КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В данной работе говорится о реализации программы по внеурочной деятельности "Традиции и обычаи русского народа", описываются цели и задачи программы, основные направления работы, принципы историко-краеведческой работы, ожидаемый результат. Введение программы позволит возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои предков, патриотические настроения, обычаи и традиции своего народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Зверева Елена Анатольевна, учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Голдыревская средняя общеобразовательная школа» Кунгурский район
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В Федеральных государственных стандартах второго поколения содержится описание портрета выпускника начальной школы – это личность, любящая свой народ, свой край и свою Родину; уважающая и принимающая ценности семьи и общества; любознательная, активно и заинтересованно познающая мир; владеющая основами умения учиться, способная к организации собственной деятельности; готовая самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательная, умеющая слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющая правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Касательно темы моего выступления следует, что выпускник будущего – это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины.
На мой взгляд, осознание себя как патриота своей страны у обучающегося должно формироваться с осознания себя частью своей малой родины.
Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своей Родине, месту, где он родился и вырос. Обращаясь к истокам местных традиций, изучая особенности народной культуры своего края, историю своей семьи, ребенок получает опыт позволяющий осуществлять личностное развитие и саморазвитие.
Обучающиеся, познающие новые, неизвестные для них страницы своей малой родины чувствуют себя первооткрывателями. Так воспитывается гражданственность, чувство собственной значимости.
Краеведческая работа расширяет у детей кругозор, развивает словесное и изобразительное творчество. Это одна из возможностей для раскрытия интеллектуально – творческих способностей.
При отборе материала для работы по краеведению руководствуюсь принципами историко-краеведческой работы:
целесообразность;
личностно-ориентированный подход;
научность и доступность;
достаточность для реализации.
В прошлом учебном году мной была разработана программа по внеурочной деятельности «Традиции и обычаи русского народа».
Цель данной программы: приобщить младших школьников к историко-культурным традициям родного края через работу с краеведческим материалом и активизацию их творческого потенциала.
Программа решает следующие задачи:
освоение младшими школьниками краеведческого материала на новом информационном уровне;
содействие гармоничному развитию личности учащихся путем раскрытия их индивидуальных способностей;
совершенствование духовных и физических потребностей обучающихся;
создание условий для социальной адаптации обучающихся через формирование жизненной самостоятельности, успешности, деловых качеств;
воспитание гуманного отношения к окружающей среде;
включение семьи в единое воспитательное пространство.
В качестве ожидаемого результата предполагается:
формирование устойчивого интереса обучающихся к истории родного края, приобретение знаний по истории и культуре родного края;
освоение первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности в индивидуальной и групповых формах;
выработка личностной гражданско-патриотической позиции обучающихся по отношению к прошлому и настоящему родного края.
Обучаясь в первом классе, дети познакомились с историей создания своих семей. Каждая семья подготовилась к защите проекта. В творческой форме обучающиеся и родители рассказывали о своих семьях, демонстрировали генеалогические древа, гербы семей, показывали, чем богаты семьи.
Одной из значимых форм работы по изучению родного края являются экскурсии. Во время экскурсий обучающиеся знакомились с природой родного края, растениями, животными, трудом людей нашей местности, вели наблюдения за погодой, сравнивали с народным календарем.
Совместно с библиотекарем нашего поселка были проведены цикл бесед «Пермские писатели - детям», где обучающиеся знакомились с творчеством поэтов и писателей Пермского края, читали стихи, рисовали иллюстрации к произведениям.
Во втором полугодии изучали историю создания своего поселка, названий улиц и историю знаменитого Сибирского тракта. Знакомились с именами знаменитых земляков. В преддверии годовщины Великой Победы был проведен классный час «Война в моей семье», где бабушки и дедушки рассказывали о трагедиях, постигших их семьи. Материал, собранный членами семей к этим классным часам носит глубоко личный и ценностно-ориентированный характер. Все материалы в настоящее время хранятся в нашем музее.
В течение всего года совместно с 5 классом – нашими шефами - мы работали в школьном краеведческом музее «Русская изба 20 века», посетили Кунгурский краеведческий музей.
Второй год обучения начался с изучения старинного русского быта. На занятиях обучающиеся познакомились с устройством крестьянской избы, крестьянской утварью, с элементами старинного русского костюма. В этом году мы пытаемся самостоятельно проводить первые экскурсии в нашем музее.
Не менее значимыми для детей являются экскурсии на предприятия нашего района. Совместно с родителями посетили завод керамических изделий в г.Кунгуре, где узнали о народных промыслах – изготовлении глиняной посуды.
Реализация программы «Традиции и обычаи русского народа» предусматривает построение в виде теоретической и практической деятельности и воплощается в доступных для младших школьников формах: встречи с интересными людьми, тематические праздники, коллективно-творческие дела, проектно-исследовательская деятельность, экскурсии и походы по родному краю, викторины.
Составляя программу, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности детей, поэтапно усложняя подаваемый материал.
Это очень яркий и выразительный мир и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным его участником. Дети могут попробовать себя в разных ролях и разных видах деятельности.
Введение программы позволит возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои предков, патриотические настроения, обычаи и традиции своего народа.