Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Система контроля качества воспитательной работы.
Контроль воспитательной деятельности должен быть особенно корректным и тонким, поскольку воспитание является процессом скрытым, неявным и неопределимым в строгих единицах и учитываемых критериях. Когда речь идет об учебной деятельности, то тут все ясно: есть стандарты, нормативы, оценки. Ошибочной здесь является сама постановка проблемы: не может быть контроля воспитательной деятельности. Целесообразнее говорить о том, что обычные способы и формы контроля применительно к воспитательной работе не действуют. В этой работе необходимо отслеживание изменений, содержания, дидактической целесообразности применяемых форм, соответствия психолого-возрастных особенностей содержанию воспитательной деятельности.
Контроль в области воспитания предполагает использование особых диагностических процедур, базирующихся на следующих принципах:
Содержание, методика и технологии воспитательной работы школы определяются ее воспитательной системой.
Воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И. Новикова).
Контролирующие действия не возможно осуществить, не определив четко цели, не построив задачи, не обеспечив необходимые ресурсы, не подтвердив права и обязанности участников деятельности, не организовав деятельность, не обеспечив ее информационно, не скоординировав усилия, не определив стимулы, не организовав соответствующего обучения. В этом случае контроль не имеет смысла, так как в большинстве случаев задача не будет решена.
Первоочередная задача заключается в диагностировании состояния системы, проектировании, организации и поддержке. Затем наступает фаза предварительного, промежуточного, тематического и конечного контроля, в качестве диагностико - аналитического основания для дальнейшего развития системы. В основе контрольной функции лежат психологические основания: превалирование изучения в первую очередь не только деятельности, но и характеристических черт личности, ее особенностей, интересов, потребностей. Знать и понимать человека, ориентироваться на его потенциально возможные успехи, ставить его в положение, наиболее приемлемое и замечательное для него, отслеживать его успехи и всегда, заметив их, поощрять, поддерживать – это и есть неразрушающий контроль. Собственно весь смысл контроля в том и заключается, чтобы на основе диагностики осуществлять совместно с исполнителями системный анализ, затем выстраивать возможные управленческие, методические, научные и содержательные шаги и решения. Наиболее важно осуществлять предварительное обеспечение необходимой информацией и осуществлять обучение коллектива не вообще, а под определенные цели и задачи.
Важно выстраивать систему знаний о ребенке, исходя из теории приращения умений, знаний, интересов, характеристических особенностей личности и практических проявлений. И тогда смысл контроля видится в том, чтобы постоянно регистрировать изменения и улучшения, расширение диапазона умений и деятельностей, эмоциональное чувственное отражение ребенком внешнего мира. Зная и понимая, какие изменения, какие сдвиги происходят в мироощущении ребенка, какие интересы, взгляды, ценности становятся для него значимыми, педагог вкупе с родителями и детьми может способствовать жизненному успеху ребенка. То же самое распространяется и на педагогов.
Особенностями контрольной деятельности в современной школе следует считать расширение числа участников контрольной деятельности, расширение доверия, превалирование самоконтроля и само- и взаимоанализа и упорную работу администрации школы по вовлечению коллектива в деятельность, связанную с общественным контролем за организацией ОП на всех его фазах. Формы контроля должны соответствовать формам воспитательной деятельности.
Руководство и контроль ВП.
Цель мониторинга ВП – выяснить, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка (П.В. Степанов).
Методы диагностик: наблюдение, беседа, анализ результатов повседневной деятельности учащихся, недописанный тезис, альтернативный тезис, метод недописанного рассказа, ситуация поведенческого выбора, анкетирование, тестирование, социометрия.
Необходимо изучение позиции педагога как условия развития личности школьника. Профессиональная позиция педагога как воспитателя – это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка.
Гуманистический характер данной позиции определяется следующим:
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт