kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление  на городском семинаре 

«Развитие речи детей на коррекционно – развивающих  занятиях»

Добрый день, уважаемые коллеги! 

Речевое развитие является важнейшим аспектом обще­го психического развития в детском возрасте. Речь нераз­рывно связана с  мыслительной деятельностью, а мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Понятийное мышление формируется в начальной школе и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. И чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь даёт ребенку возмож­ность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.  Она теснейшим образом связана со всеми сторонами психического развития ребенка.

На основе языка развивается логическое мышление. Развитие речи сопряжено с развитием памяти, внимания и мышления,  поскольку для эффективной речевой деятельности надо запоминать написание многих слов, обогащать словарь. Важно удерживать в памяти и быстро извлекать из неё большое количество речевых оборотов. С развитием речи развивается и сфера нравственности, чувств и эмоций.    

Развитие речи  не является основополагающей целью, но является одним из основных моментов в деятельности  психолога  и  осуществляется  через систему коррекционно-развивающих упражнений на коррекционных занятиях.

Основной задачей работы по развитию речи обучающихся является  формирование  коммуникативных умений и навыков: умения в устной и письменной форме высказать мысль правильно, понятно, точно и выразительно  в соответствии  с ситуацией общения и целью  высказывания, а также умения понимать  чужой текст, осуществлять его информационную переработку, вести диалог. Очень важно подчеркнуть,  что,  с какой бы психической функцией психолог ни работал (эмоции, переживания, псих. процессы), часто именно речь   выступает показателем особенностей ее развития. Всё,  что мы можем проговорить, мы можем осознать. Если какие-то вещи остаются не проговоренными, значит,  они либо не осознанны, либо осознанны не в полной мере. Это касается людей любого возраста. А где можно проговорить то,  что важно?  Конечно, в ситуации общения. Поэтому  на своих занятиях я,  в первую очередь, стараюсь организовать это общение через:

 - разучивание стихов, которое способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассив­ный словарный запас ребенка, помогает развивать про­извольную словесную память. Очень ребятам нравится стихотворение Леонида Каминского «Объявление», часть которого они запоминают после 2-х разового прослушивания (слайд)

- пересказ рассказов, текстов, притч, отрывков из просмотренных кино - и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и  произвольной словесной памяти. Ученики 5А и 6А классов с интересом смотрят, высказывают своё мнение и  эмоционально обсуждают  такие фильмы, как «Кука» и «Хорошие дети не плачут».

Эффективным способом развития связной речи явля­ется и регулярно провоцируемый мною рассказ ребён­ка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня  (недели) в школе, на улице, дома. Такого рода задания помо­гают развивать  внимание, наблюдательность  и  память.

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Необходимо уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Игровые упражнения - задания помогают в расширении словарного запаса. Игры «в слова» обогащают лексический запас школьника, приучают быстро находить нужные, актуализируют пассивный словарь. Боль­шинство таких игр рекомендуется проводить с ограниче­нием времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин). Это позволяет внести в игру  элемент соревнования  и  придать ей дополнительный азарт.

1. «Угадай,  что я хочу сказать». Произношу первый слог в каком-либо слове и прошу ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Например, пар  (та), кни (га), друж(ба), солн (це) и т.п.

2. Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов:

а, к, с, о, и, м, р, т, у, ш, а, н, и, ы, г, е, р

3. «А ну-ка, сообрази!» Распознать, из каких частей двух разных слов – названий ягод – составлено название фантазийной ягоды.

- КЛУБЛЯНИКА

- МАЛЕПИХА

- ЧЕРЛУБИКА

- СМОРБНИКА

- ЕЖЕВОДИНА

- ГОКВА

4. «Анаграммы».

Ребенку предлагают набор слов, в которых буквы пе­репутаны местами. Необходимо восстановить нормаль­ный порядок слов.

ДАОВ  - ВОДА

АУТЧ – ТУЧА

ВАЧОП – ПОЧВА

ЛАБООК – ОБЛАКО

ЛАРУЖН – ЖУРНАЛ

КОШАЛ -  ШКОЛА

5. Назвать слова, противоположные по значению (антонимы)

- Правда – ложь

- Умный – глупый

- Добро – зло

- Холодный – горячий

6. «Вставь 3 буквы». В скобки вставь 3 буквы так, чтобы их сочетание явилось концом первого слова и одновременно началом второго.

- БЕЛИ  (ЗНА) МЯ

- ЛИ  (МОН)  НЕТА

- КО (МАР) ГАНЦОВКА

7. «Метаграммы». Разгадайте метаграммы

С буквой «З» - оно блестит,

В  сейфах банковских лежит.

С буквой «Б» - гнилое место,

Там земля, как будто тесто.

(Золото – болото)

8. Назвать больше слов по теме.  В быстром темпе и в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих известных ребёнку животных, птиц, растений, имена, названия стран и т.д.  В этой игре выигрывает тот, кто назовёт больше всех слов. Игра способствует развитию гибкости мышления и расширяет активный словарный запас.

9.   Составьте из данных слогов слова.

 (Кора, нота, нора, рано, рана, Рита, вата, коса, роса, рота, тара, корона, корова).

10. С удовольствием ребята выполняют задание «Я не поэт, я только учусь…». Подбирают рифмы к данным словам, пытаются составить четверостишия.

РЫБАК – чудак, пустяк, никак, мастак…

КЛЕВАТЬ – зевать, ждать, опять, менять…

Сидит на берегу рыбак,

А рыба не клюёт никак.

Устал рыбак удачи ждать,

И начал носом он клевать.

11. Восстановите  вредный совет Григория  Остера»  

И не стали ждать ответа,

Сообщите  - сам  дурак.

Если вас по телефону

И тому, кто снимет трубку,

Обозвали дураком

Наберите быстро номер

Бросив трубку на рычаг,

Из любых случайных цифр

Правильно:

Если вас по телефону

Обозвали дураком

И не стали ждать ответа,

Бросив трубку на рычаг.

Наберите быстро номер

Из любых случайных цифр

И тому, кто снимет трубку,

Сообщите  - сам  дурак.

12. Очень нравится обучающимся  отгадывать различные  ребусы, шарады, загадки, но не простые, а с изюминкой.

На занятиях развиваются следующие характеристики речи: грамматически правильное построение предложений; умение четко и понятно выражать мысли; развитие объяснительной речи; проговаривание (актуализация и осознание) опыта детей; развитие слушания речи (повышение культуры и навыков коммуникации); стимуляция и развитие рефлексии через речь, помощь в осознании себя.

Необходимо отметить, что работа над развитием связной речи - процесс  продолжительный.  Это  многогранная работа  над речевой культурой  обучающихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»»

Выступление на городском семинаре

«Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Речевое развитие является важнейшим аспектом обще­го психического развития в детском возрасте. Речь нераз­рывно связана с мыслительной деятельностью, а мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Понятийное мышление формируется в начальной школе и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. И чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь даёт ребенку возмож­ность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности. Она теснейшим образом связана со всеми сторонами психического развития ребенка.

На основе языка развивается логическое мышление. Развитие речи сопряжено с развитием памяти, внимания и мышления, поскольку для эффективной речевой деятельности надо запоминать написание многих слов, обогащать словарь. Важно удерживать в памяти и быстро извлекать из неё большое количество речевых оборотов. С развитием речи развивается и сфера нравственности, чувств и эмоций.

Развитие речи не является основополагающей целью, но является одним из основных моментов в деятельности психолога и осуществляется через систему коррекционно-развивающих упражнений на коррекционных занятиях.

Основной задачей работы по развитию речи обучающихся является формирование коммуникативных умений и навыков: умения в устной и письменной форме высказать мысль правильно, понятно, точно и выразительно в соответствии с ситуацией общения и целью высказывания, а также умения понимать чужой текст, осуществлять его информационную переработку, вести диалог. Очень важно подчеркнуть, что, с какой бы психической функцией психолог ни работал (эмоции, переживания, псих. процессы), часто именно речь выступает показателем особенностей ее развития.. Всё, что мы можем проговорить, мы можем осознать. Если какие-то вещи остаются не проговоренными, значит, они либо не осознанны, либо осознанны не в полной мере. Это касается людей любого возраста. А где можно проговорить то, что важно? Конечно, в ситуации общения. Поэтому на своих занятиях я, в первую очередь, стараюсь организовать это общение через:

- разучивание стихов, которое способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассив­ный словарный запас ребенка, помогает развивать про­извольную словесную память. Очень ребятам нравится стихотворение Леонида Каминского «Объявление», часть которого они запоминают после 2-х разового прослушивания (слайд)

- пересказ рассказов, текстов, притч, отрывков из просмотренных кино - и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и произвольной словесной памяти. Ученики 5А и 6А классов с интересом смотрят, высказывают своё мнение и эмоционально обсуждают такие фильмы, как «Кука» и «Хорошие дети не плачут».

Эффективным способом развития связной речи явля­ется и регулярно провоцируемый мною рассказ ребён­ка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня (недели) в школе, на улице, дома. Такого рода задания помо­гают развивать внимание, наблюдательность и память.

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Необходимо уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Игровые упражнения - задания помогают в расширении словарного запаса. Игры «в слова» обогащают лексический запас школьника, приучают быстро находить нужные, актуализируют пассивный словарь. Боль­шинство таких игр рекомендуется проводить с ограниче­нием времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин). Это позволяет внести в игру элемент соревнования и придать ей дополнительный азарт.

1. «Угадай, что я хочу сказать». Произношу первый слог в каком-либо слове и прошу ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Например, пар (та), кни (га), друж(ба), солн (це) и т.п.

2. Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов:

а, к, с, о, и, м, р, т, у, ш, а, н, и, ы, г, е, р

3. «А ну-ка, сообрази!» Распознать, из каких частей двух разных слов – названий ягод – составлено название фантазийной ягоды.


- КЛУБЛЯНИКА

- МАЛЕПИХА

- ЧЕРЛУБИКА

- СМОРБНИКА

- ЕЖЕВОДИНА

- ГОКВА

4. «Анаграммы».

Ребенку предлагают набор слов, в которых буквы пе­репутаны местами. Необходимо восстановить нормаль­ный порядок слов.

ДАОВ - ВОДА

АУТЧ – ТУЧА

ВАЧОП – ПОЧВА

ЛАБООК – ОБЛАКО

ЛАРУЖН – ЖУРНАЛ

КОШАЛ - ШКОЛА

5. Назвать слова, противоположные по значению (антонимы)

- Правда – ложь

- Умный – глупый

- Добро – зло

- Холодный – горячий


6. «Вставь 3 буквы». В скобки вставь 3 буквы так, чтобы их сочетание явилось концом первого слова и одновременно началом второго.

- БЕЛИ (ЗНА) МЯ

- ЛИ (МОН) НЕТА

- КО (МАР) ГАНЦОВКА

7. «Метаграммы». Разгадайте метаграммы

С буквой «З» - оно блестит,

В сейфах банковских лежит.

С буквой «Б» - гнилое место,

Там земля, как будто тесто.

(Золото – болото)

8. Назвать больше слов по теме. В быстром темпе и в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих известных ребёнку животных, птиц, растений, имена, названия стран и т.д.  В этой игре выигрывает тот, кто назовёт больше всех слов. Игра способствует развитию гибкости мышления и расширяет активный словарный запас.


9. Составьте из данных слогов слова.

(Кора, нота, нора, рано, рана, Рита, вата, коса, роса, рота, тара, корона, корова).

10. С удовольствием ребята выполняют задание «Я не поэт, я только учусь…». Подбирают рифмы к данным словам, пытаются составить четверостишия.

РЫБАК – чудак, пустяк, никак, мастак…

КЛЕВАТЬ – зевать, ждать, опять, менять…


Сидит на берегу рыбак,

А рыба не клюёт никак.

Устал рыбак удачи ждать,

И начал носом он клевать.


11. Восстановите вредный совет Григория Остера»

И не стали ждать ответа,

Сообщите - сам дурак.

Если вас по телефону

И тому, кто снимет трубку,

Обозвали дураком

Наберите быстро номер

Бросив трубку на рычаг,

Из любых случайных цифр


Правильно:

Если вас по телефону

Обозвали дураком

И не стали ждать ответа,

Бросив трубку на рычаг.

Наберите быстро номер

Из любых случайных цифр

И тому, кто снимет трубку,

Сообщите - сам дурак.


12. Очень нравится обучающимся отгадывать различные ребусы, шарады, загадки, но не простые, а с изюминкой.

На занятиях развиваются следующие характеристики речи: грамматически правильное построение предложений; умение четко и понятно выражать мысли; развитие объяснительной речи; проговаривание (актуализация и осознание) опыта детей; развитие слушания речи (повышение культуры и навыков коммуникации); стимуляция и развитие рефлексии через речь, помощь в осознании себя.

Необходимо отметить, что работа над развитием связной речи - процесс продолжительный. Это многогранная работа над речевой культурой обучающихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.

И в завершении своего выступления я хочу предложить Вам несколько слайдов (та самая изюминка, о которой говорилось ранее), а вы догадайтесь, пожалуйста, о чём идёт речь!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»

Автор: Моисеева Людмила Александровна

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278473

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Разработка коррекционно-развивающего занятия "Прогулка по лесу""
    ["seo_title"] => string(67) "razrabotkakorriektsionnorazvivaiushchieghozaniatiiaproghulkapoliesu"
    ["file_id"] => string(6) "282715"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453729575"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "План-конспект коррекционно-развивающего занятия дефектолога "Животные и человек""
    ["seo_title"] => string(97) "plan-konspiekt-korriektsionno-razvivaiushchiegho-zaniatiia-diefiektologha-zhivotnyie-i-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "293936"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455561689"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Коррекционно-развивающее занятие «Путешествие по лесной поляне» с детьми с интеллектуальными нарушениями"
    ["seo_title"] => string(80) "korriektsionno_razvivaiushchieie_zaniatiie_putieshiestviie_po_liesnoi_polianie_s"
    ["file_id"] => string(6) "464312"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1522407797"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Интегрированное коррекционно-развивающее занятие  "НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ""
    ["seo_title"] => string(76) "intieghrirovannoiekorriektsionnorazvivaiushchieiezaniatiienaliesnoipoliankie"
    ["file_id"] => string(6) "316630"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460125422"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Интегрированное коррекционно-развивающее занятие  "НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ""
    ["seo_title"] => string(81) "intieghrirovannoie-korriektsionno-razvivaiushchieie-zaniatiie-na-liesnoi-polianie"
    ["file_id"] => string(6) "317128"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460285034"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства