«Человек: Психология»
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Человек: Психология» рассчитана на учащихся 9-ых классов, всего 17 часов учебного времени и может быть организована в целях предпрофильной подготовки учащихся. Программа курса призвана познакомить учащихся с внутренним миров человека, его психикой, а так же определить место психологии в системе других наук о человеке: литературе, истории, биологии.
На уроках литературы анализируют особенности внутреннего мира героев классических произведений, на уроках русского языка изучают законы важнейшего средства человеческого мышления и общения, уроки истории повествуют о героических и трагических периодах жизни людей, об их подвигах и заблуждениях, на уроках биологии изучают анатомию, физиологию и гигиену человека. Но в школе не изучается внутреннее «устройство» самого человека в человеке – его психологии. Познавая психологию можно научиться лучше управлять собой, разбираться в собственных переживаниях и во внутреннем мире других.
Цель курса:
1. Познакомить старшеклассников с достижениями психологической науки.
2. Ознакомить с методикой изучения психики человека, показать какие законы управляют ощущениями и восприятием, памятью и творческой мыслительной деятельностью, что такое характер и темперамент.
Задачи курса:
• Познавая психологию научиться лучше управлять собой, разбираться в собственных переживаниях и внутреннем мире других людей;
• Выработать умение использовать знания психологии для управления психическими процессами;
• Совершенствование умений и навыков учащихся по организации поисковой и исследовательской деятельности.
Основные методы и формы изучения курса:
? Семинары ;
? Беседы;
? Дискуссии;
? Практические работы;
? Индивидуальная и групповая работа.
Это даёт возможность учащимся быть не пассивными потребителями готовых знаний, а активными участниками процесса обучения.
Практические занятия проводятся групповые или индивидуальные. На занятиях проводятся наблюдения, тестирования, эксперименты, обобщение проведенных исследований, делают выводы, что способствует пониманию учащихся значения психологических знаний.
На семинарских занятиях используются беседы, диспуты, учебный диалог, обмен мнениями.
Ожидаемые результаты:
• Элективный курс должен помочь учащимся реально оценивать себя, свои возможности, а так же свои поступки;
• Помочь в выборе профиля обучения;
• Умения выступать перед коллективом, отстаивать свою точку зрения;
• Развивать познавательную активность, логическое мышление, творческую самостоятельность;
• Развивать практические навыки и умения проводить тестирование, эксперименты;
№ Наименование раздела программы Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) Количество часов Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) Вид контроля. Измерители. Элементы дополнительного (необязательного) содержания Д/З Дата проведения
план факт
IV Воображе-ние и мышление 1.Понятие о воображении и мышлении. Процессы аналитической мыслительной деятельности. 3 часа Лекция с элементами беседы. Мышление. Особенности мышления, его развитие. Творчество. Представления и их виды. Называть психологические особенности личности. Характеризовать особенности нервной деятельности и поведения человека, их значение.
2. Решение мыслительных задач и творческая деятельность личности Практичес-кое занятие. Индивидуальное творчество, коллективное творчество. Называть особенности нервной деятельности и поведения человека. Использовать приобретенные знания для:
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- организация учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).
№ Наименование раздела программы Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) Количество часов Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) Вид контроля. Измерители. Элементы дополнительного (необязательного) содержания Д/З Дата проведения
план факт
V Внимание 1. Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Основные свойства внимания.
2 часа Лекция с элементами беседы. Понятие о внимании, физиологические основы внимания. Основные свойства внимания. Внимание и наблюдательность как черты личности. Называть психологические особенности личности. Использовать приобретенные знания для организации учебной деятельности.
2. Практическое занятие «Проверь и воспитай сове внимание»
Практичес-кое занятие.
VI Личность и её индиви-дуальные особенности. 1.Понятие о личности и её структуре. Личность и общество, личность и общение. 3 часа Лекция с элементами беседы. Понятие о личности, структура личности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей личности. Личность и общество. Социальные роли. Называть психологические особенности личности. Характеризовать роль обучения и восприятия в развитии психики и поведении человека.
2.Направленность способности личности. Потребности, склонности, интересы личности Лекция с элементами беседы. Индивидуальные особенности личности. Потребности, склонности, интересы, способности личности Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
№ Наименование раздела программы Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) Количество часов Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) Вид контроля. Измерители. Элементы дополнительного (необязательного) содержания Д/З Дата проведения
3. Практическое занятие. «Способности и выбор профессии». Практичес-кое занятие Индивидуальные особенности личности. Потребности, склонности, интересы, способности личности. Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
VII Характер и темперамент 1. Понятие о характере. Волевые черты характера.
3 часа Лекция с элементами беседы. Характеризовать отношение человека к окружающим.
Характеризовать отношение человека к окружающим их людям и к обществу в целом. Положительные качества личности и отрицательные. Волевые черты, воля.
Называть психологические особенности личности. Называть особенности высшей нервной деятельности. Знать типы темпераментов и их психологические характеристики.
2. Характер и темперамент личности. Психологические характеристики типов. Темперамент.
Лекция с элементами беседы.
3. Эксперимент «Моя самооценка». Практичес-кое занятие