Цели и задачи:
Образовательные:
Воспитание в учащихся мужества и ответственности перед родиной и близкими людьми, готовности прийти в любой момент, в любое время на помощь, рискуя собственной жизнью.
Развивающие:
развивать умение делать самостоятельные выводы в сложной жизненной и чрезвычайных ситуациях, умение принимать быстрое и правильное решение, развивать внимание, умение концентрировать внимание.
Воспитательные:
воспитание чувства ответственности и серьезного отношения к порученному делу;
способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата в коллективе;
воспитывать дисциплинированность учащихся;
развитие интереса к предмету;
воспитать чувства патриотизма и любви к родине, близким людям;
воспитание понимания необходимости регулярного занятия спортом. Объяснение учащимся о роли, значении занятий борьбой «Курэш» в духовном и физическом развитии человека.
Тип урока: Урок мужества.
Форма проведения урока: урок-встреча с элементами дискуссии.
Оборудование: Видеопроектор, компьютерное оборудование, экран, презентация, портрет Ю.Фучика, видеосюжеты с краевых и Всероссийских соревнований, с районных, краевых и Всероссийских сабантуев по борьбе «Корэш», где выступают учащиеся-юноши Енапаевской школы и мужчины с.Енапаево, видеосюжет из метро Уралмаш г. Екатеринбурга.
Ход урока:
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся на урок
II. Определение темы урока
(на доске написано стихотворение)
Мужество – это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится.
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.
Учитель:
- Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?
(ответ учащихся)
Учитель:
- Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным?
(ответ учащихся)
III .
Учитель:
- Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Эпиграфом нашему уроку будут слова Юлиуса Фучика, литературного и театрального критика, публициста, активиста чехословацкой компартии. писателя, журналиста, национального героя ЧССР. Он был казнён фашистами и перед казнью написал "Репортаж с петлёй на шее".
Герой — это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.
Юлиус Фучик
Назовите, пожалуйста, события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.
Учащиеся:
- во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и Чечне.
Учитель:
-Есть ли место героизму в наше время?
(ответ учащихся)
Учитель:
- Да, ребята, вы совершенно правы, героизму всегда есть место в жизни, и не только в военное время, но и в совершенно мирное время. героями не рождаются – героями становятся. Мы часто слышим и смотрим в новостях, когда в нашей обыденной жизни героями становятся совершенно маленькие дети, которые не сробели и не испугались смерти, спасая людей в чрезвычайных ситуациях во время пожаров, случайных утоплений людей на водоемах и т.д.
Учитель:
-Так же получилось несчастный случай на пути екатеринбургского метро, где оказался Вадим, возвращаясь из тренажерного зала.
Учащиеся:
( делают сообщение)
На экране портрет Насипова Вадима Римовича, выпускника МКОУ «Енапаевская СОШ»,студента УрГПУ, факультета основ безопасности и жизнедеятельности.
ЧП произошло в минувший четверг. 20-летняя Валентина во время поездки в метро поссорилась со своим 19-летним гражданским мужем Ефимом. Когда поезд остановился, горе-папаша выбежал из вагона. А она, пытаясь его задержать, толкнула вслед коляску со своим ребёнком, которая, прокатившись по платформе, упала прямо на рельсы.(просмотр видеосюжета)
Учитель:
-У нас сегодня в гостях наш вывпускник, уроженец села Енапаево, герой, студент 3 курса УрГПУ факультета основы безоспасности жизнедеятельнсти Насипов В.Р. Он нам расскажет, как все на самом деле было. Не испугавшись и не растерявшись в опасной экстремальной ситуации, когда уже были видны огни приближающегося поезда, он спустился на рельсы и спас жизнь маленькому ребенку.
Вадим:
- В тот вечер я возвращался домой из тренажёрного зала, когда спустился на платформу, увидел, что на путях лежит коляска, а в ней громко плачет ребенок. А в тоннеле уже были видны огни приближающегося поезда. Я не мог вынести плача малыша, всей этой ситуации. Надо было что-то делать. Поэтому я спрыгнул на пути, а следом за мной так же поступил незнакомый мне мужчина средних лет. Вместе с ним мы подняли коляску с ребёнком на платформу и выбрались сами. А потом разошлись в разные стороны, так и не познакомившись. Всё произошло быстро.
Учащиеся:
-Было ли Вам страшно, когда решили прыгнуть за ребенком на рельсы?
Вадим:
-Когда я стоял на платформе, решая, прыгать или нет, мне было страшно. Мать ребенка тихонько плакала, умоляя сделать что-нибудь. И я не выдержал и решил действовать сам, поняв, что если помедлю еще мгновение, то точно останусь на платформе, так и не решившись оказать помощь.
Учащиеся:
-Думали ли Вы, что сами можете погибнуть?
Вадим:
- Я не знал даже, отключены были рельсы от электричества или нет в тот момент, когда прыгал за коляской с ребёнком. Я думал только о движущемся поезде и о плачущем ребенке, а о том, что сам могу погибнуть, нет, не думал, - добавил Вадим.
Учащиеся:
-Как отреагировали окружающие, которые находились в это время на платформе, что сказала мама ребенка?
Вадим:
– А мама ребёнка мне даже спасибо не сказала. Полицейские тоже мне никаких вопросов задавать не стали, и я ушёл.
Учащиеся:
-Расскажите о себе, как вы учились в школе, ваши любимые предметы, кем хотели стать, ваши увлечения.
Вадим:
-Родился я в с. Енапаево и живу здесь, семья небольшая, отец, мать и младший брат, который учится в 7 классе. Живем дружно, отец работает предпринимателем, мать – продавщицей в магазине. Когда учился в школе любимыми предметами были география, русский язык и литература, родной язык, история и обществоведение, основы производства, а особенно любил уроки ОБЖ и физкультуры. Был капитаном школьной волейбольной и баскетбольной команды, в районных соревнованиях команда девушек и юношей по волейболу и баскетболу всегда были первыми. Хорошо бегал на спринтерские дистанции, всегда на районных соревнованиях занимал призовые места. Был командиром юнармейского отряда, в финальных районных соревнованиях по «Зарнице» всегда занимали призовые места. Занимался борьбой «Корэш», постоянно выступали на краевых соревнованиях, на районных и краевых сабантуях, где я не раз становился призером. После окончания школы решил идти по стопам своего наставника, учителя основ безопасности жизнедеятельности Гафуева Салавата Хуриятовича, и стать учителем ОБЖ, поэтому после 11 класса поступил на факультет основ безопасности и жизнедеятельности УрГПУ, в данное время учусь на третьем курсе.
Учащиеся:
-Как Вы смогли за считанные секунды спуститься вниз, где на путях лежал ребенок, поднять коляску с ребенком на платформу и сам забраться на платформу?
Вадим:
-Мне помогло регулярные занятия спортом. Особенно занятия по борьбе «Корэш» и игра в волейбол и баскетбол. Борьба «Корэш» требует от борца мгновенного принятия решения при выполнении атакующих приемов, быстрой реакции, огромной физической силы, ведь технический прием считается выполненным и борец получает балл только тогда, когда соперника отрывает от ковра и выполняет бросок. Поэтому мой вам совет, регулярно занимайтесь спортом. Спасибо моим наставникам, которые воспитали любовь к спорту. Особенно большое спасибо моему тренеру по борьбе «Корэш» Гафуеву С.Х. Именно сила, ловкость, быстрота помогли мне спасти жизнь маленькому ребенку и самому остаться в живых. Младший брат тоже занимается борьбой «Корэш», является победителем районных соревновании, районного сабантуя по этому виду спорта.
Учитель:
Борьба – это умение владеть внутренним состоянием и телом. На занятиях по борьбе развивается стремление к физическому и нравственному совершенству; воспитывается у спортсменов трудолюбие. В физическом плане борьба предусматривает развитие и совершенствование двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), повышение функциональных возможностей организма, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. На психологическом уровне борьба развивает уверенность в своих силах, уважение к себе и другим, воспитывает характер и волю.
(просмотр видеосюжетов с краевых и Всероссийских соревнований, с районных, краевых и Всероссийских сабантуев по борьбе «Корэш», где выступают учащиеся-юноши Енапаевской школы и мужчины с.Енапаево)
Учащиеся:
-Получили ли Вы государственную награду, которую Вам обещали в передаче Андрея Малахова?
Вадим:
-Пока нет, но, надеюсь, что получу.
Учитель:
-Как вы понимаете слова великого французского мыслителя Вольтера?
Истинное мужество обнаруживается во время бедствия.
Вольтер
( ответы учащихся)
Учитель:
- Назовите пословицы и поговорки о мужестве.
(ответы учащихся)
Пословицы и поговорки о мужестве
· Мужество — это сила.
· Хоть ростом маловат, да мужеством богат.
· Мужественному человеку никакое дело не трудно.
· .Сто малодушных не заменят одного мужественного.
· Мужество украшает человека.
· Деньги потерял — ничего не потерял, мужество потерял — все потерял.
(учащиеся пословицы и поговорки записывают в тетради)
Учитель:
Подумайте и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Как можно готовить себя к подвигу?
- В каких ситуациях вам приходилось проявлять смелость, мужество?
- Как вы развиваете свою волю, целеустремленность, смелость?
- В чем проявляется ваша любовь к Родине?
(ответы учащихся)
Обсуждение с учащимися вопросов.
Учитель.
-В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. «Смелость и мужество – эти нравственные и волевые черты, – писал В. А. Сухомлинский, – необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». Мужество, воля к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем, строящим прекрасную, светлую жизнь.
4. Подведение итогов.
В заключение учитель знакомит школьников с законами воспитания мужества по книге В. А. Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека» (Киев, 1975, с. 150).
Учитель:
-Могли бы вы в таких сложных чрезвычайных ситуациях прийти на помощь, мгновенно принять правильное и верное решение ради спасения своих близких родственников, друзей или совершенно незнакомых вам людей.
(ответы учащихся)
Рефлексия
-Чем запомнился вам этот урок и что ценного вы получили на уроке?
(ответы учащихся)
Домашнее задание
В виде домашнего задания предлагается написать свободное сочинение на тему патриотизма.
Учитель:
-Урок окончен, спасибо нашему гостю за его храбрость, мужество, решительность, отвагу, человеколюбие. За то, что он своим героическим поступком прославил наше село, школу, район, край на всю Россию, как прославляют своими победами наши борцы и трудом наши односельчане. Спасибо его родителям, за воспитание такого замечательного сына. И все мы надеемся, что государственная награда нашего героя найдет. До свидания, всем желаю долгих лет и здоровья!