«Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»
«Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»
Выступление на городском семинаре
«Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мыслительной деятельностью, а мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Понятийное мышление формируется в начальной школе и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. И чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь даёт ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности. Она теснейшим образом связана со всеми сторонами психического развития ребенка.
На основе языка развивается логическое мышление. Развитие речи сопряжено с развитием памяти, внимания и мышления, поскольку для эффективной речевой деятельности надо запоминать написание многих слов, обогащать словарь. Важно удерживать в памяти и быстро извлекать из неё большое количество речевых оборотов. С развитием речи развивается и сфера нравственности, чувств и эмоций.
Развитие речи не является основополагающей целью, но является одним из основных моментов в деятельности психолога и осуществляется через систему коррекционно-развивающих упражнений на коррекционных занятиях.
Основной задачей работы по развитию речи обучающихся является формирование коммуникативных умений и навыков: умения в устной и письменной форме высказать мысль правильно, понятно, точно и выразительно в соответствии с ситуацией общения и целью высказывания, а также умения понимать чужой текст, осуществлять его информационную переработку, вести диалог. Очень важно подчеркнуть, что, с какой бы психической функцией психолог ни работал (эмоции, переживания, псих. процессы), часто именно речь выступает показателем особенностей ее развития. Всё, что мы можем проговорить, мы можем осознать. Если какие-то вещи остаются не проговоренными, значит, они либо не осознанны, либо осознанны не в полной мере. Это касается людей любого возраста. А где можно проговорить то, что важно? Конечно, в ситуации общения. Поэтому на своих занятиях я, в первую очередь, стараюсь организовать это общение через:
- разучивание стихов, которое способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память. Очень ребятам нравится стихотворение Леонида Каминского «Объявление», часть которого они запоминают после 2-х разового прослушивания (слайд)
- пересказ рассказов, текстов, притч, отрывков из просмотренных кино - и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и произвольной словесной памяти. Ученики 5А и 6А классов с интересом смотрят, высказывают своё мнение и эмоционально обсуждают такие фильмы, как «Кука» и «Хорошие дети не плачут».
Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый мною рассказ ребёнка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня (недели) в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать внимание, наблюдательность и память.
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Необходимо уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Игровые упражнения - задания помогают в расширении словарного запаса. Игры «в слова» обогащают лексический запас школьника, приучают быстро находить нужные, актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин). Это позволяет внести в игру элемент соревнования и придать ей дополнительный азарт.
1. «Угадай, что я хочу сказать». Произношу первый слог в каком-либо слове и прошу ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Например, пар (та), кни (га), друж(ба), солн (це) и т.п.
2. Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов:
а, к, с, о, и, м, р, т, у, ш, а, н, и, ы, г, е, р
3. «А ну-ка, сообрази!» Распознать, из каких частей двух разных слов – названий ягод – составлено название фантазийной ягоды.
- КЛУБЛЯНИКА
- МАЛЕПИХА
- ЧЕРЛУБИКА
- СМОРБНИКА
- ЕЖЕВОДИНА
- ГОКВА
4. «Анаграммы».
Ребенку предлагают набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.
ДАОВ - ВОДА
АУТЧ – ТУЧА
ВАЧОП – ПОЧВА
ЛАБООК – ОБЛАКО
ЛАРУЖН – ЖУРНАЛ
КОШАЛ - ШКОЛА
5.Назвать слова, противоположные по значению (антонимы)
- Правда – ложь
- Умный – глупый
- Добро – зло
- Холодный – горячий
6. «Вставь 3 буквы». В скобки вставь 3 буквы так, чтобы их сочетание явилось концом первого слова и одновременно началом второго.
- БЕЛИ (ЗНА) МЯ
- ЛИ (МОН) НЕТА
- КО (МАР) ГАНЦОВКА
7.«Метаграммы». Разгадайте метаграммы
С буквой «З» - оно блестит,
В сейфах банковских лежит.
С буквой «Б» - гнилое место,
Там земля, как будто тесто.
(Золото – болото)
8.Назвать больше слов по теме. В быстром темпе и в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих известных ребёнку животных, птиц, растений, имена, названия стран и т.д. В этой игре выигрывает тот, кто назовёт больше всех слов. Игра способствует развитию гибкости мышления и расширяет активный словарный запас.
10. С удовольствием ребята выполняют задание «Я не поэт, я только учусь…». Подбирают рифмы к данным словам, пытаются составить четверостишия.
РЫБАК – чудак, пустяк, никак, мастак…
КЛЕВАТЬ – зевать, ждать, опять, менять…
Сидит на берегу рыбак,
А рыба не клюёт никак.
Устал рыбак удачи ждать,
И начал носом он клевать.
11. Восстановите вредный совет Григория Остера»
И не стали ждать ответа,
Сообщите - сам дурак.
Если вас по телефону
И тому, кто снимет трубку,
Обозвали дураком
Наберите быстро номер
Бросив трубку на рычаг,
Из любых случайных цифр
Правильно:
Если вас по телефону
Обозвали дураком
И не стали ждать ответа,
Бросив трубку на рычаг.
Наберите быстро номер
Из любых случайных цифр
И тому, кто снимет трубку,
Сообщите - сам дурак.
12. Очень нравится обучающимся отгадывать различные ребусы, шарады, загадки, но не простые, а с изюминкой.
На занятиях развиваются следующие характеристики речи: грамматически правильное построение предложений; умение четко и понятно выражать мысли; развитие объяснительной речи; проговаривание (актуализация и осознание) опыта детей; развитие слушания речи (повышение культуры и навыков коммуникации); стимуляция и развитие рефлексии через речь, помощь в осознании себя.
Необходимо отметить, что работа над развитием связной речи - процесс продолжительный. Это многогранная работа над речевой культурой обучающихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»»
Выступление на городском семинаре
«Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мыслительной деятельностью, а мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Понятийное мышление формируется в начальной школе и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. И чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь даёт ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности. Она теснейшим образом связана со всеми сторонами психического развития ребенка.
На основе языка развивается логическое мышление. Развитие речи сопряжено с развитием памяти, внимания и мышления, поскольку для эффективной речевой деятельности надо запоминать написание многих слов, обогащать словарь. Важно удерживать в памяти и быстро извлекать из неё большое количество речевых оборотов. С развитием речи развивается и сфера нравственности, чувств и эмоций.
Развитие речи не является основополагающей целью, но является одним из основных моментов в деятельности психолога и осуществляется через систему коррекционно-развивающих упражнений на коррекционных занятиях.
Основной задачей работы по развитию речи обучающихся является формирование коммуникативных умений и навыков: умения в устной и письменной форме высказать мысль правильно, понятно, точно и выразительно в соответствии с ситуацией общения и целью высказывания, а также умения понимать чужой текст, осуществлять его информационную переработку, вести диалог. Очень важно подчеркнуть, что, с какой бы психической функцией психолог ни работал (эмоции, переживания, псих. процессы), часто именно речь выступает показателем особенностей ее развития.. Всё, что мы можем проговорить, мы можем осознать. Если какие-то вещи остаются не проговоренными, значит, они либо не осознанны, либо осознанны не в полной мере. Это касается людей любого возраста. А где можно проговорить то, что важно? Конечно, в ситуации общения. Поэтому на своих занятиях я, в первую очередь, стараюсь организовать это общение через:
- разучивание стихов, которое способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память. Очень ребятам нравится стихотворение Леонида Каминского «Объявление», часть которого они запоминают после 2-х разового прослушивания (слайд)
- пересказ рассказов, текстов, притч, отрывков из просмотренных кино - и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и произвольной словесной памяти. Ученики 5А и 6А классов с интересом смотрят, высказывают своё мнение и эмоционально обсуждают такие фильмы, как «Кука» и «Хорошие дети не плачут».
Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый мною рассказ ребёнка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня (недели) в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать внимание, наблюдательность и память.
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Необходимо уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Игровые упражнения - задания помогают в расширении словарного запаса. Игры «в слова» обогащают лексический запас школьника, приучают быстро находить нужные, актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин). Это позволяет внести в игру элемент соревнования и придать ей дополнительный азарт.
1. «Угадай, что я хочу сказать». Произношу первый слог в каком-либо слове и прошу ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Например, пар (та), кни (га), друж(ба), солн (це) и т.п.
2. Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов:
а, к, с, о, и, м, р, т, у, ш, а, н, и, ы, г, е, р
3. «А ну-ка, сообрази!» Распознать, из каких частей двух разных слов – названий ягод – составлено название фантазийной ягоды.
- КЛУБЛЯНИКА
- МАЛЕПИХА
- ЧЕРЛУБИКА
- СМОРБНИКА
- ЕЖЕВОДИНА
- ГОКВА
4. «Анаграммы».
Ребенку предлагают набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.
ДАОВ - ВОДА
АУТЧ – ТУЧА
ВАЧОП – ПОЧВА
ЛАБООК – ОБЛАКО
ЛАРУЖН – ЖУРНАЛ
КОШАЛ - ШКОЛА
5.Назвать слова, противоположные по значению (антонимы)
- Правда – ложь
- Умный – глупый
- Добро – зло
- Холодный – горячий
6. «Вставь 3 буквы». В скобки вставь 3 буквы так, чтобы их сочетание явилось концом первого слова и одновременно началом второго.
- БЕЛИ (ЗНА) МЯ
- ЛИ (МОН) НЕТА
- КО (МАР) ГАНЦОВКА
7.«Метаграммы». Разгадайте метаграммы
С буквой «З» - оно блестит,
В сейфах банковских лежит.
С буквой «Б» - гнилое место,
Там земля, как будто тесто.
(Золото – болото)
8.Назвать больше слов по теме. В быстром темпе и в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих известных ребёнку животных, птиц, растений, имена, названия стран и т.д. В этой игре выигрывает тот, кто назовёт больше всех слов. Игра способствует развитию гибкости мышления и расширяет активный словарный запас.
10. С удовольствием ребята выполняют задание «Я не поэт, я только учусь…». Подбирают рифмы к данным словам, пытаются составить четверостишия.
РЫБАК – чудак, пустяк, никак, мастак…
КЛЕВАТЬ – зевать, ждать, опять, менять…
Сидит на берегу рыбак,
А рыба не клюёт никак.
Устал рыбак удачи ждать,
И начал носом он клевать.
11. Восстановите вредный совет Григория Остера»
И не стали ждать ответа,
Сообщите - сам дурак.
Если вас по телефону
И тому, кто снимет трубку,
Обозвали дураком
Наберите быстро номер
Бросив трубку на рычаг,
Из любых случайных цифр
Правильно:
Если вас по телефону
Обозвали дураком
И не стали ждать ответа,
Бросив трубку на рычаг.
Наберите быстро номер
Из любых случайных цифр
И тому, кто снимет трубку,
Сообщите - сам дурак.
12. Очень нравится обучающимся отгадывать различные ребусы, шарады, загадки, но не простые, а с изюминкой.
На занятиях развиваются следующие характеристики речи: грамматически правильное построение предложений; умение четко и понятно выражать мысли; развитие объяснительной речи; проговаривание (актуализация и осознание) опыта детей; развитие слушания речи (повышение культуры и навыков коммуникации); стимуляция и развитие рефлексии через речь, помощь в осознании себя.
Необходимо отметить, что работа над развитием связной речи - процесс продолжительный. Это многогранная работа над речевой культурой обучающихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.
И в завершении своего выступления я хочу предложить Вам несколько слайдов (та самая изюминка, о которой говорилось ранее), а вы догадайтесь, пожалуйста, о чём идёт речь!