Исследовательская работа "Сколько весит здоровье ученика"
Исследовательская работа "Сколько весит здоровье ученика"
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период - с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе. Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно - портфели. Регулярная неравномерная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Нас волнует здоровье школьника - здоровье будущего поколения. Поэтому для своего исследования мы выбрали данную тему.
Тема исследования:
«Сколько весит здоровье ученика?» на наш взгляд является актуальной и представляет интерес, потому как после изученного и увиденного нами многое всерьез задумаются о своём здоровье.
Цель исследования: обратить внимание на сбережение своего здоровья путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.
Задачи:
Активизировать познавательную деятельность учеников;
Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.
Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.
Предложить свои способы решения проблемы.
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Участники исследования: обучающиеся МКОУ начальной школы-детский сад № 16.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.
Методы исследования:
анализ;
наблюдение;
сбор информации из книг, журналов, газет, интернета;
эксперимент.
Данная работа состоит из трёх глав. В первой главе рассказывается о том, что мы узнали о школьном портфеле: что означает слово портфель, когда на земле появился портфель, О том, что такое осанка.
Во второй главе рассказывается об исследованиях и экспериментах, проводимых учащимися.
В третьей главе представлены результаты исследования, рекомендации для родителей, учителей. Обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Сколько весит здоровье ученика" »
исследовательская работа
Сколько весит
здоровье ученика?
Автор: обучающиеся 4 класса
МКОУ «Начальная школа –
детский сад № 16 г. Алзамай»
Координаторы: Стяжкина
Юлия, Бахарева Наталия
Руководитель: Викулова
Ольга Александровна
учитель начальных классов
г.Алзамай
Содержание
Введение 2 - 3
Глава I. Всё о школьном портфеле 4 - 6
1.1.Что означает слово портфель?
1.2. Когда на Земле появился портфель?
1.4. Памятник портфелю.
1.5.Что такое осанка?
Глава II. Исследование 7 - 9
2.1.Эксперимент: проверяем правильность осанки
2.2.От чего портится осанка?
2.3.Что может оказать влияние на формирование
осанки?
2.4.Что лучше носить ранцы или портфели?
2.5.Выбираем ранец.
Глава III. Результаты исследования 10 - 12
3.1.План исследования
3.2.Наши рекомендации
3.3.Правила для поддержания правильной осанки
Заключение 13
Литература 14
Приложение 15 - 18
Введение
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период - с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе. Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно - портфели. Регулярная неравномерная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Нас волнует здоровье школьника - здоровье будущего поколения. Поэтому для своего исследования мы выбрали данную тему.
Тема исследования:
«Сколько весит здоровье ученика?» на наш взгляд является актуальной и представляет интерес, потому как после изученного и увиденного нами многое всерьез задумаются о своём здоровье.
Цель исследования: обратить внимание на сбережение своего здоровья путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.
Задачи:
Активизировать познавательную деятельность учеников;
Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.
Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.
Предложить свои способы решения проблемы.
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Участники исследования: обучающиеся МКОУ начальной школы-детский сад № 16.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.
Методы исследования:
анализ;
наблюдение;
сбор информации из книг, журналов, газет, интернета;
эксперимент.
Данная работа состоит из трёх глав. В первой главе рассказывается о том, что мы узнали о школьном портфеле: что означает слово портфель, когда на земле появился портфель, О том, что такое осанка.
Во второй главе рассказывается об исследованиях и экспериментах, проводимых учащимися.
В третьей главе представлены результаты исследования, рекомендации для родителей, учителей. Обучающихся.
Глава I. Всё о школьном портфеле
Что означает слово портфель?
Каждый ученик ходит в школу с портфелем. Это слово , привычное для уха каждого школьника, пришло к нам из Франции.
Школьная сумка с плечевыми ремнями и твёрдым корпусом, которую носят за спиной, — ранец, а если у неё мягкий корпус — рюкзак. Слова ранец и рюкзак первоначально не связаны со школой. Их заимствовали из немецкого языка для обозначения заплечной военной сумки (ранец — Ranzen) и походного вещевого мешка (рюкзак — Rucksack).
Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» - Ranzen наемные немецкие солдаты московских царей в XVII веке. Лет через 150—200 слово перешло на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), также носимую на спине.
Когда на Земле появился первый портфель?
Совершая раскопки в Альпийских горах, учёные-археологи нашли тело древнего человека, рядом с которым лежал портфель. Хозяину портфеля было около 5 тысяч лет. Портфель был сделан из кожи и досок. Его можно было носить как на спине, так и в руках.
Памятник портфелю.
Памятник простому школьному портфелю установлен в Венгеровской средней школе Ракитянского района. Автор скульптурной композиции Александр Николаевич Беликов - известный художник, преподаватель изобразительного искусства этой сельской школы. Подопечные Александра Беликова - шестиклассники - принимали самое непосредственное участие в изготовлении эскизов, подготовке глины и всячески помогали своему учителю в работе над памятником. Идея создания этого маленького монумента родилась после элементарного подсчёта. Выяснилось, что за одиннадцать лет учёбы среднестатистический школьник переносит в таком портфеле до 30 тонн груза!
Носить такой портфель труд, ещё какой.
Так же мы провели небольшие исследования о предметах школьного портфеля (резинке, тетрадке, альбоме, дневнике, бумаге, карандаше, шариковой ручке ) и оформили это в виде сообщений. (приложение 1)
Что такое осанка?
Осанка - это положение головы и туловища, в состоянии стоя, сидя и в режиме хождения. А если еще проще, положение головы относительно туловища. Например, обычно человека называют сутулым, если его голова выдвинута вперед относительно туловища. А сутулость есть ничто иное, как один из видов осанки. А что говорят про осанку профессионалы?
Если говорить на профессиональном языке, то осанка – это биомеханический параметр человека, который обуславливается тремя составляющими: скелетным балансом, мышечным балансом и двигательным стереотипом.
По происхождению, слово осанка – русское, означает привычку держать свое тело в покое и движении. Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной осанкой, то есть правильным положением тела при стоянии, ходьбе и сидении. Тогда скелет будет нормально развиваться, и фигура станет стройной и красивой. При правильной осанке происходит нормальное движение, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.
Остальной изученный нами материал о формировании правильной осанки, о факторах, влияющих на её формирование и нарушение мы оформили в виде докладов и сообщений (приложение 2)
Выводы:Портфель на нашей земле существует около 5 тысяч лет. На протяжении этого времени он видоизменялся и дошёл до нашего времени. Мы не представляем обучение в сегодняшней школе без портфеля.
Глава II. Исследование
Мы решили провести исследование в своей школе. В исследовании участвовали все обучающиеся нашей школы.
Эксперимент: проверяем правильность осанки
у школьника.
Что такое осанка, мы уже знаем. А вот правильность осанки можно проверить следующим образом: Для этого нужно встать около стены. Ученик должен касаться стены в пяти точках: затылком, лопатками, ягодицами, икрами ног, пятками. Плечи отведены назад и несколько опущены, располагаются на одном уровне относительно друг друга; Грудная клетка развернута и выдвинута вперёд; Лопатки не выступают; Живот подтянут; Ноги в коленях выпрямлены. Это - правильная осанка ученика. Можно попробовать пройти, соблюдая осанку. Для этого следует ходить по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет. Это интересно! Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.
От чего портится осанка?
Кости детей мягкие, эластичные. Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким. Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца. Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.
Большая физическая нагрузка, тяжёлая ноша плохо отражаются на осанке. Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять определённые правила.
Что может оказать влияние на формирование осанки?
На формирование неправильной осанки оказывают: • хронические заболевания, • недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, • неправильное положение во время занятий; • несоответствующая росту мебель, • неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе. Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно – портфелей. Ежедневное ношение портфеля способствует неправильной осанки. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь.
Что лучше носить: ранцы или портфели? Однозначно лучше носить ранцы. Конечно, ранец или рюкзак предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны.
Выбираем ранец
Но как правильно выбрать ранец? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов! При покупке следует обращать внимание не на красоту и яркость, а, прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Да и срок такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето. Ранец может быть изготовлен без подкладки с подкладкой. В этом случае подкладка должна быть выполнена из легко моющегося материала. Очень важно, чтобы задняя стенка ранца и особенно рюкзачка была уплотнена, хорошо прилегала к спине, «держала» позвоночник, не давая ему искривляться. Вес ранца не должен превышать 0,5 кг.
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные учёными в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большим количеством учебников и учебных пособий.
Гигиенические требования к учебникам
С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы. «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся: - 1-4-х классов – 300 г; - 5-6-х классов – 400 г; - 7-8-х классов – 500 г; - 10-11-х классов – 600 г.
Выводы:Многие факторы оказывают отрицательное воздействие на формирование правильной осанки. Тяжёлый портфель оказывает непосредственное влияние на нарушение осанки.
Глава III. Результаты исследования
План исследования, который мы выбрали для работы.
1. Узнать у медицинского работника школы о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке ребят.
2. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить с гигиеническими нормами. 3. Взвесить портфели у учеников без школьных принадлежностей. 4. Подвести итоги по позициям.
5.После проведения исследовательской работы дать рекомендации родителям, учителям и работникам школы, а также обучающимся в нашей школе.
6.Создать свои правила для поддержания правильной осанки. Проанализировав личные медицинские карточки учеников мы увидели, что пока проблем с опорно-двигательной системой у обучающихся нашего класса нет.
Затем мы взвесили все учебники и тетради, которыми пользуемся в 4 классе:
«Литературное чтение» - 300г «Математика» - 220 г «Русский язык» - 250 г
«Английский язык» – 270г «Окружающий мир» - 300 г
«Информатика» - 400г
«Изобразительное искусство» - 250г Дневник – 150г
Рабочая тетрадь «Окружающий мир» - 220г
Рабочая тетрадь «Информатика» - 150г
Рабочая тетрадь «Развитие речи» - 130г
Вес почти всех учебников, которыми мы пользуемся в этом учебном году соответствует гигиеническим нормам. А вот вес учебника информатики превышает норму на 100 граммов.
Мы узнали, что правильный вес ранца можно вычислить по формуле: вес ученика умножить на 10 и разделить на 100. Вместе с учителем мы проделали такую и работу, и у нас получились следующие результаты:
У 60% обучающихся 4-го класса вес ранца соответствует норме, а у 40 % ранцы гораздо тяжелее.
У 70% обучающихся 3-го класса вес ранца соответствует норме, у 30% превышает норму.
У 60% обучающихся 2-го класса вес ранца соответствует норме, а у 40 % ранцы гораздо тяжелее.
У 50% обучающихся 1-го класса вес ранца соответствует норме, а у 50% превышает допустимую норму.(приложение 3)
Затем в своём классе мы измеряли вес ранца на протяжении недели и он, конечно же, изменялся. Это зависело от количества уроков и дополнительной литературы, которую необходимо было принести в школу.
Поэтому сами тяжёлыми на протяжении недели портфели были во вторник и среду, а самими лёгкими с субботу. (приложение 4)
Наши рекомендации
Рекомендации родителям
- Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300 г.
- У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.
- Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Рекомендации учителям и работникам школ
Снизить вес школьных ранцев учащихся можно несколькими путями:
- использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
- при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
- организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства в помещении школы;
- организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения
Рекомендации ученикам
- Не носите лишнего в ранцах.
- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.
Правила для поддержания правильной осанки
• Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
• При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
• Не носить ранец или портфель в одной руке.
• Не перегружать портфель.
• Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
• Спать необходимо на жесткой постели с невысокой подушкой.
• Стоять и выполнять различную работу следует с выпрямленной спиной.
Выводы:Ребята нашего класса провели интересное исследование на тему: «Сколько весит здоровье ученика». Сначала было сложно, но потом каждый ученик втянулся в работу и с удовольствием выполнял её.
Заключение
Цель нашей работы заключалась в том, чтобы обратить внимание на сбережение своего здоровья путем ежедневного контроля тяжестей за спиной. Мы переработали большой теоретический материал по теме, для того, чтобы достичь цели исследования.
Практические исследования позволили сделать следующие выводы:
Говоря о здоровье ученика, следует обратить внимание на вес его портфеля
Вес портфеля во многом зависит не от самого обучающегося.
При покупки ранца родители должны обращать внимание на его вес и другие гигиенические требования.
При составлении школьного расписания учителя должны учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
Обучающиеся должны проверять ранец ежедневно и не забывать своевременно, убирать из него ненужные учебники.
Благодаря проведённой нами работе мы доказали, что гипотеза нашего исследования о том, что тяжёлый ранец вредит здоровью - верна.