Коррекционные и развивающие упражнения на мышление
Коррекционные и развивающие упражнения на мышление
Упражнение на развитие скорости мышления: "Оканчивание слов"
Предложите ребёнку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать! По.", - так вы начинаете игру.
Если ребёнок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет. Например, по-лёт, по-кой, по-лестнице и т. д.
Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коррекционные и развивающие упражнения на мышление»
КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА МЫШЛЕНИЕ
. Упражнение на развитие скорости мышления: "Оканчивание слов"
Предложите ребёнку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать! По...", - так вы начинаете игру.
Если ребёнок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет. Например, по-лёт, по-кой, по-лестнице и т. д.
Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
Упражнение: "Соотношение понятий"
Изготовьте картинки, на которых было бы четыре стадии развития ветки - от голой зимой до усыпанной ягодами осенью.
Разложите перед ребёнком эти картинки в произвольном порядке и попросите его определить порядок размещения картинок по смыслу.
Если для ребёнка это задание является трудным, начните с более лёгкого: пять кружков, увеличивающихся на каждой картинке по размеру.
Или ещё вариант: пять квадратиков, которые следует разместить в обратном порядке - от самого большого до самого маленького.
По аналогии придумайте ещё упражнения, которые развивают у ребёнка умение соотносить понятия, образовывать аналогии.
Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков
5.1. "Найди лишнее слово"
Читаете ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите ребёнку определить слово, которое является "лишним".
1. СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ
2. ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ
3. ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША
4. МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ
5. ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА
6. ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА
7. ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА
8. МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ
9. БЕРЁЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА
10. КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИТОФОН
5.2 "Найди лишнюю картинку"
Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвёртая - лишняя.
Разложите перед ребёнком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать. Спросите: "Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?"
Отметьте, выделяет ли ребёнок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.
Если вы видите, что ребёнку трудно дается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное, заинтересовать ребёнка игровой формой задания.