Конспект урока русского языка в 5 классе "Глагол как часть речи"
Конспект урока русского языка в 5 классе "Глагол как часть речи"
СЦЕНАРИЙ УРОКА
с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на тему «Глагол как часть речи»
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Глагол как часть речи.
Тип урока: урок общеметодической направленности.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Цель урока: обеспечить формирование умения выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению
Реализуемая программа: Примерные программы основного общего образования. Русский язык.- 2-е изд. - М.:2010. — С. 9—11. — (Стандарты второго поколения). Программа по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы./ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов – М.: Дрофа 2012; в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по русскому языку.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта-2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2013.
Личностные результаты: Л1 - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Л-2 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
Предметные результаты:
научаться отличать глаголы от слов других частей речи,
получать возможность научиться работать с различными источниками информации; использовать знания о глаголе.
УУД личностные: Л3 - ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
УУД регулятивные: Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности; Р2- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные: П1 – проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 - определяют основную и второстепенную информацию; П3 - строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
УУД коммуникативные: К1 – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
К2 - практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, здравствуйте! Рада вас приветствовать на уроке русского языка!
Я бы хотела начать урок с известных вам строк, но они рассыпались. Кто поможет мне?
«начинается» «С» «успех!» « удачи» « малой»
«С малой удачи начинается успех!»
- Как вы понимаете эти слова?
- Я желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!
В игровой форме повторить некоторые лингвистические понятия и узнать тему урока.
А) какая буква пишется на конце слова, имеющего значение “Кладь сена неопределенной меры”? (стоГ)
Б) часть речи, которая обозначает признак предмета (приЛагательное)
В) какая гласная пишется в корнях слов “рАстение”, “излАгать”?
Г) назовите четвертую букву алфавита. (“Г”)
Д) какая буква пишется в корне слова “мОрской?
Е) как называется буква, обозначенная [л] в слове “колодец”?
Полученное слово – глагол.
2. Целеполагание:
- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас подготовиться к увлекательному путешествию по стране «Глагол».
- А чтобы отправиться в путешествие, необходимо собрать чемодан. У нас вами будет необычный чемодан – «Чемодан Знаний и Умений». Знаний и умений, которые мы будем постепенно набирать во время урока. Вы согласны?
Активизируем знания учащихся.
Создаём проблемную ситуацию.
«Верные – неверные утверждения»
Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета.
Глаголы изменяются по временам, числам, падежам, лицам.
Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми.
Формулирование темы, цели урока.
- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока (формулируют). Ребята, а я её определила вот так: Глагол как часть речи.
- Вы согласны? Запишите число и тему урока в тетрадь.
Что бы вы хотели узнать сегодня? Опираясь на тему урока, сформулируйте цели урока (формулируют). Я их определила вот так:умения выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению. Вы согласны?
- Составление «кластера».
Чертим на доске овал, пишем в центре «Глагол» и предлагаем
учащимся говорить все, что они знают о глаголе. Вся эта информация оформляется учителем на доске. Получается « кластер».
3.Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Нам просто необходим план нашего путешествия. Ребята, предложите, что нам нужно сделать, чтобы выполнить поставленные цели? (Вместе составляем)
План урока:
1.Найти информацию о глаголе.
2. Выполнить упражнения, чтобы научиться отличать глаголы от слов других частей речи. Согласны?
- Работа с текстом в рубрике «Вспомните!» - стр. 210 учебника.
- Поможет в нашем путешествии маршрутный лист. Предлагаю вам сегодня поработать в группах. После каждого задания вы оцениваете себя, а я – работу всей группы. Сигналом о выполнении вами задания будут смайлики.
Итак, чтобы что-то уметь, необходимо узнать, как это сделать. Предлагаю выполнить задание.
- Ребята, а что мы положим в «Чемодан Знаний и Умений», что вы сейчас делали? Правильно, читали и перерабатывали информацию. Значит, положим «Умение работать с информацией». Согласны?
2) Найдите глаголы и подчеркните их как члены предложения. Графически покажите в глаголах окончания.
3) Как вы находили глаголы в данных предложениях: по вопросу, по значению или по окончанию?
4) В первом и третьем предложении подчеркните все слова как члены предложения
Взаимопроверка (с проговариванием вслух):
- Проверьте в группе выполнение задания. Назовите глаголы.
Поднимите смайлик, у кого нет ошибок? У кого одна ошибка? Две ошибки?
Ребята, а что мы положим в «Чемодан Знаний и Умений», что вы сейчас делали? Правильно, применяли знания. Значит, кладём «Умение применять полученные знания». Согласны?
Оцените себя за этот этап работы.
(Я оцениваю работу групп).
4.Физкультминутка.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Предлагаю выполнить следующее задание из маршрутного листа.
- Ребята, не забывайте поднять смайлик, когда справитесь с заданием.
Самопроверка.
- Поднимите смайлик, у кого нет ошибок? У кого одна ошибка? Две ошибки?
- Ребята, а что мы положим в «Чемодан Знаний и Умений», что вы сейчас делали? Правильно, проверяли свои знания, полученные на уроке. Значит, кладём «Умение контролировать свои знания». Согласны?
Оцените себя за этот этап работы.
(Я оцениваю работу групп).
6. Рефлексия
Давайте вернемся к утверждениям и к словам на доске.
Организует рефлексию.
«Верные – неверные утверждения»
1.Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета.
2.Глаголы изменяются по временам, числам, падежам, лицам
3.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми.
Самооценка, оценка учителя
- Что было трудно?
- Пригодятся ли вам ваши знания?
- Оцените свою работу, поставьте оценку.
- Кто поработал на «5»? «4»? «3»?
- Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем?
(Даю свою оценку работе групп).
7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
На выбор: выполнить упражнение 594 из учебника или сочинить лингвистическую сказку по данному началу:
« В волшебной стране под названием «Морфология» жил-был Глагол»
Кто попробует написать сказку?
- Спасибо всем, кто сегодня потрудился. Итак, ваш «Чемодан Знаний и Умений» готов, желаю отличного путешествия по стране «Глагол» на следующих уроках.
Литература
2. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики (Курс лекций).Часть I. М.: Институт практической психологии, 1996.
3. Выготский Л. Педагогическая психология. М.: Педагогика – пресс, 1996.
4. Гин Л. Приёмы педагогической техники: Пособие для учителя. – Изд-во «Вита – Пресс», М, 2006.
5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно – методическое пособие. М: Педагогическое общество России, 2001.
6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III: Проблемные уроки. Ростов н/Д.: Учитель, 2006.
7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983.
8. Свиридов А.Н., Колпакова Н.В. Социальная компетентность учащихся и её диагностика: Практическое пособие.- Барнаул: АКИПКРО, 2007.
9.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1987.
10. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. – М.: Русское слово, 2008.
11. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: 1996.
В. В. Краевский и А. В. Хуторской «Предметное и общепредметное в образовательных стандартах»
14. http://lib.1september.ru/2006/21/15.htm
Kачественная оценка информации. Общие подходы к оценке качества информации. Выработка частных критериев оценки и отбора полученной информации в соответствии с целями и задачами работы.
15. http://lib.1september.ru/2004/21/17.htm
Ученик-исследователь. Учебная стратегия «Бортовой журнал». Учебная стратегия «Знаю – хочу узнать – узнал», «До и после». Использование графических и визуальных форм представления информации
16. http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm
Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе "Глагол как часть речи" »
СЦЕНАРИЙ УРОКА
с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на тему «Глагол как часть речи»
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Глагол как часть речи.
Тип урока: урок общеметодической направленности.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Цель урока: обеспечить формирование умения выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению
Реализуемая программа: Примерные программы основного общего образования. Русский язык.- 2-е изд. - М.:2010. — С. 9—11. — (Стандарты второго поколения). Программа по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы./ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов – М.: Дрофа2012; в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по русскому языку.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта-2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2013.
Личностные результаты: Л1 - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Л-2 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
Предметные результаты:
научаться отличать глаголы от слов других частей речи,
получать возможность научиться работать с различными источниками информации; использовать знания о глаголе.
УУД личностные: Л3 - ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
УУД регулятивные: Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности; Р2- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные: П1 – проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 - определяют основную и второстепенную информацию; П3 - строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
УУД коммуникативные: К1 – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
К2 - практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, здравствуйте! Рада вас приветствовать на уроке русского языка!
Я бы хотела начать урок с известных вам строк, но они рассыпались. Кто поможет мне?
«начинается» «С» «успех!» « удачи» « малой»
«С малой удачи начинается успех!»
- Как вы понимаете эти слова?
- Я желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!
В игровой форме повторить некоторые лингвистические понятия и узнать тему урока.
А) какая буква пишется на конце слова, имеющего значение “Кладь сена неопределенной меры”? (стоГ) Б) часть речи, которая обозначает признак предмета (приЛагательное) В) какая гласная пишется в корнях слов “рАстение”, “излАгать”? Г) назовите четвертую букву алфавита. (“Г”) Д) какая буква пишется в корне слова “мОрской? Е) как называется буква, обозначенная [л] в слове “колодец”?
Полученное слово – глагол.
2. Целеполагание:
- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас подготовиться к увлекательному путешествию по стране «Глагол».
- А чтобы отправиться в путешествие, необходимо собрать чемодан. У нас вами будет необычный чемодан – «Чемодан Знаний и Умений». Знаний и умений, которые мы будем постепенно набирать во время урока. Вы согласны?
Активизируем знания учащихся.
Создаём проблемную ситуацию.
«Верные – неверные утверждения»
Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета.
Глаголы изменяются по временам, числам, падежам, лицам.
Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми.
Формулирование темы, цели урока.
- Сформулируйте,пожалуйста,тему урока (формулируют). Ребята, а я её определила вот так: Глагол как часть речи.
- Вы согласны?Запишите число и тему урока в тетрадь.
Что бы вы хотели узнать сегодня? Опираясь на тему урока, сформулируйте цели урока (формулируют). Я их определила вот так:умения выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению. Вы согласны?
- Составление «кластера».
Чертим на доске овал, пишем в центре «Глагол» и предлагаем
учащимся говорить все, что они знают о глаголе. Вся эта информация оформляется учителем на доске. Получается « кластер».
3.Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Нам просто необходим план нашего путешествия. Ребята, предложите, что нам нужно сделать, чтобы выполнить поставленные цели? (Вместе составляем)
План урока:
1.Найти информацию о глаголе.
2. Выполнить упражнения, чтобы научиться отличать глаголы от слов других частей речи. Согласны?
- Работа с текстом в рубрике «Вспомните!» - стр. 210 учебника.
- Поможет в нашем путешествии маршрутный лист. Предлагаю вам сегодня поработать в группах. После каждого задания вы оцениваете себя, а я – работу всей группы. Сигналом о выполнении вами задания будут смайлики.
Итак, чтобы что-то уметь, необходимо узнать, как это сделать. Предлагаю выполнить задание.
- Ребята, а что мы положим в «Чемодан Знаний и Умений», что вы сейчас делали? Правильно, читали и перерабатывали информацию. Значит, положим «Умение работать с информацией». Согласны?
2) Найдите глаголы и подчеркните их как члены предложения. Графически покажите в глаголах окончания.
3) Как вы находили глаголы в данных предложениях: по вопросу, по значению или по окончанию?
4) В первом и третьем предложении подчеркните все слова как члены предложения
Взаимопроверка (с проговариванием вслух):
- Проверьте в группе выполнение задания. Назовите глаголы.
Поднимите смайлик, у кого нет ошибок? У кого одна ошибка? Две ошибки?
Ребята, а что мы положим в «Чемодан Знаний и Умений», что вы сейчас делали? Правильно, применяли знания. Значит, кладём «Умение применять полученные знания». Согласны?
Оцените себя за этот этап работы.
(Я оцениваю работу групп).
4.Физкультминутка.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Предлагаю выполнить следующее задание из маршрутного листа.
- Ребята, не забывайте поднять смайлик, когда справитесь с заданием.
Самопроверка.
- Поднимите смайлик, у кого нет ошибок? У кого одна ошибка? Две ошибки?
- Ребята, а что мы положим в «Чемодан Знаний и Умений», что вы сейчас делали? Правильно, проверяли свои знания, полученные на уроке. Значит, кладём «Умение контролировать свои знания». Согласны?
Оцените себя за этот этап работы.
(Я оцениваю работу групп).
6. Рефлексия
Давайте вернемся к утверждениям и к словам на доске.
Организует рефлексию.
«Верные – неверные утверждения»
1.Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета.
2.Глаголы изменяются по временам, числам, падежам, лицам.
3.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми.
Самооценка, оценка учителя
- Что было трудно?
- Пригодятся ли вам ваши знания?
- Оцените свою работу, поставьте оценку.
- Кто поработал на «5»? «4»? «3»?
- Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем?
(Даю свою оценку работе групп).
7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
На выбор: выполнить упражнение 594 из учебника или сочинить лингвистическую сказку по данному началу:
« В волшебной стране под названием «Морфология» жил-был Глагол»
Кто попробует написать сказку?
- Спасибо всем, кто сегодня потрудился. Итак, ваш «Чемодан Знаний и Умений» готов, желаю отличного путешествия по стране «Глагол» на следующих уроках.
Литература
2. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики (Курс лекций).Часть I. М.: Институт практической психологии, 1996.
3. Выготский Л. Педагогическая психология. М.: Педагогика – пресс, 1996.
4. Гин Л. Приёмы педагогической техники: Пособие для учителя. – Изд-во «Вита – Пресс», М, 2006.
5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно – методическое пособие. М: Педагогическое общество России, 2001.
6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III: Проблемные уроки. Ростов н/Д.: Учитель, 2006.
7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983.
8. Свиридов А.Н., Колпакова Н.В. Социальная компетентность учащихся и её диагностика: Практическое пособие.- Барнаул: АКИПКРО, 2007.
9.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1987.
10. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. – М.: Русское слово, 2008.
11. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: 1996.
В. В. Краевский и А. В. Хуторской «Предметное и общепредметное в образовательных стандартах»
14. http://lib.1september.ru/2006/21/15.htm
Kачественная оценка информации. Общие подходы к оценке качества информации. Выработка частных критериев оценки и отбора полученной информации в соответствии с целями и задачами работы.
15. http://lib.1september.ru/2004/21/17.htm
Ученик-исследователь. Учебная стратегия «Бортовой журнал». Учебная стратегия «Знаю – хочу узнать – узнал», «До и после». Использование графических и визуальных форм представления информации
16. http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm
Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками»
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(189) "Конспект урока русского языка в 3 классе Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи глаголов."
["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_3_klasse_glagol_kak_chast_rechi_znachenie_i_upo"
["file_id"] => string(6) "645082"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1706948669"
}
}