Путешествие в историю денег. Долго маялись наши предки, пока не сообразили: надо выбрать из товаров какой-то один и сравнить его с ценностью других. Такой товар деньгами как таковыми не был, но роль их до поры до времени выполнял успешно. В разные времена и у разных людей деньги выглядели и назывались по-разному. Например самые первые русские деньги ходили на четырёх ногах, мычали и блеяли. Кстати, домашние животные выполняли роль денег у многих народов. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство хозяина. Древние римляне произносили слово «головы» как «капитал». От сюда потом и произошло понятие «капитал», что означало «главное имущество». Вот некоторые предметы, которые использовались в качестве денег в разные времена у разных народов: рыба, меха, жемчужины, коровьи черепа, нанизанные на шнур, клыки и хвосты свиней, зубы собак, кенгуру и дельфинов, бруски соли, железные прутья и так далее. В нашей стране первоначальной денежной единицей была гривна - серебряный слиток определённого веса. Гривну можно было рубить на четыре части, отсюда и название- рубль. Когда товар стоил дешевле, рубль разрубали пополам - получались две полтины. Кроме того, рубль можно было резать на пятьдесят резаней. Название копейка появилось в связи с тем, что на серебряной монете Московского княжества с одной стороны был изображён святой Георгий на коне и с копьём в руке, от которого и пошло название монеты. Её прировняли к рублю в соотношении 100:1. Само же название «деньги» произошло от слова «деньга». Это серебряная монета, которую начали чеканить в годы правления Дм. Донского. Но с появлением металлических денег проблемы всё-таки не исчезли. Пример: когда императрица Елизавета Петровна пожаловала М. В. Ломоносову примерно 2000 рублей, премию выплатили медными монетами. Она потянула на три с лишним тонны. Бумажные деньги были изобретены в Китае в VIII веке. А в России бумажные деньги появились в 1769 году. Их название «ассигнации» происходит от латинского слова «ассигнацио»- «назначение» (в смысле назначать, водить в обращение). Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II. Её портрет украшал 100-рублёвую купюру, ласково называемую «катенькой». Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог, или телефона. Никакие машины не могут выполнять так много работы и сберечь столько человеческих сил как деньги. Но в то же время деньги вызывают ожесточённую борьбу за обладание ими, причём борьбу злую и беспощадную. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя принесла жажда денег. В старину поговаривали, что деньги изобрёл дьявол. Миф о деньгах, как о порождении сатаны - пожалуй, единственный в мировой истории миф, создавшийся усилиями людей простых и самых просвещённых. Вот такой парадокс: с одной стороны, деньги - великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны, это- зло, от которого надо избавляться. Получается, что мы деньги просто слишком любим и в то же время слишком ненавидим, мы деньги слишком боимся, в чём же причина такого порой суеверного страха перед деньгами? «Даже любовь не свела с ума столько людей, сколько мудрствования о сущности денег,»- заметил премьер-министр Великобритании Уильям Гладстон. Ещё один парадокс, в котором кроется причина упрямого непонимания феномена денег: деньги созданы человеком, однако ведут себя подчас, как стихия, причём опасная. Предпринимателям известно - когда дело касается денег, невозможно учесть все случайности. Поэтому и говорят о том, что деньги надо чувствовать. Западный человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства, и учёба продолжается всю жизнь. Папа- миллионер, а сын стоит у конвейера и заворачивает гамбургеры, или ремонтирует машины, или торгует газетами, зарабатывая себе на каникулы. Это не жестокость, не жадность, а норма жизни. На западе деньги - воспитательное средство. Маргарет Тетчер в детстве всё свободное время простояла за прилавком, но игрушек и обновок почти не видела. Просто её отец считал, что всего она должна добиться самостоятельно. В 90-е годы 19 столетия электрическая компания в Детройте приняла на службу молодого механика с жалкой оплатой в $11 в неделю. Он работал по 10 часов день, а вечером уединялся в старом сарайчике. Соседи называли его чокнутым. После трёх лет упорного труда этот парень выехал из сарайчика в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. А парня звали Генри Форд. В нашей стране ситуация несколько иная. Много лет у нас говорили о том, что деньги - зло. Сегодняшнее же мнение - что деньги - самое главное в жизни, что за деньги можно купить всё. А самое печальное то, что люди, считающие деньги способными сделать всё, сами готовы сделать всё за деньги. Любимый разговор наших сограждан - денежные дела, трудности семейного быта, возможности заработка. Хоть мы и переживаем непростое время и жалобы на бедность понять можно, но идея недостатка денег настолько захватывает человека, что мешает сосредоточиться на плодотворной деятельности. Человек так привыкает быть бедным, что даже если ему удаётся разбогатеть, то он либо быстренько избавляется от богатства, либо просто продолжает считать себя бедным. Нужно всегда помнить о том, что фиксируясь на неудачах, мы семи закрываем себе дорогу наверх. Кто-то сказал, что если сегодня с утра раздать всем людям по 100 рублей, то уже к обеду окажется, что у одних денег больше ста рублей, а у других - меньше. Если бы знать заранее в число кого ты попадёшь… Попробуйте определить, можете ли вы подружиться с деньгами. Деньги: цель или средство Многие богачи говорят, что деньги для них - не цель, а средство для самоутверждения, для проявления своих способностей. Как правило, эти люди живут скромно, не балуют детей, жертвуют огромные суммы на религию, образование, помощь бедным. В Америке дети миллионеров не гнушаются стоять за прилавком, ремонтировать машины, торговать газетами. Это не жестокость, не жадность, а норма жизни, признак культуры в обращении с деньгами. В западных странах человек учится обращаться с деньгами с раннего Детства: учится скромности, выдержке, самоограничению. Вот, например, история жизни самого богатого человека Америки Джона Рокфеллера, который родился в бедной семье . Он начал свой бизнес в раннем детстве: покупал фунт конфет, делил его на маленькие кучки и с наценкой продавал собственным сестрам, ловил диких индюшат и выкармливал для продажи. Вырученные деньги будущий миллиардер складывал в копилку - потом давал в долг отцу под разумный процент. Получив образование, Рокфеллер с трудом устраивается на работу помощником бухгалтера. он не пьет (даже кофе!), не курит, не ходит на танцы и в театр. Всего себя он подчиняет одной цели - обязательно разбогатеть . Он женился на подруге детства, когда стал очень богатым человеком. Но свадьба была скромной, и дом для семьи Рокфеллер снял по дешевке. На слуг он тоже не тратился. Все подчиненные боялись Рокфеллера как огня, хотя он был очень выдержанным человеком и никогда не повышал голоса. Рассказывают, как однажды к нему ворвался взбешенный клиент и полчаса орал без перерыва. Все это время Рокфеллер сидел, уткнувшись в стол, а когда толстяк выдохся, хозяин поднял на него глаза и тихо сказал: «Простите, пожалуйста, я не уловил, о чем вы говорили. Нельзя ли повторить?» Скоро Рокфеллер вошел в двадцатку самых могущественных людей страны, был признан самым богатым человеком в мире. Но детей своих он воспитывал очень строго: заставлял колоть дрова, работать в огороде, помогать по дому. Его дети получали по одному кусочку сыра в день, а по воскресеньям не читали ничего, кроме Библии. Компанию Росфеллера «Стандарт Ойл» называли «величайшей, мудрейшей и самой НЕЧЕСТНОЙ из всех». Богатство Рокфеллера строилось на спекуляциях, аферах и приводило к разорению множества конкурентов. Джон Рокфеллер помог основать Чикагский университет, учреждал стипендии, выплачивал пенсии. Порой он вздыхал: «Богатство - или великое благословение, или проклятие». Проблемный вопрос: «Кого считать бедным?» Вы услышали рассказ о выдающемся предпринимателе Джоне Рокфеллере. Наблюдая за финансовым возвышением Рокфеллера, американский писатель Марк Твен сказал: «Бедность человека определяется не отсутствием у него денег, а его потребностью в них. Каждый раз, когда я вижу господина Рокфеллера, моя рука тянется к карману подать ему 15 центов». Самый богатый человек мира - и почему-то Марк Твен хочет подать ему 15 центов. Не кажется ли вам это странным? Примерные ответы детей: - Может быть, писатель имел в виду, что Рокфеллер нищий духовно? - Раз человек так напрягается, значит, чего-то ему не хватает. Наверное, это имел в виду писатель. - Может, он был жадный, жалел на себя денег, ходил в плохой одежде? - Наверное, писатель знал, как строго Рокфеллер относится к своим детям, жалеет на них денег. А согласны ли вы с самой фразой, что бедность - это не отсутствие денег, а потребность в них? Кого тогда называть бедным? Примерные ответы детей: - Жадные все время хотят еще денег, значит, они бедные. - Бедными можно назвать тех, кому, кроме денег, ничего не надо. - Тогда получается: бедные - это миллионеры и миллиардеры, потому что им нужно все больше и больше денег. «Чего нельзя купить за деньги» Есть такие вещи на земле, которые ни за какие деньги не купишь. Представьте, что мы попали на ярмарку, где продается все на свете. Но вы замечаете только то, чего нельзя купить ни за какие деньги. Например, я говорю: «За деньги можно купить кровать», а вы замечаете: «Но не сон». Понятно? Продолжим. (Учитель читает начало предложений, дети заканчивают фразы, можно хором.) - За деньги можно купить часы... (но не время). - За деньги можно купить книгу... (но не мудрость). - За деньги можно купить телохранителя... (но не друга). - За деньги можно купить еду... (но не аппетит). - За деньги можно купить дом... (но не семью). - За деньги можно купить положение в обществе... (но не уважение людей). - За деньги можно купить лекарство... (но нездоровье). - За деньги можно купить поцелуй... (но нелюбовь). - За деньги можно купить развлечения... (но не счастье). - За деньги можно купить икону... (но не веру). - За деньги можно купить целый континент... (но не Родину). - За деньги можно купить орден... (но не подвиг, не честь). - За деньги можно купить клоунов... (но нехорошее настроение). Как видим, не все на свете продается и покупается. А богатству миллиардеров не стоит завидовать. По словам одного французского писателя, «они приобрели его такой ценой, которая нам не по кар- Ману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого!». Воспитывающие ситуации по теме «Дети и деньги» Российские дети тоже учатся культуре обращения с деньгами. Предлагаю вам оценить, насколько успешно это у них получае Ситуация № 1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилетний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате ребенок дополнительно разжился небольшой суммой денег. Но... Ситуация №2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказались, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска. Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего брата - первоклассника Мишку и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги. Ставка - 200 рублей. Естественно, Мишка проиграл. Но... Ситуация № 3. Родители наняли восьмикласснику Диме репетитора по английскому языку. Плату учителю за уроки передавали с мальчиком. Через несколько месяцев сынок уже блистал на уроках английского, но почему-то сильно не высыпался. Оказалось, что репетитора он давно бросил, учит язык самостоятельно по ночам, а деньги отдает под проценты своим одноклассникам. Сейчас он весьма преуспевающий предприниматель. Но.. Дилемма: деньги - зло или благо? Вот и пришло время решить эту дилемму: деньги - зло или благо? Какие будут соображения? Примерные выступления детей: - Нельзя сказать однозначно. Для кого-то - зло, для кого-то - благо, все зависит от человека. - Конечно, благо: без них не будет ни промышленности, ни сельского хозяйства, ни культуры, ни образования. - Скорее, зло - деньги разделяют людей. - Все зависит от человека: одного деньги испортят, другой без денег испортится. Дилемма, которую мы пытались решить, давно стоит перед мировой философией. И однозначного решения тут действительно быть не может. Сами по себе деньги - это всего лишь бумажки, а добро или зло они несут - зависит от отношения человека к деньгам. Осторожно - деньги! Составление правил обращения с деньгами 1. Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога. 2. Зарабатывай честно. 3. Соизмеряй свои «хочу» и «могу». 4. Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно. 5. Старайся не влезать в долги. 6. Не играй в лотереи, азартные игры. Мудрые советы Помните, что культура обращения с деньгами - это часть общей культуры человека. Вам уже сейчас стоит серьезно задуматься, откуда берутся деньги и как разумно ими распоряжаться. В заключение нашего разговора о деньгах несколько мудрых мыслей. Первая цитата - это, конечно же, шутка. Второй мы с вами уже нашли пример. А третья, принадлежащая античному баснописцу Эзопу, не утратила своего значения и в наши дни: «Чтобы не терять голову от денег, нужно иметь разум. |