ГДЕ ЖИВЕТ ДОБРОТА?
Конспект внеклассного занятия во 2 классе по программе «Здоровей – ка!»
Автор: Волкова С.А., учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Котлас.
Пояснительная записка к занятию «Где живет доброта»
Занятие для 2 класса составлено в соответствии с программой воспитательной работы с младшими школьниками «Здоровей – ка!», составленной мной на основе программы «Полезные привычки», созданной сотрудниками Международной некоммерческой организации «Проект ХОУП» и программы «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» авт. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, направленной на обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, привитию им полезных привычек, нравственное становление личности ребенка.
Представленный конспект является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий учителя и детей)
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
• Принцип психологической комфортности.
Цель занятия:
Расширять знания детей о доброте и ее роли в жизни каждого человека.
Воспитывать стремление совершать добрые дела.
Задачи:
- Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.
- Формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор (или интерактивная доска); два сосуда: один пустой, второй с подкрашенной водой; рисунок Дерева Доброты, фонограмма песен «Улыбка» и «Если добрый ты», презентация.
Материалы для детей: клеящий карандаш, ручка, шаблоны листиков, цветочков, плодов Дерева Доброты.
Методы и приемы, применяемые на занятии для достижения цели:
• Наглядный метод (мультимедийная презентация)
• Наглядно-практический метод (опыт с сосудами)
• Словесный метод (беседа по теме урока)
• Проблемный метод (создание проблемных ситуаций)
• Игровой прием (игры «Клад», «Где больше», «Лучики доброты», «Сажаем дерево»)
Предварительный этап: Заучивание с группой детей стихотворения С. Погореловского «Попробуй волшебником стать»
В конце занятия педагог анализирует его результативность, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности, т. е. ставится новая проблема.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Доброе утро, ребята! Я очень рада начать наш с вами любимый урок «Здоровей-ка». Думаю, что мы с вами с радостью поделимся своими мыслями и чувствами друг с другом и испытаем чувство радости от нашего совместного труда.
2.Введение в тему.
- Сегодня мы поговорим об одном из самых замечательных качеств человеческой души. Я прочитаю быль Л. Н. Толстого «Садовник», а вы скажете потом, о каком качестве пойдет речь на уроке.
Старик сажал яблони. Ему сказали» «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать от этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка. Старик сказал…»
- Как вы думаете, что мог сказать старик? («Я не съем, так другие съедят и мне спасибо скажут»)
- Мы не знакомы с этим человеком, но одно качество его души нам очевидно. Какое?
- Это ДОБРОТА
3.Беседа по теме урока.
- Люди, которые обладают этим качеством, прекрасны и сильны.
В народе говорят: «Доброта что солнце»
- Почему?
- Что дарит людям солнце? (тепло)
Вот и доброта дарит людям тепло. Добрый человек подобен солнцу, излучает тепло, свет и к нему всегда тянутся люди. Потому что добрый человек дарит им свое доброе сердце.
- Но добру не легко, ему приходится часто бороться со злом. Давайте вспомним сказки, в которых добро и зло всегда сражались (дети приводят примеры сказок).
- А что побеждало в этих сказках? Почему?
Если бы в мире побеждало зло, то, наверное, уже и не было бы людей.
- А где же живет доброта? Давайте внимательно посмотрим вокруг.
В ЧЕЛОВЕКЕ ДОБРОТА В СЕМЬЕ
(Желание быть добрым) (Дух семьи)
В ПРИРОДЕ
(солнце)
- В природе символ доброты что? Конечно же, это солнце? Оно всем дарит свет и теплом согревает людей.
- А где живет доброта в человеке? А в каждом ли человеке она живет? Почему? Самое главное – у человека должно присутствовать желание быть добрым.
Дети читают стих С. Погореловского «Попробуй волшебником стать».
- Стань добрым волшебником –
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!
- На клумбе цветок.
Его листья повисли.
Грустит он…
О чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
- О чём же сестрёнка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестрёнке!.
И ты обернулся
Ретивым конём –
Галопом
Сестрёнка
Помчалась на нём!
- Хоть мама
Ещё не вернулась с работы,
Нетрудно узнать
Её думы-заботы:
«Вернусь – хорошо бы
Пошить, почитать…
Да надо с уборкой
Возиться опять».
- И ты совершаешь
Весёлое чудо –
Пол засверкал,
Просияла посуда.
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
- Да это – как в сказке!.
Волшебник ты мой!
Игра «Клад»
Играют 2 человека. Двое детей идут по дороге. На пути им встречаются две красивые коробочки. В одной лежат деньги, а в другой записка «Я – доброта».
- Можно ли найти доброту?
- Доброе сердце – настоящий клад. Но добро не лежит на дороге, его не подберешь.
- А теперь давайте посмотрим, от чего же зависит доброта?
Может быть она зависит от роста человека?
Игра «Где больше?»
Несколько детей встают по росту.
- Если … самый большой, то он самый добрый? А … самый маленький, то он самый недобрый?
Нет, доброта не зависит ни от роста, ни от цвета волос и глаз. Она зависит от сердца человека, на сколько его сердце горит желанием быть добрым.
- А какого размера ваше сердечко?
Поднимите руки, сожмите в кулачки. Вот оно – ваше сердечко. Оно маленькое, но может быть очень добрым. Часто про доброго человека говорят: «У него огромное щедрое сердце».
- А ваше сердечко еще вырастет? Значит и доброта там должна накапливаться, чтобы оно не было пустым.
- Как же накапливается доброта в сердце? Откуда она берется? Ведь мы сказали, что не можем ее найти. (от любви наших родителей, бабушек и дедушек, от общения с природой)
Опыт (Взять 2сосуда. Один пустой, в другом подкрашенная вода)
- Представьте, что это (показываю пустой сосуд) сердечко. Когда человек рождается, оно пустое? (нет)
Маленького не родившегося человека уже любят, ждут его родители, они относятся к нему с добротой (налить в сосуд немного воды)
Человек рождается, растет, его сердечко наполняется добротой. Ведь его теперь любят не только родители, но и друзья, знакомые (доливаю воду в сосуд)
Теперь посмотрите, сердце наполнилось до краев добротой. Оно так и останется полным и нетронутым? (выслушать предположения детей)
Доброта имеет такую особенность: чем больше ее отдаешь, тем больше ее становится. Доброту нужно дарить, не жалеть.
- А как мы можем ее выразить? (через улыбку)
Недаром в народе говорят: «Если нечего подарить, подари улыбку». Она длится мгновение, а в памяти порой остается навсегда.
На фоне песни Шаинского «Улыбка» игра «Лучики доброты»
Давайте и мы с вами подарим свои лучики доброты друг другу. «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется.»
4.Закрепление
- В начале нашего занятия я прочитала вам быль о садовнике. Мы с вами сегодня тоже будем садовниками и попробуем вырастить дерево. Но оно необычное. Его название вы попробуете отгадать сами.
Игра «Сажаем дерево»
На доске прикреплен ствол дерева. У детей на столах листики, цветы, плоды.
- Обратите внимание на дерево, чего не хватает на нем?
ЛИСТЬЕВ – каждый листочек - это добрый человек, который встретился вам на жизненном пути (пишут имя, прикрепляют на дерево)
ЦВЕТОВ – цветы – это добрые слова (Пишут и прикрепляют)
ПЛОДОВ – плоды – добрые поступки, которые вы совершили (Пишут и прикрепляют)
- Какое чудесное дерево у нас получилось!
- Как бы вы его назвали? (Дерево Доброты)
- Оно уже выросло? (Нет. Оно продолжает расти, доброта продолжает копиться)
- А наше дерево может подарить доброту? Кому? Как оно это делает? (Люди прочитают на нем добрые слова и поступки и тоже станут чуточку добрее)
- Давайте и мы будем дарить свою доброту людям.
- Каждый из вас может «посадить» (нарисовать на листе) Дерево Доброты у себя дома и время от времени добавлять к нему новые сердечки – плоды.
5.Итог урока
- Встаньте в круг, возьмитесь за руки.
Твори добро!
Нет большей в жизни радости.
Жертвуй и спеши.
Не ради славы или сладостей, а по велению души.
Спасибо вам, дорогие дети, за работу на уроке. Я надеюсь, что вы будете следовать этим словам напутствия.
Фонограмма песни «Если добрый ты»