Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках биологии
Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках биологии
При обучении детей с проблемами психического развития важное значение имеет коррекция недостатков психического развития ученика. Именно поэтому необходимо создать условия для коррекции познавательной деятельности учащегося. Применение на уроках биологии коррекционно-развивающих упражнений повышает уровень учебных знаний, навыков и умений ученика; уровень развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания; уровень развития логического и наглядно-образного мышления. У учащегося улучшается речь, развитие личностно-мотивационной сферы, а также развитие восприятия и ориентировки в пространстве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках биологии»
Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках биологии
Смирнова Надежда Константиновна, учитель биологии
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»
г. Череповца
При обучении детей с проблемами психического развития важное значение имеет коррекция недостатков психического развития ученика. Именно поэтому необходимо создать условия для коррекции познавательной деятельности учащегося. Применение на уроках биологии коррекционно-развивающих упражнений повышает уровень учебных знаний, навыков и умений ученика; уровень развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания; уровень развития логического и наглядно-образного мышления. У учащегося улучшается речь, развитие личностно-мотивационной сферы, а также развитие восприятия и ориентировки в пространстве.
Цели применения коррекционно - развивающих упражнений
- снятие эмоционального напряжения;
- создание ситуации успеха;
- создание условий для самостоятельной работы на уроке;
- коррекция аффективных форм поведения.
Особенности коррекционно-развивающей работы
- каждое задание должно предваряться объяснением;
- если задание не под силу ребенку, необходимо оказать ему помощь;
- подбор заданий осуществлять таким образом, чтобы в процессе их выполнения формировалось произвольное внимание, расширялся бы его объем и концентрация, чтобы учащиеся овладевали простыми, но необходимыми для них приемами зрительного и слухового запоминания, а также сохранение увиденного и услышанного в памяти;
- вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска, «открытия новых знаний»;
- обеспечение разнообразия учебной деятельности учащихся;
- акцентирование внимания школьников на теоретической важности и практической значимости получаемых знаний и умений на уроках биологии;
- обсуждение на уроках биологии интересных фактов из жизни животных и растений;
- доброжелательное отношение учителя к школьникам, доверительное общение с ними, склоняющее к диалогу.
Спектр применения коррекционно-развивающих упражнений может быть разнообразным. Такие задания целесообразно включать в следующие этапы урока: повторение изученного материала, закрепление, обобщение и систематизация знаний, контроль знаний, также как самостоятельное домашнее задание.
Результаты применения коррекционно-развивающих упражнений
1. Позитивная динамика в коммуникативном развитии.
2. Обогащение содержания личностных контактов.
3. Повышение уровня речевой инициативы, интереса к предмету, всех сфер познавательной деятельности.
4. Положительный эмоциональный настрой на урок.
Виды коррекционно-развивающих упражнений
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие внимания, пространственного восприятия, образного мышления: «Запомни и нарисуй», «Составь слово», «Найди смысловые связи», «Бессмысленные слова», «Буквенные шифры», «Один лишний», «Память на слова», «Мысленные образы», «Ассоциации», «Раздели на группы». Упражнения, связанные с тактильным восприятием: копирование изображения по образцу, «Узнай по контуру», «Кусочки целого». Упражнения, направленные на формирование умений действовать по правилу: «Найди по алфавиту или слова-загадки», «Номер буквы по алфавиту», «Высокий, средний, низкий», «Слова по алфавиту».
Приведу примеры наиболее распространённых коррекционно-развивающих заданий, применяемых в учебном процессе на уроках биологии.
Упражнение «Расшифруй слово». Цель: коррекция и развитие произвольного внимания, формирование пространственного восприятия, образного мышления. Задание: расшифруй слово, расставив буквы, которым соответствуют цифры в порядке возрастания.
Упражнение «Алфавит». Цель: развитие и коррекция уровня произвольного внимания, его концентрации, формирование приемов учебной деятельности (умения действовать по правилу). Задание: перечислить предложенные термины (названия животных, растений, тканей, систем органов, органов и т.д.) в алфавитном порядке.
Упражнение «Систематизация». Цель: развитие умений систематизировать объекты по определенному признаку, формирование всех видов памяти, внимания . Задания такого содержания можно широко использовать при изучении темы «Общее знакомство с цветковыми растениями» в 6 классе, «Многообразие животных» (7 класс). Учитель перечисляет (показывает) названия плодов (растений), среди перечисленных нужно выбрать только сухие плоды, только сочные плоды, плод костянка, плод ягода. Учитель называет систематические категории животных, нужно выбрать только класс, только тип, только тип и т.д.
Упражнение «Найди общий смысл». Цель: развитие и коррекция умений ориентироваться на систему признаков, повышение уровня развития логических операций( анализа, обобщения, систематизации), а так же развитие способности к абстракции. Задание: учитель предлагает карточку с написанными словами или карточку с изображенными на ней различными объектами, объединенные общим смыслом. Ученику предлагается этот общий смысл постараться передать одним словом. Например, при изучении темы «Внешнее строение листа» (6 класс) предлагаю следующие вопросы : «Каким общим словосочетанием можно назвать следующие группы слов» супротивное, мутовчатое, очередное ( листорасположение); Сетчатое, параллельное, дуговое (жилкование листа); овальный, округлый, продолговатый, линейный (форма листа).
Упражнение «Ассоциации». Цель: коррекция и развитие ассоциативного мышления. Упражнение направлено на формирование способности устанавливать связи между элементами материала. Например, при изучении темы «Сельскохозяйственные растения» (6 класс) нужно подобрать ассоциации к слову картофель (клубень, пасленовые, урожай, осень, пюре, коричневый, крахмал); к слову томаты (сочный, круглый, красный, вкусный, теплица, пасленовые, помидор, кетчуп); к слову пшеница (хлеб, мука, злаки, колос, зерновка, твердая, мягкая); к слову капуста (кочан, борщ, крестоцветные, кочерыга, белокочанная, цветная).
Упражнение «Найди смысловые связи». Цель: развитие и коррекция уровня произвольного внимания, мыслительной деятельности, механической и логической памяти, развитие воображения и общего интеллекта.
Задание. Даны термины и к ним определения (функции) в неправильном соответствии. Задача ученика найти смысловые связи между термином и определением и расставить их в правильном порядке. Тема «Экологические группы млекопитающих» (класс Млекопитающие, 7 класс).
Карточка с заданием
№
Группа животных
Примеры
1.
Типично наземные
Летучие мыши
2.
Прыгающие наземные
Бобр
3.
Наземно-древесные
Кабан
4.
Подземные
Белка
5.
Летающие
Крот
6.
Водные и околоводные
Олень
7.
Растительноядные
Морж
Упражнение «Третий лишний». Из предложенного перечня органов выбери тот, который является лишним. Почему именно этот орган в списке перечисленных является лишним? В предложенном перечне 2 лишних объекта. Тема «Пищеварительная система» (8 класс). Предлагаю следующие цепочки слов: печень- прямая кишка- поджелудочная железа; почки- желудок – щитовидная железа; аппендикс – толстая кишка – пищевод.
Упражнение «Мысленные образы». Цель: коррекция и развитие образного мышления, повышение уровня концентрации внимания, формирование зрительной и слуховой долговременной памяти. Задание: учитель говорит фразы, а ученики после каждой произнесенной фразы должны закрыть глаза и мысленно представить образ произнесенной фразы. После этого ученики записывают одним словом данный мысленный образ. Список фраз либо произносится учителем вслух (тренировка слуховой памяти), либо список фраз дается учителем, написанным на листке бумаги (тренировка зрительной памяти). Например, при изучении темы «Царство Грибы» (5 класс) использую задание следующего содержания: 1. Покрытая плесенью корочка хлеба. ( мукор)
2.Сожительство дерева и гриба.( симбиоз)
3Легкое пористое тесто.(дрожжи)
4Почерневший колос пшеницы.(головня)
5Гриб на дереве. ( трутовик)
6Несъедобные грибы. ( ядовитые)
7Ядовитые грибы похожие на съедобные. ( ложные)
В процессе применения на уроках коррекционно-развивающих упражнений совершенствуются психические процессы ученика, происходит развитие познавательного процесса, в результате чего закладывается фундамент успешной учебной деятельности. Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения учащихся к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса.
Список литературы
Биология. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы / Г.А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова Москва, Просвещение, 2013.
Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы / Н.А. Криволапова, Москва, Просвещение, 2013.
Применение интерактивных методов обучения в образовательном процессе /Управление образования мэрии города Череповца, МБОУ ДОД «Дворец детского и юношеского творчества имени А.А. Алексеевой, Череповец, 2013.