В чем смысл современной концепции воспитательной системы класса?
Какое место занимает эта система в формировании личности ребёнка?
Как создать единое пространство взаимоуважения, сотрудничества, сопереживания? Как сделать ребёнка счастливым?
Эти и многие другие вопросы обсуждаются учителями уже много лет. И каждый педагог старается найти своё решение этих вопросов для достижения лучших результатов в развитии личности ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ учителя нач. классов»
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ учителя нач. классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В чем смысл современной концепции воспитательной системы класса?
Какое место занимает эта система в формировании личности ребёнка?
Как создать единое пространство взаимоуважения, сотрудничества, сопереживания? Как сделать ребёнка счастливым?
Эти и многие другие вопросы обсуждаются учителями уже много лет. И каждый педагог старается найти своё решение этих вопросов для достижения лучших результатов в развитии личности ребёнка.
Так какой должна быть воспитательная система сегодня?
На мой взгляд, это воспитательная система, где гармонично сочетаются духовно – эстетические, идейно – нравственные понятия, где происходит единство доброты и взаимопонимания между детьми и родителями. Как создать такую систему, когда вокруг меняются взгляды на жизнь в семье и школе. Каждый родитель старается заработать больше денег, забывая о своих обязанностях родителя. Дети в большей степени воспитываются улицей. Как же сделать так, чтобы родители не потеряли интереса в общении с ребёнком, чтобы они стали своему ребёнку другом?
Ответы на эти вопросы я и хочу получить, выстраивая свою воспитательную деятельность в начальной школе. Уже несколько лет пытаюсь создать воспитательную систему, которая бы помогла исправить ситуацию в отношениях между родителями и детьми.
Поэтому главная идея моей воспитательной системы – взаимодействие педагога и родителя с целью развития личности ребёнка. На это взаимодействие я направляю всю свою воспитательную работу.
РАЗДЕЛ 1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
В основу моей воспитательной программы положены следующие педагогические идеи:
«Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и родителей – дать каждому ребёнку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нём творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.»
В.А. Сухомлинский
Обращение Сухомлинского к теме семьи, на мой взгляд, является актуальным и сегодня. Ребёнок является «зеркалом семьи». А что такое семья? В словаре русского языка С.И.Ожегова слово «семья» рассматривается в двух значениях: как группа живущих вместе людей, как объединение людей, сплочённых общими интересами.
Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни. Воздействие семьи на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к нему лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. Главное в семье – достижение душевного единства, нравственной связи родителей с ребёнком. Именно в семье ребёнок получает жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.
Тогда каким должен быть родитель?
Опираясь на выбранную идею, можно составить «образ родителя». Мне близка педагогическая позиция автора, что «в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В современном мире родители постепенно забывают об этом. Они перестают следить за своими поступками. В общении всё чаще появляется нецензурная речь. Они забывают о том, что ребёнок поступает так же, как они.
«Современные родители – чаще пропитатели, а не воспитатели. Они сужают родительство до бытового обслуживания детей. Но , конечно же, не по своей воле, а в силу сложившихся экономических условий.»
Ю.А.Конаржевский
Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.
Следовательно , родители должны сами быть нравственно воспитанными и главной их задачей является – дать ребёнку «счастье».
Что такое счастье? Кто такой счастливый человек?
По мнению родителей моего класса, счастье – это:
… «Когда есть семья. В семье любимый муж и любимые дети. Чтобы в семье царили доверие и взаимопонимание, каждый друг к другу был внимателен. И для каждого из нас, семья должна быть опорой.»
мама Димы Мягченко
… « Хорошая, крепкая семья. Чтобы родители занимались воспитанием своих детей и проводили больше времени с ними. А в семье царила любовь и взаимопонимание.»
бабушка Андрея Липунцова
…« Когда все твои близкие и любимые люди здоровы. Когда между всеми людьми в семье царит духовное взаимопонимание.»
мама Насти Кулешовой
А СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК – ЭТО:
… «Если говорить о ребёнке, то для ребёнка главное – родители. Для счастья ребёнка надо чтобы у него были и мама, и папа, которые его всегда выслушают, поймут, защитят и сделают всё, что в их силах, чтобы ему жилось в этом мире комфортно.»
мама Димы Мягченко
… «Счастливый ребёнок тот, у которого есть семья. Семья, в которой есть любовь, уважение и взаимопонимание.»
мама Насти Шабалдиной
… «Ребёнок счастлив в семье полноценной. Где создаётся комфорт и уют между родителями, будет всё и для ребёнка.»
мама Никиты Войтешенко
…«Счастливый человек должен быть гармоничным и непосредственным. Наверное, дети самые счастливые люди.»
мама Андрея Антипова
СЛЕДОВАТЕЛЬНО , счастливый ребёнок - тот, у которого есть семья, в которой он находит поддержку и понимание. Счастье ребёнка ещё в способности «самовыражения», быть «творцом», уметь создавать «красоту для других». Счастье родителя – в умении любить ребёнка и растить в нём настоящего человека.
Поэтому родители должны понимать, что влияние семьи на ребёнка в начальной школе сильнее, чем влияние улицы, средств массовой информации. А значит, вместе с учителем родители должны создать нужные для развития ребёнка условия, адаптируя его к современной жизни и культивируя в нём общечеловеческие качества.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в школе важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей.
Целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовать совместно с учащимися и родителями, а возникающие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
Как педагогу мне в ребёнке интересна его человеческая позиция. И родитель для меня тоже прежде всего человек. Всё это можно представить в виде:
РЕБЁНОК
ПЕДАГОГ + РОДИТЕЛЬ
Главное – это ребёнок. Тот маленький пока человечек, который заходит в класс и полностью доверяет себя учителю. А от того, как учитель поведёт себя, как он научит, зависит будущая жизнь ученика. Но самому учителю нужен помощник – родитель.
Учитель и родитель – это то основание, на которое опирается ребёнок и с помощью него он развивается «постигая себя». Родитель в данном случае ведёт ребёнка по жизни вместе с учителем. Учитель и родитель – единое целое, которое необходимо для развития и воспитания ребёнка, для того чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым человеком.
Отсюда и название моей воспитательной программы «Дружба».
ЦЕЛЬВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: создание условий для формирования «счастливого человека» и воспитание необходимых для этого качеств, через отношения в семье.
Данная цель предусматривает следующие ЗАДАЧИ:
· создание условий для самовыражения учащихся;
· развивать инициативу и творческую активность школьников;
· мониторинг детско-родительских отношений для формирования в родители необходимых качеств;
· формирование нравственных качеств: как доброта, сопереживание, взаимопомощь;
· формирование потребности в общении между родителями и ребёнком (жить вместе с ним, а не отдельно от него);
· формировать в родителе «счастливую родительскую позицию».
Опираясь на идеи Сухомлинского, я выделила главное слово, которое, на мой взгляд, ориентирует меня в воспитательном процессе. Это слово – «дружба». Дружба между ребёнком и родителем, ребёнком и учителем, между учениками.
«Дружба» - это сущностное понятие моей воспитательной программы, являющееся синтезом основных качеств, которые мы (учитель + родитель) взращиваем в ребёнке.
Д – доброта
Р – работоспособность
У – уважение
Ж – жизнерадостность
Б – благородство
А – активность
Если это всё сложить вместе, то мы получим модель выпускника. Именно этими качествами должен обладать ребенок, выпускаясь из начальной школы.
В своём классе мы (учитель + родители) создали объединение «ДРУЖБА» и разработали основные направления работы с детьми, для достижения поставленных целей.
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА .
В классе 23 человека, из них 8 девочек и 15 мальчиков. В этом году в класс пришли четверо новых ребят. Ребята влились в наш коллектив и вместе со всеми участвуют в жизни класса.
Коллектив работоспособный, учащиеся интересуются общественными делами и с удовольствием выполняют общественные поручения.
В классе введены органы самоуправления, но действуют они пока только под руководством учителя. Ученики стремятся к общению, отношения между мальчиками и девочками доброжелательные.
В данном классе 7 неполных семей, что составляет 30,4% .В этих семьях дети воспитываются только одним родителем. Так же имеется две многодетных семьи. Большая часть родителей работает в торговле и строительстве.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ.
«Каждый класс – потенциальный коллектив, но отнюдь не каждый класс – реальный коллектив».
Н.Л.Селиванова
Наша классная воспитательная система формирует образ жизни такого классного коллектива, который требует определённых норм и ценностей, так как ставит ребёнка в ситуации, когда он должен участвовать в жизни класса и школы, предлагает ему определённый набор видов деятельности, способствует установлению и развитию внешних связей класса с другими классами внутри школы.
В нашем классе есть традиция. Каждый месяц мы выезжаем с детьми и родителями на экскурсию. Таким образом, родители постоянно общаются с детьми в классе и их родителями.
Поэтому наш классный коллектив – это дети, родители и я. Одной из отличительных черт нашего коллектива – активность.
В классе выявляется несколько лидеров. Между собой они не конфликтуют, а наоборот , выстраивают деловые отношения. В системе самоуправления роль старосты и капитанов отдана лидерам. Это помогает в работе с группами. Исследуя взаимоотношения детей в классе, мною были сделаны следующие выводы.
Для 65% (15 чел.) детей классный коллектив является очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью их удовлетворяет. Они дорожат взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.
26% (6 чел.) детей хорошо адаптированы в коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для них комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для них.
9% (2 чел.) детей имеют нейтральное отношение к коллективу. Это ребята, у которых возникают проблемы в отношениях с детьми или они чувствуют себя внутри коллектива некомфортно. Один из этих ребят пришёл в наш класс в этом году. Мальчик общительный, легко идёт на контакт с детьми, но общается в основном с отдельными ребятами. Другой ребёнок - очень активный. Учится в моём классе с первого класса. Он не всегда может контролировать свои действия, может обидеть ребёнка. В классе общается со всеми, но поддерживает отношения только с группой ребят.
Таким образом, в классе 91% ребят чувствуют себя комфортно. У них не возникает проблем с общением между собой.
Эти выводы подтверждаются результатами и другой методики, целью которой было выявить отношения ребят внутри коллектива. Каждый из них определил ребят, с которыми дружит и ребят, с которыми отношения до конца не сложились. Проанализировав результаты, я убедилась в том, что отношения внутри класса сложились. Выявились ребята, с которыми в классе не до конца сложились отношения. Их немного, но каждый из них старается выстроить отношения в классе, а я помогу им в этом. Опираясь на эти исследования, я определила для себя задачу – развитие межличностных отношений внутри коллектива.
САМОУПРАВЛЕНИЕ В 3 «б» КЛАССЕ.
Самоуправление приживается в тех классах, где учителя и родители готовы к сотрудничеству с детьми. Это классы, где взрослые видят в ребёнке не только ученика, которого нужно обучать, но и своего товарища, с которым можно и нужно обсуждать всё происходящее в школе и семье. С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого ребёнка.
ЦЕЛЬ: формирование творчески активной личности, готовой к адаптации в обществе.
ЗАДАЧИ САМОУПРАВЛЕНИЯ :
· выявление интересов, которые могут быть реализованы в условиях конкретного класса;
· составление и осуществление плана работы органов самоуправления;
· оценка результатов деятельности;
· изучение потребностей учеников, связанных с жизнью и деятельностью в школе;
· организация деятельности органов самоуправления.
Данная модель предполагает активное включение родителей в жизнь класса. Самоуправление в данном классе корректируется и управляется учителем с активной помощью родителей.
Это даёт родителям возможность контролировать деятельность ребят в классе, помогать им и участвовать вместе с ними в классной жизни. В классе выбраны члены родительского комитета, которые направляют работу всех остальных родителей. Члены комитета постоянно информируются о деятельности в классе учителем.
МОДЕЛЬ:
группа №1 группа №2 группа №3 группа №4
капитан капитан капитан капитан
с т а р о с т а
УЧИТЕЛЬ РОДИТЕЛИ
Самоуправление даёт мне возможность прививать в детях чувство взаимопомощи и взаимоответственности. Мы вместе решаем возникающие проблемы, стараясь помочь друг другу. Данная модель самоуправления введена в классе недавно. Поэтому на данном этапе идёт ознакомление с моделью, с обязанностями каждого в коллективе, выявление творческих способностей и интересов. Всё эти действия направлены на развитие ребёнка и его способностей.
«ДЕТИ, КАК ИЗВЕСТНО, НАША РАДОСТЬ, БОЛЬ, ЗАБОТА И СЧАСТЬЕ. И ВОСПИТАТЬ ИЗ НИХ ЛЮДЕЙ МОЖНО ТОЛЬКО ВМЕСТЕ: УЧИТЕЛЬ, РОДИТЕЛЬ И ОНИ САМИ».
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В МОЁМ КЛАССЕ .
Насыщение учебно-воспитательного процесса различными формами дополнительного образования – является ещё одним из направлений моей воспитательной работы.
Жизнедеятельность нашей школы характеризуется наличием значительного разнообразия всевозможных факультативов, кружков, секций.
Поэтому мне как педагогу необходимо использовать потенциал дополнительного образования в своей воспитательной деятельности.
БЛОК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ СОШ №11
НАПРАВЛЕНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДЕКОРАТИВНО –
ТВОРЧЕСТВО ПРИКЛАДНОЕ
ИЗО – СТУДИЯ «РАДУГА» КРУЖОК «УМЕЛЫЕ РУКИ»
СПОРТИВНО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ музей спортивные секции
Все эти направления помогают мне в достижении целей воспитания. В нашей школе работают кружки и секции, в которые ходят ребята моего класса. Работает музей школы. В этом музее находятся материалы о нашей школе с начала её существования. В нём есть фотографии с моим классом. Мы участвовали в смотре посвящённом 23 февраля. Класс выиграл 1 место и нашу фотографию поместили в музей школы. А с ребятами прошлого выпуска мы сделали проект, который тоже находится в музее школы. Работа с музеем школы происходит постоянно.
Возле школы находится клуб «Пионер». В этом клубе ребята занимаются в различных кружках. Каждую четверть ребята выступают в школе с концертами. Учителя школы помогают в организации этого мероприятия, на которое приглашаются родители.
Хорошей традицией нашего класса являются поездки. Мы вместе с родителями организуем экскурсии по Приморскому краю.
С этого года ребята начали работу на пришкольном участке. Вместе с родителями они весной посадим цветы на клумбе возле школы.
Всё это позволяет мне расширять социальный опыт ребёнка, через проживание вместе с родителями социо-культурных ситуации.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ:
Концепция проходила своё становление с 2001 года по сегодняшний день. Ребята, с которыми я начинала эту работу, сейчас учатся в 6 классе.
Взяв новый класс, я продолжила реализовывать эту идею, превратив её в воспитательную программу.
Результатами моей работы за два с половиной года с этими детьми можно считать:
· родительские собрания посещают все родители;
· полное взаимопонимание между родителями и мною;
· повысился уровень знаний учащихся;
· ребята стали активными, участвуют во всех мероприятиях;
· модель самоуправления помогает организовать ребят, научить их самостоятельности и ответственности;
· практически все родители побывали с нами на экскурсиях;
· родители помогают в организации учебного и воспитательного процесса;
Данная концепция не является законченной. Она будет продолжать своё развитие. Мы будем непрерывно обогащать её новым творческим опытом и новыми идеями, стремясь создать идеальную воспитательную систему. Всё это необходимо для развития гармонично развитой личности. Личности, которая в дальнейшем вступит во взрослую жизнь. И какой будет эта жизнь зависит от нас педагогов и родителей.
ДОБРОВОЛЬНОЕ
ОБЩЕСТВЕННОЕ ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
«Д Р У Ж Б А»
ЦЕЛЬ: выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать внутренние качества. Развивать их душу, ум и здоровье.
ЗАДАЧИ:
· Развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности.
· Формирование потребности в творческой деятельности.
· Развитие художественно – эстетических способностей.
· Воспитание общительности, желание оказать помощь друг другу.
· Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о Родине, родном городе, школе.
· Приобщаться к национальным традициям.
· Формирование трудовых навыков и нравственных ценностей.
· Воспитание любви к чтению, развитие любознательности, любви к природе, к здоровому образу жизни.
УМЕНИЯ И НАВЫКИ , которые получают дети в объединении:
· Выполнять свои поручения, нести за них ответственность.
· Дежурить по классу, обеспечивать чистоту в помещении.
· Заботиться о внешнем виде, выполнять санитарно – гигиенические нормы.
· Работать с учебниками, с дополнительной литературой.
· Проводить подвижные игры с товарищами.
· Проводить небольшие коллективно – творческие дела в классе.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
· Классный час.
· Анкетирование.
· Викторина.
· Коллективное творческое дело.
· Игры.
· Беседы.
· Индивидуальные беседы с учащимися.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
Игра – путешествие «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ».
1. СУДЬБА РОССИИ – МОЯ СУДЬБА.
Воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за свой город, за свою школу.
Ведение альбома – летописи интересных дел класса. Экскурсии, походы, посещение музеев, театров.
2. УЧЕНЬЕ – СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ – ТЬМА.
Формирование потребности в приобретении знаний. Интеллектуальные конкурсы, викторины, олимпиады, предметные недели, творческие индивидуальные задания, линейки по подведению итогов.
3. ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ.
Развитие у детей творческих способностей. Выполнение различных поделок, стенгазет, проектов. Проведение выставок с рисунками и поделками с подведением итогов и награждением.
4. СПОРТ ЛЮБИТЬ – ЗДОРОВЫМ БЫТЬ.
Формирование потребности в занятии спортом, проведение физминуток, соревнований.
5. КРАСОТА СПАСЁТ МИР.
Экологическая и трудовая деятельность. Работа на пришкольном участке, уборка территории, участие в акциях по защите природы. Поиск материала по экологическим проблемам и обсуждение его на классных часах.