Конспект логопедического занятия
Авраменко И.Н., учитель-логопед
Тема: Дифференциация ч-щ.
Цели:
Образовательные: Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв Ч-Щ в устной и письменной речи. Развитие навыков фонематического анализа слов со звуками [ч], [щ]. Расширять словарный запас. Совершенствование навыков словообразования.
Коррекционные: Развитие фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, общей моторики, пространственной ориентировки.
Воспитательные: Воспитание умения работать в коллективе, уважения друг к другу, взаимопомощи, самостоятельности, аккуратности на письме.
Оборудование: Зеркала, предметные картинки, буквы, слоговая таблица, карточки, цветные карандаши, мяч.
Ход занятия:
1. ППН
-Сядет тот, кто составит предложение и назовет в нем количество слов.
2. Введение в тему занятия.
Загадки:
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бъем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)
- Назовите первый звук в слове «часы».
Этот зверь, увидев кошку,
Громко лает у окошка.
Вечно крутится у ног
Рыжий в пятнышках (Щенок)
- Назовите первый звук в слове «щенок».
3. Сообщение темы занятия.
- Как вы, наверное, догадались, сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [ч], [щ] и буквы Ч-Щ.
- Откройте тетради, запишите число и тему занятия.
4. Сравнение артикуляции звуков [ч], [щ].
Характеристика звуков: [ч] – согласный, глухой, мягкий.
[щ] – согласный, глухой, мягкий.
5. Соотнесение звука и буквы.
- Какой буквой на письме обозначается звук [ч], [щ]?
6. Работа по карточкам.
а) - Подумайте, сколько здесь букв Ч и Щ:
б) - Подчеркните букву Ч в ряду букв:
- Подчеркните букву Щ в ряду букв:
7. Игра «Кто самый внимательный?» (Буквы)
- Я вам буду произносить слова, а вы, если услышите звуки [ч], [щ], поднимите соответствующую букву: печенье, гречка, щит, ручеек, силач, песочек, ручка, чемодан, ящик, ящерица, овечка, синичка, щель, щепка, печка, хищник.
8. Дифференциация в слогах.
а) Игра «Эхо». Игра с мячом.
- Повтори слоги:
ча - ща, ща - ча, ча - ща -ча, ща - ча - ща, ча - ща - ча,
чу - щу - щу - чу, щи - чи - чи - щи.
б) Слоговая таблица.
9. Дифференциация в словах.
Работа по карточкам.
а) Подчеркните картинки, в названии которых слышится звук Ч, зачеркните картинки, в названии которых слышится звук Щ.
10. Прочитай слова с буквой Ч, затем с буквой Щ:
Щит, ночь, овощи, дочка, щебетать, водичка, щегол, плащ, Галочка, прищемить, рукавичка, лещ, речка, угощение, лучик, ущелье, дочка, защита.
11. Физ. пауза.
Глазодвигательные упражнения.
- Посмотреть на потолок, на пол, вдаль (в окно), на пальцы руки.
12. Дифференциация Ч-Щ на письме.
а) Вставить букву Ч зеленым цветом, Щ - синим. Записывая, проговаривай слова вслух по слогам.
...ука, ...ашка, ...ай, ...едрый, ...ужой, ...емодан, ...ерепаха, пло...адь, па...ка, бор..., колю...ка, бо...ка, ...авель, ве...ь, ...асы, клю..., мя...ик, за...еркнуть, ...ипцы, свер...ок, ово...и, кула...ок, тре...ать.
б) Прочитайте слова. Запишите в три столбика: слова с буквой Ч, с буквой Щ, с буквами Ч и Щ в одном слове. Ч пишите зеленым цветом, Щ - синим.
Час, щавель, щука, чисто, клещи, чаща, щелчок, щечка, щеточка, дощечка, ящичек, щенок, вращать, чище, часовщик, щекочущий, голенище, угощение.
13. Дифференциация в предложениях.
- Подчеркнуть букву Ч зеленым цветом, Щ - синим.
Мальчики взяли удочки и пошли на речку. С ними был щенок Черныш. Дорога шла через рощу. В чаще они увидели ящерицу. Ящерица быстро исчезла в щели между веточек. Черныш помчался за ней и пытался вытащить ее. Но у него ничего не получилось.
14. Итог занятия.
- Какие звуки и буквы мы сравнивали сегодня на занятии?