопоставления становятся очевидными основные тенденции в развитии учащихся.

п/п

Название методики

Вид проведения

Цель исследования

Время

проведения и

обработки

Инд-я

Групп-я

Модуль «Друзья»

1.

Социометрия

+

+

Межличностные отношения в группе

35 мин

Модуль «Я»

1.

Самооценка (разные методики)

+

+

Оценивание себя по отношению к социуму

120 мин


Анализ результатов.

Данная работа ведётся мной уже второй год. В этом учебном году я разработала программу кружка «Увлекательная психология» и веду занятия по данной программе во 2 классе. Результаты работы можно увидеть в мониторинге психологического здоровья учащихся (Приложение 3).

В следующем учебном году мне администрацией школы предложено проводить занятия данного кружка в рамках внеурочной деятельности в других классах начальной школы, работающих по ФГОС второго поколения. Данную программу можно отнести к научно-познавательному направлению деятельности. Ведь познавая себя, свой внутренний мир, дети познают и окружающую их действительность, учатся правильно вести себя в обществе.

Приложение 1.



Приложение 2.
















Приложение 3.


Показатель уровня самооценки учащихся 2 класса















Показатель уровня агрессивности учащихся 2 класса



















Просмотр содержимого презентации
«Звёздная страна 1 занятие по психологии»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка занятия кружка по психологии

Автор: Кочнева Татьяна Викторовна

Дата: 29.09.2014

Номер свидетельства: 115450

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) ""Путешествие в сказку" разработка занятия кружка "Хореография""
    ["seo_title"] => string(63) "putieshiestviievskazkurazrabotkazaniatiiakruzhkakhorieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "300131"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456669326"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "План методического совета на 2013 год "
    ["seo_title"] => string(43) "plan-mietodichieskogho-sovieta-na-2013-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "104788"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402757757"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Проект "Дни воинской славы" "
    ["seo_title"] => string(26) "proiekt-dni-voinskoi-slavy"
    ["file_id"] => string(6) "118113"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413040533"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Реализация введения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(34) "riealizatsiia-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "165140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422777171"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Паспорт кабинета социально-психологической службы"
    ["seo_title"] => string(56) "pasport-kabinieta-sotsial-no-psikhologhichieskoi-sluzhby"
    ["file_id"] => string(6) "280814"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453438610"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства