Формы коррекционно-развивающего обучения
Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения (классы выравнивания и классы компенсирующего обучения) – это принцип коррекционной направленности обучения.
Современная практика коррекционо-развивающего образования включает различные его формы: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, коррекционно-развивающий урок.
1. Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия
Занятия включены в Типовой базисный учебный план общеобразователь-ного учреждения с классами коррекционно-развивающего обу-чения, для которых предусмотрено от 3 до 6 ч в неделю за счет школьного компонента. Это время предусмотрено в расписании уроков. Не допускается использование школь-ного компонента для занятий со всем классом по новым пред-метам, не предусмотренным Типовым базисным учебным пла-ном для классов данного типа, или перераспределение этих часов между параллелями. Продолжительность занятий с одним учеником или с группой не должна превышать 20-30 мин. В группы можно объе-динять по 3 – 4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сход-ные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым клас-сом или с большим числом детей на этих занятиях не допус-кается.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия про-водит основной учитель класса. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель, ло-гопед, психолог. Коррекционная работа осуществляется в рам-ках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Поэтому работа на индивидуально-групповых занятиях должна быть направлена на общее развитие школьников, а не на тре-нировку отдельных психических процессов или способностей. При организации коррекционных занятий следует исхо-дить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне опреде-ленной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим воз-можностям ребенка.
В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создавать ситуацию достижения ус-пеха на индивидуально-групповых занятиях. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количе-ственной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий не-обходимо также помнить и об особенностях восприятия деть-ми учебного материала и специфике мотивации их деятель-ности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка. /4/
2. Коррекционно-развивающий урок
Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.
Коррекция мышления, памяти и речи проводится практически на всех общеобразовательных уроках, уроках труда и профессионально-трудового обучения.Коррекция физических недостатков, двигательной сферы, общесоматического развития организма – на уроках физического воспитания. Развитие фонематического слуха, ритмики, цветовосприятия, пространственного восприятия – на уроках изобразительного искусства, ручного труда, музыки.
Примеры: 1) коррекция слухового восприятия учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении; 2) коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание. Воспитательная цель в первую очередь предполагает воспитание мотивации к учению, а также нравственное воспитание, эстетическое, трудовое и т.д.
Типы уроков: уроки овладения новыми знаниями; уроки формирования и совершенствования умений и навыков; уроки повторения, закрепления знаний и умений; контрольно-проверочные уроки; уроки обобщений и систематизации знаний; комбинированные уроки.
Определение структуры урока проводится с учетом его типа и места в системе уроков. Возможные этапы уроков: организационный момент, развивающие (коррекционные) упражнения (их можно включать в другие этапы урока), проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, подготовительный этап к изучению нового материала, физкультурные минутки, изучение нового материала, закрепление и повторение изученного материала, подведение итогов урока и оценка работы учащихся, первичный контроль знаний, задание на дом. /3/
Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей с трудностями в обучении, в связи, с чем важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности.
Отобрав методы для работы на уроке, учитель должен скомбинировать их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся и, тем самым, реализовался охранительный режим обучения.
На уроках много внимания уделяется повторению изученного материала.
Для того, чтобы достичь эффективной работоспособности учащихся, учитель при разработке конспекта должен думать не о том, что он будет делать, а, прежде всего о том, что будут делать ученики в ходе каждого приема и метода.
Примеры фрагментов коррекционно-развивающих уроков
Урок русского языка
Тема урока: «Антонимы и синонимы русского языка».
Цели урока: 1. Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Антонимы и синонимы русского языка». Учащиеся должны знать определения понятий «антонимы», «синонимы» и уметь применять эти знания при выполнении упражнений.
2. Коррекция памяти, внимания и мыслительной деятельности на основе упражнений в узнавании, соотнесении и сравнении антонимов и синонимов.
3. Преодоление негативного отношения к учению.
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний и умений.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока.
3. Повторение и закрепление знаний и умений (это этап включает коррекционную работу).
4. Подведение итогов урока и оценка работы учащихся.
5. Задание на дом.
Оформление: на доске написано стихотворение М. Цветаевой и слова для выполнения упражнений-игр.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
2. Постановка целей и задач урока. 3. Повторение и закрепление зна-ний и умений.
Ребята, мы продолжаем изучение темы «Антонимы и синонимы русского языка». Сегодня на уроке мы должны повторить и закрепить знания по этой теме, выявить сходства и различия между антонимами и синонимами.
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока.
1. Прослушайте стихотворение М. Цветаевой, и попробуйте определить какие слова (антонимы или синонимы) употребляет поэтесса. Стихотворение написано на доске.
Полюбил богатый – бедную,
Полюбил ученый – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную,
Золотой – полушку медную.
Молодцы, правильно! Скажите, какие слова на-зывают антонимами? (Вопрос из домашнего зада-ния)
А какие слова называют синонимами? Приве-дите примеры. (Вопрос из домашнего задания)
2. Сейчас мы с вами выполним упражнение-игру, чтобы узнать, как хорошо вы усвоили этот материал. На доске в два столбика написаны слова (в первом столбике слова, а во втором – их синонимы). Ваша задача найти синонимы из второго столбика для слов из первого и показать это соответствие стрелками.
Быстрый Трость
Загадочный Юноша
Палка Шустрый
Парень Таинственный
Пакет Сверток
А теперь мы проведем аналогичную игру, но только с антонимами.
День Черный
Молодой Низкий
Большой Старый
Белый Ночь
Худой Маленький
Высокий Толстый
3. Сейчас выполните письменно в тетради упражнение из учебника.
4. Повторим определение, какие слова называют антонимами?
Теперь мы сыграем в игру. Я называю главное слово, это будет прилагательное, а затем ряд других слов, среди которых будет антоним главного слова. Когда вы слышите этот антоним, хлопаете в ладоши один раз. Итак, начинаем игру.
Главное слово: сильный.
Слова: могучий, низкий, толстый, слабый.
Главное слово: тяжелый.
Слова: большой, страшный, веселый, милый, легкий.
Главное слово: умный.
Слова: красивый, грубый, длинный, сонный, молодой, глупый.
Молодцы!
Повторим определение, какие слова называют синонимами?
Теперь сыграем в аналогичную игру, но с синонимами.
Главное слово: клоун.
Слов: циркач, трюкач, акробат, пловец, шут.
Главное слово: свирепый.
Слова: добрый, умный, безжалостный, красивый, злой.
Главное слово: кривой.
Слово: ровный, острый, прямой, пушистый, косой.
Молодцы!
5. Выясним сходства и различия между антонимами и синонимами. Для этого еще раз повторим определения.
Какие слова называют антонимами?
Какие слова называют синонимами?
Назовите различия между антонимами и синонимами.
Назовите сходства между антонимами и синонимами.
Учащиеся делают запись в тетради.
В стихотворении М. Цветаевой использованы слова-антонимы:
богатый – бедная, ученый – глупая, румяный – бледная, хороший – вредная, золотой – медный.
Антонимы – это слова с противоположным значением.
Синонимы – это слова различные по звучанию, но сходные по значению. Например: дорога – путь; влажный – мокрый; ровный – гладкий.
Быстрый Трость
Загадочный Юноша
Палка Шустрый
Парень Таинственный
Пакет Сверток
День Черный
Молодой Низкий
Большой Старый
Белый Ночь
Худой Маленький
Высокий Толстый
Выполняют и проверяют упраж-нение.
Антонимы – это слова с противоположным значением.
Слабый (хлопок)
Легкий (хлопок)
Глупый (хлопок)
Синонимы – это слова различные по звучанию, но сходные по значению.
Шут (хлопок)
Злой (хлопок)
Косой (хлопок)
Антонимы – это слова с противоположным значением.
Синонимы – это слова различные по звучанию, но сходные по значению.