Предметно-развивающая среда мини-центра
Воспитатель мини-центра
Костина Валентина Александровна.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного, охраны и укрепления их здоровья.
Предметно-пространственная среда в нашем мини-центре служит развитию детской деятельности и, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка.
Мини-центр является дошкольным образовательным учреждением, в котором функционирует 2 разновозрастные группы. В первой смешенной группе воспитываются дети в возрасте от 2 до 4 лет, дети приходят в утренний отрезок времени. Во второй смешенной группе воспитываются дети в возрасте от 4 до 6 лет. Где дети занимаются во вторую смену.
Организация развивающей среды в мини-центре строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Перед нами- воспитателями, встала проблема необходимости обогащения среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребёнка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребёнка и источником его знаний и социального опыта.
Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в мини-центре, обеспечивала безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.
Приходя в группу мини-центра мы встречаем детей в раздевалке. В ней находится: стенд детских работ и выставка детского творчества (рисунки, поделки по лепке). Также здесь оформлен уголок для родителей, где они могут познакомиться с распорядком дня и сеткой занятий, а также находится папка-передвижка по интересующим родителей вопросам.
Уголок природы.
Является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Основная часть растений размещается в этом уголке. В уголке природы дети не только учатся наблюдать за изменениями погоды, но и проводят опыты, экспериментируют.
Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями. Дети следят за ростом растений, помогают за ними ухаживать-поливать, рыхлить землю.
В уголке природы размещены не только комнатные растения, но и календарь погоды, яркие иллюстрации, познавательные энциклопедии, книги о природе, дидактические игры, поделки из природного материала, оборудование для исследовательской деятельности.
Также здесь у нас расположено многофункциональное панно. «Панно» является многофункциональным, мобильным и очень лёгким в использовании пособием. Оно может быть применено на занятиях в различных образовательных областях: краеведение и экологическое воспитание детей, речевое и математическое развитие, обучение грамоты.
«Центр воды и песка»
Является мощным ресурсом предметно развивающей среды помогающий создать радостное настроение установить первые контакты с ребёнком снимать напряжение агрессию состояние внутреннего дискомфорта у детей, что создаёт благоприятную почву для развития эмоциональной сферы ребёнка.
Организуя игры с водой и песком мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов но и помогает им закрепить представление о форме величине цвете предметов но и развивать мелкую моторику рук .(В зимнее время года мы заменяем песок на манку).
Физкультурный центр.
Физкультурный уголок пользуется большой любовью у подрастающего поколения. Малыши ждут с нетерпением занятий чтобы поупражняться в ловкости и силе. В спортивном зале есть шведская стенка отличное времяпровождение для старшей группы. Традиционные обручи, скакалки мячи и кегли мешочки с песком тоже не лежат без дела С их помощью проводятся весёлые эстафеты и вырабатывается ловкость и гибкость у маленьких спортсменов. Занятия со спортивным инвентарём, делает жизнь воспитанников цента насыщенней закладывает азы любви к физкультуре и здоровому образу жизни которого нужно придерживаться не только в центре но и дома.
Театрализованный центр.
Театральный уголок важный объект развивающей среды с которого можно начать оснащение группы поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу объединить детей интересной идеей демонстрируя неожиданные грани своего характера Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот кто без желания шёл в мини-центр тот теперь спешит в группу. В театральном уголке размещаются маски сказочных персонажей кукольный теневой конусный цилиндрический и настольный пальчиковый виды театра.
Центр ряженья
Большой интерес у детей вызывает центр ряженья.Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки накидки костюмированные наряды, маски зверей. Дети получают удовольствие, и массу положительных эмоций
Центр книги.
В этом уголке ребёнок имеет возможность самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть её. Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребёнок приобщается к изобразительному искусству учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания.
Центр «Сенсорного развития»
Дидактические пособия, которые здесь представлены, доступны для детей они яркие разнообразные а также они полифункциональные т.к. при их использование одновременно решаются задачи по развитию речи сенсорному развитию и расширяются представления детей об окружающем мире.
Так же представлен широкий выбор дидактического материала для знакомства с цветом, формой, величиной В уголке находятся разнообразные развивающие игры и игрушки вкладыши, мозаика, кубики, сенсорное панно, где использованы камешки бусинки бисер замочки ткани и материалы разных фактур и др. Вкладыши разной формы игрушки шнуровки разного вида разные виды мозаик. Настольные игры с прищепками. Разноцветные резиночки. Бусы (колечки разного цвета сделаны из солёного теста.)пособия сделаны из своими руками.
В групповой комнате на потолке находятся три облачка.
Первое облако с дождиком сырным, второе дождиком грибным, третье облако с морковным. Для чего мы их сделали ? Мы предотвращаем патологическую утомляемость ребёнка. Гимнастика для глаз укрепляет мышцы зрительного аппарата, снимает напряжение и значительно повышает работоспособность наших детей.
Гимнастика для глаз имеет общий оздоровительный эффект наряду с самомассажем дыхательной гимнастикой физминутками. Выполняем дыхательные упражнения которые способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма у детей.
Казахский уголок.
Одной из важнейших задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является развитие чувств патриотизма воспитание любви к родине и родному краю чувство национального достоинства и гордости за принадлежность к своей культуре.
В нашей группе оформлен уголок патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневной самостоятельной деятельности пополнять знания о своей стране родном селе знакомиться с символами нашего государства и историей своей Родины –Казахстан.
Музыкальный центр.
В музыкальном уголке располагаются разнообразные музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут и кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша.
Игровой центр
Игра –это ведущий вид деятельности детей в которой формируется личность ребёнка.В играх дети стремятся воплотить все те ситуации которые они видят в повседневной жизни.
В группе имеется уголки по разным сюжетно- ролевым темам: парикмахерская, больница, магазин, транспорт, семья и другие, это основа игровой зоны в мини-центре, это возможность познакомить ребёнка с новыми ситуациями примерить то или иное поведение, научиться решать важные вопросы.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр : «Семья» «Доктор» «Парикмахерская» «Магазин». Для поддержания интереса игровой деятельности обеспечиваем сменяемость материала . Он соответствует возрасту и безопасен в использовании.
Центр уединения.
Мини-центр, это место где ребёнок находится определённое время в общении с другими детьми, но иногда ему хочется уединения, побыть наедине со своими мыслями переживаниями. В группе находится небольшой диванчик. Здесь ребёнок может заняться любимым для себя делом, полистать любимую книгу, посмотреть картинки или просто посидеть или полежать и отдохнуть от детского коллектива Для этого мы создали в нашей группе мини-центра уголок уединения.
Центр конструирования.
Конструктивная деятельность –это практическая деятельность направлена на получение определённого заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного нравственного эстетического трудового воспитания осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей, имеет практическую направленность и носит творческий характер. При работе с конструктором развивается и мыслительная деятельность детей.
Зона для девочек и мальчиков.
Мальчики возможно, захотят побывать за рулём автомашины или самолёта а девочкам придётся по вкусу комната оформленная в стиле волшебницы принцессы или куклы Барби.
Центр безопасности.
Наглядный материал и детская литература в уголке безопасности обновляется один раз в месяц.
Учебный центр.
Математический уголок с раздаточным дидактическим и наглядным материалом, игры на логическое мышление, счётный материал с комплектами цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный материал, набор объёмных геометрических фигур, очень много раздаточного материала сделанные своими руками. А также обновляется, имеющихся раздаточный материал по, познавательному развитию и речевому развитию. Поэтому, дальнейшая работа по пополнению предметно -развивающей среды будет продолжена. Сделано пано -паровозик с вагончиками. На вагончиках ра сположены кармашки прозрачные, куда мы можем вставлять как цифры так и буквы.
Таким образом, я в своей работе стремлюсь, что бы:
- Предметный мир обеспечивал реализацию потребностей каждого ребёнка;
- Предметно-пространственная среда обеспечивала «зону ближайшего развития» ребёнка, которая способствовала бы развитию творческих задатков у детей и стала составным компонентом обучения.
- Среда обеспечивала реализацию индивидуальных интересов и потребностей детей способствовала накоплению социального опыта;
- Предметно пространственная среда выступала условием расширения возможности ребёнка выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности
- Развивающая среда способствовала формированию умственных психических и личностных качеств дошкольников.