kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка занятия кружка по психологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мной представлена методическая разработка одного из занятий по данной программе в рамках внеурочной деятельности.

 

Описание процесса  (методика проведения)

 

Тема занятия: «Мой класс».

Метод: сказкотерапия.

Цель: способствовать формированию дружеских отношений в коллективе.

Задачи:

  1. Закладывание нравственных ориентиров.
  2. Установление атмосферы дружелюбия.
  3. Развитие уверенности в себе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия кружка по психологии»

13










Методическая разработка занятия

кружка «Увлекательная психология» с обучающимися начальной школы в рамках внеурочной деятельности

Тема «Мой класс»


Составитель:

Кочнева Татьяна Викторовна

Учитель начальных классов,

педагог-психолог

Стаж педагогической работы – 22 года

1 квалификационная категория

МБОУ СОШ № 9






- 2014 год –


Содержание: Стр.


Введение………………………………………………………………………. 3


Описание процесса (методика проведения)……………………………….. 4


Перечень ресурсного обеспечения…………………………………………… 9


Контрольно-оценочные параметры для оценки эффективности данной

формы………………………………………………………………………… 9


Анализ результатов……………………………………………………………. 9


Приложения…………………………………………………………………… 10
































Введение


Начальная школа — осо­бый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей дея­тельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности при сохранении значимости игровой, имеющей обществен­ный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, разви­тием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; пла­нировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учеб­ном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и свер­стниками, общением и межличностными отношениями друж­бы, становлением основ гражданской идентичности и миро­воззрения.

Сегодня же, на мой взгляд, многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребёнке в период обучения в начальной школе. Гораздо больше внимания уделяют количественному накоплению знаний и умений детей. Однако именно качественные изменения очень важны для ребёнка, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или разрушить его. И если пробелы в знаниях можно впоследствии легко восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.

Поэтому актуальным на данный момент жизни ребёнка будет проведение с ним ряда мероприятий, направленных на гармонизацию внутреннего мира его личности. Программа «Увлекательная психология» включает в себя систему таких мероприятий.


Цели:

  1. Поддержание и развитие в детях интереса к психологическим знаниям.

  2. Формирование коммуникативных компетентностей.


Задачи:

  1. Формировать у детей позитивную «Я» - концепцию и устойчивую самооценку, снизить уровень школьной тревожности.

  2. Формировать устойчивую учебную мотивацию.

  3. Создавать классный коллектив, через формирование групповой сплочённости и выработку системы единых обоснованных требований.

  4. Формировать адекватные формы поведения в новых школьных ситуациях.

  5. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.


Данная программа составлена на основе программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я».


Ожидаемый результат – благоприятное психологическое состояние здоровья учащихся.


Ниже мной представлена методическая разработка одного из занятий по данной программе в рамках внеурочной деятельности.


Описание процесса (методика проведения)


Тема занятия: «Мой класс».

Метод: сказкотерапия.

Цель: способствовать формированию дружеских отношений в коллективе.

Задачи:

  1. Закладывание нравственных ориентиров.

  2. Установление атмосферы дружелюбия.

  3. Развитие уверенности в себе.


Ход занятия:


Вводный комментарий

- Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путе­шествие. А попасть в сказку нам помогут вот эти волшебные бусинки. Сейчас я подойду со шкатулкой к каждому из вас, и вы выберите ту бусинку, которая вам больше понравится. Берегите эту бусинку, что­бы потом благодаря ей вернуться назад. А теперь, когда все выбрали, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза и подумайте о том, что есть доброго и хорошего в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождём всех.

- Итак, мы с вами попали в сказочную страну и сейчас послушаем одну историю.


Сказка «Звёздная страна» (Презентация MS PowerPoint)


1 слайд. В одной сказочной стране жили-были звёздочки, поэтому страна называлась Звёздная.

2 слайд. Звёздочки были разные: голубые и белые, жёл­тые и синие, зелёные и розовые, красные и даже чёрные. Они и по размеру были разные. Жили здесь и совсем крохотные звёздочки, и звёзды средних размеров, жили и вовсе огромные звёзды. Не было среди них ни одной звёздочки, точь-в-точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойство. Душа каждой звёздочки бы­ла заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. По­этому они видели друг в друге только хорошее и доброе, от этого све­тились удивительным волшебным светом. Звёздная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. По­всюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.

3 слайд. Но однажды пролетал над Звёздной страной самый пакостный из всех пакостей на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость Пакостьевич. Увидел Звёздную страну Пакость Пакостьевич - и заки­пела в нём зависть. Как же так, думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится. И не стало Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются еще такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо.

И задумал Пакость Пакостьевич своё злое дело.

4 слайд. А чтобы звёздочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что, мол, в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволнова­лись звёздочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще инте­реснее, еще веселее, еще лучше.

  • А что же нужно для этого сделать? - поинтересовались звёз­дочки.

  • Всё очень просто: нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, вспоминать все проступки, которые когда-то были совершены,- учил со знанием дела Пакость Пакостьевич.

Но звёздочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.

5 слайд.

- Эй, ты,- крикнул он чёрной звёздочке по имени Аделаида. - Ты чего такая чёрная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля ка­кая...Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи... ха-ха-ха...

Кто-то подхватил, кто-то промолчал... Но веселее не стало.

6 слайд. А чёр­ная звёздочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть (7 слайд) и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.

8 слайд.

- Эй, громадина,- крикнул он большой зелёной звезде Иоланте. Вот разъелась... Смотри, скоро всю страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха-ха...

Никто не заступился.

10 слайд. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зелёная звёздочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич все не уни­мался. Он подошёл к маленькой розовой звёздочке по имени Юта и стал смеяться над ней.

11 слайд.

  • Ой, не могу... Что это за крохотуля? Не звёздочка, а микроб ка­кой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от неё прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался.

12 слайд. От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная розовая звёздочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звёздочки подхва­тили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усерди­ем выискивать недостатки в каждой звёздочке, критиковали друг дру­га, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью.

13 слайд. И от этого звёздочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал непо­вторимое очарование Звёздной стране. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем юная белая звёздочка по имени Люська.

14 слайд. Она ре­шила во чтобы то ни стало спасти свою любимую родину. «Что же делать? - думала Люська. - Может быть, подождать доброго волшеб­ника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться. А действовать надо пря­мо сейчас немедленно, иначе может быть поздно». И она на свой страх и риск начала действовать. Люська стала вместо недостатков находить в звёздочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к чёрной звёздочке Аделаиде.

15 слайд.

  • Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звёздочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.

И свершилось чудо.

16 слайд. Поблекшая звёздочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.

- Ура! Получилось. Добрые слова помогают, ликовала обрадо­ванная Люська. И начала действовать уже увереннее.

17 слайд.

- Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала.

18 слайд. И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зелёного цвета.

Потом Люська заговорила с крошечной звёздочкой Ютой.

19 слайд.

- Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя напоминает ог­ромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.

20 слайд. И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом.

21 слайд. Люськину идею подхватили другие звёздочки. Они принялись искать друг в дру­ге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них.

И свершилось чудо.

22 слайд. Звёздочки вспыхивали одна за другой как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звёздная страна засияла удиви­тельным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповто­римой, пожалуй, она стала еще краше, чем прежде.

А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси.

23 слайд. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и про­махи, где долго помнят обиды.

А не пролетал ли Пакость Пакостьевич случайно над вашей страной?


Вопросы для обсуждения (рефлексии):

  1. Итак, вы прослушали удивительную историю. О чём она?

  2. Чему учит эта сказка? Пригодится ли она в жизни?


Заключительный комментарий

- История эта напоминает о том, что все мы разные. У каждого своё тело, своя форма, а чем мы наполним эту форму любовью или нелю­бовью к себе и окружающим зависит от каждого из нас. Выискивая в себе или в другом человеке только недостатки, промахи и ошибки, мы тем самым подталкиваем человека к тому, чтобы он стал ещё хуже, потерял веру в свои собственные силы, стремление к добрым поступ­кам. И наоборот, подчёркивая в человеке достоинства, мы помогаем ему стать ещё лучше.

- Сказка учит, что нельзя безоглядно доверять всем подряд, помнить, что в мире есть и добро и зло, что порой с молчаливого нашего согла­сия кто-то творит ужасные дела. В жизни бывают такие ситуации, ко­гда самый обыкновенный человек должен взять на себя ответствен­ность за изменение этой ситуации. А порой не стоит торопиться что-то менять, нужно терпимее относиться друг к другу. И ещё многому другому учит эта сказка.

- А теперь возьмите бусинку в левую ладошку, сожмите в кулачке, закройте глаза, приложите бусинку к сердцу и подумайте о том, какой опыт каждый из вас возьмёт с собой из этой сказочной истории. Пусть этот опыт помогает вам в жизни быть добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого че­ловека. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп. Мы терпели­во подождём каждого.

- Итак, ребята, мы с вами вернулись из сказочного путешествия. Бу­синки мы сейчас нанижем на одну общую нитку и затем свяжем её концы. Посмотрите, какие чудесные бусы у нас получились! Какие разные бусинки! Так и мы с вами все разные. Посмотрите, каждая бу­синка связана с другими, но в то же время она существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному.

- Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплочённые и дружные. И хочу, чтобы сегодня вы помогли зажечь звезду, как это делала Люська в сказочной истории.


Психотерапевтическое задание

- Давайте поможем вашей однокласснице Наде К. засиять сегодня разноцветными лучиками того доброго и хорошего, что есть в её ду­ше. Сейчас я раздам вам разноцветные лучики, и каждый из вас напи­шет, что хорошего и доброго есть в Наде, какие добрые дела она со­вершила.

На доске вывешивается лист бумаги синего, голубого или фиолето­вого цвета. В середине приклеена звёздочка с надписью «Надежда».

После того как лучики с надписями готовы, они приклеиваются на бумагу вокруг звёздочки. Надписи зачитываются. (Приложение 1)

- Вот видите, как по-новому засияла сегодня наша Надя. И в этом ей помогли все вы. Большое всем спасибо! (Пусть эта звёздочка будет помещена на стенде несколько дней в классе, а потом можно отдать её ребёнку домой).


Из опыта работы

Бывают случаи, когда ребята выкрикивают с места, что нет в ней ничего хорошего. Тогда психолог может сказать: «Проверьте, ребята, не пролетал ли рядом с вами Пакость Пакостьевич? Если вы видите и находите в человеке только плохое, значит, успел Пакость Пакостье­вич напустить в вашу душу своих пакостей. Помните! Победить его сможете, если научитесь находить в человеке доброе и хорошее, что есть в душе каждого».

В практике был случай, когда и после этих слов дети продолжали выкрикивать с места, какая плохая и ужасная их одноклассница. Тогда я сказала: «Встаньте, пожалуйста, те, кто ни разу в жизни не сделал ничего плохого, никого никогда не обидел, не оскорбил, ни разу не соврал». Дети остались сидеть. Я тоже села. Дети были в недоумении. Я сказала, что взрослые тоже совершают ошибки и промахи и у них то­же есть недостатки. Главное, чтобы человек работал над собой и ста­новился лучше. Это помогло.


Заключительное задание.

- Все мы с вами поняли, что дружба и доброе отношение друг к другу, помогают совершать чудеса. А сейчас мы с вами дружно сделаем одно общее дело. Каждый возьмёт лист бумаги зелёного цвета и обведёт на нём свою ладонь. Затем вы должны вырезать эту ладошку. После того как все выполнят это задание, мы с вами наклеим все наши ладошки на этот лист ватмана в виде ёлочки. (Дети вместе с учителем выполняют задание).

- Посмотрите, какая красивая, пушистая ёлочка у нас получилась! (Приложение 2)

- А что нам помогло? (Дружба)

- К Новому Году мы украсим эту ёлочку новогодними игрушками, и она станет ещё краше!

Перечень ресурсного обеспечения

  1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. – М.: Глобус, 2007.

  2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: рабочая тетрадь школьника. 1 класс. 2-е издание - М.: «Генезис», 2011.

  3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе(1 – 4). – М.: «Генезис», 2008.

Контрольно-оценочные параметры

Для решения этой задачи необходимо регулярно проводить диагностику по различным параметрам личностного развития учащихся и сопоставлять полученные в разные периоды времени данные между собой. В результате такого сопоставления становятся очевидными основные тенденции в развитии учащихся.

п/п

Название методики

Вид проведения

Цель исследования

Время

проведения и

обработки

Инд-я

Групп-я

Модуль «Друзья»

1.

Социометрия

+

+

Межличностные отношения в группе

35 мин

Модуль «Я»

1.

Самооценка (разные методики)

+

+

Оценивание себя по отношению к социуму

120 мин


Анализ результатов.

Данная работа ведётся мной уже второй год. В этом учебном году я разработала программу кружка «Увлекательная психология» и веду занятия по данной программе во 2 классе. Результаты работы можно увидеть в мониторинге психологического здоровья учащихся (Приложение 3).

В следующем учебном году мне администрацией школы предложено проводить занятия данного кружка в рамках внеурочной деятельности в других классах начальной школы, работающих по ФГОС второго поколения. Данную программу можно отнести к научно-познавательному направлению деятельности. Ведь познавая себя, свой внутренний мир, дети познают и окружающую их действительность, учатся правильно вести себя в обществе.

Приложение 1.



Приложение 2.
















Приложение 3.


Показатель уровня самооценки учащихся 2 класса















Показатель уровня агрессивности учащихся 2 класса



















Просмотр содержимого презентации
«Звёздная страна 1 занятие по психологии»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка занятия кружка по психологии

Автор: Кочнева Татьяна Викторовна

Дата: 29.09.2014

Номер свидетельства: 115450

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) ""Путешествие в сказку" разработка занятия кружка "Хореография""
    ["seo_title"] => string(63) "putieshiestviievskazkurazrabotkazaniatiiakruzhkakhorieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "300131"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456669326"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "План методического совета на 2013 год "
    ["seo_title"] => string(43) "plan-mietodichieskogho-sovieta-na-2013-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "104788"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402757757"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Проект "Дни воинской славы" "
    ["seo_title"] => string(26) "proiekt-dni-voinskoi-slavy"
    ["file_id"] => string(6) "118113"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413040533"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Реализация введения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(34) "riealizatsiia-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "165140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422777171"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Паспорт кабинета социально-психологической службы"
    ["seo_title"] => string(56) "pasport-kabinieta-sotsial-no-psikhologhichieskoi-sluzhby"
    ["file_id"] => string(6) "280814"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453438610"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства