Исследовательская работа «Сколько весит здоровье первоклассника»
План эксперимента
1.Что хочу узнать?
2.Мои наблюдения
3.Что узнал
4. Рекомендации детям, родителям и учителям
Цель:
Обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.
Задачи:
1. Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
2. Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
3. Предложить свои способы решения проблемы.
Гипотеза исследования.
Я предполагаю, что тяжелый ранец вредит здоровью.
Методы исследования.
Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, сети интернет; эксперимент.
В сентябре я пошёл в 1 класс. Мы всей семьёй готовились к нему: покупали форму, тетрадки и долго выбирали портфель: по цвету, размеру, цене. А мне хотелось, чтобы он был красивым.
Только потом я услышал, каким должен быть портфель. Вот и задался вопросом:
Как правильно выбрать ранец?
Сколько должен весить ранец?
Как тяжелый ранец влияет на осанку ребёнка?
Мои наблюдения
Я решил узнать о состоянии моего опорно-двигательного аппарата (осанке);
Взвесить ранец без школьных принадлежностей;
Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сверить их с гигиеническими нормами;
В течение недели наблюдать за изменениями веса ранца в связи с учебными нагрузками;
Подвести итоги по позициям: самый тяжёлый учебник; самый «тяжёлый» учебный день; самый «лёгкий» учебный день.
В скелете ребёнка примерно 220 костей, которые состоят из хрящей и твёрдого костного вещества. Более 30 костей, соединённых хрящами образуют позвоночник, который является опорой туловища. Благодаря гибкости позвоночника мы можем наклоняться, поворачиваться. Он поддерживает наше тело, когда мы сидим или стоим. Внутри позвоночника находится спинной мозг, кровеносные сосуды, нервы, поэтому повреждения позвоночника очень опасны. Не меньшую опасность для позвоночника представляет неправильная осанка. Наблюдая за своей осанкой, я увидел, что мои плечи опущены.
Я пришёл к выводу, что это произошло из-за того, что я хожу и сижу сутулясь. Наверняка это от того, что портфель мой тяжёлый. Чтобы осанка была правильной, нужно, взять себе в привычку держать спину прямой.
Что же носит в портфеле первоклассник?
Чего только у нас нет: учебники, папка с тетрадями, дневник, пенал с ручками и карандашами, книга для чтения, игрушки, вкусняшки.
Сколько же должен весить ранец?
Для этого мы взвешивали портфель и учебные принадлежности.
Вес моего ранца и учебных пособий.
Ранец- 1000 гр.
Азбука Волкова- 250 гр.
Чувашская азбука-350 гр.
Математика – 250 гр.
Мир вокруг нас -200 гр.
Чувашская литература – 150 гр
Атлас- определитель- 400 гр
Рабочая тетрадь по математике - 50 гр, по русскому - 150 гр, по чувашской азбуке- 50 гр, по окружающему - 150 гр, тетрадь по чтению: русский-100 гр, чувашский-50 гр, по ИЗО- 100 гр.
Тесты по математике- 150 г, окружающему- 100 г
Тетрадь 12 л. - 50 гр.
Альбом - 290 гр.
Гуашь - 240 гр.
Пенал - 320 гр.
Папка-100 гр.
Набор букв и цифр- 90 гр
Кисточки- 20 гр
Цветная бумага - 40 гр.
Цветной картон - 160 гр.
Пластилин - 120 гр.
Клей - 20 гр.
Ножницы - 35 гр.
Цветные карандаши - 140 гр.
Дневник для записей - 240 гр.
ИТОГО : 5 кг 415 гр.
Изменения веса ранца в течение недели:
Понедельник - 2 кг 850 гр.
Вторник - 2 кг 750 гр.
Среда- 2 кг 185 гр.
Четверг -2 кг 650 гр.
Пятница- 1 кг 690 гр.
Итоги наблюдений:
Самый тяжёлый учебник –чувашская азбука, 350 гр.
Самый «тяжёлый» учебный день – понедельник, 2 кг 850 гр
Самый «лёгкий» учебный день - пятница. 1 кг 690 гр
Самый лёгкий учебник -литература вулав?, 150 гр
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами ранец учащегося 1-2 классов должен весить не более 700 гр. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг. Вес ранца должен быть меньше 10% веса ученика.
Как же правильно рассчитать вес ранца?
Чтобы узнать, сколько должен весить наполненный ранец, необходимо воспользоваться следующей формулой: Вес учащегося х 10:100 Используя эту формулу, я вычислил, каким должен быть максимальный вес моего ранца: 29 кг х 10:100 = 2 кг 900г. Также взвесили и узнали сколько весят портфели моих одноклассников (Приложение 1).
Результаты исследования показывают, по сравнению с нашим весом, что наши портфели соответствуют по своим весам в среду, четверг и в пятницу. В понедельник и во вторник они чуть выше нормы у 8 учащихся. Это всё из- за уроков изобразительного искусства, окружающего мира и технологии. А это ведёт к тому, что если мы все школьные принадлежности, вещи будем носить в школу, мы можем испортить себе здоровье, позвоночник, а это приведёт к нарушению осанки. Вот почему многие школьные принадлежности мы оставляем в классе, у Любови Вениаминовны. Это ножницы, альбомы, краски, картон, алас-определитель. Иначе мы просто не смогли бы донести эти портфели до дома.
Что я узнал?
Осанку портят тяжёлые портфели. Ранец предпочтительнее портфеля. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 – 2-х классов – более 1кг500 г.
Теперь я знаю как правильно выбрать ранец.
1. Вес пустого ранца должен быть не более 700г.
2. При выборе ранца необходимо учитывать его функциональные качества (наличие отделов, удобные замки).
3.Материал, из которого изготовлен ранец, должен быть лёгким, прочным, водоотталкивающим, морозоустойчивым.
4. Желательно наличие ортопедической (жёсткой, массажной) спинки или хотя бы просто твердой спинкой.
Мы узнавали, что в среднем, такой ортопедический портфель может стоить от 2 000 до 8 000 рублей.
Покупать или нет ортопедический рюкзак? Решать родителям. Если ребенка до школы провожают родители, и сами несут его портфель, то, наверное, не нужно, а если ребенку придется самому много носить свой портфель, тогда надо примерять, и искать рюкзак, подходящий именно вашему ребенку.
5.Лямки ранца должны быть регулируемыми, не врезаться в тело, но при этом быть достаточно жёсткими.
6. При ношении ранца его дно должно быть на 5 см ниже уровня талии.
7. И, конечно, ранец должен нравиться нам.
На этих основаниях я составил рекомендации учителям, ученикам, родителям.
Рекомендации ученикам:
Чтобы осанка была хорошей, надо выполнять специальные упражнения и соблюдать правильное положение тела. Спина должна быть прямой, плечи и грудь расправлены, голова - чуть приподнята.
Не носите лишнего в ранцах.
Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте убирать из него не нужные учебники.
Рекомендации учителям:
Снизить вес школьных ранцев можно несколькими способами:
Использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу.
При составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов.
Организовать хранение принадлежностей для труда и рисования в помещении школы, либо оговаривать заранее, какие именно принадлежности необходимы к следующему уроку.
Чаще проводить физкультминутки
Рекомендации родителям:
Не покупайте своим детям тяжёлые ранцы!
Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы -1кг 200г
Помните, что от ношения тяжестей, у ребёнка портится осанка. Ведь мы быстрее устаём, таская за своей спиной тяжеловесы.
Пожалуйста, заботьтесь о здоровье ваших детей.
Практическая значимость. Тяжелый портфель вредит здоровью. Результаты исследования могут использоваться в целях сбережения здоровья школьников. Здоровье нельзя купить. Здоровье нельзя взвесить. Ни одного человека нельзя сделать здоровым без его собственных усилий и желания быть здоровым! Поэтому надо заботиться о своём здоровье, соблюдать правила, проверять свои вещи, и наводить порядок в портфелях.
Литература
1. Казьмин, В. Д. Наш семейный доктор.- М.: Мир книги, 2001.- 348с
2. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html