Исследовательская работа "Игрушки и игры старшего поколения"
Исследовательская работа "Игрушки и игры старшего поколения"
Актуальность этой темы заключается в том, что игрушки – это свидетели истории, а история всегда занимала и играет важную роль в обществе. Сейчас много разных игрушек: очень красивых, нарядных, ярких, но не во все времена такие игрушки были. Дети для своих родителей и общества – это самое ценное. Детство – это самая счастливая пора в жизни каждого человека. Все когда-то были детьми и любили играть в игрушки, какими бы эти игрушки ни были. У каждого человека в пору детства во все времена были и будут игрушки. Я постаралась раскрыть тему о том, какие игрушки были у наших бабушек, мам и пап.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Игрушки и игры старшего поколения" »
Содержание
Введение ………………………………………………….с. 2-4
Разновидности игрушек ………………………………..с. 5-7
1. Куклы ………………………………………………….с. 5-7
2. Мяч …………………………………………………….с. 8
III. Воспоминания об игрушках и играх наших бабушек,
мам и пап ……………………………………………………с. 8-13
IV. Заключение ………………………………………………с. 14-16
V. Список литературы ……………………………………….с. 17
I. Введение.
Актуальность этой темы заключается в том, что игрушки – это свидетели истории, а история всегда занимала и играет важную роль в обществе. Сейчас много разных игрушек: очень красивых, нарядных, ярких, но не во все времена такие игрушки были. Дети для своих родителей и общества – это самое ценное. Детство – это самая счастливая пора в жизни каждого человека. Все когда-то были детьми и любили играть в игрушки, какими бы эти игрушки ни были. У каждого человека в пору детства во все времена были и будут игрушки. Я постаралась раскрыть тему о том, какие игрушки были у наших бабушек, мам и пап.
Игра, игрушка… Это те понятия, которые сопровождают абсолютно каждого человека, начиная с колыбели. С помощью игрушек, игр дети моделируют разные ситуации, могут перевоплощаться в других людей из прошлого или современности, «прыгнуть выше себя», потому что в играх с игрушками они изображают взрослых.
Игра – это основной вид деятельности детей. Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребёнка, для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая деятельность обеспечивает детскую активность, самодеятельность. Важным средством формирования игровых умений является игровой материал, игрушки.[1, с.6.]
Объектом исследования являются игрушки времён наших бабушек, мам и пап: куклы, машинки, мягкие игрушки.
Предмет исследования:
- литература, в которой зафиксированы факты возникновения разных игрушек;
- устные источники.
Цель нашего исследования: выяснить, какими игрушками и в какие игры играли наши бабушки, мамы и папы. Было опрошено 10 человек. Возраст опрошенных от 34 до 60 лет. Записаны их воспоминания.
Задачи:
1. Проанализировать возникновение игрушек в разные времена.
2.Выяснить в какие игрушки играли наши бабушки, мамы, папы.
3. Сделать выводы.
Бабушки, вспоминая свое детство, часто отмечали, что времени для игр у них было очень мало, потому что взрослым дети помогали практически во всем.
Игрушки у бабушек были чаще всего самодельные: из катушек и спичечных коробков мастерили машинки, родители вырезали из дерева дудочки, свистульки, лошадок, коровок, разные деревянные дощечки и чурочки выполняли роль кубиков, из которых строили крепости и башни, домики и теремки.
Игрушки не перестают удивлять, они полны сюрпризов и неожиданностей. Большинство из них раньше были совсем не тем, чем являются сегодня. Кукла, например, была богиней, мяч – священным предметом, а погремушка со свистулькой – грозными орудиями в борьбе с нечистой силой и злыми духами. [ 2, с. 4.]
II. Разновидности игрушек.
1. Куклы.
На изготовление куклы шли самые разные подручные материалы:
полено гладко остругивали, рисовали личико, заворачивали в тряпочку (пеленку)4
початок кукурузы – из волоса заплетали косичку, на место личика приклеивали кружок из бумаги с глазками, бровями, ротиком;
пучок соломы перевязывали в нескольких местах и получалась соломенная куколка.
В магазинах в то время продавали часть куклы – пластмассовую голову с частью туловища. Мамы бабушек шили тряпичное туловище, руки, ноги и пришивали купленную пластмассовую голову, а девочки (бабушки) наряжали этих куколок в чепчики, юбочки, сарафаны и другую одежду.
Поработав со статьёй «Жила была игрушка», [2, с. 4 ] можно понять откуда появились игрушки: «Жил на свете один добрый человек, который придумывал, мастерил и изучал игрушки. Звали его Николай Батрам. Он был фантазёром, сказочником, чудаком и ещё, как ни странно, известным учёным. Многие взрослые улыбались, глядя на него: «Ну и наука – в игрушки играть!» Но он отвечал: «Игрушки – это очень серьёзное дело». Он верил, что кукла Варя может превратиться в прекрасную принцессу или стать злой феей; он верил, что оловянный солдатик был доблестным воином, а плюшевый медвежонок когда-то бродил по лесным неведомым дорожкам.
Батрам всю жизнь играл и не только верил в разные истории об игрушках, но и сам их сочинял. С рюкзаком за спиной он бродил по городам и сёлам, лазил по чердакам и подворотням. Собирал часто безруких и безногих кукол, чинил их, шил им платья, подбадривал и утешал их. А они рассказывали ему о себе необычные и неожиданные вещи, которые ни за что не сообщили бы другим взрослым.
Батрам говорил: «Изучая игрушку, можно узнать историю человечества». Взрослые при этом пожимали плечами и отвечали: «Если хочешь узнать историю, читай книги. Зачем же лазить по чердакам и подворотням?» Но Батраму язык игрушек казался интересней. А узнать он от них мог не меньше, чем из учебника истории.
Ещё в древности, как рассказывает Батрам, любили играть в куклы. На современных кукол они походили мало. Это были грубые чурбанчики, к которым иногда приделывали руки и ноги из тонких палочек.
В 17 веке немецкие мастера прославились дорогой игрушкой под названием «Кукольный дом». Пётр Первый заказал такой дом у немецких мастеров, но он стоил так дорого, что даже русскому царю пришлось отказаться от него. Игрушки были так красивы и дороги, что их даже не давали играть детям – хранили в шкафу и разрешали любоваться ими только через стекло. Поэтому больше всего игрушек нам оставил 17 век.
Жизнь крестьян почти во всех странах была похожа: бедность, нищета, с утра до вечера тяжёлый труд в поле. Читать крестьяне не умели, книги в деревню не доходили. Как объяснить многие вещи и явления, они не знали придумывали объяснения им сами. Поэтому крестьянская игрушка отличалась от городской. Кукол здесь делали быстро и просто – из пучка соломы. Иногда повязывали платком обычное полено, и начиналась весёлая игра. Только очень долго эти куклы оставались без лица, потому что считалось, что через лицо в куклу может вселиться нечистая сила, и тогда в дом придут разные несчастья [2, с. 5].
2. Мяч.
Вот знакомый всем мяч, - говорит Батрам. Мяч – это самая древняя и любимая игрушка и больших и маленьких. В древности не было резиновых мячей. Мячи делали из кожи и набивали травой, шили из тряпок, плели из верёвок и вытачивали из дерева. Конечно, если такой мяч попадёт по лицу, только мужественный человек найдёт в себе силы засмеяться, а не заплакать.
Одной из любимых игрушек был мяч. Выглядел он совсем иначе, чем теперешние мячи. А изготавливали его так: брался кусок парусины (плотная ткань), набивали его сеном, тряпками, уминали, много-много, раз перевязывали бечевками и гоняли на поляне перед домами.
III. Воспоминания об игрушках и играх наших бабушек, мам и пап.
А ещё маленькие мячи изготавливали по-другому, об этом нам рассказала бабушка Даниила Чернакова – Неврозникова Любовь… Небольшие куски овечьей шерсти долго катали, пока шерсть не приобретала форму мяча. Такими мячиками и играли.
А о чём нам могут рассказать оловянные солдатики? Они нам расскажут о сражениях всех веков и народов. В истории человечества было множество войн, изобреталось оружие, а это значит: взрослые изобретали для своих детей игрушечное оружие [2, с. 3].
Популярными были солдатики, их вырезали из дерева, раскрашивали или лепили из глины. Когда войско было готово, начиналось сражение, которое частенько заканчивалось ссорой, а то и потасовкой участников игры, потому что никто не хотел проигрывать.
Некоторые ребята вырезали из картона, раскрашивали и запускали в небо бумажных змеев. В такие игрушки играли наши папы: Чернаков Александр, Попов Владимир, Миллер Николай.
Особое внимание я хочу обратить на игрушки девочек.
Без исключения, у всех опрошенных были куклы – одна любимая и еще несколько. Куклы были чаще всего самодельными. Вспоминает бабушка Чернакова Даниила – «Моя кукла была тряпичной, внутри нее были опилки и стружка, у куклы была только голова, её делали так: брали кусок материи, на середину материи клали шерсть, или опилки, затем сворачивали и перетягивали нитками – это получалась голова, а туловище было пустым, черным угольком она рисовала ей глаза, брови, волосы, а красным карандашом губки и щечки – получилась куколка, которую она назвала Зина. Даниил попробовал сам смастерить такую же куклу, и она у него получилась точно такой, как описывала её его бабушка.
Вспоминает бабушка Миллер Эмилии: «Чтобы сделать куклу использовали три платка: 1-й сворачивали «в рулетик», 2-й использовали как платочек куколке на голову, а в 3-й куколку заворачивали как в пеленочку».
На изготовление куклы шли самые разные подручные материалы:
полено гладко остругивали, рисовали личико, заворачивали в тряпочку (пеленку)
початок кукурузы – из волоса заплетали косичку, на место личика приклеивали кружок из бумаги с глазками, бровями, ротиком;
пучок соломы перевязывали в нескольких местах и получалась соломенная куколка.
Вспоминает бабушка Даниила Чернакова – Зоя Ивановна – у Зои Ивановны было несколько кукол. Но самым любимым был пупс (или еще такую пластмассовую куклу называли «голыш»). Руки, ноги, голова крепились на резинках, если резинки рвались, пупс рассыпался, и приходилось взрослым ремонтировать любимую игрушку. А любимой она была потому, что ее можно было купать, на нее было легко сшить любую одежду, потому что ручки и ножки пупса были подвижны.
У бабушки Попова Владимира – Анны Викторовны была плюшевая кукла, внутри она была набита тряпками, глаза – стеклянные пуговицы, волосы приклеены из толстой шерстяной пряжи, нос сделан из красной тряпочки.
Детство наших родителей можно назвать счастливым в том плане, что игрушек, настольных игр было в изобилии. В городах они продавались в специализированных магазинах «Детский мир», в селах и поселках в магазинах были отделы игрушек.
Популярными у мальчиков (наших пап) были игрушки военной тематики – танки, самолеты, ружья, пистолеты и др.; продавались самые разные машины – деревянные, металлические, пластмассовые; были машины, которые заводились маленьким ключиком и могли проехать расстояние от 1м до 1,5 м, были машинки на батарейках.
Любимой игрушкой Александра Александровича Чернакова (папы Даниила Чернакова) была железная дорога – механический паровозик катился по рельсам, гудел, свистел, делал остановки на станциях, а у Евгения Викторовича Попова (папы Вовы Попова) был металлический конструктор, который давал возможность по образцу с помощью металлических пластинок и шурупов создать любую вещь: стол, стул, тележку и т.д.
Любимицей девочек (наших мам) оставалась кукла. Но как изменилась она, как преобразовалась и похорошела!
Кукол делали из пластмассы, поролона, резины, латекса. У всех кукол были волосы, которые можно было расчесывать, делать разные прически. Каждая кукла была как маленькая леди: в платье, туфлях, носочках, шляпке. Продавалась кукольная подсудка, мебель, одежда, даже колясочки, в которых куклу можно было катать.
В 80-е годы ХХ в. продавался набор, вспоминает Оксана Анатольевна (моя мама), он назывался «Кукла Наташа» - из фанеры была вырезана и раскрашена кукла. К ее груди крепился магнит. В коробке были листы бумаги с нарисованными заготовками кукольной одежды. Ее нужно было вырезать, приклеить к каждому платьицу металлический кружок, раскрасить одежду и гардероб куклы Наташи был готов.
Юла, Дюймовочка, расписные матрешки, мягкие игрушки, калейдоскоп (это бумажная трубка с зеркальными стенками, в которых отражались разные узоры из стекляшек), дудочки, лягушка, подпрыгивающая при нажатии на латку, стрекозы, бабочки на колесах, дартс, пирамидки – вот такой неполный перечень игрушек, которые были не только у Оксаны Анатольевны, но и у многих ее сверстников. По стоимости игрушки были доступны практически всем людям.
В старинном русском городе Сергиевом Посаде есть музей игрушек, который создал Николай Батрам. В нём хранятся игрушки разных времён и народов, в которые дети играли много веков назад, и в которые играют сейчас. Там находится большая коллекция погремушек. Погремушка – это первая игрушка ребёнка, она была ещё в древности. Но погремушки тогда имели и иное назначение: сохранялось поверье, что шумом они отгоняли злых духов и тем самым оберегали малышей. В этом музее хранятся музыкальные игрушки, много здесь игрушек из глины, дерева, серебра, слоновой кости, цветного стекла. Такую коллекцию игрушек собрать было нелегко, ведь во все времена считалось. Что игрушки не представляют никакой исторической ценности, и их, как правило, не берегли. Сломанные игрушки часто выбрасывают, а когда дети вырастают, куклы куда-то уходят из наших домов. Были целые эпохи, которые не сохранили игрушек. Это очень обидно, потому что они могли бы рассказать много интересного о жизни и увлечениях людей. [2, с. 5].
IV. Заключение.
После того как мы внимательно изучили весь собранный материал, мы пришли к выводу, что:
Игрушки - неотъемлемая часть того периода в жизни любого человека, который называется детством.
Игрушки отражают уровень экономического развития страны. Довоенное и послевоенное детство не отличалось разнообразием игрушек, да и сделаны они были вручную, из подсобных материалов. В 60-80-е годы ХХв., достигнуты определенные успехи в развитии металлургии, химии, электроники, вычислительной техники и т.д. Появились новые материалы, например, легкие металлы, мягкая и уплотненная резина, разные виды пластмасс, из которых стали делать совершенно новые игрушки: металлические конструкторы, механические игрушки на батарейках, а чуть позже - игрушки с программным управлением, радиоуправляемые игрушки. Игрушек стало больше, они стали яркими, нарядными.
Всегда у каждого ребенка была одна любимая игрушка, которой он предпочитал все другие.
Эта работа увлекла меня, я узнала много нового об игрушках наших бабушек, дедушек, мам, пап. Помогли мне в этой работе по сбору материала мои одноклассники. Ещё они помогли мне в изготовлении игрушек. Чернаков Даниил попробовал выполнить изготовление куклы, о которой ему рассказывала его бабушка - Нерозникова Любовь Яковлевна - вот она. Ещё мы выполнили мягкие игрушки из современных мультфильмов. С этими игрушками мы посетили 0 класс, с целью выяснить – какие игрушки понравятся детям больше: современные из мультфильмов, или в которые играли их бабушки, мамы, дедушки и папы. Разговор получился таким… (видеозапись).
Я считаю, что материал этой работы можно использовать на родительском собрании, для одноклассников и других школьников, в школьном музее.
Игрушки тесно связаны с той или иной исторической эпохой или какими-либо событиями. Мир меняется, но, наверное, девочки во все века играли, играют, и будут играть в куклы, а мальчики будут гонять мяч и пускать кораблики в ручейках. История куклы, мяча и кораблика ещё не закончилась. Какими они станут в будущем, зависит от фантазии, от исторических событий и от желания взрослых приносить детям радость. Берегите, любите свои игрушки, и когда-нибудь вы скажете им спасибо [2, с. 5].
Исследование об игрушках я провожу 3 года. Мною была раскрыта тема про куклу Барби, про русскую матрёшку, об игрушках старшего поколения. Далее мне хочется изучить и раскрыть тему об игрушках, которые вредят здоровью ребёнка, потому что об этом сейчас часто говорят по телевидению.
Игрушки и игры - это своеобразные документы, свидетели старого и нового, высокого и житейского. Новые времена (2000-е. годы) – новые игрушки, новые игры, новые отношения между детьми… Хорошие или нет? Однозначного ответа не будет. Они просто другие.
Список литературы:
«Игрушки и пособия для детского сада» - Москва «Просвещение», 1987 год.
Журнал «Педсовет» - № 3, 2006 год.
Интернет ресурсы.
Устные источники:
Чернакова Зоя Ивановна – 1944 года рождения, с. Вторая Каменка.
Нерозникова Любовь Яковлевна – 1947 года рождения, с Гилёво.
Попова Анна Викторовна – 1958 года рождения, с. Вторая Каменка.
Хуторная Татьяна Александровна – 1955 года рождения, с. Вторая Каменка.
Чернаков Александр Александрович – 1970 года рождения, с. Вторая Каменка.
Попов Евгений Викторович – 1978 года рождения, с. Вторая Каменка.
Миллер Николай Николаевич – 1960 года рождения.
Хуторная Оксана Анатольевна – 1974 года рождения.
Попова Лидия Владимировна – 1974 года рождения, с. Вторая Каменка.
Чернакова Людмила Владимировна – 1975 года рождения, с. Вторая Каменка.