kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лекция по психологии для учащихся 10 - 11 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция познакомит учащихся с видами памяти, с тренировочными упражнениями для развития памяти.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лекция по психологии для учащихся 10 - 11 классов»

Лекция по психологии для учащихся

План лекции

  1. Легенда о манкуртах. Ее главная мысль.

  2. Виды памяти.

  3. Как развивать память:

- зрительную;

- речедвигательную;

- слуховую;

- рукодвигательную.

4. Рекомендации по тренировке памяти. Тренировочные упражнения.

Когда-то давным-давно, несколько веков назад, появилось жестокое племя жуалькуанов. Они захватывали в плен молодых воинов и превращали их в рабов. А для того, чтобы легче было держать их в повиновении, рабов жестокими методами, пытками доводили до полной потери памяти: превращали в манкуртов – рабов, не помнящих своего прошлого. Даже близкие не пытались их вернуть, спасти, ибо это значило спасти только чучело прежнего человека. Манкурт не понимал, что он человек. Он был абсолютно покорен, выполнял самую грязную и тяжелую работу, требующую тупого терпения. Но мать одного манкурта решила отыскать его и вернуть, каким бы он ни был. Манкурт пас в степи стадо верблюдов. Мать пыталась разбудить его память, называя его по имени, напоминая об отце и о себе. Но манкурт оставался равнодушным. В конце концов по приказу своих повелителей сын убил мать выстрелом из лука. Но и мертвая, она взывала к его памяти. Ее белый платок превратился в птицу и полетел к нему с криком: «Вспомни, чей ты? Чей ты? Как твое имя? Имя? Твой отец Доненбай! Доненбай!...» но все напрасно.

Эту легенду рассказал Чингиз Айтматов в романе «И дольше века длится день»

- Какая главная мысль в в этой легенде? (Только имея память человек становится человеком.)

Память обладает поистине волшебными качествами. Она дает возможность видеть и помнить то, что вы видели и знали раньше, когда-то, даже однажды. Память может в жаркое время показаться снегом, в засуху – дождем.

Память бывает разная.

Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали.

Есть память ума, которая сохраняет обдуманное и понятое.

Вы можете вспомнить вкус дыни. Которую ели месяц назад, запах липы, которая цвела в июне. Зимой можете вспомнить, как пахли грибы осенью. Потому что у вас есть память на вкус и запах.

Представьте себе, что вы увидели красивую птицу. Она улетает, но образ ее остается. Это работает зрительная память – память глаза.

Шумит дождь за окном. Дождь проходит, а шум остается. Это память уха – слуховая память.

Руки привычно режут хлеб, выводят буквы, прикасаются к струнам, ноги привычно вращают педали велосипеда. Они запомнили нужные движения. Это двигательная память.

А органы речи помнят, как им нужно работать, чтобы произносить слова. Это речедвигательная память.

Может быть, видов памяти так же много, как видов человеческих занятий. Говорим же мы о памяти на лица, даты, о памяти музыки, о памяти на номера телефонов.

О доброй силе памяти написал поэт Давид Самойлов; в его стихах – самые необычные виды памяти: память – птица, ветер – память, деревья память. Заканчивается стихотворение словами:

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит,

Шумит, не умолкая, память – дождь,

И память - снег летит и пасть не может.

Людям во всем помогают все виды памяти. Но чтобы они не подводили, о них надо заботиться: тренировать и развивать. Это так же обязательно, как поливать цветы, что бы они росли хорошо. Как хорошая спортивная форма – результат того, что вы сами, а не те кто вас учит, прыгаете, бегаете плаваете, так и хорошая память результат ваши собственных усилий.

- Как же ее развивать?

Начнем со зрительной памяти

«Читайте больше!» - говорим мы вам в школе, говорят вам ваши мамы и папы, которым говорили их мамы и папы. А почему? Потому что люди давно заметили: мало читающие пишут безграмотно. Но и те, кто читает много, пишут по-разному: одни хорошо, другие плохо. Почему? Когда вы читаете ваши мысли заняты не тем, как пиши слово, а тем, о чем читаете. Но при этом ваши глаза, как фотоаппараты, запечатлевают слова и оставляют эти «снимки» в зрительной памяти. И если вы задумались, как записать знакомое слово, его «фото» всплывет в памяти, и вы списываете с него слово, как с доски. А если ошибетесь, память сразу сообщит вам, что слово как-то не так «выглядит». Например, увидев слово «гастровом», вы сразу почувствуете неладное.

Всмотритесь в слова и найдите неладное.

Афтомобиль, бассейн, барабаньщик, винаград, ветамин, теливизор, газета, троллейбус.

Есть счастливчики, которым достаточно раз посмотреть на страницу, чтобы сразу запомнить ее всю. Таким очень легко отвечать уроки: они мысленно видят страницу и вслух ее читают. Но таких счастливчиков очень мало. Не огорчайтесь, если вы к их числу не относитесь: у каждого свои способности. Другие качества надо развивать самим. Как это делать?

Для усиления зрительной памяти надо больше вглядываться в слова и в то, как они написаны и особенно в то, как написаны в них трудные места. Когда человек пристально разглядывает, говорят, что «он ест глазами». Давайте же «ест глазами» слова! Как вы думаете, какие слова были аппетитны? Ну, конечно, те, которые написаны разборчиво, ярко, крупно. И легче и читать, и «видеть в уме». «Видеть в уме» слова очень важно: именно так они закрепляются в зрительной памяти. Представлять себе слова можно по-разному: и так, как они выглядят в книжке, и совсем иначе: написанными крупно, ярко, светящимися как на вывесках, или ярко-белыми на черном фоне, а потом черными на белом фоне, или цветными, как на афише.

А теперь нарисуем в своем воображении обыкновенную улицу с обыкновенными вывесками. Они всегда написаны крупно и разборчиво. Запишите их, если хорошо помните, как они пишутся.

Над входом в магазин, где вы покупаете хлеб, надпись:

Там, где можно получить и обменять книги, написано:

Над мастерской, где шьют одежду:

Над будочкой, где ремонтируете обувь:

Совет: когда видите новую вывеску, внимательно рассмотрите надпись, дома воспроизведите в записи по памяти, а при следующей «вылазке» проверьте, правильно ли написали. Включите в эту игру названия телепередач, фильмов на экране ТV. Так вы совсем легко сможете создать в копилке вашей памяти хороший фонд правильно записанных слов.

«Есть глазами» надо и обыкновенные слова в обыкновенных текстах. Когда вы читаете дома, останавливайтесь время от времени, даже если книжка очень интересная. Спросите себя: какие из этих слов для трудны? Рассмотрите их, а особенно пристально – трудные места в них. А потом закройте глаза и представьте себе эти слова написанными. И наконец, запишите их, не заглядывая в книгу. А потом по этой книге проверьте себя: правильно ли?

Бродил по улицам города голодный бездомный пес по кличке Шарик и жадно принюхивался к запахам из продовольственных магазинов, а заодно внимательно разглядывал вывески и понемногу научился читать. «Ежели вы проживаете в Москве и хоть какие-нибудь мозги имеются, вы волей-неволей выучитесь грамоте, и притом безо всяких курсов. Из 40 тыс. московских псов разве уж какой-нибудь совершенный идиот не сумет сложить из букв слово «Колбаса»

Шарик научился читать вывеску «Сыр», потом «Главрыба». Правда последнее он сначала читал с конца (в начале стоял милиционер).

Став человеком, он неожиданно выяснил, что умеет читать. Он помнил вывески, и эта «память глаза» сослужила ему добрую службу при овладении грамотой.

Если слова при чтении все-таки запоминаются трудно, надо «включить» и другие способы запоминания.

Обратимся к движению, которое предохраняет при письме от ошибок (подобно соблюдению ПДД на дороге). Это движение руки. Но не только. Оказывается, что при письме происходят еще движения органов речи.

Ученый-психолог Н. И. Житкин, работал в годы Великой Отечественной Войны в госпитале, наблюдал за людьми, получившими ранения в лицо, шею, челюсти, у которых раны оставались открытыми, в результате чего можно было видеть, как работают органы речи. Ученый заметил: когда раненые пишут или читают про себя, у них происходят маленькие – такие маленькие, что их трудно заметить, - движения органов речи. Заметим он разработал и метод наблюдения за органами речи здоровых людей при помощи рентгена. Так что органы речи тоже запоминают, как пишутся слова. Это наш тайный помощник в письме – речедвигтельная память.

Итак, органы речи по-своему запоминают слова и помогают их написать. Существует так называемое орфографическое проговаривание, при котором слова произносят вслух отчетливо, так как пишутся: ин-тел-ле-гент, ар-тил-ле-рия, с-ума-сшед-ший, с-ног-сши-ба-тель-ный.

Надо проговаривать трудные слова.

Потренируемся в таком произношении: чрезвычайное происшествие, кораблевождение, бесчисленные преимущества, местные достопримечательности, морской бинокль 12-кратным увеличением.

- Трудно ли проговаривать слова? Нет? Давайте попробуем ещё раз. В этом нам помогут скороговорки: они придуманы для того чтоб учиться говорить чётко. Особенно помогают они людям, у которых «каша во рту». Скорость их проговаривания вырабатывать надо медленно.

1. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски; надо колпак переколпаковать, и перевыколпаковать; надо колокол переколоковать и перевыколоковать.

2. Корабли лавиравали, лавиравали, да не вылавиравали.

Можно попробовать быстро, без запинки научиться читать стихотворения без запинки И. Токмаковой «Скороговорка».

Был кашеваром кашалот,

А кашеедом кит.

Но простудился кашалот,

Стал сильно кашлять он, и вот –

Стал кашеедом, кашалот,

А кашеваром – кит.

- Что делать тем, у кого плохая речь – с дефектами. Идти к врачу – логопеду, но самое лучшее лечение – собственный упорный труд.

Вот случай с выдающимся древне-греческим оратором Демофеном, чьи речи играли огромную роль в жизни народа. А ведь в детстве он был какоязычный. Логопедов не было. Бегал на речку, клал в рот камешки и упражнялся в правильности и отчётливости произношение слов, фраз: камешки, мешая, заставляя говорить с большей тщательности. (Об это прочти в книге Ботвинник М. Н. и др. Жизнеописания знаменитых греков и римлян.)

Как только вы начинаете проговаривать слова, в работу включаются уши. Они приводят к действию слуховую память, и вы запоминаете, как звучит правильно написанное слово. Помните как доктор Айболит проговаривал по слогам слово, чтоб его хорошенько запомнить: «И одно только слово твердит: «Лим-по-по, Лим-по-по, Лим-по-по!»

Проговаривая слова вы, можно сказать, убиваете сразу двух зайцев (т. е. решаете сразу две задачи): включается на «полную катушку» и речедвигательная память. Многие люди запоминают «со слуха» гораздо, лучше, чем при чтении. Память уха – большое дело. Если вы при запоминании хорошо проговариваете слова, не будет ошибок, как в стихотворении И. Токмаковой «Невпопад».

На помощь! В большой водопад

Упал молодой леопад!

Ах, нет! Молодой леопард

Свалился в большой водопард.

Что делать – опять невнопад,

Держись, дорогой леопад,

Верней дорогой леопард!

Опять не выходит впопард!

Теперь подробнее о памяти рукодвигательной - памяти руки. Рука запоминает движения и выводит на бумаге знакомые слова привычно, а хорошо знакомые пишутся как будто сами собой, не требуя усилий на обдумывание. У некоторых «память руки» настолько сильная, что если их спросить, как пишется слово, они сначала напишут его, а потом ответят. Писать можно и мысленно, представив себе процесс написания. Повторение действий в уме – очень хороший способ тренировки.

О знаменитом итальянском скрипаче Никколо Паганини рассказывают, что он иногда готовился к выступлению беззвучно, не прикасаясь смычком к струнам, но повторяя его движение в воображении. Многократная чемпионка мира по фигурному катанию И. Роднина не тренировалась на льду перед выступлением, но «прокатывала» программу мысленно. Некоторые из вас стараясь запомнить слово, пишут его несколько раз – но толку нет: рукодвигательная память работает в одиночку, без разглядывания, представление в уме и проговаривания. А если вы вооружите против «трудных» слов всех ваших помощников: глаза, уши, голос, руку – вы победите. Научитесь правильно писать и с такой лёгкостью, как будто рука пишет сама собой.

Для одновременного развития все видов памяти надо каждый день делать «зарядку» с одним или двумя предложениями.

  1. Прочитайте предложение вслух, отчётливо и ясно проговаривая каждое слово по слогам

  2. Затем прочитайте выражение по слогам «про себя»

  3. Просмотрите его, чтоб глаза запомнили.

  4. Закройте глаза и мысленно напишите каждое слово крупно и разборчиво, при этом проговаривая «трудные» слова вслух по слогам.

  5. Теперь можно записать предложение в тетрадь! Соблюдайте такую последовательность: проговорите слово, запишите его и проверьте.

- Надеюсь, что вы, ребята, возьмёте из нашего сегодняшнего общения немало нужного полезного для своей жизни. Буду рада, что научила вас и помогла вам.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Лекция по психологии для учащихся 10 - 11 классов

Автор: Меркулова Ирина Владимировна

Дата: 15.06.2017

Номер свидетельства: 422033

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая тетрадь по курсу "Педагогика и психология""
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaiatietradpokursupiedaghoghikaipsikhologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "308954"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458713835"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "программа факультатива для 4 класса "Я и моя Россия" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-fakul-tativa-dlia-4-klassa-ia-i-moia-rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "223536"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437814307"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования  на 2014-2015 учебного года "
    ["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "132821"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416411991"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Программа элективного курса "Человек: Психология" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-eliektivnogho-kursa-chieloviek-psikhologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "216672"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433095262"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока русского языка в 5 классе "Глагол как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "155968"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421341211"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства