kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Концепция воспитательной системы класса "Путь к успеху"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концепция воспитательной системы школы построена как открытая система для реально действующих и потенциально возможных участников реализации Закона РФ «Об образовании». Исходя из неоднородности контингента учащихся, главный акцент в своей деятельности школа делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учебно-воспитательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик (по своим возможностям) был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе комфортно. Таким образом, цель школы – создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни. Цель воспитательной системы школы «Путь к успеху» – создание условий для формирования успешной, творческой, интеллигентной, духовной, гуманной, конкурентоспособной личности, готовой к жизненному самоопределению и саморазвитию.

Просмотр содержимого документа
«Концепция воспитательной системы класса "Путь к успеху" »


ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ






Автор:

Классный руководитель

Агаркова Т.В.

















2014-2015 год


Пояснительная записка.


Начало XXI века для России характерно тем, что наше общество выбрало направление своего развития по пути демократизации, гуманизации. С трудом, но начался процесс гуманизации системы образования. Этому способствуют законодательные акты, нормативные документы в сфере образования, концепции развития воспитания. По России немало образовательных систем успели продвинуться в этом направлении достаточно глубоко.

  В то же время демократизация общества происходит в сложнейшей общественно-политической, социально-экономической ситуации. Затянувшийся процесс преодоления проблем неизбежен при таком переходе общества, и он наложил свой отпечаток на духовно-нравственные процессы. На сознание и образ жизни юных воспитанников влияет наступающий на всех рынок. Жизнь разделила наше общество на богатых, бедных и нищих.

  В сложившейся ситуации дети, подростки, молодежь недостаточно защищены государством и, наконец, семьей, они теряются в нашем обществе, грубеют, черствеют и приобретают негативные качества. Исчезли четкие социальные факторы, нравственные идеалы, примеры, достойные подражания. Пока оторваны от реальной жизни попытки реанимировать детские и молодежные организации.

  В такой обстановке первое, что может дать воспитанникам школа, то это научить осознать свои возможности, поверить в себя, сформирование «образа успешного человека» как элемента культуры.

С учетом того, что успешность – контекст культуры школы, норма полноценной жизни ребенка, где школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира, моделью мира успеха или неуспеха, и построена воспитательная система школы.




РАЗДЕЛ I .

Актуальность воспитательной системы.


Никакой человек в мире не родится готовым,

то есть вполне сформировавшимся, но всякая его жизнь

есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие,

беспрерывное формирование.

В.Г. Белинский


Проблема формирования жизненно успешной личности приобрела в последнее время в нашей стране особую актуальность и остроту.

Переход к новой системе социально-экономических отношений вызвал кризисные, сопровождающиеся стрессами изменения в условиях жизни людей, в их ценностных ориентациях и в целом привел к ухудшению социального здоровья общества. Эти изменения оказали негативное влияние, прежде всего, на молодое поколение и привели к трудностям в процессе социализации, которые проявляются в виде личной неуспешности, отсутствии способности к профессиональной ориентации, невыраженной ответственности перед самим собой, своей семьей.

     Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Формирование личности, девизом которой станет “быть”, как по-настоящему успешной, направленной на самопознание, самоактуализацию, самосовершенствование и самореализацию - вот задача, которая стоит сегодня перед нашим обществом и школой как его основным институтом. Ведь именно за такими личностями будущее.

Однако само понятие жизненной успешности является весьма неоднозначным. С.И.Ожегов трактует успех как удачу в достижении чего-нибудь и общественное признание. В “Кратком толковом словаре русского языка” успех рассматривается как положительный результат какого-либо дела, достижения в чем-нибудь и признание успешный - такой, который дает положительные результаты, заканчивается успехом.

Существуют и другие определения, но ни одно из них не дает полного и однозначного ответа на те вопросы, которые из века в век задает себе человечество: в чем же именно заключается жизненный успех и какого человека можно назвать успешным? Что предпочтительней: многомиллионное состояние или душевное спокойствие? Какую роль в собственной успешности играет человек? Или успех - это дело случая, удачи, Фортуны? Что помогает достичь успеха? Какие качества человека помогают ему двигаться вверх по социальной лестнице? Какие законы определяют это движение? И, самое главное, зачем человеку нужно быть успешным?

Категории успеха и жизненной успешности человека являются предметом исследования психологии (А.Маслоу, Д.МакКелланд, Дж.Аткинсон), социологии (П.Сорокин, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, К.Девис, У.Мур, М.Вебер, У.Уорнер), педагогики (Дж.Дьюи, А.С.Белкин), социальной работы (М.Ричмонд) и социальной педагогики (М.А.Галагусова, А.В.Мудрик), литературы (Ф.М.Достоевский, П.Коэльо) и конечно же философии (Ф.Ницше, Ч.Пирс, В.Джемс, С.Хук, Ф.Шиллер, Э.Фромм).

С социально-психологической точки зрения успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих и результатами деятельности личности. С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась, либо совпал с ожиданиями, либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, новые более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

А как же дело обстоит на самом деле? Анализ ценностных ориентаций и уровня удовлетворенности учащихся и педагогов школьной жизнью выявил противоречия:

  • между желанием каждого быть успешным и неопределенными представлениями о сфере своей успешности, неполным осознанием путей достижения цели;

  • между потребностью личности в общественном признании и наличием в школе непризнанных, незаметных учащихся;

  • между необходимостью обеспечить личный успех каждому учащемуся школы и несовершенством имеющихся средств;

  • между потребностью учащихся в индивидуальной траектории образования и единым содержанием образования.

  • между высокой информатизацией образовательной среды и недостаточной подготовленностью педагогических кадров в конкретных условиях.

Данные противоречия послужили поводом для пересмотра всей системы воспитательной работы в школе путем:

  • планирования воспитательной системы, ориентированной на успех;

  • повышения квалификации педагогов через систему курсов и практических семинаров;

  • освоения учителями личностно ориентированных подходов в образовании;

  • разработки и внедрения методов и способов создания ситуаций успеха; реализации рейтинговой системы оценки и самооценки учащихся;

  • расширения системы дополнительных образовательных услуг путем использования имеющихся кадровых и материальных ресурсов.

Выделенные направления работы, проблемы, сопровождающие их реализацию и пути преодоления проблем, в целом определяют перспективы работы и стратегию развития школы в будущем.




























РАЗДЕЛ II.

Концепция воспитательной системы

«Путь к успеху».

Концепция воспитательной системы школы построена как открытая система для реально действующих и потенциально возможных участников реализации Закона РФ «Об образовании». Исходя из неоднородности контингента учащихся, главный акцент в своей деятельности школа делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Учебно-воспитательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик (по своим возможностям) был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе комфортно.

Таким образом, цель школы – создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни.

Цель воспитательной системы школы «Путь к успеху» – создание условий для формирования успешной, творческой, интеллигентной, духовной, гуманной, конкурентоспособной личности, готовой к жизненному самоопределению и саморазвитию.

Опыт и школьные традиции – с одной стороны и социальные запросы – с другой обусловили выбор педагогическим коллективом школы основного направления развития – создания условий в рамках школы, помогающих актуальной и потенциальной успешности ученика в процессе личностной самореализации, личностно профессиональной успешности учителя и успешности школы как социального института.

Мы стремимся к созданию такой среды в школе и за ее пределами, которая позволит обеспечить успешность каждого ребенка в процессе самореализации в системе социальных отношений.

В определении перспектив развития воспитательной системы нашей школы мы исходим из того, что развитие не должно заменять функционирование, которое позволяет нам добиваться достаточно стабильных результатов благодаря устоявшимся условиям нашей работы: кадровому составу, удовлетворительному состоянию программно-методического и материального обеспечения. Развитие воспитательной системы школы, на наш взгляд, должно не ломать то, что устоялось, а органически входить в систему наших ценностей, традиций и всего того, что составляет «дух школы».

Чтобы данная цель воплотилась в жизнь, необходимо решить ряд задач:

•  создавать условия для самореализации и самовыражения учащихся и педагогов,

•  формировать «образа успешного человека» как элемента школьной культуры,

•  интегрировать учебную деятельность, воспитательную работу, дополнительное образование внутри школы и за ее пределами,

•  содействовать мотивации у учащихся к участию в делах школы,

•  содействовать развитию инициативы и творческой активности школьников и педагогов школы,

•  развивать ключевые компетенции личности (учебные, исследовательские, социально-личностные, коммуникативные, сотрудничества, организаторской деятельности, личностно-адаптивные).


Основные идеи концепции воспитательной системы школы


Основными идеями, которые позволяют раскрыть сущность основного направления развития школы, являются:

1. Идея актуальной и потенциальной успешности личности ученика в процессе самореализации.

2. Идея педагогической поддержки личности ученика в процессе самореализации и на пути к успеху.

3. Идея вариативности развития и самореализации личности в процессе достижения успеха.

4. Идея стимулирования стремления личности учителя и ученика к успеху.

5. Идея целостности и взаимосвязи личностной и профессиональной успешности учителя.

6. Идея развития школы как открытой, саморазвивающейся системы, взаимодействующей с социальными объектами города.

7. Идея успешности школы как социального института.

8. Идея человека как биологического, психологического, социального, природно-этнокультурного, космического существа.

В исследованиях ученых понятия «успех», «успешность» раскрываются как общественное признание, хорошие результаты в учебе, работе, удача в достижении чего-либо.

В нашем понимании успех – это не просто хорошая оценка результатов деятельности, успех – это состояние человека, его качественная характеристика, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Такие ощущения возникают у человека при достижении полного физического, душевного и социального благополучия. Успешным человек может стать в условиях только той среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно ориентированные подходы в образовании, использует технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся. Успех личности рассматривается нами как рост личности по сравнению с собой в прошлом.

Определить путь личности к успеху возможно на основе изучения, раскрытия ее склонностей, дарований путем предоставления широкого спектра образовательных услуг и применения различных технологий стимулирования успешности.

Основным понятием концепции воспитательной системы школы является категория «успех», которая получает отражение в триедином результате:

Каждый из трех аспектов успешности имеет свои отличительные признаки:

  • актуальная и потенциальная успешность личности ученика в процессе самореализации понимается нами как проявление школьником своих индивидуальных возможностей и способностей, достижение им определенных личностно и социально значимых результатов в процессе самореализации, определение и осмысление им перспективных личностных жизненных планов;

  • личностно-профессиональная успешность учителя рассматривается нами как: достижение учителем состояния личностной и профессиональной идентичности, сопряженной с компетентностью и удовлетворенностью профессиональной деятельностью, направленностью на творческую самореализацию;

  • успешность школы понимается нами как: востребованность и конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, мобильность в реализации направлений образовательной и воспитательной практики, интегрированность в систему социальных отношений города.

Говоря о личностной самореализации участников образовательного процесса, мы подразумеваем в первую очередь учащихся и педагогов, так как родители задействованы в педагогическом процессе косвенно.

Самореализация учащихся – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка и их осуществление в процессе включения в различные виды деятельности в рамках школы. Выявление, реализация и развитие всех детских инициатив – это условие продуктивной работы как самого ребенка, так и педагогического коллектива.

Самореализация педагога – это становление профессиональной компетентности педагога в процессе педагогической деятельности, это удовлетворенность результатами своего труда; это стремление к творчеству и самосовершенствованию. Самореализация педагога становится возможной только в условиях компетентного, свободного, открытого педагогического сообщества.


Организация воспитательного процесса


Воспитательная система «Путь к успеху»

включает в себя три взаимозависимых и

взаимосвязанных блока.

Вся воспитательная деятельность в школе осуществляется по ряду важнейших направлений, которые отражены в соответствующих номинациях:


Направления работы

Номинация

Проекты

Интеллектуальное

«Золотой фонд школы»

«Знание – сила!»

Творческое

«Талант года»

«Звездопад успеха»

Спортивно-оздоровительное

«Чемпион года»

«Спорт нам поможет силы умножить»

Экологическое

«Защитник природы»

«Мир, в котором мы живем»

Патриотическое

«Юный патриот»

«Наш дом - Россия»

Духовно - нравственное

«Доброе сердце»

«Доброта спасет мир»

Безопасность жизнедеятельности

«Знаток ОБЖ»

«Азбука безопасности»


Механизмы реализации воспитательной программы заключаются в следующем: каждый ученик может принять участие в любой номинации, в рамках которой предлагается ряд мероприятий в определенной сфере деятельности, где ребенок может себя проявить и реализовать. Таким образом, у большинства учащихся есть возможность на то, чтобы стать успешным, чтобы его заметили.
































Цели:

  • стимулировать интерес учащихся к знаниям, сформулировать у учащихся правильную мотивацию к учебе

  • стимулировать интерес учащихся к исследовательской, научной работе, участие в предметных олимпиадах

  • отметить имеющиеся достижения учащихся в учебе, успехи одаренных детей

  • Организация познавательных конкурсов, предметных недель, праздников знаний, выпуск школьной газеты, устных журналов.


Участники:

  • номинантами автоматически становятся «хорошисты» и «отличники» прошлого учебного года

  • дети, которые могут не быть отличниками, но иметь выдающиеся способности и проявить их в какой-то области науки.


Принять участие в номинации «Золотой фонд школы» учащиеся могут:

  • самостоятельно

  • выдвижением классного руководителя

  • решением органов самоуправления класса.


Из числа номинантов составляется экран соревнований за звание «Будущий отличник».


Пути осуществления проекта:


I этап. Открытие нового знания (ценности)

  • Анкетирование «Я - ученик», «Каков я в школе?»

  • Диагностика мотивации обученности.

  • Классный час «Знание - сила?!»

  • Выставка справочной и энциклопедической литературы «Все обо всем».

  • Презентация номинации (сентябрь, школьная линейка)

  • заявки на участие: до 1 октября.



II этап. Расширение нового знания (ценности)

  • Экскурсионная работа:

Школьная библиотека

Городская библиотека.

Городской музей.

  • Эссе, отзывы, фоторепортажи.

  • Творческие встречи с интересными людьми «Интересное рядом» (научные работники, творческие деятели и т. д.).

III этап. Погружение в новое знание (ценность)

  • Кружковая работа:

«Что несет человеку цивилизация?»

«Быть полезным людям».

  • Научно-практическая конференция (проектная деятельность).

  • Предметные олимпиады.

  • День науки (март).

IV этап. Принятие нового знания (ценности)

  • Родительское собрание «Легко ли нам учиться?»

  • Выставка детских творческих работ, фоторепортаж.

  • Диагностика интеллектуального развития детей и социальной адаптации (анкеты, тесты, опросы, рисунки).


Подведение итогов

Виды участия:

  • участие в предметных кружках

  • участие в предметных неделях

  • участие в предметных олимпиадах в школе, городе

  • участие в Дне науки (март)

  • участие в конкурсе исследовательских работ (проекты)


В конце года определяются победители. На последней школьной линейке проходит парад хорошистов, отличников, победителей научных конференций и олимпиад - «золотого фонда школы».

Критерии успешности:

  1. оценки 4 и 5 за все четверти по всем предметам

    • итог достижения: лучший результат по четвертным и годовым оценкам

    • победители определяются каждую четверть

    • внутричетвертное движение: реклама, объявления в виде интервью, прогнозов, опросов, справок.


  1. уровень научного достижения

  • школа – 1балл

  • город – 3 балла

  • край – 5 баллов


  1. уровень достижения в предметных олимпиадах

  • участие – 1балл

  • «десятка» - 2балла

  • «пятерка лучших» -3балла

  • 4место – 4балла

  • 3место – 5баллов

  • 2место – 10 баллов

  • 1 место – 15 баллов

Оформление:

Стенд с названием «Наша гордость» с фамилиями и фотографиями победителей номинации.

Награждение:

  • Звезда победителя ( за четверть)

  • парад победителей на последней линейке

  • особая грамота победителя


Ответственными за организацию подведения промежуточных и окончательных итогов являются классные руководители, председатели методических объединений, классные руководители, организаторы.


Конечный результат:

Учащиеся имеют представление о ценности знания, о единстве знания и морали, что любое знание должно быть направлено на благо человека. Формируется образ успешного ученика.









Предназначен для людей, обладающих яркими творческими способностями и успешными в какой-то отдельной сфере деятельности. В качестве номинантов могут быть: музыканты, танцоры, актеры, поэты…


Цели и задачи:

  • стимулировать интерес учащихся к занятиям творчеством

  • Развивать в детях чувство красоты, умение видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь её.

  • Средствами предметов художественно-эстетического цикла формировать нравственную, духовно-развитую личность, способную к самосовершенствованию, поиску смысла жизни, стремящуюся к правде, добру, красоте.

  • отметить успехи учащихся школы в сфере творчества, создать ситуацию успеха для талантливых личностей

  • создать условия для развития у учащихся творческих способностей.

Участники:

  • учащиеся школы,

  • творческие коллективы.


Пути осуществления проекта:

  • Уроки и кружки художественно-эстетического цикла:

Театральная студия.

Сценическое искусство.

Школьный хор и вокальный ансамбль.

Хореографическая группа.

Изостудия.

  • Библиотечные часы.

  • Детские выставки творческих работ.

  • Посещение театров, музеев, выставок.

  • Участие в конкурсах, смотрах.


Концертная деятельность:

  • «День знаний»

  • «День учителя».

  • «Новогодняя сказка».

  • «Тебе, родная мамочка».

  • Отчетный концерт «Листая школьный календарь».


Благотворительная деятельность «Эстафета добра»:

  • Акция «Ветеран». Концерт «Споемте, друзья!»

  • Акция «Вам, защитники Отечества!». Концерт «Солдатские звезды».


Примерный график мероприятий:

    • презентация номинации, заявки на участие - сентябрь

    • конкурсные программы, праздники – октябрь-март

    • подведение итогов, работа независимого жюри (педагоги-специалисты в различных областях творчества) – март

    • фестиваль искусств, где номинанты представляют конечный продукт своей деятельности.

    • награждение, определение номинантов на вручение премии – конец марта.

Подведение итогов

Итоги могут подводиться путем складывания всех результатов, а так же голосованием экспертов.

  Органы самоуправления подключаются к оформлению организации проекта. Из их числа выбираются сопровождающие по каждой номинации, которые в течение года отслеживают заявившихся номинантов. Проект так же сопровождают информационные стенды по каждой номинации, которые отражают ход событий.

Критерии успешности:

    1. уровень творческого конкурса

  • школьный- грамота,

  • городской- почетная грамота,

  • краевой – диплом.

  1. уровень достижения (участие 3,2,1место);

  2. качество и оригинальное изготовление своего шедевра.

Конечный результат:

  1. Ученик умеет видеть, беречь и созидать красоту.

  2. Знаком с основными жанрами искусства.

  3. Владеет одним или несколькими жанрами искусства, в том числе и народного.

  4. Умеет сопереживать происходящее.

  5. Добивается успеха в более близкой ему области.






Одно из важных направлений воспитательной работы МОУ "Начальная школа - детский сад" спортивно-оздоровительная работа. Для стимулирования участия школьников в данной сфере деятельности в рамках проекта «Путь успеха»» учреждена номинация « Чемпион года».


Цели и задачи:

  1. Формировать у детей ценностное отношение к здоровому образу жизни, культуры сохранения и совершенствования здоровья

  2. Популяризировать занятия физической культурой и спортом

  3. Создать ситуацию успеха для спортсменов школы

  4. Стимулировать интерес учащихся к занятиям физкультурой и спортом


Пути осуществления проекта:

  • Уроки и кружки по физической культуре.

  • Спортивные соревнования:

Кросс.

Шахматно-шашечных турнир.

Соревнования по футболу.

Соревнования по баскетболу.

  • Спортивные праздники:

«Веселые старты».

«А, ну-ка, мальчики!»

«Зимние забавы».

«Рыцарские турниры».

  • Туризм


Примерный график мероприятий:

  • презентация номинации: спортивный праздник (середина сентября)

  • заявки на участие в номинации (до 1 октября)

  • первенства по отдельным видам спорта ежемесячно: футбол, волейбол, баскетбол, шашки, шахматы и т.д.(октябрь- март)

  • подведение итогов соревнований, выборы независимого жюри: 5 человек - 3 учителей, 2 представителя общественности (начало апреля)

  • спортивный праздник, награждение, бал чемпионов, прием олимпийцев директором школы (середина апреля)




Подведение итогов .

Номинироваться могут учебные классы, спортивные команды, спортсмены индивидуально. После того как группы, спортсмены и классы подадут заявки на участие в спортивной номинации, составляется экран соревнований.


Критерии успешности:

  1. уровень спортивного состязания:

школа -1 бал,

город – 3 балла,

край - 5 баллов,

Россия – 15 баллов

  1. уровень достижения:

участие -1 балл,

десятка – 2 балла,

пятерка лучших – 3 балла,

4 место – 4 балла,

3 место – 5 баллов,

2 место – 10 баллов,

1 место – 15 баллов.


Итоги могут подводиться путем складывания всех результатов участников команды, учащихся класса.


Конечный результат:

  1. Учащиеся умеют владеть своим телом, выполнят программу по физической культуре.

  2. Знакомы с историей олимпийского движения, видами спорта.

  3. Владеют элементами одного или несколькими видами спортивных игр

  4. Умеют вести в спортивной игре честную борьбу, сопереживать происходящее.

  5. Добиваются спортивных успехов.










Цель:

  • Повышение уровня информированности детей об экологических факторах и их влиянии на здоровье.

  • Усвоение ребятами норм экологически правильного поведения в повседневной жизни.

  • Охрана зелёных насаждений.

  • Забота о птицах, рыбах, овладение навыками первой помощи при укусах пчёл, ос, змей.


Пути осуществления проекта:

Акции:

        • «Посади дерево»

        • «Марш парков»

  • «Защитим первоцветы»

  • «Зеленая стрела» (озеленение класса);

Экскурсии:

  • В лес

  • По городам КМВ

  • В городской парк

Прогулки:

  • О небе

  • Вальс осенних листьев

  • Городские птицы

  • Сезонные явления

  • Волшебница - осень

  • Почему сосульки плачут

Выставки:

  • поделок из природного материала «Лесная фантазия»;

  • домашних животных «Зверье моё».

Конкурсы и викторины:

  • конкурсы плакатов «Берегите лес», «Цена капли воды» и т.д.;

  • Конкурс поделок из природного материала «Удивительные превращения».

  • Викторина «Птицы – наши друзья».

  • Конкурс на изготовление лучшей кормушки для птиц.

  • Викторина «По следам Робинзона» (научные открытия в природе).


Игры:

  • «У природы нет плохой погоды» (по народным приметам)

  • «В гостях у Мойдодыра».

Беседы и классные часы:

  • «Мы в ответе за тех, кого приручаем» (о домашних животных).

  • «Путешествие в Микробию».

Праздники:

  • Синичкин День (14 ноября)

  • Международный день птиц (1 апреля)

  • День земли


Примерный график мероприятий :

  • презентация номинации (сентябрь)

  • организация мероприятий в течении года в соответствии с планом уч.воспитательной работы

  • организация мероприятий в классах

  • участие в конкурсах, проектах экологической направленности

  • подведение итогов


Подведение итогов.

Итоги подводятся путем складывания всех результатов, а так же голосованием экспертов и награждением на итоговых линейках почетными грамотами.

  Критерии оценки:

  • активное участие в коллективной познавательной деятельности.

  • знание основных экологических проблем города, форм и методов охраны окружающей среды.

  • степень участия в конкурсах, проектах

  • креативность при выборе формы и способа реализации своей идеи

Итоговым мероприятием является экологические ринги «Знай, люби, береги».

Главным критерием успешности являются реальные дела по изучению и охране природы.

Конечный результат:

Школьник имеет представление об экологии. Проявляет заботу о птицах, рыбах, животных. Владеет навыками первой помощи при укусах пчёл, ос, змей.





Цели и задачи:

  1. Формировать ценностное отношение к Родине. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к защитникам Отечества.

  2. Знакомить детей с русской традиционной культурой.

  3. Привлекать к изучению мировой художественной культуры, уважению к истории и культуре других народов.

  4. Формировать активную жизненную позицию.


Пути осуществления проекта:

I этап. Открытие нового знания (ценности)

  1. Анкетирование «Мы - россияне».

  2. Классный час «Мой город».

  3. Благотворительная акция «Ветеран».

  4. Классный час (открытие нового знания - ценность Родины) «Судьба России - наша судьба».

II этап. Расширение нового знания (ценности)

  1. Экскурсионная работа:

Краеведческий музей

Экскурсии по городам КМВ

  1. Эссе, отзывы.

  2. Выставка детских рисунков, фоторепортажи.

III этап. Погружение в новое знание (ценность)

  1. Мероприятия:

«Что знаю я о городе своем»

«Письмо ветерану»

«Город будущего».

  1. Благотворительные акции:

«Любить свой город - значит быть ему полезным».

«Вам, защитники Отечества».

«Вахта памяти».

  1. Музыкально-литературный журнал «Память».

  2. Выставка детских творческих работ «Мой город».

IV этап. Принятие нового знания (ценности)

  1. Благотворительная акция «Спешите делать добро!»

  2. Родительское собрание «Наш дом - Россия» (подведение итогов работы по различным номинациям).

  3. Выставка детских работ, фоторепортажи:


Примерный график мероприятий :

  • презентация номинации (сентябрь)

  • организация мероприятий в течении года в соответствии с планом уч.воспитательной работы

  • организация мероприятий в классах

  • участие в городских конкурсах, проектах

  • личная инициатива в проведении какого-либо мероприятия

  • подведение итогов по номинации, работа жюри (соц. вопросы, кол-во грамот, дипломов)


Подведение итогов.

Итоги могут подводиться путем складывания всех результатов, а так же голосованием экспертов. Награждение дипломами лучших в номинации происходит на итоговых линейках.


  Критерии оценки:

  • степень участия в конкурсах, проектах

  • креативность при выборе формы и способа реализации своей идеи


Конечный результат:


  1. Учащиеся знакомы с историей и культурой своей страны.

  2. Любят и хранят национальную культуру.

  3. Любят дом, семью, Отечество.




















Цели и задачи:

  1. Формировать ценностное отношение к традиционным семейным отношениям, маме как хранительнице семейного очага.

  2. Воспитывать любовь к дому, родителям, близким.

  3. Заставить задуматься о том, что лишь семья может воспитать в детях существенные стороны культуры.

  4. Воспитание таких нравственных качеств как доброта, сопереживание, взаимопомощь.


Пути осуществления проекта:

I этап. Открытие нового знания (ценности)

  1. Анкетирование «Я и мой класс», «Моя семья».

  2. Час общения «Моя семья».

  3. Классный час «Берегите людей!»

  4. Благотворительные акции:

  1. «День пожилого человека».

  2. «Ветеран живет рядом»

  3. «Подари лучики добра ветеранам педагогического труда»

«Посади дерево»

  1. «Помоги ребенку» (оказание помощи детям из детского дома)

  1. Час общения (открытие нового знания - ценность семьи)

«Семь наших «Я».


II этап. Расширение нового знания (ценности)

  1. Экскурсионная работа «Как кувыктяне работают»

  2. Выставка детского рисунка (по впечатлениям).


III этап. Погружение в новое знание (ценность)

  1. Семейные праздники:

«День рожденья - праздник детства».

«Семейные посиделки».

«Бабушкины сказки».

  1. Календарные праздники:

«День семьи».

«8 Марта – женский день»

«День Матери».

  1. Викторины, КВН:

«Книжкин дом».

«Вежливая улица».

«Азбука вежливости».

  1. «Моя родословная» (проектная деятельность).

  2. Выставка детских творческих работ.


IV этап. Принятие нового знания (ценности)

  1. Благотворительная акция «Спешите делать добро!»

  2. Смотр-конкурс «Панорама добрых дел».

  3. Родительское собрание «Быть среди людей» (подведение итогов работы по различным номинациям).

  4. Выставка детских работ, фоторепортаж «Панорама добрых дел» (за учебный год).

  5. Диагностика (анкеты, тесты, опросы, рисунки).


Главным критерием успешности являются реальные дела милосердия. Т.к. добрые дела нельзя ничем измерить, то награды удостаиваются все номинанты путем занесения их в Школьную книгу почета «Летопись добрых дел».


Конечный результат:


Школьник имеет особое ценностное отношение к семье, отцу, матери. Имеет представление о семейных традициях, об особенностях семейных отношений.



















Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, опасную для жизни, сумели подавить в себе страх, и будем действовать так, как того требуют обстоятельства. Знание определенных правил помогает нам и том случае, если ситуация не знакомая, так как в своей памяти мы всегда отыщем аналогичную ситуацию, проанализировав ее, сможем определить верные способы своего поведения.


Цель проекта: Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья. Обеспечение личной безопасности младшего школьника.


Пути осуществления проекта:


Летняя школа безопасности:

  • Беседы с соц.педагогом

  • Лекции с инспекторами ГИБДД, специалистами городской пожарной части, персоналом городской поликлиники.

  • Агитбригады по безопасности жизнедеятельности.

  • Экскурсии в пожарную часть.


Акции:

  • «Письмо водителю»

  • «Внимание, дети!»


Экскурсии:

  • «Путь домой»

  • По школе

  • В краеведческий музей

  • «Безопасное поведение на дороге»

  • В пожарную часть


Беседы и классные часы:

  • Как вести себя дома одному

  • Правила безопасности на дороге

  • Правила безопасности в другой стране

  • Какие опасности могут ожидать на улиц

  • В дверь звонит незнакомец

  • Инструкции по безопасности жизнедеятельности на уроках.

  • Огонь – друг, огонь – враг


Конкурсы:

  • Рисунков и плакатов

  • Агитбригад

  • Стихов

  • Инсценировок

  • ЮИД

  • Листовок

  • «Безопасное колесо»


Критерий успешности:

  • активное участие в делах класса, школы.

  • Реальные дела по профилактике безопасного поведения


Конечный результат:

  1. Освоение знаний о здоровом образе жизни;

  2. Знание Правил безопасного поведения на улицах и дорогах, правил дорожного движения;

  3. Ориентация в причинах возникновения пожара. Знание мер пожарной безопасности, правил поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.

  4. Знание опасных ситуаций и правил поведения на воде.

  5. Знание опасных ситуаций и мер предосторожности в местах большого скопления людей, мер предосторожности при угрозе совершения террористического акта.

  6. Умение правильно выстроить свое поведение при похищении или захвате в качестве заложника.








В процессе воспитательной деятельности используются следующие технологии:



Технология групповой проблемной работы используется, например, при выработке законов школьной жизни.

Этапы реализации технологии групповой проблемной работы:

1. Создание проблемной ситуации

На основе проведенного анкетирования зачитываются мнения школьников о жизни в школе, о том, как можно сделать ее лучше, выдвигается проблема, то есть противоречие между имеющимся и желаемым.

2. Постановка задачи при помощи наводящих вопросов; предлагаются идеи выработки законов школьной жизни

3. Формулировка законов

Педагог предлагает в безальтернативной форме порядок разработки законов школьной жизни: «Пусть сначала каждый решит и напишет, какие три главных закона будут в нашей школе, чтобы от их выполнения всем было лучше, а потом мы объединим эти законы».

4. От индивидуального продукта – к групповому

После написания индивидуальных списков законов продолжается работа в парах, когда из шести индивидуальных правил предлагается сделать список из трех законов. Затем все повторяется, но теперь из шести парных правил создается перечень трех законов и т.д.

5. Продукт проблемной работы

В итоге появляется список законов, предложенных группами. Если их слишком много, подключается метод мягкого ранжирования. Подсчет голосов (каждый выбор группы – 1 голос) позволяет привести кодекс в удобный вид. Этот список ярко оформляется и предъявляется для внедрения в школьную жизнь.

Технология коллективных творческих дел, как обычно, имеет шесть этапов: совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ и решение о последствии.

После принятия решения о проведении коллективного дела, например традиционного «Дня именинника», классный коллектив делится на группы, которые вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов (совет дела). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, дает задания группам по подготовке, помогает группам и координирует их усилия. Проведение КТД опирается на активность групп, подключая для активизации школьников соревновательность, игру и импровизацию. После окончания дела проводится совместный анализ дел, организованный так, чтобы все участники дела могли выразить свое отношение, мнения, чувства по поводу прошедшего события.

Технология информационного зеркала подразумевает осуществление действий учащихся через информацию, поданную в графическо-настенной форме. Большую роль в реализации данной технологии играет министерство печати, освещающее события жизни школы и города. Желаемый результат «информационного зеркала» – опыт активного отношения к публичной графической информации, сопровождаемый различными эффектами: формированием, изменением тех или иных позиций ребят; динамикой отношений ребят в связи с задаваемым «информационным зеркалом» содержанием.

Координационный совет школы имеет свое «информационное зеркало» – газету «Непоседы». Существующая в ней помимо прочих рубрика «Триумф» всегда посвящена триумфатору недели. Там же оглашаются результаты победителей конкурсов по номинациям в классах.

Педагогическую поддержку программы «Путь к успеху» осуществляют социальная служба школы, медицинская служба, психологическая служба, классные руководители, воспитатели ГПД, руководители кружков, которые выполняют диагностическую, прогностическую, корректирующую функции на пути становления успешной личности на основе личного портфолио ученика.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной, проектной и др.


Портфолио учащихся основано на 4 принципах:


У всех учащихся школы есть личное портфолио , где они ежемесячно отмечают свои достижения. Так как успех понимается нами как рост личности по сравнению с собой в прошлом, то позитивное продвижение личности за определенный период – это и есть его успех.





Таблица 1

Структура портфолио ученика








































Учащийся: добавляет информацию в свое портфолио, не имея возможности изменять или удалять ранее сделанные записи, формирует отчет об информации, внесенной в портфолио в течение любого периода времени. Пополнение портфолио происходит раз в месяц на классном часе.

Классный руководитель: не реже 1 раза в месяц просматривает все дополнения, внесенные учащимися класса в базу данных, исправляет ошибки, удаляет ошибочно созданные учащимися записи, дополняет портфолио информацией, пропущенной учеником. В конце четверти и учебного года классный руководитель формирует отчет об участии класса во внеурочной деятельности. Классный руководитель имеет право просмотра портфолио учащихся других классов.

Администрация школы, учителя-предметники, социальные педагоги имеют право только на просмотр портфолио учащихся и формирование отчетов по преподавателям и учащимся.

Родители имеют право только на просмотр портфолио учащихся.

Для запуска механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности педагоги оформляют свое собственное портфолио (см. табл.). Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой учитель.

Портфолио учителя рассматривается администрацией школы как альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Правильно построенная работа с портфолио не только фиксирует достигнутые педагогом результаты, но и поддерживает учителей в их продвижении, повышает мотивацию и в конечном итоге – результативность работы.

В конце года для эмоциональной точки проводится церемония награждения – присуждение дипломов и свидетельств выдающимся личностям за отличие в какой–либо сфере деятельности, смыслом которой является выражение признания всеми участниками программы, оценивание поступков и достижений конкретного человека.









РАЗДЕЛ III .


Место и роль классных руководителей в реализации программы


«Путь к успеху».


М. Коллинз в «кодексе учителя» определяет конкретные способы воспитания успешного человека:

  • Твердо верьте: все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – это в вере в них.

  • Каждый день собирайте большой урожай успеха учащихся, не позволяйте ни одному из них быть неудачником.

  •  Учите со страстью, учите с преданностью и стальной ориентацией на успех, которая не позволит учащимся соскользнуть на неуспех .

Данная программа может помочь классным руководителям:

  • наполнить жизненное пространство своих воспитанников деятельностью, которая будет им интересна;

  • определить направления и спланировать воспитательную работу с учетом интересов и способностей ребят данного класса.

Определившиеся в начале года номинации, в которых учащиеся отдельного, конкретного класса могут и хотят заявиться и окажутся направлениями, по которым планируется работа в данном классе. Далее классный руководитель занимает позицию сопровождающего, помощника в подготовке детей к конкретным делам, постоянно стимулируя их к проявлению личностных качеств.

Смысл и главное предназначение воспитательной работы классного руководителя заключается в направленности процесса воспитания на развитие ребенка.

Организация деятельности классных руководителей.
  1. Индивидуальная работа по изучению и коррекции развития личности ребенка.

  2. Организация досуга учащихся, свободного общения.

  3. спортивно-оздоровительная работа.

  4. приобщение учащихся к мировым достижениям, культуры (посещение театров, концертов, выставок, музеев).

  5. Развитие художественных способностей через урочную деятельность.

  6. Связь с семьей, работа с родителями, педагогический всеобуч.

  7. Вовлечение учащихся своего класса в систему дополнительного образования.

Организация этой деятельности составляет суть работы классного руководителя ребенка, в котором принимает участие весь педагогический коллектив МОУ "Начальная школа - детский сад".

Дополнительное образование.

По реализации дополнительного образования все образовательные учреждения можно рассматривать на 4 уровнях:

1-й уровень – набор отдельных кружков и секций;

2-й уровень – характеризуется продуманной программой клубных объединений, студий;

3-й уровень – когда дополнительное образование выводится отдельную образовательную область;

4-й уровень – когда основная деятельность образовательного учреждения, его структура направлены на дополнительное образование.

Наша школа пока находится на первом уровне: мы имеем несколько кружков и спортивных секций.

Прежде чем планировать и организовывать работу, необходимо знать детей, их образовательные и творческие потребности, ценностные ориентации, узнать, как проводят они свое свободное время.

Анализ полученных данных при анкетировании показывает, независимо от возрастных различий приоритетными ценностями для школьников считается: активная жизнь, познание (возможность расширение своего образования), здоровье, творчество, уверенность в себе, красота природы и искусства, общественное признание (уважение окружающих, одноклассников).

Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной впоследствии на участие в духовном развитии общества

Дополнительное образование включает следующие направления:








Предвосхищаемый образ выпускника школы

Выстраивая предвосхищаемый образ выпускника школы, мы будем исходить из того, что это динамическая система, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника – это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа. Исходя из того, что человек – это природное (индивид, «гомо сапиенс»), психологическое (личность), социальное (гражданин) существо, определяем следующий образ выпускника начальной школы:















Кадровое обеспечение.

Администрация школы, классные руководители, педагоги организаторы, социальные педагоги, психологи, педагоги дополнительного образования.

Ожидаемые результаты.

  • Повышение социальной активности учащихся как в школе (ученики школы активно участвуют в данной воспитательной программе, наличие здоровой конкуренции), так и на уровне города (создание и реализация новых социальных проектов, участие учеников школы в масштабных социальных акциях и т.д.).

  • Увеличение числа учащихся, добившихся значительных успехов в какой – либо сфере деятельности

  • Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, широким кругозором;

  • Создание открытой воспитательной системы.

  • Создание широких возможностей для самореализации учителей и учащихся.

  • Повышение степени удовлетворенности качеством образовательного процесса его участниками;

  • Положительная динамика развития межличностных отношений;

  • приобретение в рамках города статуса социально-активной школы;

  • Повышение общественной активности;

  • Увеличение творческих способов самореализации во всех видах деятельности;

  • Выполнение социально значимых, творческих проектов.


Основные этапы мониторинга эффективности воспитательного процесса:

•  Формулировка главной цели, которая предполагает описание конечного результата.

•  Определение субъектов мониторинга, методик.

•  Диагностика, оформление таблиц, графиков с фиксированием проблемы или успеха.

•  Определение причин, порождающих проблему.

•  Определение программы мер разрешения проблемы.

Качество выполнения каждой операции позволяет досконально разобраться в природе дефектов воспитания, определить дальнейшие направления деятельности с учащимися, классом, определить технологии управления.




Использованная литература:


  1. Воспитательная система школы: проблемы управления. Под редакцией В.А. Караковского. Москва, 1997.

  2. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2001

  3. Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой.- Владимир, 1993

  4. Гуткина Л.Д., Завельский Ю.В., Пикалова Г.В. Организация воспитательной работы в школе. Образовательный центр «Педагогический поиск». Москва, 1996.

  5. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Москва, 1989.

  6. Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения.-Минск, 1995

  7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание...Воспитание! - Москва, 2000

  8. Классному руководителю о воспитательной системе класса /Под ред. Е.А.Степанова.- М., 2000

  9. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. Образовательный центр «Педагогический поиск». Москва, 1999. составили: Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина.

  10. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. /Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой.- М.: Педагогическое общество России, 1999

  11. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. Москва, 1997.

  12. Ямбург Е.А. Школа для всех. Москва, 1997.

37




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Концепция воспитательной системы класса "Путь к успеху"

Автор: Агаркова Татьяна Васильевна

Дата: 20.04.2015

Номер свидетельства: 203627

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Воспитательная система класса "Мы выбираем жизнь" "
    ["seo_title"] => string(51) "vospitatiel-naia-sistiema-klassa-my-vybiraiem-zhizn"
    ["file_id"] => string(6) "239314"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444755525"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Воспитательная программа 8 класс "Лестница успеха" "
    ["seo_title"] => string(55) "vospitatiel-naia-proghramma-8-klass-liestnitsa-uspiekha"
    ["file_id"] => string(6) "239128"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444725762"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "сценарий педсовета "Панорама деятельности классного руководителя" "
    ["seo_title"] => string(73) "stsienarii-piedsovieta-panorama-dieiatiel-nosti-klassnogho-rukovoditielia"
    ["file_id"] => string(6) "109875"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405173439"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Концепция построения модели учебно-воспитательного процесса  в младшем школьном возрасте.«Начальная школа – системное звено самоопределения личности». "
    ["seo_title"] => string(172) "kontsieptsiia-postroieniia-modieli-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-v-mladshiem-shkol-nom-vozrastie-nachal-naia-shkola-sistiemnoie-zvieno-samoopriedielieniia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "162478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422361206"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Применение современных технологий в воспитательной работе "
    ["seo_title"] => string(68) "primienieniie-sovriemiennykh-tiekhnologhii-v-vospitatiel-noi-rabotie"
    ["file_id"] => string(6) "200244"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428757043"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства