Результативность работы классного руководителя с учащимися и родителями
Воспитательная система класса
В 2010 году классным руководителем 1 «а» класса была разработана авторская воспитательная система «Город Изумрудный»-на основе концепции принцип гуманного воспитания, которая проходит апробацию и в данное время.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нем воспитание - старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. Ведь ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий.
И как заповедь воспитателя звучат для меня слова Ш.А. Амонашвили: «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Концепция воспитательной работы класса »
Результативность работы классного руководителя с учащимися и родителями
Воспитательная система класса
В 2010 году классным руководителем 1 «а» класса была разработана авторская воспитательная система «Город Изумрудный»-на основе концепции принцип гуманного воспитания, которая проходит апробацию и в данное время.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нем воспитание - старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. Ведь ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий.
И как заповедь воспитателя звучат для меня слова Ш.А. Амонашвили: «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя».
Сегодня взят курс на демократизацию и гуманизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.
В идеале человек, живущий в современном обществе должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за нее и транслируя гуманистические ценности. Цель своей воспитательной системы-
цель - воспитание и развитие активной и свободной личности, умеющей самостоятельно действовать, с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности.
Определив цель воспитания, педагог должен решить следующие задачи:
1. Социальные: Защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и внешкольными организациями с целью создания комфортных условий развития личности.
2. Диагностические: Изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания. (Изучение индивидуальности ребенка должно регулироваться этическими нормами).
3. Воспитательные: Связаны с пониманием учащимися нравственных ценностей и созданием условий для поиска в ситуации нравственного выбора.
4. Профессиональные: Планирование работы с учащимися, выбор эффективных педагогических средств и технологий воспитания, контроль и рефлексия деятельности.
Я составила свою систему воспитательной работы: Принцип гуманного воспитания. Она рассчитанная на 4 года (1-4 классы).
Каждый принцип имеет способы реализации:
МДК
ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ
ОТБОР МАТЕРИАЛА
Общение
СОТРУДНИЧЕСТВО
Рис. 1. Модель концепции воспитания
Почему выбран круг? Круг - это фигура, определяющая законченность в моей работе. В центре основной принцип в работе - ПРИНЦИП ГУМАННОГО ВОСПИТАНИЯ (учитывать потребности ученика и реализовывать заказ общества).
Всякий принцип имеет способы реализации:
- Выбор направления
Здоровье
Общение
Гражданин
- Отбор материала
Доступный
Яркий
Доходящий до каждого ученика
Качественно соответствовать возраст
Связь между учеником и учителем устанавливает метод общения (общение с учеником как личностью, духовно равной учителю).
Во главе воспитания стоит ЛИЧНОСТЬ РЕБЁНКА.
Личность ребёнка является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе.
Приоритетными качествами личности являются этические ценности: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность.
Главное в моей работе увидеть в каждом ребёнке личность и способствовать росту этой личности (как духовно, физически и интеллектуально). Это значит вырастить личность.
Вырастить личность, то есть помочь каждому ребёнку стать личностью, не мешать ему в этом, поддерживать его собственные усилия стать настоящей личностью( саморазвитие, самосовершенствование)
В развитии личности ребёнка использую следующие БЛОКИ:
«ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ВОПРОС»- вопрос, задаваемый мною, считаю, это почерк педагогического мастерства. Он носит особый характер, нравственный (задаю как бы себе, но в надежде решить проблему вместе с ребятами; в нём всё моё отношение педагога к детям).
«ТВОРЧЕСКИЙ ПРИЁМ» - в работе без него не обойтись. В своей деятельности использую следующие приёмы:
- Приём «Глаза в глаза» (на ушко, шёпотом)
- Приём «Улыбка» (улыбка передает наши отношения и чувства и мысли; истинная улыбка идёт от доброго сердца, она служит поддержкой, поощрением, вдохновением и успокоением тому к кому она обращена)
«ЗАДАНИЕ»- нереализованная часть мероприятия, которое ребята выполняют впоследствии. Общение же является опорой, позволяющей встать ребёнку на ноги. Конечно, в работе не обойтись без помощи и сотрудничества с родителями и социумом. Многие мероприятия, организованные в классе, проходят при непосредственном участии родителей, а также социума.
Главное в работе не упустить любую на первый взгляд мелочь. Для этого в работе использую 6 правил:
1. Правила конфиденциальности
2. Правило «здесь « и « теперь» ( рассуждать о происходящем здесь, а не где-то, или когда-то)
3. Правило « стоп» (остановить разговор, если он кому–то неприятен)
4. Создание « ситуаций успеха»
5. Использовать чаще открытый взгляд, улыбку, одобрение, подбадривание
6. Оказывать поддержку всем учащимся, уделять равное внимание каждому.
При этом руководствуюсь следующими принципами:
духовности и душевности
защищенности и комфортности
доверия и открытости
индивидуализации
толерантности
Всё это составляет основу моей педагогической деятельности.
МЕТОД ДУХОВНОГО КОНТАКТА. Пять глаголов, соединившиеся и выстроенные по внутренней логике, образуют лестницу, ведущую к реализации метода: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
Моя рабочая формула:
Учитель
Знаток + Артист + Врач
Каждый компонент работает в равной степени. Не будет одного из компонентов, исчезают всяческих смысл в последующих.
Знаток. Суть этого компонента укладывается в двух моментах:
Знает, что надо знать
Знает, каким способом, и какими умениями реализовать эти знания
Артист
Артистизм – это важное воспитательное средство. Артист умеет и любит разговаривать паузой, жестами, мимикой. Принцип: сначала нужно «завоевать», а уж потом
« направлять», воспитывать, учить и развивать.
Врач
Это значит:
Не давить
Не пугать, а
Поддержать
Приободрить
Защитить
Успокоить
Вдохновить
Знаток сообщает - дает слушателя
Артист преподносит - дает зрителя
Врач советует - дает быть и тем и другим.
Таким образом, воспитательная работа имеет следующие черты:
СЛОВО + ЧУВСТВО через:
Сотрудничество;
Диалог;
Деятельностно - творческий характер;
Воспитание через общение; общение через воспитание;
Поддержка индивидуального развития ребенка.
Моя работа рассчитана на 4 года.
Возраст участников: 7-11 лет
Приоритетные направления воспитательной работы:
Направление I. «Здоровье»
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья подрастающего поколения:
- Использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека.
- Помочь ребенку осознать себя как часть природы.
- Воспитание понимания ответственности перед обществом за сохранение своего здоровья.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Здоровья»:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
- Сформировать понятие о здоровом образе жизни, который включает в себя физическое совершенство, психическое здоровье, социальную безопасность, основы экономических знаний, правила гигиены и др.
- Обучение родителей сохранению здоровья детей, организации жизни школьника.
Основные моменты деятельности классного руководителя.
1. Сотрудничество с медицинским работником школы, с Краснозвездинской участковой больницей с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
2. Сотрудничество с родителями в рамках обозначенной проблемы.
3. Сотрудничество с нешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую работу с учащимися и их родителями.
4. Организация школьной жизни детей:
Режим учебных занятий, интенсивность учебной нагрузки, эмоциональный климат в классе.
Приоритетные понятия направления «здоровья» в работе с классным коллективом.
- психическое и физическое здоровье;
- традиции и обычаи семьи по сохранению здоровья;
- гигиена и ее значение в жизни человека;
- культура сохранения собственного здоровья;
- ответственность за здоровье других людей;
- гармония души и тела, режим дня и здоровье;
- воля и ее значение в сохранении здоровья;
- самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Примерные темы бесед с родителями и детьми
1 класс. Темы занятий
для учащихся
для родителей
Сентябрь Твоё здоровье - что это? Можно ли самому «творить здоровье»? « Как ты сидишь?» Октябрь Твой новый режим дня. Ноябрь Настроение в школе. Как настроить себя на урок. Декабрь Настроение после школы. «Как вести себя дома одному»? Январь Поведение в школе. Я - ученик. «Весёлая переменка». Февраль Сменная обувь - зачем она? Март Как сделать сон полезным. Сон - лучшее лекарство. Апрель Вредные привычки. Май Уход за руками и ногами. «Рабочие инструменты» человека; «Друзья Мойдодыра» Праздник.
Сентябрь Что такое валеология? Зачем нужно знать об этом в современную эпоху? Октябрь Ребёнок пошёл в школу. Режим дня школьника. Ноябрь С каким настроением ребёнок идёт в школу. Мотивация учения. Декабрь Как регулировать настроение ребёнка после школы. Январь Здоровье общества, родителя, ребёнка. Как относиться к ребёнку - школьнику. Февраль Одежда школьника, учебные принадлежности и здоровье. Март Как организовать сон первоклассника. Нужен ли дневной сон? Апрель Курение и здоровье. Экология и курение в наше время. Май Экологическая проблема сегодняшнего дня - мыть руки как можно чаще.
2 класс. Темы занятий
для учащихся
для родителей
Сентябрь Твоё здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение. Октябрь Одеваться по погоде. Ноябрь Здоровье и питание. «Умеешь ли ты пить и есть». Декабрь Движение - путь к совершенству (игры дома, в школе, на улице). Январь Инфекция и её предупреждение. «А ты не забыл носовой платок?». Февраль Сколько времени можно проводить у телевизора в день? Март Дружи с водой. Закаливание. Апрель «Тихий вечер». Как организовывать вечер в семье. Май Отдых на природе. Куда выбросить мусор.
Сентябрь Здоровый ребёнок - ребёнок со здоровой психикой. Октябрь Времена года - одежда - здоровье ребёнка. Занятия на воздухе и отношение к ним родителей. Ноябрь Осознанный подход к питанию. Экология и питание. Декабрь Как улучшить показатели двигательной функции. Лыжи и семья. Январь Предупреждение инфекционных заболеваний. Февраль Телевизор и дети. Психические расстройства и TV. Март Вода и здоровье. Закаливание. Апрель Вечер в семье. «Строгие и грубые родители» - как это отражается на здоровье детей. Май Отдых на природе. Кого и кто должен воспитывать во время «пикника».
3 класс. Темы занятий
для учащихся
для родителей
Сентябрь Ты - третьеклассник. Можешь ли ты сам уже заботиться о своём здоровье? Октябрь Как воздух влияет на твоё здоровье. Закаливание. Ноябрь Пыль и здоровье. Зачем нужно проветривать класс? Декабрь Чистота в моём доме, на твоём рабочем столе. Чистота и здоровье. Январь Домашний и школьный ботанический сад. Февраль Домашний зоопарк. Март Почему нельзя пить воду сразу из - под крана. Апрель Здоровье и цветущие растения. Лекарственные растения. Май Сохраним природу - сохраним Родину.
Сентябрь Как помочь ребёнку адаптироваться в школе после лета. Гимнастика для глаз. Октябрь Экологическая проблема воздуха, которым мы дышим. Ноябрь Экология жилища. Здоровье и наша квартира. Декабрь Чистый дом. Пыль в доме и наше здоровье. Пыль и дети. Январь Цветы в нашем доме. Февраль Животные дома и их влияние на настроение и воспитание ребенка. Март Экологические проблемы воды в городе. Обеззараживание воды. Апрель Аллергия и цветущие растения. Как себя вести. Май Охрана природы - залог здоровья.
4 класс. Темы занятий
для учащихся
для родителей
Сентябрь Следишь ли ты за своей осанкой. Как сидеть красиво при большей нагрузке. А ходить? Октябрь Хорошее настроение и здоровье. Улыбка - залог успеха и здоровья. Ноябрь Цвет и настроение. Декабрь Народные праздники, их традиции и здоровье Январь Что готовили наши прабабушки. Февраль Аптека на подоконнике. Март Витамины рядом с нами (растения, корни растений, используемые в пищу). Апрель Почему нельзя ходить без зонта в дождь? Как загорать. Май Как подготовить себя к обучению в 5 классе.
Сентябрь Режим дня в условиях повышения нагрузки. Особенности возраста. Октябрь Как настроение родителей влияет на здоровье детей. Психологический климат в семье. Ноябрь Цветотерапия: одежда, цвет обоев и мебели, ковров. Декабрь Русские традиции и обычаи на зимних праздниках (Новый год, Рождество, Святки). Январь Блюда русской кухни - залог здоровья. Февраль Какие комнатные растения используются для лечения (обмен рецептами). Март Рецепты наших предков составлялись из того, что рядом росло. Апрель Дождь, загар, озоновый слой и наше здоровье. Май Ребенок идет в 5 класс. Психологическая подготовка детей и родителей к школе второй ступени.
Направление II «Общение»
Снижение культуры поведения и общения, культуры речи в стране, тенденции к распространению жаргона и противоречия во всех сферах общества, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений, рост эмоционального общения - все это свидетельствует о том, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей.
Способность общаться, или коммуникативные способности, психологи определяют как индивидуально-психологические особенности личности. Способность к общению включает в себя:
- желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»)
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»)
- умение организовать общение («Я умею»)
Целью деятельности классного руководителя является обучение детей умению общаться, взаимодействовать друг с другом, воспитывать терпимость по отношению к людям, помочь адаптироваться детям не только к жизни в школе, но и за ее пределами.
Задачи деятельности классного руководителя
в направлении «Общение».1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений, с принципами уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
2. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
4. Обучать пониманию того, что требуется уважать различия между людьми, что различия выступают как дополняющие друг друга элементы.
5. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении, разделения труда при выполнении заданий.
6. Приобщить к культуре мира.
7. Формировать культуру толерантных отношений.
Основные моменты деятельности классного руководителя
в направлении «Общение»:- Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе.
- На материале диагностики определение проблем в общении учащихся и организация коррекционной работы.
- Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений.
- Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения.
- Обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование умений общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции.
- Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.
- Изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом детском коллективе.
- Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.
Основные понятия направления «Общение».
Эмоции и чувства, рефлексия, эмпатия, сочувствие, сопереживание, умение управлять собой, лидерство, изолированность, одиночество, детский госпитализм.
Форма работы классного руководителя в направлении «Общение»:
- социометрия;
- интерактивные игры, тематические классные часы;
- тренинг общения детей и родителей;
- самопрезентации и самопредставление;
- праздники, конкурсы, ролевые игры.
Организация системы дел в классе
1 класс
Учитывая возрастные особенности первоклассников, имеет смысл в течение учебного года проводить коллективные мероприятия, которые помогут каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях, узнать что-то новое о ребятах, знакомых уже не первый год, может быть, найти новых друзей.
Поскольку для детей 7-10 лет очень важно признание и одобрение со стороны значимо взрослых людей, необходимо опираться на доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекать родителей к делам класса.
Цель воспитательного процесса в первом классе: помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а так же личность каждого одноклассника.
Задачи воспитательного процесса:
1. изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива;
2. воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим;
3. активно привлекать родителей к внеклассным мероприятиям;
4. помогать первоклассникам легче переносить адаптационный период.
Предлагаемые формы работы:
Сентябрь- диагностика учащихся; проведение игр на знакомство.
Октябрь- день бабушек. Утренник «Я с бабушкой своей дружу «давным-давно».
Ноябрь - классный 1 час «Моя семья».
Декабрь - праздничный концерт «Новогодняя карусель», конкурс на лучшую новогоднюю игрушку «Мастерская Деда Мороза».
Январь - классный час « Мы в театре и в кино». Поездка в цирк.
Февраль- конкурс «Сильные, смелые, ловкие, умелые»
Март - праздник для мам и девочек «Дорогие и любимые»
Апрель - «Трудом красив и славен человек»
Май - игра-марафон «Веселый поезд» - Коллективное творческое дело.
2 класс
Для младших школьников повышенное значение приобретают отношения со сверстниками. В это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно - воспитательных целях. Для психологического комфорта ребенку необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушать ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой коллективом.
Цель воспитательного процесса: формирование и развитие чувства сплоченности классного коллектива.
Задачи воспитательного процесса:
1) обучать учеников взаимодействию при решении проблем в коллективе;
2) обучать их разделению труда при выполнении заданий;
3) воспитывать у учащихся умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;
4) формировать традиции классного коллектива.
Предлагаемые формы работы:
Сентябрь - диагностика учащихся (социометрия, анкета «Классный коллектив глазами ученика»); классный час «Ты, да я, да мы с тобой»; составление декларации прав и обязанностей учеников II класса.
Октябрь - аукцион «Книга рекордов нашего класса».
Ноябрь - диспут «Легко ли быть настоящим другом?».
Февраль - праздник «Мама, папа, я - спортивная семья».
Март - конкурс «Мисс и мистер класса».
Апрель - классный час «О дружбе».
Май - КВН «Наш класс».
3 класс
«Вместе лучше»
Цель воспитательного процесса формирование толерантных отношений между детьми, имеющими какие-либо различия, (национальные, религиозные, половые) развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.
Задачи воспитательного процесса:
1) воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, которые вызваны национальными, религиозными, половыми различиями;
2) формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
3) воспитывать у учащихся любовь к Родине, желание знать и изучать
ее историю, традиции и обычаи.
Предлагаемые формы работы:
Сентябрь - диагностика учащихся (социометрия, методика незавершенных предложений); классный час «Культура мира. Человек среди людей».
Октябрь- знакомство с русской национальной культурой, фольклорной праздник « Русские посиделки».
Ноябрь- история национального костюма (познавательная экскурсия в краеведческий музей), осенние игры и состязания.
Декабрь - как встречают Новый год в разных странах (игра-путешествие), новогодний праздник «Святки».
Январь - классный час «Мы - команда одного корабля».
Февраль - праздник «Масленица».
Март - читательская конференция по сказкам народов мира.
Апрель - классный час «Стремись делать добро».
Май - праздник «Я, ты, он, она - вместе дружная семья».
4 класс
Учимся договариваться.
Для младших школьников необычайно важны признание и одобрение и со стороны значимых для них взрослых людей (родителей и учителей), но также важно для ученика, как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников нередко приводит к возникновению форм не толерантного поведения у некоторых учащихся, что ведет к увеличению конфликтных ситуаций в классе.
Поэтому целью воспитательного процесса в IV классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.
Задачи воспитательного процесса:
1) создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;
2) развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Наряду с этическими беседами, праздниками, походами, помогающими делать коллектив класса более дружным, необходимо проводить психологические тренинги, которые показывают учащимся реальные пути выхода из конфликта. Поэтому программа этого года предусматривает тесное сотрудничество со школьным психологом.
Предлагаемые формы работы
Сентябрь- диагностика (социометрия, методика «Наши отношения»); классный час «О правах и обязанностях ребенка» (знакомство с Конвенцией о правах ребенка и Уставом школы).
Октябрь психологическая игра «Необитаемый остров»
Ноябрь психологический тренинг «Научись управлять собой»
Декабрь пресс-конференция (с участием родителей) «Однажды в моем классе…»
Январь классный час «Шесть шагов разрешения конфликта»
Февраль встреча с инспектором отдела профилактики правонарушений
Март классный час «Учимся договариваться»
Апрель классный час «Улыбка и смех приятны для всех»
Май игровая программа «Час общения».
Направление III « Гражданин»
Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависит от гражданских качеств подрастающего поколения.
На современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится предметом государственной политики и обязательной неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы. Включает:
- знания о государстве
- демократии
- правах человека и ребенка
- об основных нормах морали
- культуре общения.
Цель гражданского образования - создание условий для первичной социализации личности, для вхождения ребенка в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и себе в нем.
Воспитание направлено на нравственное развитие младших школьников, формирование их духовной сферы и правовой культуры. Оно создает условия для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей, для приобретения ребенком опыта самопознания, для формирования навыков сотрудничества, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, для освоения правил культуры поведения в обществе.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.
- Просвещение и консультация в выборе кружков, клубов, секций, обществ.
- Предоставление учащимся право выбора формы участия в досуговой деятельности.
- Изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях.
- Предоставление родителям учащихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся.
- Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни классного коллектива и жизни школы.
Формы работы классного руководителя с классным коллективом:
- празднование памятных дат в жизни учащихся.
- празднование памятных дат календаря.
- посещение театров, музеев, выставок.
- театрализованные представления.
- фестивали, презентации.
- литературные балы, конкурсы талантов, марафоны.
- дискотеки, танцевальные вечера.
Целью деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин» является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи классного руководителя в направлении «Гражданин»:
- Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
- Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
- Формирование гуманистического мировоззрения, способности к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин»:
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Основные понятия направления «Гражданин»: право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы, совесть, справедливость.
Возрастные особенности начальных классов диктуют обращение к эмоциональной сфере детей.
Человек защищает только то, что любит: мать, свою семью, одноклассников, первую учительницу, родной город, национальную культуру.
Воспоминания детства зачастую определяют мировоззрение и жизненный путь человека. Поэтому воспитание любви ко всему окружающему нужно начинать как можно раньше.
В соответствии с этим в гражданском воспитании выделено несколько направлений:
1. «Пусть всегда будет мама» - воспитание любви к родителям, семейное воспитание как часть патриотического воспитания.
- «Моя семья. Фотографии в семейном альбоме». Час общения.
- «Труд моих родителей» - оформление фотоальбома.
- Семейные праздники: «Поле красно стогами, а изба пирогами», «Вся семья вместе так и душа на месте». «На что клад, если в семье лад».
- «Моя мадонна, кто она?» - дискуссия.
- Путешествие по морю профессий («Профессии моих родителей»).
2. «С чего начинается Родина?» - воспитание любви в дому, к родному селу, односельчанам, изучение истории.
- «Край, в котором мы живем» - конкурс.
- «Наше село вчера и сегодня» - беседа.
- «С чего начинается Родина?» - КТД.
- «О героях-земляках» - КТД.
- «Уважай старость» - беседа.
3. «Природа шепчет мне с любовью свои заветные слова» - воспитание любви к родной природе, экологическое воспитание в ходе экскурсий, на уроках и внеклассных мероприятиях.
- «По тропинке в лес иду…» - экскурсия по экологической тропе.
- «Эта хрупкая планета» - устный журнал.
- «О чем рассказала рябинка» - КТД.
- «Осенний калейдоскоп» - игровая программа.
- «В гостях у Скруджа» - внеклассное занятие по экономике.
- Оформление альбома «Растения и животные нашего края»
- Заочное путешествие по Каме.
- «Сюрпризы лесной полянки» - игра-путешествие.
- Поход по окрестностям села.
4. «Школьные годы чудесные» - воспитание любви к родной школе, к учителю, к товарищам.
- «Чье имя носит наша школа».
- «Ежели вы вежливы».
- «Мое имя»
- «Дружим с добрыми словами»
- «В дружбе - сила»
- «Презентация класса»
- «Звездный час»
- «Умники и умницы»
- «Будь счастливым в делах и поступках»
- «Алло, мы ищем таланты» - конкурс.
5. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» - воспитание интереса к истории России.
- «Посиделки»
- «Пословица - всем углам помощница»
- «Откуда есть земля русская»
- «Они защищали Родину»
6. «Там русский дух, там Русью пахнет» - знакомство с фольклором, обрядами, народными промыслами.
- «Кто идет вперед, того страх не берет»- встреча с былиной, читательская конференция.
- «Осенины» - игровая программа.
- «Встречаем с любовью птичьи стаи» - КТД.
- «Велика русская земля, а всюду солнышко» - беседа о народных промыслах.
- «Посеешь привычку - пожнешь характер» - диспут.
7. «Гражданином быть обязан» - воспитание гражданского самосознания.
- «Урок гражданина» - беседа.
- «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» - классный час.
- «Школьные правила, надо ли их выполнять?» - классный час.
- «Конституция страны - основной закон»
- «Самостоятельность, как проявление взросления».
- «Правила дорожные знать каждому положено».
- «Поговорим об этикете» - классный час.
9. «Живем мы по соседству» - воспитание уважительного отношения к народам других стран, знакомство со странами, соседями России.
- « Мир вокруг нас» - заочное путешествие по городам и странам.
- «Живем мы по соседству» - устный журнал.
- «Путешествие по другим странам».
- «Мы идем в гости» - классный час.
- «По страницам газет и журналов» - коллективное творческое дело.
Оценка эффективности реализации проекта воспитательной работы
Реализация намеченных мероприятий по программе повысит уровень развития нравственных представлений учащихся, окажет положительное влияние на личностное развитие школьников (повышается их позитивная активность, развивается их эмоциональная сфера, повышается стремление к сотрудничеству, взаимодействию, взаимопомощи), на их продвижение в первичной социализации.
При этом сохраняется индивидуальность ребенка, физическое и психическое здоровье, формируется умение взаимодействия с окружающими.