kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочная деятельность. Программа кружка "Весёлая математика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности Наименование курса – кружок «Весёлая математика» Учитель – Мирзаева И.Н. Ступень образования - начальное общее образование Класс - 2а Срок реализации программы - 2014-2015 учебный год Количество часов в неделю - 2 часа Количество часов в год - 68 часов Пояснительная записка Программа кружка «Весёлая математика» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью подпрограммы является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности. Цель подпрограммы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность. Задачи подпрограммы: • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; • развитие краткости речи; • умелое использование символики; • правильное применение математической терминологии; • умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных; • умение делать доступные выводы и обобщения; • обосновывать свои мысли. Основные методы: 1.Словесный метод: • Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников); • словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы). 2.Метод наглядности: • Наглядные пособия и иллюстрации. 3.Практический метод: • Тренировочные упражнения; • практические работы. 4.Объяснительно-иллюстративный: • Сообщение готовой информации. 5.Частично-поисковый метод: • Выполнение частичных заданий для достижения главной цели. Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная. Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала. Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий. Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах. Работа кружка оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся класса. При реализации содержания данной подпрограммы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира, труда и т.д. В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Подпрограмма рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 8-9 лет в течение 1 года обучения в объёме 68 часов и предназначена для учащихся начальной школы. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково–исследовательской работы. Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках, физиках России и Европы формирует устойчивый интерес к математике. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности. Ценностными ориентирами содержания данной подпрограммы являются: – формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; – освоение эвристических приемов рассуждений; – формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; – развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; – формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; – формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Личностными результатами изучения данной подпрограммы являются: • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; • воспитание чувства справедливости, ответственности; • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные Универсальные учебные действия: • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. • Анализировать правила игры. • Действовать в соответствии с заданными правилами. • Включаться в групповую работу. • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Предметные результаты • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. • Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. • Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме). Тематическое планирование № Темы Кол-во часов Дата планир. Дата фактич. 1 Когда впервые появились счёт и число. 1 2 Из истории геометрии. 1 3 Задачи-шутки. 1 4 Шуточные задачи и загадки. 1 5 Учимся отгадывать ребусы. 1 6 Кроссворды. 1 7 Шарады. 1 8 Викторины. 1 9 Игра «Русское лото». 1 10-11 Упражнение со спичками. 2 12 Галерея замечательных чисел. 1 13 Римская нумерация. 1 14-15 Сказки и старинные истории. 2 16 Поэзия в математике (стихи о математике). 1 17 Решение задач по теме «Переправы и разъезды». 1 18-19 Решение логических задач. 2 20 Игра «Путешествие по стране Математика». 1 21 Знакомьтесь: Проценты! 1 22 Игра «Брейн-ринг». 1 23-24 Конкурсы, игры. 2 25-26 Математический КВН. 2 27-28 Комбинаторные задачи. 2 29-30 Задачи с краеведческим содержанием. 2 31-32 Проектная деятельность «Газета любознательных». 2 33-34 Решение олимпиадных задач. 2 35-36 Математические горки. Наглядная алгебра. 2 37-38 Логические задачи. Игра «У кого какая цифра». 2 39 Старинные меры длины. 1 40 Выпуск математической газеты. 1 41-42 Решение олимпиадных задач. Подготовка к конкурсу «Кенгуру». 2 43-44 Талантливая женщина-математик С.В.Ковалевская. Игра «Задумай число». 2 45-46 Задачи на движение. 2 47 Игра «Удивительный квадрат». 1 48 Открытие нуля. 1 49-50 Знакомство с Пифагором. Задачи с многовариантными решениями. 2 51 Игра «Крестики-нолики». 1 52-53 Немного истории. Детям о времени. 2 54 Игра «Цифры в буквах». 1 55 Задачи на время. 1 56 Конкурс знатоков. 1 57-58 Задачи-смекалки. Логическая игра «Молодцы и хитрецы». 2 59-60 Решение занимательных задач. Меры в пословицах. 2 61 Знакомство с Архимедом. 1 62-63 Игра «Удивительный квадрат». 2 64-65 Подготовка к конкурсу «Знаток математики». 2 66-67 Проведение конкурса «Знаток математики». 2 68 Итоговое занятие. Награждение знатоков. 1 Предполагаемые результаты реализации подпрограммы. В результате реализации подпрограммы дети должны: - научиться легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности; - решать логические упражнения; -участвовать в классных, школьных и городских викторинах, олимпиадах; -Воспитанники должны уметь общаться с людьми; - вести исследовательские записи, -систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли, -уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу. Литература 1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011. 2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012. 3. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012. 4. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007. 5. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2001. 6. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя.-«-е изд., перераб. и доп.- М.:Просвещение, 1983. 7. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл.школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность. Программа кружка "Весёлая математика" »



Пояснительная записка

Подпрограмма кружка «Весёлая математика» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью подпрограммы является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.

Цель подпрограммы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи подпрограммы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • развитие краткости речи;

  • умелое использование символики;

  • правильное применение математической терминологии;

  • умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

  • умение делать доступные выводы и обобщения;

  • обосновывать свои мысли.

Основные методы:

1.Словесный метод:

    • Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);

    • словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).

2.Метод наглядности:

    • Наглядные пособия и иллюстрации.

3.Практический метод:

    • Тренировочные упражнения;

    • практические работы.

4.Объяснительно-иллюстративный:

    • Сообщение готовой информации.

5.Частично-поисковый метод:

    • Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.


Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.


Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.

Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.

Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах. Работа кружка оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся класса.

При реализации содержания данной подпрограммы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира, труда и т.д.

В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.

Подпрограмма рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 8-9 лет в течение 1 года обучения в объёме 68 часов и предназначена для учащихся начальной школы.

Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково–исследовательской работы.

Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках, физиках России и Европы формирует устойчивый интерес к математике.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.


Ценностными ориентирами содержания данной подпрограммы являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.


Личностными результатами изучения данной подпрограммы являются:

    • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

    • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

    • воспитание чувства справедливости, ответственности;

    • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные

Универсальные учебные действия:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры.

  • Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу.

  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

  • Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).


Тематическое планирование


Темы

Кол-во часов

Дата планир.

Дата фактич.

1


Когда впервые появились счёт и число.

1



2


Из истории геометрии.

1



3


Задачи-шутки.

1



4


Шуточные задачи и загадки.

1



5


Учимся отгадывать ребусы.

1



6


Кроссворды.

1



7


Шарады.

1



8


Викторины.

1



9


Игра «Русское лото».

1



10-11


Упражнение со спичками.

2



12


Галерея замечательных чисел.

1



13


Римская нумерация.

1



14-15


Сказки и старинные истории.

2



16


Поэзия в математике (стихи о математике).

1



17

Решение задач по теме «Переправы и разъезды».

1



18-19


Решение логических задач.

2



20

Игра «Путешествие по стране Математика».

1



21


Знакомьтесь: Проценты!

1



22


Игра «Брейн-ринг».

1



23-24


Конкурсы, игры.

2



25-26


Математический КВН.

2



27-28


Комбинаторные задачи.

2



29-30


Задачи с краеведческим содержанием.

2



31-32



Проектная деятельность «Газета любознательных».

2



33-34


Решение олимпиадных задач.

2



35-36


Математические горки. Наглядная алгебра.

2



37-38

Логические задачи. Игра «У кого какая цифра».

2



39


Старинные меры длины.

1



40


Выпуск математической газеты.

1



41-42

Решение олимпиадных задач. Подготовка к конкурсу «Кенгуру».


2



43-44

Талантливая женщина-математик С.В.Ковалевская. Игра «Задумай число».


2



45-46


Задачи на движение.

2



47


Игра «Удивительный квадрат».

1



48


Открытие нуля.

1



49-50

Знакомство с Пифагором. Задачи с многовариантными решениями.


2



51


Игра «Крестики-нолики».

1



52-53


Немного истории. Детям о времени.

2



54


Игра «Цифры в буквах».

1



55


Задачи на время.

1



56


Конкурс знатоков.

1



57-58

Задачи-смекалки. Логическая игра «Молодцы и хитрецы».

2



59-60

Решение занимательных задач. Меры в пословицах.

2



61


Знакомство с Архимедом.

1



62-63


Игра «Удивительный квадрат».

2



64-65

Подготовка к конкурсу «Знаток математики».

2



66-67

Проведение конкурса «Знаток математики».


2



68


Итоговое занятие. Награждение знатоков.

1








Предполагаемые результаты реализации подпрограммы.


В результате реализации подпрограммы дети должны:

- научиться легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности;

- решать логические упражнения;

-участвовать в классных, школьных и городских викторинах, олимпиадах;

-Воспитанники должны уметь общаться с людьми;

- вести исследовательские записи,

-систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли,

-уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу.















Литература


1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.

2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.

3. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.

4. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007.

5. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

6. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя.-«-е изд., перераб. и доп.- М.:Просвещение, 1983.

7. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл.школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеурочная деятельность. Программа кружка "Весёлая математика"

Автор: Мирзаева Ирина Николаевна

Дата: 14.02.2015

Номер свидетельства: 173198


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства