Концепция воспитательной системы класса: «Мир, в котором я живу»
Актуальность проблемы
Современному обществу требуются высоконравственные, духовно богатые, способные адаптироваться к изменчивости современного мира, коммуникабельные люди с твердой гражданской позицией.
Начальная школа является первой и важнейшей ступенью воспитания, ведущей ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Воспитание является целенаправленным управлением процессом развития личности. А значит, и воспитательная система класса должна иметь целенаправленный характер, иметь сложную структуру взаимодействия внутри себя и с внешней социокультурной средой, адаптируясь к условиям этой внешней среды, сохраняя при этом свои характерные особенности и направления.
Воспитатель управляет – то есть создает условия для развития ребенка, включает его в разнообразную деятельность, в систему отношений, стимулирует самопознание, саморазвитие, самореализацию, направляет на поиск путей самосовершенствования, в значительной мере осуществляет педагогическую поддержку развивающейся личности.
Воспитание – это целенаправленно организованный процесс формирования у личности социально – ценностных знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности, социальных и духовных отношений.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
В Концепции духовно - нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей, хранимых в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России передаваемых от поколения к поколению и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях. Одной из главных и основополагающих является труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость), а также искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие).
Поэтому главной целью духовно - нравственного развития и воспитания учащихся является:
Воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательная система "Мир, в котором я живу". »
Концепция воспитательной системы класса: «Почемучки» Актуальность проблемы
Современному обществу требуются высоконравственные, духовно богатые, способные адаптироваться к изменчивости современного мира, коммуникабельные люди с твердой гражданской позицией.
Начальная школа является первой и важнейшей ступенью воспитания, ведущей ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Воспитание является целенаправленным управлением процессом развития личности. А значит, и воспитательная система класса должна иметь целенаправленный характер, иметь сложную структуру взаимодействия внутри себя и с внешней социокультурной средой, адаптируясь к условиям этой внешней среды, сохраняя при этом свои характерные особенности и направления.
Воспитатель управляет – то есть создает условия для развития ребенка, включает его в разнообразную деятельность, в систему отношений, стимулирует самопознание, саморазвитие, самореализацию, направляет на поиск путей самосовершенствования, в значительной мере осуществляет педагогическую поддержку развивающейся личности.
Воспитание – это целенаправленно организованный процесс формирования у личности социально – ценностных знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности, социальных и духовных отношений.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
В Концепции духовно - нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей, хранимых в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России передаваемых от поколения к поколению и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях. Одной из главных и основополагающих является труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость), а также искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие).
Поэтому главной целью духовно - нравственного развития и воспитания учащихся является:
Воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях.
Воспитательная тема, над которой я работаю – «Мир, в котором я живу».
В своей работеосновное внимание я уделяю формированию сплоченного родительского и ученического коллектива, продумываю систему воспитательной работы в классе.
Анализируя взаимоотношения детей и родителей , я сделала выводы о взглядах родителей на воспитание детей. Получилось, что в основном воспитанием детей в семьях занимаются мамы. Некоторые из родителей не знают, с кем дружит их ребенок, многие не смогли назвать игры, в которые он играет. Большинство родителей написали, что предпочитают дружеские контакты, но прибегают и к наказаниям и поощрению детей. Мне было важно знать, какие наказания применяют родители, в каких ситуациях хвалят детей. Все это стало материалом для бесед, которые проводились на наших родительских собраниях.
Интересно, что организация досуга детей не особенно волновала родителей: они или не придавали этому значения, или не имели возможности этим заниматься. Хотя с радостью для себя отметила, что есть несколько семей, в которых родители всегда отдыхают вместе с детьми, заранее обдумывают вой досуг. Опыт таких семей пригодился для тех родителей, которые написали в своих анкетах, что у них не достаточно опыта в области семейного воспитания, что им не хватает педагогических знаний. На родительских собраниях мы обязательно обсуждаем вопросы, которые волнуют родителей, выслушиваем различные мнения, делимся опытом.
Родительские ответы о характере ребенка приоткрывают для меня взаимоотношения в семье, отношение родителей к ребенку. Для примера обратимся к некоторым ответам: «Серьезный, исполнительный, любознательный, добрый, легковозбудимый, очень восприимчивый. Любит шутить и хохотать»; «Недоброжелательный, несобранный». Как заметен здесь разный подход детям: в первом случае дружеский, внимательный; во втором - осуждающий, требовательный, авторитарный.
Мои знания углублялись и развивались во время посещения детей дома, наблюдений за ними на переменах, во время прогулок, бесед на самые разнообразные темы («А что бы ты сделал, если…», «Почему ты так поступил?»). Интересовали меня и взаимоотношения ребят друг с другом. Я провела небольшой опрос. Каждому ученику надо было ответить, кого бы он пригласил к себе на день рождения. Проанализировав анкеты, я пришла к выводу, что в классе есть дети, которых никто не пригласит к себе на день рождения. Их я и поставила на свой собственный контроль.
В своей практике я провожу игру «Цветик - семицветик». Как она проводится? Родители нарисовали каждому ребенку красивый цветок с семью разноцветными лепестками. На переменах я беседовала с каждым ребенком индивидуально: «Посмотри, какой красивый цветок. Он волшебный. Каждый его лепесток может выполнить желание. Какое бы желание ты загадал, если бы у тебя был такой цветок?» Ответ ребенка я записывала на том же листе, лист подписывала. Желания ребят были самые разнообразные: «Съесть много мороженого», «Чтобы родные никогда в жизни не болели», «Чтобы родители купили компьютер, ролики, телефон и т. п.», «Чтобы родители никогда не ругали, не наказывали…» .
К каким выводам я пришла? В силу объективных и субъективных (нет направленности, настойчивости в приучении) причин у большинства ребят не сформирована заботливость, активность и самостоятельность; многие имеют узкий кругозор.
На основе полученных сведений я поставила воспитательные задачи, соответствующие возрастным особенностям ребят:
формировать нравственную культуру учащихся;
способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье;
развивать у детей интерес к совместному времяпровождению, самоуважение и взаимоуважение.
Сегодня каждый творчески работающий классный руководитель не мыслит результативности своей работы без содружества с детским коллективом, без обучения навыкам коллективной работы, развития ее творческих инициатив.
Большие возможности для решения этих воспитательных задач заложены в проведении тематических утренников, вечеров, трудовых десантов, кружках по интересам, походах, выпусках стенгазет и многом другом.
Если на уроках ученик учится жизни, то во внеклассной работе он творит. Я предпочтение отдаю коллективно-творческим делам. Именно такие занятия закладывают основу для формирования отношений содружества между классным руководителем и детьми. Эти творческие дела способствуют накоплению общественно ценного опыта у школьников, преодолению у них отрицательного опыта – эгоистических взглядов, чувств, привычек. Эти задачи становятся близкими самим детям.
Цели и задачи
Цель моей воспитательной системы - формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей;помощь детям в адекватном выражении своего «Я».
Задачи воспитательной деятельности:
формировать нравственную культуру учащихся;
способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье;
создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей; вести пропаганду здорового образа жизни;
развивать у детей интерес к совместному время провождению, самоуважение и взаимоуважение.
Считаю, что моя модель воспитательной системы поможет более целенаправленно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. При такой организации классных дел дети живут интересной и наполненной жизнью. Все ориентировочные мероприятия исходят из детских желаний, предложений, советов. Суммируя все желаемое, я привожу это в систему и определяю направление. Сама я только корректирую эти пожелания и придаю им форму реального дела. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.
Принципы
Воспитательная система строится на следующих принципах:
Принцип индивидуальности – неповторимое своеобразие человека, уникальное сочетание черт, отличающее их от других индивидуумов.
Принцип обратной связи. Каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
Принцип сотворчества (сотрудничество и творчество).
Принцип успешности. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его мимика, интонация.
Принцип открытости. Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем при поддержке родителей.
Направления воспитательной деятельности
Воспитательная система состоит из 5 направлений, которые объединены основными целями и задачами воспитательного процесса.
I. «ЗДОРОВЯЧОК» (Спортивно- оздоровительное)
Цель:
использование соответствующих педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимися значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
воспитывать уважительное отношение к людям, стремящимся сохранить свое здоровье и здоровье других людей.
Основные понятия :
Психическое и физическое здоровье человека, культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества в сохранении собственного здоровья, вредные привычки и их влияние на организм человека.
Виды деятельности :
сотрудничество с медицинским персоналом с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
сотрудничество с родителями учащихся и учителями- предметниками;
сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
организация внеклассных мероприятий, формирующих позитивное отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Формы работы:
привлечение учащихся класса к участию в занятиях кружков физкультурно-оздоровительной направленности;
спортивные конкурсы, викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, соревнования внутри класса и между классами, марафоны;
познавательные беседы, конкурсы рисунков на спортивную тематику, музыкально-спортивные часы, развлечения на прогулке, театрализованные игры, психологические часы общения, беседы-практикумы;
поход в лес на День здоровья;
Праздники народных игр.
Ожидаемые результаты:
-низкий уровень заболеваемости простудными заболеваниями;
-умение противостоять вредным привычкам;
-умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации (оказание помощи себе и другим при порезах, ушибах и т.д.);
-выработка привычки сохранения собственного здоровья и здоровья других людей.
II. «ВСЕЗНАЙКА» (общеинтеллектуальное)
Цель:
оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные и исследовательские умения в окружающем мире.
Задачи:
• определить круг реальных учебных возможностей каждого ученика, его ближайшую зону развития;
• создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
• формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Основные понятия :
умственное развитие, культура умственного труда, умственные способности, уровень интеллектуального развития, креативность, практический интеллект,
ежегодное изучение результативности учебной деятельности учащихся с целью последующей коррекции;
интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда;
организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных возможностей учащихся;
организация системной работы с одаренными учащимися и низко мотивированными на интеллектуальную деятельность учащимися.
Формы работы:
внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
интеллектуальные марафоны, олимпиады в классе и других классах начальной школы;
исследовательские конференции;
посещение конкурсов, выставок, знакомящих учащихся с творческими достижениями детей и взрослых;
Викторины, игры - путешествия, инсценированные классные часы, конкурсы.
Ожидаемые результаты: -практическое использование полученных знаний и опыта в повседневной жизни; участие в конкурсах и олимпиадах школьного и городского уровней.
III. «Я ТАКОЙ МАЛЕНЬКИЙ В ТАКОМ БОЛЬШОМ МИРЕ» (социальное)
Цель:
формирование знаний учащихся о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него, выполнения нравственных норм человека в социуме.
Задачи:
• формировать правовую культуру учащихся, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
•формировать у учащихся нравственное выполнение норм и правил окружающей жизни;
• обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
•воспитание культуры принятия ответственных решений в жизненно значимых ситуациях, согласно требованиям и норам права.
•способствовать осознанию учащимися ценности человеческой жизни, значения человеческих поступков в общении с людьми.
Основные понятия :
право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, уголовная ответственность, нравственное просвещение, нравственное поведение, жизненные ценности и правила, выдающиеся люди и их нравственные ценности, безнравственные поступки, преступления против человечества, конвенция о правах ребенка, нравственные традиции и обычаи народов мира и моей страны.
Виды деятельности:
организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
изучение правовых норм государства, законов и формирование ответственного отношения учащихся к их исполнению;
развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
воспитание позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы;
воспитание интереса учащихся к сами себе, желание самосовершенствоваться;
воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях.
Формы работы:
тематические нравственные, правовые часы;
тренинги нравственного самосовершенствования;
изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны;
организация цикла нравственных бесед с учетом проблем класса;
- способность принятия правильного решения в жизненно значимых ситуациях;
-осознание своих прав и прав других людей;
-оказание посильной помощи людям в трудной ситуации;
IV. «МЫ - ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ, ЭТИМ И ПРЕКРАСНЫ МЫ» (общекультурное)
Цель:
передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.
Задачи:
•знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений;
• формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик»,
«ученик-ученик», «взрослый - ребенок»;
•создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;
• учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.
Основное содержание:
эмоции и чувства, рефлексия, эмпатия, сочувствие и сопереживание, умение управлять собой, коммуникативная культура человека, закрытость и открытость людей, замкнутость, эмоциональное одиночество, общение.
Виды деятельности:
изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе;
определение проблем в общении и организации коррекции на материале диагностики;
обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения;
организация просвещения и консультирования родителей по проблемам общения;
обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, часы общения;
изучение с учащимися исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений.
Формы работы:
тематические классные часы;
тренинги общения учащихся и их родителей;
тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;
праздники и конкурсы;
музыкальные путешествия;
Этические беседы;
Игры-миниатюры;
Инсценированные и игровые классные часы;
Беседа-диалог.
Ожидаемые результаты:
- умение преодолевать проблемы в общении со сверстниками и взрослыми;
-умение общаться, проявляя положительные эмоции;
- создание положительных ситуаций общения.
V. «Я и мой духовный мир» (духовно-нравственное)
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Пробудить интерес к национальным российским ценностям. Приобщать детей к истокам русской культуры, к духовно-нравственным ценностям своего народа.
Задачи:
формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем;
воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;
воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к
самому себе, к общественным поручениям.
Формирование элементарных представлений о религиозной картине мира.
Основные понятия: нравственные законы и поступки предыдущих поколений, положительный нравственный опыт и преодоление в себе желания к проявлению безнравственных поступков, история возникновения православных праздников, педставления о религиозной картине мира.
Формы реализации:
1. « Герои жили рядом». Час общения.
2. « Защитники Отечества». Классный час.
3. «Воинам победителям, павшим и живым посвящается». Урок Мужества.
урок памяти «Запомни, этот город – Ленинград!»;
работа над созданием «Книги памяти»;
конкурс рисунков, газет, плакатов;
выпуск газеты о городе-герое;
просмотр художественных и документальных фильмов.
4.Проблемно-этические беседы
5.Утренники
6.Уроки Мужества
7.Встречи с интересными людьми
8.Часы истории
Ожидаемые результаты:
Доброе отношение к родителям, к окружающим людям, добросовестное отношение к своим обязанностям и поручениям, соблюдение традиций своего народа ,знание православных праздников и историю их возникновения.
Этапы реализации
Первый шаг – 1 класс( этап проектирования воспитательной системы)
Второй шаг – 2 класс (этап становления воспитательной системы)
Результат реализации воспитательной системы в 1 классе:
1. Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам.
2. Формирование собственного поведения в коллективе, характера.
Результат реализации воспитательной системы во 2 классе:
1. Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
2. Проявление внутренней позиции.
3. Формирование навыков внутренней позиции.
4. Формирование нравственных понятий
Третий шаг – 3 класс(этап стабильного функционирования воспитательной системы)
Четвертый шаг – 4 класс(этап завершения функционирования воспитательной системы)
Результат реализации воспитательной системы в 3 классе:
1. Формирование нравственных понятий.
2. Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой.
3. Накопление опыта нравственного поведения.
4. Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение.
Результат реализации воспитательной системы в 4 классе:
1. Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности.
2. Формирование у детей ответственности за свое здоровье.
3. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.
4. Снижение агрессивности в поведении учащихся.
5. Формирование навыков и привычек нравственного поведения.
6. Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных качеств и чувств.
Критерии эффективности
В центре организации учебно-воспитательного процесса стоит личность ученика, его интересы, успехи. Основная задача учителя и классного руководителя - создать в классе такие условия, при которых дети могут учиться в силу своих способностей, создание психологически комфортной атмосферы. Одним из главных принципов работы является уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению и недостаткам.
Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащиеся в течение 4 лет смогли развить личностные качества, соответствующие образу выпускника начальной школы.
Образ выпускника складывается из шести потенциалов личности:
Нравственный (целостно – ориентированный) потенциал: восприятие и понимание учащихся таких ценностей, как «семья», «природа», «школа», «учитель», «Родина», «дружба со сверстниками», « уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей и свои, правильно оценивать свои действия и поведения одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения, знать символы и гимн нашего государства;
Познавательный потенциал: наблюдательность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
Коммуникативный потенциал: (овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе, сформированность первичных навыков саморегуляции;
Художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной среде и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального окрашенного отношения к произведениям искусства;
Физический потенциал: соблюдения режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, ловким и закалённым;
Трудовой потенциал: соблюдение правил безопасности при любой работе, воспитывать уважение к чужому труду – быть полезным в обществе – знакомство с распространёнными профессиями.
Работа с родителями
Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно - воспитательному пространству.
В планировании воспитательной работы, я стараюсь уделять больше внимания участию самих родителей класса во всех мероприятиях.
«Семья и школа – это берег и море, - писал Л.Кассиль. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в это море прокладывает школа. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».
Взаимодействие учителя с классом – также и отношение с родителями. Мы не можем забрать себе детей, изолировать их от семьи, социума и создать педагогический идеал.
Как же заручиться поддержкой родителей? Как сделать нам их своими сторонниками?
Построение деловых продуктивных отношений с родителями – особая профессиональная работа. Для её грамотного выполнения нужно многое знать и уметь: представлять себе психологию родителя, владеть техникой общения, убеждения, разъяснения; нужно уметь выстроить эти отношения так, чтобы родитель признал право педагога быть независимым и самостоятельным в выборе стиля общения с его ребенком. Необходимо сплотить родительский коллектив, но в то же время сохранить за каждой семьей право воспитать своё дитя так, как она считает нужным; занять в отношении «своих» родителей партнерскую и в то же самое время педагогическую позицию – т.е. сохранить за собой право если не учить, то советовать. Одной из форм сотрудничества с родителями в начальной школе является классное родительское собрание.
Советы классному руководителю по проведению собрания
Перед началом собрания лучше "оставить за дверью" плохое настроение.
Отвести на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.
Самый приятный звук для человека - его имя. Положить перед собой список с именами и отчествами родителей.
Перед началом родительского собрания объявить вопросы, которые планируется обсудить.
Не забыть "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
Предупредить родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
Поблагодарить всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).
Дать понять родителям, что хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
В личной беседе оценивать успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
Довести до родителей мысль, что "плохой ученик" не означает "плохой человек".
Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит
Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.
Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
Давать негативную оценку всему классу.
Переоценивать значение отдельных предметов.
Избирать для общения назидательный тон.
№
Тематика родительских собраний на 2014 - 2015 учебный год
дата
1.
Добро пожаловать в 3 класс! ( собрание – встреча). Образовательно – развивающие и воспитательные задачи обучения в 3 классе.
сентябрь
2.
Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем (круглый стол).
октябрь
3.
Как повысить самооценку младшего школьника и почему это важно.
декабрь
4.
Гиперактивный ребёнок: что с ним делать
( обмен мнениями и опытом).
март
5.
Подведение итогов учебно-воспитательного процесса за учебный год. Планы на лето.
Способные, но нетрудолюбивые: Нечаева Полина, Рязанцева Елизавета
Формирование учебной мотивации. Развитие общеучебных навыков.
Сотрудничество с учителями –предметниками, изучение учебных достижений обучающихся по каждому предмету . Беседы, работа с родителями, поддержка в успехах, привлечение к проведению классных часов.
Поддерживание связи с родителями.
Способные, но неусидчивые:
Козырьков Кирилл, Миндибаев Вячеслав.
Постоянный контроль, беседы, опора на родителей.
Контроль посещаемости обучающимися учебных занятий, кружков и других форм учебной деятельности.
Индивидуальная работа с обучающимися и родителями по предупреждению неуспеваемости и деструктивного поведения обучающихся.
Развитие общеучебных навыков. Постоянная поддержка. Закрепление
«сильных» детей за «слабыми», организация взаимопомощи в учебе.
Организация посильной помощи слабым учащимся, проведение с учащимися дополнительных занятий, уделить внимания работе с памятками, карточками, тестами. Индивидуальный подход.
По отношению к общественной жизни
Очень активные: Ерчева Ксения, Хасанова Зарина.
Пассивные, не желающие принимать участие в общественной жизни: Агаркова Ангелина, Музаев Рудик, Лемесева Дарья.
Формирование качеств лидера, воспитание чувства долга и ответственности. Развитие творческих способностей.
Формирование активной жизненной позиции. Привлечение к жизни коллектива.
Привлечение к организации общественных дел в классе. Помощь в организации дел. Сотрудничество и сотворчество.
Постараться найти дело по душе. Постоянная поддержка и поощрение.
Организация и привлечение обучающихся к активному участию в общешкольных мероприятиях.
Воспитание через выполнение посильных поручений.
По отношению к морально-этическим проблемам
Пономарёва Катя, Миндибаев Слава.
Определение проблемы. Выработка задач.
Осуществление индивидуального подхода, постоянный контакт с родителями. Поддержка в классном коллективе.
Работа с трудными детьми
Самая сложная задача учителя и родителя - найти ключик к пониманию «трудного» ребенка. Тот ключик, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение.
При разработке стратегии работы с такими детьми учителям и родителям, необходимо понимать, что за любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение одного ребенка в школе может быть вызвано стремлением к доминированию, развитием лидерских качеств, у другого - компенсацией повышенной тревожности. Соответственно, воспитательная стратегия в каждом случае будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения ребенка. Таким образом, педагогам и родителям необходимо выяснить мотивы поведения «трудного» ребенка, т.е. понять его. Это этап понимания проблемы этап выяснения причинно-следственной связи поведения «трудного» школьника.
Следующий этап воспитательной стратегии заключается в рефлексии взрослыми своего отношения к «трудному» ребенку. В течение жизни у нас вырабатываются определенные стереотипы отношений к «трудным» детям, набор типичных для нас реакций на то или иное негативное поведение школьника. Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением детей, мы испытываем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение и др., которые парализуют творческий подход к выбору нестандартных стратегий нашего поведения. Такие эмоциональные реакции на негативное поведение детей являются естественными и нормальными для педагогов и родителей и вряд ли демонстрируемое школьниками поведение должно вызывать бурю восторга. Очень важно осознавать свои чувства и не позволять им оставлять нас в плену инерции стереотипов. Умение педагога и родителя увидеть себя глазами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам - вот шаги, позволяющие принять «трудного» школьника таким, какой он есть. Это важный этап эмоционального наполнения, «очеловечивания» воспитательной стратегии к «трудному» школьнику.
Третий этап - этап применения воспитательных воздействий к «трудному» школьнику - будет иметь положительные результаты только при условии успешной реализации первых двух. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения с нами и зерна воспитания лягут на благодатную почву, только тогда ребенок пожелает изменить свое негативное поведение.
Итак, ПОНЯТЬ, ПРИНЯТЬ, ПОМОЧЬ - основа психолого-педагогического подхода к «трудному» ребенку.
Рекомендации :
Определить сферу интересов ребенка, создать условия для совместной деятельности с одноклассниками в пределах сферы его интересов.
Определить обязанности ребенка в классе, следить за их выполнением.
Создать ребенку ситуацию школьной успешности. Постараться, чтобы он поверил в свои силы.
Остановлюсь на организации ситуации успеха. Создавая ситуацию успеха, мы даем возможность ученику пережить состояние радости, удовлетворения от результатов его деятельности.
Я приведу несколько примеров из моей практики. Повторять одну и ту же ситуацию можно часто, можно несколько раз, но с каким-то временным интервалом, а что-то можно применить единожды.
Я использую так называемое « эмоциональное поглаживание ». Часто произношу слова: «хорошо», «отлично», «молодец», «умница». В конце концов ребенок поверит учителю и станет принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку. Да, я «молодец», да, я «умница». Я заслужил эти слова, и все время буду доказывать, что я «молодец»!
Надо не забывать постоянно, хвалить за любую мелочь. Вот несколько вариантов сказать ученику: «Ты молодец!».
Это достижение! Я ценю то, что ты сделал!
Да ты умничка!
Ты очень постарался!
Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!
Благодарю за работу!
Горжусь тобой!
Ты меня порадовал!
Уже намного лучше!
Грандиозно!
Поздравляю, молодец!
Можно проавансировать успешность результата, сказав:
- У тебя обязательно получится…
- Я даже не сомневаюсь в успешном результате.
Надо высоко оценивать детали, а не результат в целом:
- Больше всего мне понравилось …
- Наивысшей похвалы заслуживает ...
Проведённая работа по устранению причин отклоняющего поведения
Ф.И.
Негативные проявления
Проведённая работа
Результаты
Миндибаев Вячеслав
Обманывает мать, скрывает оценки, гуляет после школы.
Индивидуальная беседа с матерью, выяснение причин плохого поведения.