Контроль воспитательной деятельности должен быть особенно корректным и тонким, поскольку воспитание является процессом скрытым, неявным и неопределимым в строгих единицах и учитываемых критериях. Когда речь идет об учебной деятельности, то тут все ясно: есть стандарты, нормативы, оценки. Ошибочной здесь является сама постановка проблемы: не может быть контроля воспитательной деятельности. Целесообразнее говорить о том, что обычные способы и формы контроля применительно к воспитательной работе не действуют. В этой работе необходимо отслеживание изменений, содержания, дидактической целесообразности применяемых форм, соответствия психолого-возрастных особенностей содержанию воспитательной деятельности.
Контроль в области воспитания предполагает использование особых диагностических процедур, базирующихся на следующих принципах:
принцип управления успехом (отслеживает достоинства и успехи);
принцип обучающего контроля (когда все фазы контроля прозрачны, когда учитель может обсуждать происходящее, когда не только регистрируются достижения и промахи, но и показываются различные ходы, возможности, варианты);
принцип неразрушающего контроля (контроль должен быть созидающим, а не разрушающим; т.е. нельзя добиваться того, чтобы у педагога опускались руки, нельзя разрушать хрупкий баланс ради хлесткой правды, нельзя пользоваться только критическим оружием, нельзя рассчитывать только на приказ);
принцип предварительной оргработы управляющей системы (контроль будет носить формально-констатирующий характер, будет мало полезен для педагогического коллектива, если отсутствует совместная работа, вдумчивое участие руководства в определении задач и направлений, форм деятельности, коллективное планирование, мотивация коллектива, специальная подготовка участников воспитательного процесса для решения каждой данной задачи);
принцип соответствия планирования и реализации плана (отказ от обязательного строгого исполнения всех пунктов плана, чтобы координировать и организовывать деятельность в системе и на главных направлениях; тогда можно и диагностирование распространять на весь массив, а контроль только на наиболее важные моменты);
принцип рефлексии (самоаттестации) – приучение педагогов и учащихся к постоянному самооцениванию содеянного.
Содержание, методика и технологии воспитательной работы школы определяются ее воспитательной системой.
Воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И. Новикова).
Контролирующие действия не возможно осуществить, не определив четко цели, не построив задачи, не обеспечив необходимые ресурсы, не подтвердив права и обязанности участников деятельности, не организовав деятельность, не обеспечив ее информационно, не скоординировав усилия, не определив стимулы, не организовав соответствующего обучения. В этом случае контроль не имеет смысла, так как в большинстве случаев задача не будет решена.
Первоочередная задача заключается в диагностировании состояния системы, проектировании, организации и поддержке. Затем наступает фаза предварительного, промежуточного, тематического и конечного контроля, в качестве диагностико - аналитического основания для дальнейшего развития системы. В основе контрольной функции лежат психологические основания: превалирование изучения в первую очередь не только деятельности, но и характеристических черт личности, ее особенностей, интересов, потребностей. Знать и понимать человека, ориентироваться на его потенциально возможные успехи, ставить его в положение, наиболее приемлемое и замечательное для него, отслеживать его успехи и всегда, заметив их, поощрять, поддерживать – это и есть неразрушающий контроль. Собственно весь смысл контроля в том и заключается, чтобы на основе диагностики осуществлять совместно с исполнителями системный анализ, затем выстраивать возможные управленческие, методические, научные и содержательные шаги и решения. Наиболее важно осуществлять предварительное обеспечение необходимой информацией и осуществлять обучение коллектива не вообще, а под определенные цели и задачи.
Важно выстраивать систему знаний о ребенке, исходя из теории приращения умений, знаний, интересов, характеристических особенностей личности и практических проявлений. И тогда смысл контроля видится в том, чтобы постоянно регистрировать изменения и улучшения, расширение диапазона умений и деятельностей, эмоциональное чувственное отражение ребенком внешнего мира. Зная и понимая, какие изменения, какие сдвиги происходят в мироощущении ребенка, какие интересы, взгляды, ценности становятся для него значимыми, педагог вкупе с родителями и детьми может способствовать жизненному успеху ребенка. То же самое распространяется и на педагогов.
Особенностями контрольной деятельности в современной школе следует считать расширение числа участников контрольной деятельности, расширение доверия, превалирование самоконтроля и само- и взаимоанализа и упорную работу администрации школы по вовлечению коллектива в деятельность, связанную с общественным контролем за организацией ОП на всех его фазах. Формы контроля должны соответствовать формам воспитательной деятельности.
Руководство и контроль ВП.
Контроль выполнения воспитательных планов и программ. Анализ и корректировка в соответствии с реальным состоянием.
Комплектование коллективно-творческих объединений кружков, секций школы.
Анализ внеурочной занятости учащихся.
Взаимодействие и координация деятельности классного руководителя с субъектами профилактики микросоциума школы (комиссия по делам несовершеннолетних, библиотеки, учреждения дополнительного образования и т.п.).
Взаимодействие и рамки работы с семьей, родителями. Преодоление социальной и педагогической изоляции семей, родителей.
Особенности взаимосвязи учебной и воспитательной работы в повышении качества образования, совершенствовании педагогического процесса в целом.
Вклад педагогов в работу по сохранности контингента, работа с учащимися, нарушающими Устав ОУ.
Эффективность используемых классными руководителями методик для определения уровня развития учащихся, их способностей, социальной адаптации (открытые мероприятия, групповые КТД, участие в делах школы, города).
Ведение номенклатурной документации и своевременное составление форм отчетности.
Цель мониторинга ВП – выяснить, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка (П.В. Степанов).
Методы диагностик: наблюдение, беседа, анализ результатов повседневной деятельности учащихся, недописанный тезис, альтернативный тезис, метод недописанного рассказа, ситуация поведенческого выбора, анкетирование, тестирование, социометрия.
Необходимо изучение позиции педагога как условия развития личности школьника. Профессиональная позиция педагога как воспитателя – это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка.
Гуманистический характер данной позиции определяется следующим:
насколько ценности гуманизма являются базовыми для педагога;
насколько адекватны ценностям избираемые педагогом формы, методы и средства ВД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Качество воспитательной работы»
Система контроля качества воспитательной работы.
Контроль воспитательной деятельности должен быть особенно корректным и тонким, поскольку воспитание является процессом скрытым, неявным и неопределимым в строгих единицах и учитываемых критериях. Когда речь идет об учебной деятельности, то тут все ясно: есть стандарты, нормативы, оценки. Ошибочной здесь является сама постановка проблемы: не может быть контроля воспитательной деятельности. Целесообразнее говорить о том, что обычные способы и формы контроля применительно к воспитательной работе не действуют. В этой работе необходимо отслеживание изменений, содержания, дидактической целесообразности применяемых форм, соответствия психолого-возрастных особенностей содержанию воспитательной деятельности.
Контроль в области воспитания предполагает использование особых диагностических процедур, базирующихся на следующих принципах:
принцип управления успехом (отслеживает достоинства и успехи);
принцип обучающего контроля (когда все фазы контроля прозрачны, когда учитель может обсуждать происходящее, когда не только регистрируются достижения и промахи, но и показываются различные ходы, возможности, варианты);
принцип неразрушающего контроля (контроль должен быть созидающим, а не разрушающим; т.е. нельзя добиваться того, чтобы у педагога опускались руки, нельзя разрушать хрупкий баланс ради хлесткой правды, нельзя пользоваться только критическим оружием, нельзя рассчитывать только на приказ);
принцип предварительной оргработы управляющей системы (контроль будет носить формально-констатирующий характер, будет мало полезен для педагогического коллектива, если отсутствует совместная работа, вдумчивое участие руководства в определении задач и направлений, форм деятельности, коллективное планирование, мотивация коллектива, специальная подготовка участников воспитательного процесса для решения каждой данной задачи);
принцип соответствия планирования и реализации плана (отказ от обязательного строгого исполнения всех пунктов плана, чтобы координировать и организовывать деятельность в системе и на главных направлениях; тогда можно и диагностирование распространять на весь массив, а контроль только на наиболее важные моменты);
принцип рефлексии (самоаттестации) – приучение педагогов и учащихся к постоянному самооцениванию содеянного.
Содержание, методика и технологии воспитательной работы школы определяются ее воспитательной системой.
Воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И. Новикова).
Контролирующие действия не возможно осуществить, не определив четко цели, не построив задачи, не обеспечив необходимые ресурсы, не подтвердив права и обязанности участников деятельности, не организовав деятельность, не обеспечив ее информационно, не скоординировав усилия, не определив стимулы, не организовав соответствующего обучения. В этом случае контроль не имеет смысла, так как в большинстве случаев задача не будет решена.
Первоочередная задача заключается в диагностировании состояния системы, проектировании, организации и поддержке. Затем наступает фаза предварительного, промежуточного, тематического и конечного контроля, в качестве диагностико - аналитического основания для дальнейшего развития системы. В основе контрольной функции лежат психологические основания: превалирование изучения в первую очередь не только деятельности, но и характеристических черт личности, ее особенностей, интересов, потребностей. Знать и понимать человека, ориентироваться на его потенциально возможные успехи, ставить его в положение, наиболее приемлемое и замечательное для него, отслеживать его успехи и всегда, заметив их, поощрять, поддерживать – это и есть неразрушающий контроль. Собственно весь смысл контроля в том и заключается, чтобы на основе диагностики осуществлять совместно с исполнителями системный анализ, затем выстраивать возможные управленческие, методические, научные и содержательные шаги и решения. Наиболее важно осуществлять предварительное обеспечение необходимой информацией и осуществлять обучение коллектива не вообще, а под определенные цели и задачи.
Важно выстраивать систему знаний о ребенке, исходя из теории приращения умений, знаний, интересов, характеристических особенностей личности и практических проявлений. И тогда смысл контроля видится в том, чтобы постоянно регистрировать изменения и улучшения, расширение диапазона умений и деятельностей, эмоциональное чувственное отражение ребенком внешнего мира. Зная и понимая, какие изменения, какие сдвиги происходят в мироощущении ребенка, какие интересы, взгляды, ценности становятся для него значимыми, педагог вкупе с родителями и детьми может способствовать жизненному успеху ребенка. То же самое распространяется и на педагогов.
Особенностями контрольной деятельности в современной школе следует считать расширение числа участников контрольной деятельности, расширение доверия, превалирование самоконтроля и само- и взаимоанализа и упорную работу администрации школы по вовлечению коллектива в деятельность, связанную с общественным контролем за организацией ОП на всех его фазах. Формы контроля должны соответствовать формам воспитательной деятельности.
Руководство и контроль ВП.
Контроль выполнения воспитательных планов и программ. Анализ и корректировка в соответствии с реальным состоянием.
Комплектование коллективно-творческих объединений кружков, секций школы.
Анализ внеурочной занятости учащихся.
Взаимодействие и координация деятельности классного руководителя с субъектами профилактики микросоциума школы (комиссия по делам несовершеннолетних, библиотеки, учреждения дополнительного образования и т.п.).
Взаимодействие и рамки работы с семьей, родителями. Преодоление социальной и педагогической изоляции семей, родителей.
Особенности взаимосвязи учебной и воспитательной работы в повышении качества образования, совершенствовании педагогического процесса в целом.
Вклад педагогов в работу по сохранности контингента, работа с учащимися, нарушающими Устав ОУ.
Эффективность используемых классными руководителями методик для определения уровня развития учащихся, их способностей, социальной адаптации (открытые мероприятия, групповые КТД, участие в делах школы, города).
Ведение номенклатурной документации и своевременное составление форм отчетности.
Цель мониторинга ВП – выяснить, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка (П.В. Степанов).
Методы диагностик: наблюдение, беседа, анализ результатов повседневной деятельности учащихся, недописанный тезис, альтернативный тезис, метод недописанного рассказа, ситуация поведенческого выбора, анкетирование, тестирование, социометрия.
Необходимо изучение позиции педагога как условия развития личности школьника. Профессиональная позиция педагога как воспитателя – это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка.
Гуманистический характер данной позиции определяется следующим:
насколько ценности гуманизма являются базовыми для педагога;
насколько адекватны ценностям избираемые педагогом формы, методы и средства ВД.
Предмет мониторинга
Механизм мониторинга
Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания
- тестовая диагностика личностного роста школьников;
Детский коллектив как условие развития личности школьника
- методика изучения уровня развития детского коллектива;
- социометрия изучения межличностных отношений в детском коллективе
Профессиональная позиция педагога как условие развития личности школьника
- диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя;
- методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания
Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания
- экспертный анализ и оценка организационных условий ВП
Материально-техническое оснащение, необходимое для организации ВП
- качественный и количественный анализ материально-технического оснащения процесса воспитания
Укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания
- анализ штатного расписания ОУ на предмет наличия необходимых и достаточных для осуществления ВП педагогических кадров и их профессиональной квалификации
Предметно-эстетическая среда, в которой организуется ВП
- анализ предметно-эстетической среды ОУ
Деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников
- анализ деятельности детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников
Программное обеспечение ВП
- анализ концепций, программ, планов воспитания в ОУ