«Экономическая сфера общества»
Цели:
- Обучающая. Повторить основные понятия раздела. Научить решать практическо-ориентированные задачи по экономике
- Развивающая. Развивать экономическое мышление, коммуникативные способности, умение работать в группах, логически мыслить, самостоятельно делать выводы, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
- Воспитывающая. Воспитывать экономически грамотного и активного современного человека.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Оборудование: доска, ноутбук, телевизор, презентация урока, раздаточный материал, учебник «Обществознание» для 8 класса – автор Кравченко А.И. «Просвещение», 2009г.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя. В течение довольно продолжительного времени мы с вами изучали раздел «Экономическая сфера общества». Сегодня у нас заключительный урок. Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Обучающиеся формулируют название темы, целей и результатов урока).
Учитель. Действительно, сегодня на уроке мы должны проверить, закрепить не только ваши знания по теме «Экономика», но и показать умение применять знания на практике. Поэтому наше итоговое занятие будет состоять из 2 частей – теоретической и практической.
Для начала я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте найти экономические термины.
Мы знакомы с чудной страной,
Не признающей застой и покой.
В этой стране можем деньги вложить,
И производство свое запустить,
В этой стране крепко помни о том,
Можешь всего ты добиться трудом.
Ответы обучающихся.
3. Работа с классом.
-Сегодня на уроки я буду вступать с вами в товарно-денежные отношения. Ваши знания –это товар, моя оценка – это деньги. За краткие ответы я буду расплачиваться зелеными монетами, за развернутые ответы- золотыми. В конце урока произведем полный расчет.
3.1. Работа с понятиями по пройденной теме «Экономика». Блиц-опрос. Предложенные термины:
- экономика, производство, спрос, предложение, рынок, цена, олигополия,
- конкуренция, предпринимательство, товар, услуги, инфляция, налоги,
- бюджет, заработная плата, монополия, труд, производительный и непроизводительный работа, зарплата (сдельная и повременная), безработица.
3.2. «Древо знаний». На “дерево” помещены “листочки”, на обратной стороне которых написаны вопросы. Называется только определенная область знаний, участник не знает точную формулировку вопрос. Ученики должны сорвать “листочки” и быстро объяснить значение термина. За правильный ответ 2 монеты.
1)Экономические системы
А)Признаками данной экономической системы являются: натуральное хозяйство, уравнительное распределение, создание однотипных простых продуктов.
(традиционная экономика)
б)Признаками данной экономической системы являются: государство полностью контролирует экономику, незаинтересованность производителей в качестве товара, использование административных методов к товаропроизводителям.
(командная экономика)
2)Налогообложение
К этому виду налогов относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины. Назовите вид налога.
(косвенные налоги)
3)Государственный бюджет
Перечислите статьи расходов Гос. Бюджета
4) Факторы производства.
- что включает в себя фактор «земля»
- деньги, оборудование, акции – это фактор «капитал»
5.) Основные компоненты экономики. Производство, распределение, обмен, потребление
6) Бизнес. Закон бизнеса…….Купить подешевле-продать подороже.
3.3. Практическая работа “Основы домашней бухгалтерии”.
А теперь переходим к выполнению практической работы. Её цель заключается в том, что вы должны составить бюджет семьи в соответствии с условием задачи. Представить результаты работы. Мы должны определить, насколько рационально используются ресурсы семьи, какие потребности удовлетворяются, а какие нет. Почему важно, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет?
1. Какой состав семьи?
2. Все ли члены семьи приносят доходы?
3. Рационально ли члены семьи тратят деньги?
4. Какой тип бюджета в данной семье?
5. Что бы вы могли посоветовать данной семье?
Возможные резервы экономии в быту. Слайд
3.4 В начале урока мы уже вспоминали понятия «товар» и «услуга». Работа с карточкой. Попробуем определить, где перечислены товары, а где услуги (Перевозка грузов по городу 2) юридическая консультация 3) новая модель компьютера 4) ремонт квартиры 5) пошив платья 6)костюм 7)обучение иностранному языку 8) хлеб 9)видеокассета с фильмом
Взаимопроверка
-А для чего нам нужны товары и услуги? Правильно, для удовлетворения потребностей.
-А как называется любая деятельность по производству или обмену товаров и услуг с целью получения прибыли? (Бизнес).
- А какими качествами должен обладать человек, который занимается бизнесом?
Чтение отрывка из произведения М. Твена «Приключения Тома Сойера».
«Том Сойер должен был по приказу своей тети Полли красить забор. Он очень не хотел это делать и попробовал уговорить сделать за него эту работу негритенка-слугу. Чем только Том его не приманивал, ничего не получилось. Следующим кандидатом в работники был соседский мальчишка, который стал откровенно издеваться над Томом. Ага, попался, наказали тебя. Я иду купаться, а ты будешь заниматься нелюбимой работой. Вот в чем дело –нелюбимая работа. Том понял это и сменил тактику. «Что ты считаешь работой? Я выполняю очень важную работу, разве каждому мальчику доверят белить забор? Соседский мальчишка уже иначе стал смотреть на работу Тома и попросил дать попробовать побелить забор. Чтобы поднять цену, Том стал говорить насколько это ответственно и как качественно надо выполнить задание. В конце концов, он согласился уступить работу за отгрызенное яблоко. Ситуация изменилась, вознаграждение уже предлагали Тому. За соседом-мальчишкой потянулись другие ребята: все хотели белить и предлагали свое вознаграждение. К полудню у него оказалось 12 шариков, обломок гуделки, осколок бутылки, пушка, сделанная из катушек для ниток.»
-Можно ли назвать Тома Сойера предпринимателем? Какие качества личности он проявил в общении со своими друзьями? Можно ли считать полученные Томом предметы деньгами?
-Представьте себе подростка 14-16 лет, каким образом он может иметь свой заработок.
Ответы детей. (Виды работ. Перечислите не менее 3-х)
-Как вы думаете, те виды работ, которые вы перечислили, относятся к высококвалифицированному или малоквалифицированному труду и почему этот труд малоквалифицированный?
Задание
Подходят ли для предпринимателя пословицы: «Работа не волк, в лес не убежит», «Поленился – хлеба лишился», «Под лежачий камень вода не течет»? Своё мнение аргументируйте.
2. Подведение итогов урока. - Как вы думаете, среди всех сфер жизни общества можно ли сказать, что экономика является фундаментом общества, которая влияет на все сферы в жизни общества. Почему?
Выставление оценок.
3. Рефлекия.
1 вариант при наличии времени.
Самоанализ работы на уроке
1) Я могу составить бюджет семьи
а) да б) нет в) затрудняюсь
2) Я усвоил значение экономических понятий ( каких)___________________________________________
3) Я мог бы ответить на некоторые вопросы на уроке, но меня не спросили___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Какую оценку ты бы себе поставил?_______________
5) Понравился ли тебе урок? Да нет не очень
2 вариант при отсутствии времени
А теперь давайте вместе оценим вашу работу на уроке ( раздаются листы для рефлексии ). Для этого вы покажите сердечко определенного цвета:
- красный – мне понравилось на уроке, и я активно работал;
- зеленый – урок был как всегда, и я работал как обычно;
- синий – урок не заинтересовал меня, и я не работал.
Самоанализ повторительно-обобщающего урока по теме
«Экономическая сфера общества»
Урок проводился в 8а классе января 2015 года.
В ходе вступительной беседы с обучающимися совместно с учителем были поставлены следующие цели для данного типа урока:
- Обучающая. Повторить основные понятия раздела. Научить решать практическо-ориентированные задачи по экономике
- Развивающая. Развивать экономическое мышление, коммуникативные способности, умение работать в группах, логически мыслить, самостоятельно делать выводы, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
- Воспитывающая. Воспитывать экономически грамотного и активного современного человека.
В начале урока для актуализации первичного опыта был использован прием «Словарная работа». Учащиеся давали определения тем понятиям, которые встречались в процессе изучения раздела «Экономическая сфера». В ходе проверки обучающиеся продемонстрировали хорошее знание понятий раздела, затруднений выявлено не было.
В следующем задании, которое называлось «Древо знаний», была дана только область знаний, участник, выходя к доске, не знал точную формулировку вопроса. Были представлены следующие темы: экономические системы, налогообложение, Государственный бюджет, факторы производства, основные компоненты экономики, основной закон бизнеса. Затруднение вызвали признаки экономических систем, основные компоненты экономики, которые были сформулированы с помощью класса.
Основной частью урока было выполнение практической работы “Основы домашней бухгалтерии”. Обучающиеся заранее были разделены на 3 группы.
Цель работы заключалась в том, чтобы составить бюджет семьи в соответствии с заданным условием задачи. Определить, насколько рационально используются ресурсы семьи, какие потребности удовлетворяются, а какие нет. Почему важно, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет? По окончании расчетов представители группы докладывали результаты работы группы. На выполнение задания предварительно отводилось 15 минут, но обучающиеся не смогли быстро справиться с заданием.
Индивидуальная работа по карточке с последующей взаимопроверкой была выполнена быстро и правильно почти всеми обучающимися (процент правильного выполнения работы составил 95%).
В заключительной части урока была проведена беседа по отрывку из произведения М. Твена «Приключение Тома Сойера».
-Можно ли назвать Тома Сойера предпринимателем? Какие качества личности он проявил в общении со своими друзьями? Можно ли считать полученные Томом предметы деньгами?
-Представьте себе подростка 14-16 лет, каким образом он может иметь свой заработок.
(Виды работ. Перечислите не менее 3-х)
-Как вы думаете, те виды работ, которые вы перечислили, относятся к высококвалифицированному или малоквалифицированному труду и почему этот труд малоквалифицированный?
При подведении итогов урока был сформулирован вывод о том, что среди всех сфер жизни общества экономика является тем фундаментом, которая влияет на все сферы жизни общества.
В конце урока планировалось проведение рефлексии. Вследствие нехватки времени рефлексия и оценивание ответов обучающихся были проведены со звонком, что считаю недостатком в организации урока.
Отобранный материал соответствовал требованиям образовательной программы, носил ярко выраженный воспитательный потенциал, соответствовал целям, задачам урока. В процессе урока мне удалось сформировать комплексное представление обучающихся об экономической сфере общества.
Психологический настрой урока был положительный, активность обучающихся на уроке высокая. Мне удалось построить урок с учетом психологических и возрастных особенностей восьмиклассников и добиться положительного результата. Считаю, что цели, поставленные в начале урока были достигнуты.
Учитель Дородницына Л.Н.