Введение
Мы учимся во 2 Г классе и наблюдаем, что ученики нашей школы носят свои учебники в разных сумках. Чаще всего встречаются ранцы у младших школьников. В среднем и старшем звене предпочитают сумки большого объёма с ручками и лямками, чтобы можно было носить их в руках или на плече.
Мы в этом году много раз видели, как ученики первых классов идут, согнувшись под тяжестью своего ранца. На себе мы тоже испытали тяжесть ученического портфеля.
Актуальность исследования
Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно - портфели. Неравномерная нагрузка на неокрепший детский позвоночник приводит к формированию неправильной осанки.
Мы решили провести своё исследование и узнать, какие портфели приобрели ученики нашего класса в этом учебном году и правильный ли выбор они сделали.
В нашем исследовании рассмотрим такие вопросы:
- Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка?
- Сколько должен весить ранец?
- Как правильно выбрать ранец?
Цели и задачи
Цель исследования:
- Проверить, соответствует ли выбор портфеля и его вес возрасту учащихся и дать рекомендации по приобретению портфелей на следующий учебный год.
- Дать рекомендации учителям, родителям, учащимся;
Задачи:
- Определить, как влияют тяжелые ранцы на детский организм, к каким последствиям это приводит.
- Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью школьника.
- Предложить свои способы решения проблемы.
Объект, предмет и база исследования:
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Участники исследования: ученики 2 Г класса МОУ «СОШ №4»
Гипотезы исследования
Мы предполагаем, что тяжелый ранец наносит вред здоровью ученика.
Методы исследования
Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет, интернета; эксперимент.
Работая по данной теме мы использовали различные источники информации, такие как, интернет, материалы, которые предоставил медицинский работник нашей школы.
Для начала мы обратились к истории портфеля и проследили его трансформацию от 40-50-ых годов до современных портфелей 21 века.
Что такое осанка?
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу.
Осанка – русское слово, означает привычку держать свое тело в покое и движении.
Каждый из нас с детства должен следить за правильной осанкой, то есть правильным положением тела при стоянии, ходьбе и сидении. Тогда скелет будет нормально развиваться, и фигура станет стройной и красивой. При правильной осанке хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.
Отчего портится осанка?
У детей кости мягкие, эластичные. Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. В следствии этого ребенок может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким.
Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца.
Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.
А также существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно – портфелей. Ежедневное ношение портфеля способствует неправильной осанки.
Что лучше носить: ранцы или портфели?
Лучше носить ранцы. Конечно, ранец или рюкзак предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны.
Рекомендации, при покупке ранца
- Вес ранца – не более 10% от веса ребенка
- Ранец должен быть с лямками 4 см
- Материал – экологически чистый, влагостойкий
- Ткань «спинки» должна быть натуральная, чтобы ребенок не потел
- На ранце должны быть светоотражательные элементы, видимые в темноте
Наш эксперимент
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе. В эксперименте участвовало 19 человек.
План эксперимента
- Узнать у медицинского работника школы о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.
- Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
- Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить с гигиеническими нормами.
- Наблюдать за изменением веса ранца в течение недели в связи с учебными нагрузками.
- Подвести итоги: самый легкий, самый тяжёлый …
- Дать рекомендации родителям, учителям, детям.
Проанализировав личные данные учеников с медицинским работником школы, мы узнали, что проблемы с опорно-двигательной системой у нас в классе есть:
- 9 человек с нарушением осанки;
- 1 человек со сколиозом;
- 9 человек здоровых.
Гигиенические требования к изданиям учебников
«Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
- - 1-4-х классов – 300 г;
- - 5-6-х классов – 400 г;
- - 7-8-х классов – 500 г;
- - 10-11-х классов – 600 г.
Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их:
- Дневник – 260 г
- «Математика» - 300г
- «Русский язык» - 250г
- «Английский язык» - 250г
- Тетрадь печатной основой – 140 г
- «Литературное чтение» - 300г
- «Окружающий мир» - 310г
№
п/п
Ф.И.
ребенка
Год
рожд
Вес
те
ла
Диаг
ноз
Правильный вес ранца
Вес пустого
ранца
Реальный вес
ранца
1
Медведенко
Ксения
2006
30
300 г
1кг 150г
4,6кг-6,0кг
2.
Носова
Алина
2006
31
310 г
300 г
3,3кг-5,2кг
3
Енин
Матвей
2006
36
Н.о.
360 г
1 кг
4кг-
5кг
4
Гончаров
Влад
2006
30
Н.о.
300 г
900 г
4,3кг - 6кг
Н.о. – нарушение осанки, ск. – сколиоз.
3,3 кг – 5,2 кг – вес ранца (самый маленький и самый большой) в течение недели.
Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.
Мы проверели может, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей.
Результаты приведены в таблице.
Выводы
Мы увидели, что у 9 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, т.е. не превышает условного веса 500 г. Нашлись победители легковесы весом всего 300 г. Однако у 10 человек вес ранца превысил гигиеническую норму (1кг 150 г, 1 кг, 900 г).
Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной нарушений в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.
Итоги эксперимента
- самый правильный ранец (до 500 г) – 300 г;
- самый лёгкий портфель – 300 г;
- самый тяжёлый ранец – 1кг 150 г;
- самый тяжёлый ранец с принадлежностями – 6 кг;
- самый лёгкий ранец с принадлежностями – 3 кг;
- самый тяжёлый учебник – «Окружающий мир» - 310 г;
- самый «тяжёлый» учебный день понедельник, вторник;
- самый «лёгкий» учебный день - пятница, среда;
Понаблюдав за весом ранцев в течение недели, сделали диаграмму для каждого ученика. Приводится диаграмма одного ученика. Почти во все дни недели реальный превышал правильный вес ранцев.
Рекомендации родителям, учителям, ученикам
Рекомендации родителям
- Просим вас не покупать тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300 г.
- У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.
- Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Рекомендации учителям и работникам школ
Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно так:
- использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
- найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе, один – дома);
- при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
- организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;
- организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.
Рекомендации ученикам
- Не носите лишнего в ранцах.
- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать правильную осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.
Правила
для поддержания правильной осанки
- Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
- При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
- Не носить ранец или портфель в одной руке.
- Не перегружать портфель.
- Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
- Спать необходимо на жесткой постели с невысокой подушкой.
- Стоять и выполнять различную работу следует с выпрямленной спиной.
Литература.
- Андреева В.В. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста. Методические рекомендации. Воронеж, 2007
- Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя. М., «5 за знания», 2008
- Степанова М.И. Школьные ранцы и здоровье детей. //Вестник образования № 17, 2004г.
- Сухаревская Е. Проекты и исследования. // Начальная школа № 5, 2008г.