kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: Смысл названия рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского". Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Третий урок по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». 6 класс.

Тема: Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.

Цели урока:

  1. Обучающие: показать душевную щедрость учительницы, отметить её роль в жизни мальчика.
  2. Развивающие: создать условия для развития у учащихся умения критически мыслить, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать устную речь учащихся.
  3. Воспитательные: воспитывать в учащихся чувство сострадания, сопереживания к другим людям.

Ход урока:

  1. Здравствуйте, ребята! Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Вам нужно было ответить на вопросы: Как мальчик вёл себя во время драки? Как это его характеризует? (Вадик и Птаха избили мальчика, потому что он играл лучше их. Главный герой ведёт себя храбро. Он гордый, у него есть чувство собственного достоинства и в этом проявляется его характер).
  2. Стадия «Вызов». А следующий вопрос к вам будет таким: Что произошло на следующий день после драки на уроке французского языка?

(Учительница французского языка Лидия Михайловна заметила, что мальчик избит, а ребята сказали ей, что мальчик играет на деньги.)

Учитель: Почему мальчик, ожидая учительницу в коридоре, «замирает от страха»?

Ученики цитируют из текста:

- боится, что Лидия Михайловна «потащит его к директору»;

-боится, что «директор школы будет его отчитывать на линейке перед всеми» и т.д.

Учитель: Ребята, а давайте выступим в роли предсказателей. Мы ещё не знаем, что же произойдёт после разговора мальчика с Лидией Михайловной, но попытаемся предположить, а что же будет дальше.

Учитель рисует на доске «дерево предсказаний». Дети заполняют его (коллективно).

Ствол дерева – Роль учительницы в жизни мальчика (тема).

Ветви (предположения):

1.Мальчика выгоняют из школы…

2. Учительница поможет мальчику, даст ему деньги, чтобы он не голодал…и т.д.

Листья (обоснования)

1….потому что на деньги играть ученикам школы запрещалось.

2… потому что Лидии Михайловне было жаль мальчика, и она захотела ему помочь.

Учитель: Ребята, в конце урока мы снова вернёмся к нашим предсказаниям и узнаем, правы ли вы были?

  1. Стадия «Осмысление»

Используем приём «Чтение с остановками». После прочтения отрывка текста анализируем прочитанное, отвечаем на наводящие вопросы учителя.

- Выразительное чтение по ролям разговора учительницы и мальчика (стр.126).

Учитель: Какой художественный приём использует Распутин в портретных описаниях героев? (Антитеза: «аккуратная вся, умная и красивая…» и «тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом» (стр.127 – 128)

- Выразительное чтение отрывка (стр.131 – 132)

Учитель: Почему именно героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для специальных занятий французским языком? Случайно ли это?

(Лидия Михайловна выбрала для отдельных занятий именно главного героя рассказа, потому что она понимала, что он талантливый мальчик, но его учёбе может помешать постоянное чувство голода. Сначала она пыталась под видом занятий заманить его к себе домой, «подкормить. Сама учительница объясняет это ученику так: «Тебе надо обязательно учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чём не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя»).

Учитель: А как вы думаете, что произойдёт дальше?

- Выразительное чтение отрывка(стр.133 – 134)

Учитель: Что почувствовал главный герой, когда догадался, кто прислал ему посылку? (Гордость, возмущение, желание вернуть посылку обратно)

- Чтение по ролям эпизода игры «в замеряшки».( Обратить внимание на детали, которые выдавали учительницу во время игры)

Учитель: Почему Лидия Михайловна решилась на игру «в замеряшки» со своим учеником? Как вы расценивайте этот поступок (Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником, потому что она понимала, как мальчик голодает, но отказывается принимать помощь от чужих.)

Учитель: «Директор задыхался, ему не хватало воздуха. – Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение». Согласны ли вы с такой оценкой поступка Лидии михайловны?

Учитель: А теперь, ребята, вернёмся к «дереву предсказаний». Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец? Давайте вспомним, с чего начинался урок, и проверим предположения.

  1. Рефлексия «Шесть шляп мышления». Обобщение наблюдений. Работа над пониманием истинного смысла названия рассказа.

Учитель: А сейчас мы разделимся на шесть групп. Каждая группа получит шляпу. Шляпы будут разноцветные. И в зависимости от цвета шляпы вы получите задание.

Белая шляпа – Мыслим фактами, цифрами, без эмоций. Например: «Какие события произошли в этом произведении», «о каких годах 20 века повествуется в рассказе и  т. д.

Жёлтая шляпа – Вам необходимо выявить в рассказе позитивные стороны. Например, что было хорошего в том, что главный герой стал дополнительно заниматься французским языком. Свой ответ аргументируйте.

Чёрная шляпа – Противоположность жёлтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, негативно в рассказе и объяснить, почему так произошло. Например, негативным в рассказе было то, что Лидию Михайловну уволили с работы, и она не смогла больше помогать мальчику и т.п.

Красная шляпа – это эмоциональная шляпа, тем более что эмоции на уроке литературы приветствуются. Нужно связать изменения собственного состояния с теми или иными событиями, происходившими в рассказе. С каким именно моментом занятия связаны те или иные эмоции (интерес, удивление, грусть, растерянность и т.п.)

Зелёная шляпа -  это творческое мышление. Эта шляпа позволяет найти новые грани в изучаемом материале. Поразмышляйте: «Как можно было бы иначе завершить рассказ» или «что было бы, если бы учительницу французского языка не уволили» и т. д.

Синяя шляпа – это философская, обобщающая шляпа. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо всё время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою синюю группу и обобщить собранный материал.

Один ученик из каждой группы делится оценкой изученного, остальные учащиеся могут дополнить ответы.

Дети приходят к выводу, что Лидия Михайловна показала нам душевную щедрость, доброту, истинную любовь к детям. Не жалея о случившемся – потере работы – она старается ободрить героя, помочь ему. Добро бескорыстно – и в этом его чудодейственная сила.

 

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме: Смысл названия рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского". Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. »

Третий урок по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». 6 класс.

Тема: Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.

Цели урока:

  1. Обучающие: показать душевную щедрость учительницы, отметить её роль в жизни мальчика.

  2. Развивающие: создать условия для развития у учащихся умения критически мыслить, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать устную речь учащихся.

  3. Воспитательные: воспитывать в учащихся чувство сострадания, сопереживания к другим людям.

Ход урока:

  1. Здравствуйте, ребята! Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Вам нужно было ответить на вопросы: Как мальчик вёл себя во время драки? Как это его характеризует? (Вадик и Птаха избили мальчика, потому что он играл лучше их. Главный герой ведёт себя храбро. Он гордый, у него есть чувство собственного достоинства и в этом проявляется его характер).

  2. Стадия «Вызов». А следующий вопрос к вам будет таким: Что произошло на следующий день после драки на уроке французского языка?

(Учительница французского языка Лидия Михайловна заметила, что мальчик избит, а ребята сказали ей, что мальчик играет на деньги.)

Учитель: Почему мальчик, ожидая учительницу в коридоре, «замирает от страха»?

Ученики цитируют из текста:

- боится, что Лидия Михайловна «потащит его к директору»;

-боится, что «директор школы будет его отчитывать на линейке перед всеми» и т.д.

Учитель: Ребята, а давайте выступим в роли предсказателей. Мы ещё не знаем, что же произойдёт после разговора мальчика с Лидией Михайловной, но попытаемся предположить, а что же будет дальше.

Учитель рисует на доске «дерево предсказаний». Дети заполняют его (коллективно).

Ствол дерева – Роль учительницы в жизни мальчика (тема).

Ветви (предположения):

1.Мальчика выгоняют из школы…

2. Учительница поможет мальчику, даст ему деньги, чтобы он не голодал…и т.д.

Листья (обоснования)

1….потому что на деньги играть ученикам школы запрещалось.

2… потому что Лидии Михайловне было жаль мальчика, и она захотела ему помочь.



Учитель: Ребята, в конце урока мы снова вернёмся к нашим предсказаниям и узнаем, правы ли вы были?

  1. Стадия «Осмысление»

Используем приём «Чтение с остановками». После прочтения отрывка текста анализируем прочитанное, отвечаем на наводящие вопросы учителя.

- Выразительное чтение по ролям разговора учительницы и мальчика (стр.126).

Учитель: Какой художественный приём использует Распутин в портретных описаниях героев? (Антитеза: «аккуратная вся, умная и красивая…» и «тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом» (стр.127 – 128)

- Выразительное чтение отрывка (стр.131 – 132)

Учитель: Почему именно героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для специальных занятий французским языком? Случайно ли это?

(Лидия Михайловна выбрала для отдельных занятий именно главного героя рассказа, потому что она понимала, что он талантливый мальчик, но его учёбе может помешать постоянное чувство голода. Сначала она пыталась под видом занятий заманить его к себе домой, «подкормить. Сама учительница объясняет это ученику так: «Тебе надо обязательно учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чём не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя»).

Учитель: А как вы думаете, что произойдёт дальше?

- Выразительное чтение отрывка(стр.133 – 134)

Учитель: Что почувствовал главный герой, когда догадался, кто прислал ему посылку? (Гордость, возмущение, желание вернуть посылку обратно)

- Чтение по ролям эпизода игры «в замеряшки».( Обратить внимание на детали, которые выдавали учительницу во время игры)

Учитель: Почему Лидия Михайловна решилась на игру «в замеряшки» со своим учеником? Как вы расценивайте этот поступок (Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником, потому что она понимала, как мальчик голодает, но отказывается принимать помощь от чужих.)

Учитель: «Директор задыхался, ему не хватало воздуха. – Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение». Согласны ли вы с такой оценкой поступка Лидии михайловны?

Учитель: А теперь, ребята, вернёмся к «дереву предсказаний». Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец? Давайте вспомним, с чего начинался урок, и проверим предположения.

  1. Рефлексия «Шесть шляп мышления». Обобщение наблюдений. Работа над пониманием истинного смысла названия рассказа.

Учитель: А сейчас мы разделимся на шесть групп. Каждая группа получит шляпу. Шляпы будут разноцветные. И в зависимости от цвета шляпы вы получите задание.

Белая шляпа – Мыслим фактами, цифрами, без эмоций. Например: «Какие события произошли в этом произведении», «о каких годах 20 века повествуется в рассказе и т. д.

Жёлтая шляпа – Вам необходимо выявить в рассказе позитивные стороны. Например, что было хорошего в том, что главный герой стал дополнительно заниматься французским языком. Свой ответ аргументируйте.

Чёрная шляпа – Противоположность жёлтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, негативно в рассказе и объяснить, почему так произошло. Например, негативным в рассказе было то, что Лидию Михайловну уволили с работы, и она не смогла больше помогать мальчику и т.п.

Красная шляпа – это эмоциональная шляпа, тем более что эмоции на уроке литературы приветствуются. Нужно связать изменения собственного состояния с теми или иными событиями, происходившими в рассказе. С каким именно моментом занятия связаны те или иные эмоции (интерес, удивление, грусть, растерянность и т.п.)

Зелёная шляпа - это творческое мышление. Эта шляпа позволяет найти новые грани в изучаемом материале. Поразмышляйте: «Как можно было бы иначе завершить рассказ» или «что было бы, если бы учительницу французского языка не уволили» и т. д.

Синяя шляпа – это философская, обобщающая шляпа. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо всё время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою синюю группу и обобщить собранный материал.

Один ученик из каждой группы делится оценкой изученного, остальные учащиеся могут дополнить ответы.

Дети приходят к выводу, что Лидия Михайловна показала нам душевную щедрость, доброту, истинную любовь к детям. Не жалея о случившемся – потере работы – она старается ободрить героя, помочь ему. Добро бескорыстно – и в этом его чудодейственная сила.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Бузмакова Наталья Ивановна

Дата: 04.10.2015

Номер свидетельства: 236136

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства