13
Методическая разработка занятия
кружка «Увлекательная психология» с обучающимися начальной школы в рамках внеурочной деятельности
Тема «Мой класс»
Составитель:
Кочнева Татьяна Викторовна
Учитель начальных классов,
педагог-психолог
Стаж педагогической работы – 22 года
1 квалификационная категория
МБОУ СОШ № 9
- 2014 год –
Содержание: Стр.
Введение………………………………………………………………………. 3
Описание процесса (методика проведения)……………………………….. 4
Перечень ресурсного обеспечения…………………………………………… 9
Контрольно-оценочные параметры для оценки эффективности данной
формы…………………………………………………………………………… 9
Анализ результатов……………………………………………………………. 9
Приложения…………………………………………………………………… 10
Введение
Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности при сохранении значимости игровой, имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Сегодня же, на мой взгляд, многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребёнке в период обучения в начальной школе. Гораздо больше внимания уделяют количественному накоплению знаний и умений детей. Однако именно качественные изменения очень важны для ребёнка, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или разрушить его. И если пробелы в знаниях можно впоследствии легко восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.
Поэтому актуальным на данный момент жизни ребёнка будет проведение с ним ряда мероприятий, направленных на гармонизацию внутреннего мира его личности. Программа «Увлекательная психология» включает в себя систему таких мероприятий.
Цели:
Поддержание и развитие в детях интереса к психологическим знаниям.
Формирование коммуникативных компетентностей.
Задачи:
Формировать у детей позитивную «Я» - концепцию и устойчивую самооценку, снизить уровень школьной тревожности.
Формировать устойчивую учебную мотивацию.
Создавать классный коллектив, через формирование групповой сплочённости и выработку системы единых обоснованных требований.
Формировать адекватные формы поведения в новых школьных ситуациях.
Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
Данная программа составлена на основе программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я».
Ожидаемый результат – благоприятное психологическое состояние здоровья учащихся.
Ниже мной представлена методическая разработка одного из занятий по данной программе в рамках внеурочной деятельности.
Описание процесса (методика проведения)
Тема занятия: «Мой класс».
Метод: сказкотерапия.
Цель: способствовать формированию дружеских отношений в коллективе.
Задачи:
Закладывание нравственных ориентиров.
Установление атмосферы дружелюбия.
Развитие уверенности в себе.
Ход занятия:
Вводный комментарий
- Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. А попасть в сказку нам помогут вот эти волшебные бусинки. Сейчас я подойду со шкатулкой к каждому из вас, и вы выберите ту бусинку, которая вам больше понравится. Берегите эту бусинку, чтобы потом благодаря ей вернуться назад. А теперь, когда все выбрали, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза и подумайте о том, что есть доброго и хорошего в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождём всех.
- Итак, мы с вами попали в сказочную страну и сейчас послушаем одну историю.
Сказка «Звёздная страна» (Презентация MS PowerPoint)
1 слайд. В одной сказочной стране жили-были звёздочки, поэтому страна называлась Звёздная.
2 слайд. Звёздочки были разные: голубые и белые, жёлтые и синие, зелёные и розовые, красные и даже чёрные. Они и по размеру были разные. Жили здесь и совсем крохотные звёздочки, и звёзды средних размеров, жили и вовсе огромные звёзды. Не было среди них ни одной звёздочки, точь-в-точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойство. Душа каждой звёздочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе, от этого светились удивительным волшебным светом. Звёздная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.
3 слайд. Но однажды пролетал над Звёздной страной самый пакостный из всех пакостей на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость Пакостьевич. Увидел Звёздную страну Пакость Пакостьевич - и закипела в нём зависть. Как же так, думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится. И не стало Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются еще такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо.
И задумал Пакость Пакостьевич своё злое дело.
4 слайд. А чтобы звёздочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что, мол, в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звёздочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще интереснее, еще веселее, еще лучше.
А что же нужно для этого сделать? - поинтересовались звёздочки.
Всё очень просто: нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, вспоминать все проступки, которые когда-то были совершены,- учил со знанием дела Пакость Пакостьевич.
Но звёздочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.
5 слайд.
- Эй, ты,- крикнул он чёрной звёздочке по имени Аделаида. - Ты чего такая чёрная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля какая...Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи... ха-ха-ха...
Кто-то подхватил, кто-то промолчал... Но веселее не стало.
6 слайд. А чёрная звёздочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть (7 слайд) и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.
8 слайд.
- Эй, громадина,- крикнул он большой зелёной звезде Иоланте. Вот разъелась... Смотри, скоро всю страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха-ха...
Никто не заступился.
10 слайд. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зелёная звёздочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич все не унимался. Он подошёл к маленькой розовой звёздочке по имени Юта и стал смеяться над ней.
11 слайд.
Ой, не могу... Что это за крохотуля? Не звёздочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от неё прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался.
12 слайд. От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная розовая звёздочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звёздочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звёздочке, критиковали друг друга, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью.
13 слайд. И от этого звёздочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звёздной стране. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем юная белая звёздочка по имени Люська.
14 слайд. Она решила во чтобы то ни стало спасти свою любимую родину. «Что же делать? - думала Люська. - Может быть, подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться. А действовать надо прямо сейчас немедленно, иначе может быть поздно». И она на свой страх и риск начала действовать. Люська стала вместо недостатков находить в звёздочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к чёрной звёздочке Аделаиде.
15 слайд.
Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звёздочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.
И свершилось чудо.
16 слайд. Поблекшая звёздочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.
- Ура! Получилось. Добрые слова помогают, ликовала обрадованная Люська. И начала действовать уже увереннее.
17 слайд.
- Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала.
18 слайд. И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зелёного цвета.
Потом Люська заговорила с крошечной звёздочкой Ютой.
19 слайд.
- Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.
20 слайд. И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом.
21 слайд. Люськину идею подхватили другие звёздочки. Они принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них.
И свершилось чудо.
22 слайд. Звёздочки вспыхивали одна за другой как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звёздная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала еще краше, чем прежде.
А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси.
23 слайд. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго помнят обиды.
А не пролетал ли Пакость Пакостьевич случайно над вашей страной?
Вопросы для обсуждения (рефлексии):
Итак, вы прослушали удивительную историю. О чём она?
Чему учит эта сказка? Пригодится ли она в жизни?
Заключительный комментарий
- История эта напоминает о том, что все мы разные. У каждого своё тело, своя форма, а чем мы наполним эту форму любовью или нелюбовью к себе и окружающим зависит от каждого из нас. Выискивая в себе или в другом человеке только недостатки, промахи и ошибки, мы тем самым подталкиваем человека к тому, чтобы он стал ещё хуже, потерял веру в свои собственные силы, стремление к добрым поступкам. И наоборот, подчёркивая в человеке достоинства, мы помогаем ему стать ещё лучше.
- Сказка учит, что нельзя безоглядно доверять всем подряд, помнить, что в мире есть и добро и зло, что порой с молчаливого нашего согласия кто-то творит ужасные дела. В жизни бывают такие ситуации, когда самый обыкновенный человек должен взять на себя ответственность за изменение этой ситуации. А порой не стоит торопиться что-то менять, нужно терпимее относиться друг к другу. И ещё многому другому учит эта сказка.
- А теперь возьмите бусинку в левую ладошку, сожмите в кулачке, закройте глаза, приложите бусинку к сердцу и подумайте о том, какой опыт каждый из вас возьмёт с собой из этой сказочной истории. Пусть этот опыт помогает вам в жизни быть добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождём каждого.
- Итак, ребята, мы с вами вернулись из сказочного путешествия. Бусинки мы сейчас нанижем на одну общую нитку и затем свяжем её концы. Посмотрите, какие чудесные бусы у нас получились! Какие разные бусинки! Так и мы с вами все разные. Посмотрите, каждая бусинка связана с другими, но в то же время она существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному.
- Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплочённые и дружные. И хочу, чтобы сегодня вы помогли зажечь звезду, как это делала Люська в сказочной истории.
Психотерапевтическое задание
- Давайте поможем вашей однокласснице Наде К. засиять сегодня разноцветными лучиками того доброго и хорошего, что есть в её душе. Сейчас я раздам вам разноцветные лучики, и каждый из вас напишет, что хорошего и доброго есть в Наде, какие добрые дела она совершила.
На доске вывешивается лист бумаги синего, голубого или фиолетового цвета. В середине приклеена звёздочка с надписью «Надежда».
После того как лучики с надписями готовы, они приклеиваются на бумагу вокруг звёздочки. Надписи зачитываются. (Приложение 1)
- Вот видите, как по-новому засияла сегодня наша Надя. И в этом ей помогли все вы. Большое всем спасибо! (Пусть эта звёздочка будет помещена на стенде несколько дней в классе, а потом можно отдать её ребёнку домой).
Из опыта работы
Бывают случаи, когда ребята выкрикивают с места, что нет в ней ничего хорошего. Тогда психолог может сказать: «Проверьте, ребята, не пролетал ли рядом с вами Пакость Пакостьевич? Если вы видите и находите в человеке только плохое, значит, успел Пакость Пакостьевич напустить в вашу душу своих пакостей. Помните! Победить его сможете, если научитесь находить в человеке доброе и хорошее, что есть в душе каждого».
В практике был случай, когда и после этих слов дети продолжали выкрикивать с места, какая плохая и ужасная их одноклассница. Тогда я сказала: «Встаньте, пожалуйста, те, кто ни разу в жизни не сделал ничего плохого, никого никогда не обидел, не оскорбил, ни разу не соврал». Дети остались сидеть. Я тоже села. Дети были в недоумении. Я сказала, что взрослые тоже совершают ошибки и промахи и у них тоже есть недостатки. Главное, чтобы человек работал над собой и становился лучше. Это помогло.
Заключительное задание.
- Все мы с вами поняли, что дружба и доброе отношение друг к другу, помогают совершать чудеса. А сейчас мы с вами дружно сделаем одно общее дело. Каждый возьмёт лист бумаги зелёного цвета и обведёт на нём свою ладонь. Затем вы должны вырезать эту ладошку. После того как все выполнят это задание, мы с вами наклеим все наши ладошки на этот лист ватмана в виде ёлочки. (Дети вместе с учителем выполняют задание).
- Посмотрите, какая красивая, пушистая ёлочка у нас получилась! (Приложение 2)
- А что нам помогло? (Дружба)
- К Новому Году мы украсим эту ёлочку новогодними игрушками, и она станет ещё краше!
Перечень ресурсного обеспечения
Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. – М.: Глобус, 2007.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: рабочая тетрадь школьника. 1 класс. 2-е издание - М.: «Генезис», 2011.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе(1 – 4). – М.: «Генезис», 2008.
Контрольно-оценочные параметры
Для решения этой задачи необходимо регулярно проводить диагностику по различным параметрам личностного развития учащихся и сопоставлять полученные в разные периоды времени данные между собой. В результате такого сопоставления становятся очевидными основные тенденции в развитии учащихся.
№ п/п | Название методики | Вид проведения | Цель исследования | Время проведения и обработки |
Инд-я | Групп-я |
Модуль «Друзья» |
1. | Социометрия | + | + | Межличностные отношения в группе | 35 мин |
Модуль «Я» |
1. | Самооценка (разные методики) | + | + | Оценивание себя по отношению к социуму | 120 мин |
Анализ результатов.
Данная работа ведётся мной уже второй год. В этом учебном году я разработала программу кружка «Увлекательная психология» и веду занятия по данной программе во 2 классе. Результаты работы можно увидеть в мониторинге психологического здоровья учащихся (Приложение 3).
В следующем учебном году мне администрацией школы предложено проводить занятия данного кружка в рамках внеурочной деятельности в других классах начальной школы, работающих по ФГОС второго поколения. Данную программу можно отнести к научно-познавательному направлению деятельности. Ведь познавая себя, свой внутренний мир, дети познают и окружающую их действительность, учатся правильно вести себя в обществе.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Показатель уровня самооценки учащихся 2 класса
Показатель уровня агрессивности учащихся 2 класса