Конспект логопедического занятия в 1 классе
Авраменко И.Н.,
учитель-логопед
ГУ СШ № 20
Тема: Звук и буква с.
Цели:
Образовательные: Уточнение артикуляции и звучания звука [с]. Закрепить правильное произношение звука [с] в слогах, словах, соотнесение звука и буквы. Развитие звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка деления слов на слоги. Активизировать и обогащать словарь по теме «Фрукты, ягоды». Развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных.
Коррекционные: развитие фонематического слуха, зрительного внимания, памяти, артикуляционной, тонкой, общей моторики.
Воспитательные: воспитание познавательного интереса к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов, умения работать в группе.
Оборудование: Зеркала, предметные картинки, карточка с буквой, картинка-символ «Насос», индивидуальные карточки, карандаши, фишки красного, синего, зеленого цвета, мяч.
Ход занятия:
1. ППН
- Сядет тот, кого я назову.
- Наши глазки … (внимательно смотрят), наши ушки …(внимательно слушают), наши руки нам …(не мешают), а…(помогают).
2. Пальчиковая гимнастика «Домик».
Раз, два, три, четыре, пять-
Вышли пальчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять-
В домик спрятались опять.
3. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о Весёлом Язычке»
- Чтобы чисто говорить, надо с язычком дружить. Будем с ним сейчас играть, упражнения выполнять: «Часики», «Заборчик», «Окошко», «Лопатка», «Иголочка», «Лошадка».
II. Основная часть.
1. Введение в тему занятия.
- Воздух выходит из насоса и свистит: «ссс...»
- Какой звук мы слышим? (Звук [с].)
Дети по очереди, а затем все вместе, подражая действию насоса, накачивают мячик, длительно произнося звук с. (Резкое отрывистое произнесение звука вслед за логопедом).
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы продолжим знакомиться со звуком [с].
3. Уточнение артикуляции [с].
- В каком положении губы, язык?
Характеристика звука [с] – согласный, глухой, твёрдый.
4. Игра «Кто самый внимательный?»
- Хлопните в ладоши, когда услышите звук [с].
с, с, н, а, в, з, ж, с, у, д, с, с.
са, мо, су, лы, ар, ос, ус, по, сы, жа, со
сумка, кот, сапоги, бусы, лыжи, нос
5. Автоматизация звука [с] в слогах.
Игра «Песенка Сороки».
- Сорока учит всех в лесу говорить правильно звук [с]. Для этого она придумала интересную игру. Давайте с ней поиграем. Повторяйте слоги-песенки сороки. Постарайтесь не ошибаться. Произнесите звук [с] отчетливо.
6. Автоматизация звука [с] в словах.
Работа по карточкам.
- Помогите мальчику назвать картинки и обвести их, в названии которых есть звук [с]
(сапоги, стул, часы, кукла, кубики)
7. Соотнесение звука и буквы.
- На что похожа буква С?
Села мышка в уголок.
Съела бублика кусок.
Полумесяц в небе тёмном
Буквой «С» повис над домом.
- Построим из пальцев букву «С». ( Из большого и указательного пальцев левой руки.)
8. Упражнение «Найди букву»
- Найдите букву С,с в каждом ряду. Обведите карандашом букву С,с.
С-? С А У С О С А О С У
с-? с м о у с а с о у с
9. Упражнение «Обведи букву».
- Обведите пальчиком букву С. Напишите букву по пунктиру.
Прописывание в тетради.
10. Упражнение «Волшебная дорожка».
- Помогите Коту в сапогах дойти до замка. Для этого прочитайте слоги и слова на камнях дорожки.
11. Физминутка
Левой ручкой по плечу
Правой ручкой – покручу.
На носочки и на пятки,
Вот и кончилась зарядка.
12. Игра «Четвертый лишний»
Абрикос, слива, ананас, смородина.
13. Игра «Составь слово» (СОК)
(сумка, осы, кошка)
14. Игра «Какой сок приготовил Буратино?»
- Буратино угощал своих друзей соком из абрикосов, ананаса, сливы и смородины. Помогите назвать, какие соки у него получились.
Сок из абрикосов – абрикосовый
Из ананаса – ананасовый.
Из смородины – смородиновый.
Из сливы – сливовый.
- Какой звук мы слышим в словах? (Звук [с].)
15. Звуковой анализ слова сок.
- Возьмите, пожалуйста, знакомые вам цветовые символы звуков (фишки красного, зеленого и синего цвета) и выложите на парте слово сок.
16. Игра «Веселый поезд»
- Помогите пассажирам отправиться в путешествие на веселом поезде. Назовите каждого пассажира, выделяя звук [с]. Прохлопайте в ладоши количество слогов в каждом слове, и вы узнаете, кто в каком вагоне поедет. Проведите линию-дорожку от каждого пассажира
к его вагончику.
III. Итог занятия.
- С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Звук [с] гласный или согласный?