Реализация введения ФГОС в МКОУ СОШ №2 р.п. Новая Майна
С 2011 года школа включилась в реализацию введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения. Была организована рабочая группа, которая разработала план- график по введению ФГОС второго поколения. Проведены родительские собрания по ознакомлению с новыми подходами к организации обучения. Анкетирование показывает, что родители приветствуют введение новых программ, довольны организацией внеурочной деятельности. В школе созданы необходимые санитарно-гигиенические и материально-технические условия для реализации ФГОС. Кабинеты 1-х - 4-х классов оснащены ростовой мебелью, новыми линованными досками. В школе имеется всё необходимое для организации урока с применением информационных технологий. В настоящий момент реализация ФГОС находится на этапе разработки учебного плана и рабочих программ для 4 и 6 класса. На выставке, представленной вашему вниманию, приведены материалы, регламентирующие деятельность школы по введению ФГОС нового поколения. Нормативно-правовая база содержит федеральные, региональные, муниципальные и школьные распорядительные документы. На школьном уровне разработаны должностные инструкции учителей; внесены изменения в должностные инструкции классного руководителя, заместителя директора по УВР, изданы соответствующие приказы. Была разработана новая образовательная программа, ежегодно в неё вносятся изменения и дополнения. Разработкой основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования занимались рабочие группы, под общим руководством директора школы. Программа состоит из трех разделов – целевой, содержательный и информационный. Все дополнения к Образовательной программе включаются в Приложения.
Пакеты контрольно-диагностических материалов для выявления образовательных достижений учащихся:
Система оценивания направлена на получение информации, позволяющей учителям судить об успешности собственной педагогической деятельности, учащимся - обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям - отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка. Изучение результатов усвоения программного материала ведётся поэтапно:
- изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению;
- анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики;
- итоговая диагностика, которая определяет уровень готовности учащихся к обучению на следующей ступени.
В отличие от привычных, контрольно-диагностические задания новых ФГОС не только призваны фиксировать уровень знаний, умений и навыков, но и нацелены на выявление уровня и динамики развития личности. Пакеты контрольно-диагностических, контрольно-измерительных материалов разрабатываются в системе и представлены вашему вниманию. Хорошим подспорьем при проведении мониторинга являются электронные системы «Контроль знаний», «Лабораторные исследования».
8 слайд В нашей школе во время приёма детей в 1 класс педагог-психолог проводит контрольно - диагностическую работу, выявляющую готовность дошкольников к школьному обучению. Данные педагогической и психологической диагностики позволяют учителям реализовать индивидуальный подход в обучении, определить особенности общения с каждым учеником, наметить содержание коррекционно-развивающей работы, определить тактику и стратегию.
В диагностических материалах по предметам заложена система безотметочного оценивания. Учитель оценивает выполнение каждого задания по трехбалльной системе (+, +/–, –). Оценка «+/–» ставится за выполнение половины задания, оценка «–» в случае, если задание выполнено меньше, чем наполовину, выполнено неправильно или ученик не приступил к выполнению задания. Затем заполняется процентная шкала. Много времени занимает обработка результатов. Труд этот громадный. Папки результатов диагностической работы представлены на нашей выставке, можете посмотреть.
Важное место в диагностической работе педагога занимают комплексные работы, которые проверяют читательскую компетенцию, содержат задания по русскому языку, математике, окружающему миру.
Тестовые и контрольные работы составляются на основе разноуровневого подхода. Мы используем специальные тетради для диагностических работ. Контрольные работы состоят из двух частей: основная часть нацелена на проверку предметных знаний и умений, дополнительная часть — на диагностику метапредметных умений.Результативность работы учащихся отслеживается и путём наблюдения и анализа устных и письменных ответов и работ учащихся, практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности, выставок работ учащихся.
А сейчас я представлю некоторые материалы внутренней системы мониторинга качества образования
Показатели здоровья детей, поступающих в школу, вызывают тревогу: уже в первом классе 12% детей имеют хронические заболевания. В целом, дети пришли с высоким уровнем познавательной активности; координация движений не нарушена, моторика в норме. На слайде вы видите результаты входной диагностики. Но при хорошем интеллекте есть многочисленные трудности в эмоционально-волевой сфере. Данные симптомы часто связаны с нарушением пренатального развития и родами, или хроническими и острыми стрессами в семье. Сравнительный анализ показывает, что количество первоклассников с нарушениями ,связанными с установлением контакта с другими людьми, увеличилось. Вам представлены результаты диагностики учащихся 5 классов на степень сформированности у них мотивации к обучению выявлены в сентябре психологом и педагогами. Для исследования использовались методики Социометрия, «школьная мотивация- Т.А.Ротановой, выявление школьной тревожности, выявление эмоционального отношения к предметам. На слайде результаты мониторинга предметных и метапредметных результатов во 2 классах по математике за прошлый год и результаты мониторинга комплексной работы. Работу выполняли учащиеся 1 и 2, 3 классов. Ими была выполнена как основная работа, так и задания дополнительной части.
Все достижения помещаются в портфолио учащихся. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимися в различных видах деятельности (учебной, творческой, социально-коммуникативной) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Систематическая работа с детскими портфолио помогает учителям, родителям и школьникам решать важные задачи:
- своевременно отмечать успехи;
- проследить индивидуальный рост успешности;
- формировать самооценку;
- добиваться решения поставленных задач.
На выставке представлены несколько работ.
Отдельно хочу остановиться на организации внеурочной деятельности. Первостепенная задача школы - укрепление здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Внеурочная деятельность нашей школы строится на основе оптимизации внутренних ресурсов школы и системы дополнительного образования. Все программы внеурочной деятельности рассмотренны на методических объединениях и представлены на педагогическом совете. Соблюдаются основные здоровьесберегающие требования к осуществлению внеурочной деятельности: форма проведения занятий отлична от урока (экскурсии, проектная деятельность, конкурсы, концерты и т.д) Между учебными занятиями и внеурочной деятельностью соблюдаются паузы - организуется обед и проводятся прогулки на свежем воздухе.
В 2013-2014 учебном году в 1-3, 5 классах внеурочная деятельность организована из расчёта 10 часов в неделю. Каждый ребенок посещает в среднем 5-10 часов в неделю . Активно используется игровая зона класса, кабинеты старших классов, детская площадка, спортзал, актовый зал, зал хореографии, библиотека, кабинет психологии. Дети с радостью посещают любимые кружки, охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретацию её и представление своих работ. Некоторые результаты работы вы видите на выставке.
Социальное направление обеспечивает формирование первичных навыков социализации ребёнка. Каждый ребенок, обучающийся по новым стандартам, проходит через опытные руки школьного психолога - Иванушкиной Л.Н. Дети очень любят «Часы общения» с Любовь Николаевной, которая проводит индивидуальные и коллективные тренинговые занятия по развитию у ребят памяти, мышления, внимания и снятия психологического напряжения. Сегодня она представила вам одно из занятий.
Те, кто проявляет интерес к иностранному языку, посещают кружок «Полиглотик». Умение правильно говорить развивается на занятиях по «Детской риторике». Здесь дети готовят инсценирование небольших сказок, басен и с ними выходят в классы. Планируем выходы в детские сады.
Научно-познавательное направление реализуется в кружке «Занимательные задачи и опыты», где развиваются познавательные способности обучающихся, логическое мышление. В кружке «Юный краевед» изучается история нашего поселка. Дети ходят на экскурсию к знаменитым землякам. В декабре прошли по классам с презентацией, которую подготовили на основе своих наблюдений. Сейчас готовится проект по исследованию биографии старейшей жительницы Новой Майны - Ершовой М.В. На занятиях «Юный эколог» ребята совершают экскурсии, проводят наблюдения, ставят эксперименты, а результаты работы представляют в проектах. Компьютер вытеснил книги, поэтому остро встал вопрос о привитии любви к чтению, с этой целью открыт кружок «В мире книг», здесь руководитель знакомит детей с лучшими произведениями детской литературы, дети обсуждают прочитанное, учатся смысловому чтению. Кружок проходит в библиотеке. На следующий год планируем ввести дополнительно «Час чтения».
Современные дети мало играют в игры, не уделяют достаточного времени спорту. Эти проблемы решают кружки спортивного направления, которые тренируют выносливость, формируют отличную осанку, вырабатывают командный дух, проявляют лидерские качества. В этом году мы открыли кружок ЛФК, где решаются проблемы детей с ослабленным здоровьем.
Художественно-эстетическое направление даёт возможность проявить себя, творчески раскрыться в различных областях. Мы считаем, что мальчики должны уметь работать с инструментами и открыли кружок «Художественное творчество», где дети занимаются выпиливанием, выжиганием по дереву. А девочки любят рукодельничать и учатся сервировать столы на кружке «Художественное творчество». Кружок «Пластилиновые фантазии» развивает еще и мелкую моторику рук. Каждый ребенок рождается художником. На кружке «Акварель» воспитатели помогают детям разбудить в себе творческие способности, открыть сердце добру и красоте.
Анализ выступления позволяет сделать некоторые выводы:
- опыт введения ФГОС второго поколения показал, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой;
- введение часов на внеурочную деятельность обучающихся, с одной стороны, увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, а с другой - создаёт возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы со школьниками;
- наблюдения при посещении уроков показывают, что дети стали
- лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре и группах;
- большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке;
- наблюдения за работой учителей на уроках свидетельствуют: учителя обладают достаточным уровнем методической подготовки, владеют ИКТ-средствами.