kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Русская народная игрушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность

В настоящее время необычайно возрос общественный интерес к народному творчеству, к предметам ручного художественного труда. Особой популярностью пользуют­ся выставки и музейные экспозиции произведений народ­ного искусства. Изделия народных мастеров все активнее входят в окружающую культурную среду, воспитывают нравственно и эстетически. Всестороннее внимание уделе­но в нашей стране сохранению и развитию народных художественных промыслов.

Народное творчество обога­щает культуру, духовно питает профессиональное искус­ство, стимулирует самодеятельное творчество. И для его дальнейшей успешной жизнедеятельности необходимо серьезно изучать и бережно сохранять национальные культурные традиции.

Вещи, окружающие человека, всегда естественно и просто говорят о его жизни, о его духовно-материальной среде. Тем более вещи рукотворные, художественные. В их бытовой подчиненности, в их необходимости, в том, как убедительна их материализация, точно выражен человеческий опыт. И каждый такой предмет — носитель этого жизненного опыта, идущего иногда из глубин историче­ских. Предметы эти имеют особую духовную ценность, хранят память культуры, становятся заметным ее явлени­ем. К ним и относится русская народная игрушка.

Игрушка—одно из ярких проявлений массовой культу­ры, глубоко жизненное и демократичное. В разных уголках нашей страны живут и работают народные мастера-игрушечники. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народ­ные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в их числе игрушки, всегда были нужны людям не только для практических целей. Будто слова родного языка они служат живым средством общения, понятным и близким для большинства. Они связывают людей с опы­том прошлого, с творчеством коллектива, с местной традицией, наконец, с национальной культурой. Как и другие предметы народного творчества, игрушки выступа­ют знаками массовой духовной солидарности, исполняя действенную социальную роль. И все это объясняет многосторонний интерес к народной игрушке.

Из истории игрушки.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились об­щественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и ху­дожественные достижения. Игрушки у многих народов, не­смотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рож­дались в труде, и известный мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера — природы. И в роскош­ном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были различными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других — дорого­стоящие, затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

В Древней Греции и Риме кукол делали из самых разно­образных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из драго­ценных металлов и слоновой кости.

А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их — более четырех тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изобра­жавшие одежду, украшали их. На голове — парики из глиня­ных или деревянных бусинок.

Игрушка, кукла имеет многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали назначение детской игрушки — забавлять ребенка, помогая ему познавать мир.

Древние люди важную роль отводили кукле, так как виде­ли в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток. А если небрежно относятся к своим игрушкам — быть беде. В колыбель к ребенку клали куклу-оберег, считая, что она охраняет его покой и сон.

Кукла участвовала и во взрослых обрядах. Масленицу про­вожали большой соломенной куклой, которую в конце празд­ника сжигали на костре. К празднику Троицы делали из веток Семика и Семичиху, сажали их под березу, водили вокруг них хороводы, а в конце обряда топили в реке.

Такие игрушки можно видеть в краеведческих музеях. Иг­рушки, сделанные мастерами, называли потешными, то есть сделанными на потеху, на забаву.

Продолжительность проекта: октябрь 2011 – май 2012 года.

Участники проекта

Воспитатели: Ефремова Н.М., Лебедева О.В.

Родители, дети подготовительной группы.

Возраст детей 6-7 лет.

Цель проекта

Формирование нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, через приобщение к истокам народной культуры, путем использования музейной педагогики.

Задачи проекта

    Создание на базе группы мини-музея «История куклы»;

    Познакомить детей с историей возникновения русской народной игрушки;

    Развивать у детей устойчивый и углубленный интерес к различным видам народных кукол.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный.

    Работа с литературой (подбор и систематизация методической литературы);

    Опрос родителей;

    Создание развивающей среды;

    Ознакомление родителей с проектом;

    Мониторинг.

2 этап – реализация проекта.

    Привлечение родителей (повышение педагогической компетентности родителей посредством формирования у старших дошкольников нравственно-патриотических качеств);

    Организация музея (изготовление экспонатов кукол родителями)

Формы работы с детьми в непосредственно образовательной деятельности

Коммуникативная деятельность

Беседы на тему:

    Такие разные куклы;

    История тряпичной куклы;

    Возникновение соломенной куклы;

    Русские народные костюмы;

    Народные праздники на Руси (масленица, крещение, православная пасха).

Чтение художественной литературы:

«365 кукол со всего света» - Левина М.

«Соломенная кукла» - Лисенкова Т.

Игровая деятельность

    Сюжетно-ролевая игра «Дочки – матери»;

    Хороводы «Ручеек», «Воротца» и т.д.

Продуктивная деятельность

    Мастерская по изготовлению продукт детского творчества;

    Изготовление кукол закруток;

    Выставка пасхальных яиц.

Познавательно-исследовательская деятельность

    Экскурсия в Дом природы (этнографический музей).

Культурно-досуговая деятельность

    Праздники народного календаря «Масленница»;

    Декоративно-прикладное искусство «Народная игрушка».

3 этап – итоговый (обобщающий)

    Мониторинг (портрет выпускника). Выявить уровень нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста;

    Опрос родителей (повысился ли уровень педагогической компетентности?);

    Презентация проекта «История куклы»;

    Альбом «Такие разные куклы»;

    Информационный альбом «История возникновения куклы»;

    Экскурсия по мини музею «История куклы».

Трудности в реализации проекта

    Незаинтересованность родителей в реализации проекта;

    Отсутствие материально-технического обеспечения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Русская народная игрушка"»

















Проект на тему «Русская народная кукла» в подготовительной группе «Б»

Воспитатели: Лебедева О.В. Ефремова Н.М. Актуальность

В настоящее время необычайно возрос общественный интерес к народному творчеству, к предметам ручного художественного труда. Особой популярностью пользуют­ся выставки и музейные экспозиции произведений народ­ного искусства. Изделия народных мастеров все активнее входят в окружающую культурную среду, воспитывают нравственно и эстетически. Всестороннее внимание уделе­но в нашей стране сохранению и развитию народных художественных промыслов.

Народное творчество обога­щает культуру, духовно питает профессиональное искус­ство, стимулирует самодеятельное творчество. И для его дальнейшей успешной жизнедеятельности необходимо серьезно изучать и бережно сохранять национальные культурные традиции.

Вещи, окружающие человека, всегда естественно и просто говорят о его жизни, о его духовно-материальной среде. Тем более вещи рукотворные, художественные. В их бытовой подчиненности, в их необходимости, в том, как убедительна их материализация, точно выражен человеческий опыт. И каждый такой предмет — носитель этого жизненного опыта, идущего иногда из глубин историче­ских. Предметы эти имеют особую духовную ценность, хранят память культуры, становятся заметным ее явлени­ем. К ним и относится русская народная игрушка.

Игрушка—одно из ярких проявлений массовой культу­ры, глубоко жизненное и демократичное. В разных уголках нашей страны живут и работают народные мастера-игрушечники. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народ­ные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в их числе игрушки, всегда были нужны людям не только для практических целей. Будто слова родного языка они служат живым средством общения, понятным и близким для большинства. Они связывают людей с опы­том прошлого, с творчеством коллектива, с местной традицией, наконец, с национальной культурой. Как и другие предметы народного творчества, игрушки выступа­ют знаками массовой духовной солидарности, исполняя действенную социальную роль. И все это объясняет многосторонний интерес к народной игрушке.

Из истории игрушки.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились об­щественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и ху­дожественные достижения. Игрушки у многих народов, не­смотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рож­дались в труде, и известный мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера — природы. И в роскош­ном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были различными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других — дорого­стоящие, затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

В Древней Греции и Риме кукол делали из самых разно­образных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из драго­ценных металлов и слоновой кости.

А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их — более четырех тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изобра­жавшие одежду, украшали их. На голове — парики из глиня­ных или деревянных бусинок.

Игрушка, кукла имеет многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали назначение детской игрушки — забавлять ребенка, помогая ему познавать мир.

Древние люди важную роль отводили кукле, так как виде­ли в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток. А если небрежно относятся к своим игрушкам — быть беде. В колыбель к ребенку клали куклу-оберег, считая, что она охраняет его покой и сон.

Кукла участвовала и во взрослых обрядах. Масленицу про­вожали большой соломенной куклой, которую в конце празд­ника сжигали на костре. К празднику Троицы делали из веток Семика и Семичиху, сажали их под березу, водили вокруг них хороводы, а в конце обряда топили в реке.

Такие игрушки можно видеть в краеведческих музеях. Иг­рушки, сделанные мастерами, называли потешными, то есть сделанными на потеху, на забаву.


Продолжительность проекта: октябрь 2011 – май 2012 года.

Участники проекта

Воспитатели: Ефремова Н.М., Лебедева О.В.

Родители, дети подготовительной группы.

Возраст детей 6-7 лет.

Цель проекта

Формирование нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, через приобщение к истокам народной культуры, путем использования музейной педагогики.

Задачи проекта
  • Создание на базе группы мини-музея «История куклы»;

  • Познакомить детей с историей возникновения русской народной игрушки;

  • Развивать у детей устойчивый и углубленный интерес к различным видам народных кукол.

Этапы реализации проекта 1 этап – подготовительный.
  • Работа с литературой (подбор и систематизация методической литературы);

  • Опрос родителей;

  • Создание развивающей среды;

  • Ознакомление родителей с проектом;

  • Мониторинг.

2 этап – реализация проекта.
  • Привлечение родителей (повышение педагогической компетентности родителей посредством формирования у старших дошкольников нравственно-патриотических качеств);

  • Организация музея (изготовление экспонатов кукол родителями)

Формы работы с детьми в непосредственно образовательной деятельности Коммуникативная деятельность

Беседы на тему:

  • Такие разные куклы;

  • История тряпичной куклы;

  • Возникновение соломенной куклы;

  • Русские народные костюмы;

  • Народные праздники на Руси (масленица, крещение, православная пасха).

Чтение художественной литературы:

«365 кукол со всего света» - Левина М.

«Соломенная кукла» - Лисенкова Т.

Игровая деятельность
  • Сюжетно-ролевая игра «Дочки – матери»;

  • Хороводы «Ручеек», «Воротца» и т.д.

Продуктивная деятельность
  • Мастерская по изготовлению продукт детского творчества;

  • Изготовление кукол закруток;

  • Выставка пасхальных яиц.

Познавательно-исследовательская деятельность
  • Экскурсия в Дом природы (этнографический музей).

Культурно-досуговая деятельность
  • Праздники народного календаря «Масленница»;

  • Декоративно-прикладное искусство «Народная игрушка».

3 этап – итоговый (обобщающий)
  • Мониторинг (портрет выпускника). Выявить уровень нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста;

  • Опрос родителей (повысился ли уровень педагогической компетентности?);

  • Презентация проекта «История куклы»;

  • Альбом «Такие разные куклы»;

  • Информационный альбом «История возникновения куклы»;

  • Экскурсия по мини музею «История куклы».

Трудности в реализации проекта
  • Незаинтересованность родителей в реализации проекта;

  • Отсутствие материально-технического обеспечения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Русская народная игрушка"

Автор: Ефремова Наталья Михайловна

Дата: 29.11.2016

Номер свидетельства: 363964

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Учебный проект "Кукла-народная игрушка"."
    ["seo_title"] => string(39) "uchiebnyiproiektkuklanarodnaiaighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "271781"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451769579"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Исследовательский проект ученицы  8 класса Тереховой Анны по теме: "История возникновения и развития русской народной игрушки""
    ["seo_title"] => string(123) "issliedovatielskiiproiektuchienitsy8klassatieriekhovoiannypotiemieistoriiavozniknovieniiairazvitiiarusskoinarodnoiighrushki"
    ["file_id"] => string(6) "269687"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450886900"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Проект "Русская изба""
    ["seo_title"] => string(21) "proiekt_russkaia_izba"
    ["file_id"] => string(6) "361633"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1479842864"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Народная игрушка Рязанского края. Вырковская игрушка. "
    ["seo_title"] => string(60) "narodnaia-ighrushka-riazanskogho-kraia-vyrkovskaia-ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "114841"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411672969"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Проект творческого занятия "Матрёшечка""
    ["seo_title"] => string(47) "proiekt_tvorchieskogho_zaniatiia_matrioshiechka"
    ["file_id"] => string(6) "349999"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476723439"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства