I. Оргмомент. II. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы. III. Выдвижение версий. IV. Актуализация имеющихся знаний. V.Составление плана решения учебной проблемы. VI. Поиск решения проблемы, открытие нового знания. VII. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике. IX. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка. | Ребята, сегодня мы будем приветствовать друг друга необычным образом, без слов: Я улыбаюсь вам, а вы улыбаетесь мне и друг другу и дарите хорошее настроение и красоту этого дня. 1.Побуждающий диалог - постановка проблемы. На доске неоформленный человечек из цветной бумаги (по типу смайлика) - Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему? - Что же мы сегодня будем «открывать»? - Что необычного заметили у схемы-человечка? -Ребята, этим знаком человечек хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. Какой у вас возникает вопрос? -Чем новый звук отличается от других звуков? Вот это нам предстоит сегодня открыть? 2. Проведение звуковой разминки. - Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки. -Вспомните, какой звук издаёт змея? -Как шумит чайник при кипении? - Как шуршат осенние листья под ногами? -А с какого звука начинаются названия этих картинок? (Обращает внимание на серию картинок) -А теперь давайте пошуршим все вместе: Ш-ш-ш 3. Подведение к формулированию темы. - Растёт ли такой звук в нашем «дереве букв»? (На доске висит «Дерево букв») - Сформулируйте тему нашего урока - Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться? -В какой стороне (гласных или согласных) будет располагаться этот звук? -Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков? - Тогда давайте решать эту проблему. 1. Побуждающий диалог. - Нам нужно всё узнать про этот звук. Раз он согласный, что мы можем про него узнать? -Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? -Какой он, звонкий или глухой? Даёт в руку человечку значок с перечёркнутым колокольчиком. -Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким? -Сначала определите, какое место занимает этот звук в словах? Физминутка. Под ногами листопад, Листья желтые лежат, Листья жёлтые летят, А под листьями шуршат Шурш, шуршиха и шуршонок- Папа, мама и листёнок 1. Предлагает взять картинки с изображением шара, машины, малыша. 2. Руководство групповой работой. - Составьте звуковые схемы этих слов. - Ответственные дети в группах дайте характеристику нового звука. - Какое слово повторялось в характеристике нового звука? «Обувает на одну ногу человечка синий башмачок. 3. Побуждающий диалог. - Может быть, в других словах этот звук произносится мягко? Послушайте стихотворение, а самые внимательные запомнят все слова со звуком [ш] и послушают, как он произносится, твёрдо или мягко? -Назовите слова с новым звуком. Какой он? 4. Подведение к формулированию вывода. - Сделайте вывод: может ли звук [ш] быть мягким? Обувает второй синий башмачок. - Посмотрите на схему нашего звука, сравните с другими и скажите, чем же отличается новый звук от других звуков нашего «дерева»? 5.Знакомство с буквой. - А какой значок нам поможет увидеть звук [ш]? - Что напоминает вам эта буква? Ах, табуретка хороша! Перевернул – и буква Ш. Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл - На какой стороне дерева мы разместим нашу новую букву на «дереве букв»? -Решили мы с вами первую задачу? 1. Анализ с учащимися написания строчной буквы ш. - Почему в букваре в левом уголке написано две буквы ш? -Наша задача – научиться писать строчную букву ш. Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы? -Я напишу эту букву под счёт: раз-и, два-и, три-и. 2. Пальчиковая гамнастика. -Возьмите карандаш. Пишем все вместе под счёт. Приготовились: раз-и… 3. Обведение буквы ш в словах. - Прочитайте и обведите зелёным цветом в словах только букву ш. -Давайте все вместе прочтём слоги на доске. - У кого были затруднения? Какие? - Дайте оценку своей работе на уроке. - Нарисуйте эту оценку в своих тетрадях. | Приветствие, самоорганизация Садятся девочки. Садятся мальчики. 1.Диалог с педагогом. - Урок «открытия» новых знаний, так как у человечка нет лица, значит мы с ним не знакомы. Нет на нём и буквы-подсказки. - Новый звук и новую букву. - Восклицательный знак. 2.Проговаривание звуков. -Ш-ш-ш 3.Формулирование темы. - Нет. - Звук [ш], буква ш. - Узнать всё про новый звук, новую букву. Научиться писать новую строчную букву ш. Научиться читать слоги и слова с буквой ш - В районе согласных. Выдвигают версии. 1.Диалог с педагогом. - Мягкий он или твёрдый, звонкий или глухой? - Он глухой. - Послушать, как он звучит в словах. 1. Определение места звука в словах, работа в группах. 1 группа выбирает картинки с предметами, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова. 2 группа – в названии которых этот звук стоит в конце слова. 3 группа – в середине слова. 2. Работа в группах, индивидуальная работа. Составляют звуковые схемы выбранных слов. «шишка». Ответственные дети характеризуют новый звук -Звук [ш] – твёрдый. -Твёрдый. 3.Прослушивание стихотворения Слушают стихотворение: Нашей Маше дали кашу. Маше каша надоела, Маша кашу не доела, Маша, кашу доедай, Маме не надоедай! Шуба, шапка, шляпа, шар и др. - Звук [ш] всегда твёрдый. -Буква Ш. Предположения учащихся. - В районе согласных и глухих. 1. Анализ строчной буквы ш. -Потому что одна –заглавная, другая – строчная. -Из коротких и длинной палочек. Пишут на ладони. Выполняют пальчиковую гимнастику. Пишут в тетради. - Читают слоги хором и индивидуально. Рассказывают о своих затруднениях. Рисуют смайликов. |