Актуальность
В настоящее время необычайно возрос общественный интерес к народному творчеству, к предметам ручного художественного труда. Особой популярностью пользуются выставки и музейные экспозиции произведений народного искусства. Изделия народных мастеров все активнее входят в окружающую культурную среду, воспитывают нравственно и эстетически. Всестороннее внимание уделено в нашей стране сохранению и развитию народных художественных промыслов.
Народное творчество обогащает культуру, духовно питает профессиональное искусство, стимулирует самодеятельное творчество. И для его дальнейшей успешной жизнедеятельности необходимо серьезно изучать и бережно сохранять национальные культурные традиции.
Вещи, окружающие человека, всегда естественно и просто говорят о его жизни, о его духовно-материальной среде. Тем более вещи рукотворные, художественные. В их бытовой подчиненности, в их необходимости, в том, как убедительна их материализация, точно выражен человеческий опыт. И каждый такой предмет — носитель этого жизненного опыта, идущего иногда из глубин исторических. Предметы эти имеют особую духовную ценность, хранят память культуры, становятся заметным ее явлением. К ним и относится русская народная игрушка.
Игрушка—одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и демократичное. В разных уголках нашей страны живут и работают народные мастера-игрушечники. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в их числе игрушки, всегда были нужны людям не только для практических целей. Будто слова родного языка они служат живым средством общения, понятным и близким для большинства. Они связывают людей с опытом прошлого, с творчеством коллектива, с местной традицией, наконец, с национальной культурой. Как и другие предметы народного творчества, игрушки выступают знаками массовой духовной солидарности, исполняя действенную социальную роль. И все это объясняет многосторонний интерес к народной игрушке.
Из истории игрушки.
У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера — природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были различными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других — дорогостоящие, затейливые, сделанные на заказ механические куклы.
В Древней Греции и Риме кукол делали из самых разнообразных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из драгоценных металлов и слоновой кости.
А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их — более четырех тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове — парики из глиняных или деревянных бусинок.
Игрушка, кукла имеет многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали назначение детской игрушки — забавлять ребенка, помогая ему познавать мир.
Древние люди важную роль отводили кукле, так как видели в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток. А если небрежно относятся к своим игрушкам — быть беде. В колыбель к ребенку клали куклу-оберег, считая, что она охраняет его покой и сон.
Кукла участвовала и во взрослых обрядах. Масленицу провожали большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику Троицы делали из веток Семика и Семичиху, сажали их под березу, водили вокруг них хороводы, а в конце обряда топили в реке.
Такие игрушки можно видеть в краеведческих музеях. Игрушки, сделанные мастерами, называли потешными, то есть сделанными на потеху, на забаву.
Продолжительность проекта: октябрь 2011 – май 2012 года.
Участники проекта
Воспитатели: Ефремова Н.М., Лебедева О.В.
Родители, дети подготовительной группы.
Возраст детей 6-7 лет.
Цель проекта
Формирование нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, через приобщение к истокам народной культуры, путем использования музейной педагогики.
Задачи проекта
Создание на базе группы мини-музея «История куклы»;
Познакомить детей с историей возникновения русской народной игрушки;
Развивать у детей устойчивый и углубленный интерес к различным видам народных кукол.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный.
Работа с литературой (подбор и систематизация методической литературы);
Опрос родителей;
Создание развивающей среды;
Ознакомление родителей с проектом;
Мониторинг.
2 этап – реализация проекта.
Привлечение родителей (повышение педагогической компетентности родителей посредством формирования у старших дошкольников нравственно-патриотических качеств);
Организация музея (изготовление экспонатов кукол родителями)
Формы работы с детьми в непосредственно образовательной деятельности
Коммуникативная деятельность
Беседы на тему:
Такие разные куклы;
История тряпичной куклы;
Возникновение соломенной куклы;
Русские народные костюмы;
Народные праздники на Руси (масленица, крещение, православная пасха).
Чтение художественной литературы:
«365 кукол со всего света» - Левина М.
«Соломенная кукла» - Лисенкова Т.
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевая игра «Дочки – матери»;
Хороводы «Ручеек», «Воротца» и т.д.
Продуктивная деятельность
Мастерская по изготовлению продукт детского творчества;
Изготовление кукол закруток;
Выставка пасхальных яиц.
Познавательно-исследовательская деятельность
Экскурсия в Дом природы (этнографический музей).
Культурно-досуговая деятельность
Праздники народного календаря «Масленница»;
Декоративно-прикладное искусство «Народная игрушка».
3 этап – итоговый (обобщающий)
Мониторинг (портрет выпускника). Выявить уровень нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста;
Опрос родителей (повысился ли уровень педагогической компетентности?);
Презентация проекта «История куклы»;
Альбом «Такие разные куклы»;
Информационный альбом «История возникновения куклы»;
Экскурсия по мини музею «История куклы».
Трудности в реализации проекта
Незаинтересованность родителей в реализации проекта;
Отсутствие материально-технического обеспечения.