«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки»
«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки»
«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки» ».
С чего начинается гражданско-патриотическое воспитание в школе? Стоит ли в наше время уделять этому вопросу пристальное внимание? И во что должен верить сам учитель, родитель, говорящий о патриотизме? Если задуматься, какой станет наша жизнь, если из истории, русского языка, нашего лексикона исчезнут такие понятия, как «патриотизм», «Родина», «Отчизна», «духовность», «долг».
Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян.
Среди важнейших задач общеобразовательной школы особое значение имеет гражданское образование и патриотическое воспитание в рамках внедрения ФГОС второго поколения. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для его гражданского и духовного становления.
Необходимость глубокого внимания к проблеме гражданско-патриотического воспитания вызвана также процессами, происходящими в молодежной среде, поэтому важно выявить и обосновать ведущие парадигмы становления и развития гражданско-патриотического воспитания школьников в России, определить современные тенденции и перспективные направления развития гражданско-патриотического воспитания.
Можно выделить ряд факторов, которые противоречат гражданско – патриотическому воспитанию и ограничивают его эффект:
- в настоящее время Россия переживает духовный кризис. Вслед за распадом коммунистических ценностей поставлен под вопрос и ее либеральная альтернатива;
- основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости;
- поиски национальной идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать общество, не принесли желаемых результатов.
- упадок общественной морали, которая не может быть остановлена без приоритетного внимания государства к воспитанию подрастающего поколения.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2014 г.» определены приоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования.
В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя как часть общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.
На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву. Правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.
На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Гражданское и патриотическое воспитание тесно связано с другими аспектами воспитательного процесса, в первую очередь, с правовым. Процесс правового воспитания может быть представлен как процесс правовой социализации, обеспечивающий присвоение индивидом социального опыта, в результате которого личность приобретает социальные ценности, осваивает способы социально-адаптированного поведения.
Педагогическая деятельность по организации социальной практики и опыта с учетом национальных и культурных особенностей должна позволять ребенку познавать и развивать свою индивидуальность, формировать ответственное отношение к себе и своим поступкам, приобретать и осмыслять личный опыт толерантности и взаимодействия в школе и окружающей среде с другими людьми. Все это должно складываться в единую воспитательную систему.
На мой взгляд, воспитательная система, имеющая гражданскую и патриотическую направленность - это система социальная. Ее ядро - люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Все это работает на воспитание гражданина и прослеживается через идеи и принципы гражданско-патриотического воспитания.
Воспитательная система - это система педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией целого ряда педагогических задач, для решения которых используются разнообразные формы, приемы и методы педагогической деятельности. Результаты решения воспитательных задач свидетельствуют об эффективности воспитательной системы и ее составной части – модели гражданского и патриотического воспитания. Воспитательная система школы - это система ценностно-ориентированная. В концепции воспитательной системы заложены три группы ценностей, которые выделились из опыта работы и традиций школы и определяют суть гражданского воспитания школьников.
Меня как вожатую волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирования у обучающихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, изучая свои корни, могли создать достойное будущее.
В настоящее время в школе сложилась система краеведческой работы. В нее вошли собственно краеведческий компонент «История села Секирино», краеведческий компонент на уроках истории и обществознания и краеведческий компонент во внеклассной работе.
Программа работы вожатой по патриотическому воспитанию был создан в 2008г. Он знакомит обучающихся с археологией края, историей основания, социально – экономическим развитием, с жизнью села в разные периоды, с выдающимися людьми, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью края. Содержание программы позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса, воспитание уважения к его прошлому и настоящему.
Главная задача программы – развитие у учащихся интереса к истории родного города, воспитание любви и уважения к своей «малой» родине как части огромной России. Содержание изучаемого материала предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо–поисковую, исследовательскую деятельность обучающихся. В данной работе используются такие формы занятий как экскурсии, к краеведческим объектам, на природу, мероприятия на базе музеев, викторины, заочные путешествия.
Для обучающихся 4-9 классов организована работа краеведческого направления. Основные виды его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к мероприятиям, связанных с историей села, района, города, в сборе информации об истории родного края, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края, для обучающихся во внеурочное время, становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого архива и собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного края, школьная газета, краеведческая литература.
Формы творческих работ обучающихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние три года ребята выполнили исследовательские работы: «Исторические памятники Скопина», «Солдаты Великой войны», «Герои Отечества», «Дорогие сердцу имена», «Школа – наш общий дом», «Земляки на службе», «Рязанская земля . История. Памятники. Люди». Последняя работа была представлена на районном конкурсе.
«История Отечества» как никакое другое направление содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В краеведческих материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала во внеклассной работе необходимо и педагогически оправдано обучающиеся анализируют документы и материалы по краеведению, проводят социологические исследования методом интервью, анкетирования и о результатах сообщают на сборах ДОО «Истоки».
При изучении Великой Отечественной войны ребята делают сообщения о ветеранах и участниках тех героических лет. Особый интерес у обучающихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива.
При изучении тем по истории культуры России, используется местный этнографический материал. В ходе диалогового обсуждения выявляется общее и единичное в культуре села Секирино.
На мероприятиях посвященных проблемам современной России, активно используются материалы местных средств массовой информации.
В краеведческой работе используются информационно – коммуникационные технологии. Ребята с удовольствием делают компьютерные презентации, которые иллюстрируют их исследовательские работы, помогают перевести информацию из одной знаковой системы в другую.
Использование местного материала способствуют формированию активной гражданской позиции, толерантности, формированию у учащихся политико-правовой культуры.
Подводя итог, обобщим выше изложенное. Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. Среди важнейших задач общеобразовательной школы особое значение имеет гражданско-патриотическое образование и воспитание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки» »
Филиал муниципального образовательного учреждения
«Чулковская средняя общеобразовательная школа »
«Секиринская основная общеобразовательная школа»
Муниципальног образования –Скопинский муниципальный район
Рязанской области
опыт краеведческой работы
вожатой ДОО «Истоки» ».
Юркина
Светлана
Анатольевна
2014 год
«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки» ».
С чего начинается гражданско-патриотическое воспитание в школе? Стоит ли в наше время уделять этому вопросу пристальное внимание? И во что должен верить сам учитель, родитель, говорящий о патриотизме? Если задуматься, какой станет наша жизнь, если из истории, русского языка, нашего лексикона исчезнут такие понятия, как «патриотизм», «Родина», «Отчизна», «духовность», «долг».
Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян.
Среди важнейших задач общеобразовательной школы особое значение имеет гражданское образование и патриотическое воспитание в рамках внедрения ФГОС второго поколения. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для его гражданского и духовного становления.
Необходимость глубокого внимания к проблеме гражданско-патриотического воспитания вызвана также процессами, происходящими в молодежной среде, поэтому важно выявить и обосновать ведущие парадигмы становления и развития гражданско-патриотического воспитания школьников в России, определить современные тенденции и перспективные направления развития гражданско-патриотического воспитания.
Можно выделить ряд факторов, которые противоречат гражданско – патриотическому воспитанию и ограничивают его эффект:
- в настоящее время Россия переживает духовный кризис. Вслед за распадом коммунистических ценностей поставлен под вопрос и ее либеральная альтернатива;
- основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости;
- поиски национальной идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать общество, не принесли желаемых результатов.
- упадок общественной морали, которая не может быть остановлена без приоритетного внимания государства к воспитанию подрастающего поколения.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2014 г.» определены приоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования.
В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя как часть общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.
На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву. Правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.
На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Гражданское и патриотическое воспитание тесно связано с другими аспектами воспитательного процесса, в первую очередь, с правовым. Процесс правового воспитания может быть представлен как процесс правовой социализации, обеспечивающий присвоение индивидом социального опыта, в результате которого личность приобретает социальные ценности, осваивает способы социально-адаптированного поведения.
Педагогическая деятельность по организации социальной практики и опыта с учетом национальных и культурных особенностей должна позволять ребенку познавать и развивать свою индивидуальность, формировать ответственное отношение к себе и своим поступкам, приобретать и осмыслять личный опыт толерантности и взаимодействия в школе и окружающей среде с другими людьми. Все это должно складываться в единую воспитательную систему.
На мой взгляд, воспитательная система, имеющая гражданскую и патриотическую направленность - это система социальная. Ее ядро - люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Все это работает на воспитание гражданина и прослеживается через идеи и принципы гражданско-патриотического воспитания.
Воспитательная система - это система педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией целого ряда педагогических задач, для решения которых используются разнообразные формы, приемы и методы педагогической деятельности. Результаты решения воспитательных задач свидетельствуют об эффективности воспитательной системы и ее составной части – модели гражданского и патриотического воспитания. Воспитательная система школы - это система ценностно-ориентированная. В концепции воспитательной системы заложены три группы ценностей, которые выделились из опыта работы и традиций школы и определяют суть гражданского воспитания школьников.
Меня как вожатую волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирования у обучающихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, изучая свои корни, могли создать достойное будущее.
В настоящее время в школе сложилась система краеведческой работы. В нее вошли собственно краеведческий компонент «История села Секирино», краеведческий компонент на уроках истории и обществознания и краеведческий компонент во внеклассной работе.
Программа работы вожатой по патриотическому воспитанию был создан в 2008г. Он знакомит обучающихся с археологией края, историей основания, социально – экономическим развитием, с жизнью села в разные периоды, с выдающимися людьми, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью края. Содержание программы позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса, воспитание уважения к его прошлому и настоящему.
Главная задача программы – развитие у учащихся интереса к истории родного города, воспитание любви и уважения к своей «малой» родине как части огромной России. Содержание изучаемого материала предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо–поисковую, исследовательскую деятельность обучающихся. В данной работе используются такие формы занятий как экскурсии, к краеведческим объектам, на природу, мероприятия на базе музеев, викторины, заочные путешествия.
Для обучающихся 4-9 классов организована работа краеведческого направления. Основные виды его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к мероприятиям, связанных с историей села, района, города, в сборе информации об истории родного края, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края, для обучающихся во внеурочное время, становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого архива и собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного края, школьная газета, краеведческая литература.
Формы творческих работ обучающихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние три года ребята выполнили исследовательские работы: «Исторические памятники Скопина», «Солдаты Великой войны», «Герои Отечества», «Дорогие сердцу имена», «Школа – наш общий дом», «Земляки на службе», «Рязанская земля . История. Памятники. Люди». Последняя работа была представлена на районном конкурсе.
«История Отечества» как никакое другое направление содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В краеведческих материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала во внеклассной работе необходимо и педагогически оправданообучающиеся анализируют документы и материалы по краеведению, проводят социологические исследования методом интервью, анкетирования и о результатах сообщают на сборах ДОО «Истоки».
При изучении Великой Отечественной войны ребята делают сообщения о ветеранах и участниках тех героических лет. Особый интерес у обучающихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива.
При изучении тем по истории культуры России, используется местный этнографический материал. В ходе диалогового обсуждения выявляется общее и единичное в культуре села Секирино.
На мероприятиях посвященных проблемам современной России, активно используются материалы местных средств массовой информации.
В краеведческой работе используются информационно – коммуникационные технологии. Ребята с удовольствием делают компьютерные презентации, которые иллюстрируют их исследовательские работы, помогают перевести информацию из одной знаковой системы в другую.
Использование местного материала способствуют формированию активной гражданской позиции, толерантности, формированию у учащихся политико-правовой культуры.
Подводя итог, обобщим выше изложенное. Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. Среди важнейших задач общеобразовательной школы особое значение имеет гражданско-патриотическое образование и воспитание.