Воспитание патриотизма у младших школьников.
Макеева Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 11, г. Новый Уренгой
Какими бы высокопарными не казались слова «патриотизм», «патриот», «гражданственность», «гражданская позиция», «чувство долга» в нашей жизни они являются чуть ли не главными. Ведь если вдуматься в их смысл, они ещё включают в себя и такие нравственные понятия как гуманность, гуманизм, терпимость и уважение к местному населению к их национальным и культурным традициям, любовь к краю, а нравственное воспитание уж точно является неотъемлемой частью всего воспитательного процесса, как в общеобразовательных учреждениях так и в семье.
Педагоги МБОУ СОШ №11 города Нового Уренгоя убеждены, что воспитание патриотизма нужно начинать как можно раньше. Уже с первых уроков с первоклассниками проводятся занятия «Что в нашем краю растёт? Кто в нашем краю живёт?», «Какими игрушками играют ненецкие дети?», «На Ямале мы живём» и т. д. Учителя школы умело вкрапляют элементы регионального компонента буквально в любой предмет начальной школы.
Внеклассная работа по краеведению является частью всего учебно-воспитательного процесса в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Ребята с удовольствием участвуют в играх-путешествиях, КВНах, спортивно-игровых программах, различного рода конкурсах по краеведению, олимпиадах, викторинах, фотовыставках, вернисажах, презентациях, научно-исследовательских конференциях и т.д. Такие внеклассные мероприятия дают большие воспитательные возможности. Репетиции и заучивания наизусть требуют многократного повторения, способствуют запоминанию, кроме того, дети любят выступать не только друг перед другом, но и перед родителями и другими взрослыми. Таким образом, увлекательно и интересно ребята рассказывают о краеведении и экологии не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня краеведческой культуры населения, тем более что в школьную программу региональный компонент был внедрён сравнительно недавно, и старшее поколение, как правило, имеет очень скудные знания в этой области.
Не первый год в школе работают объединения «Юный эколог», «Волшебный мир Ямала», «Туристята». Учителя МБОУ СОШ № 11 работают в тесном контакте с Домом творчества и туризма юных «Дружба», с детской экологической станцией, центром национальных культур.
Кроме того в школе работает школьный музей, где открыта выставочная экспозицию «Ямал – край земли», где желающие смогут на моделях воочию рассмотреть чум, его убранство, нарты, ненецкую одежду, ненецкие игрушки, предметы быта и т.п.
Но изучением только лишь культуры северных народностей, педагоги школы не ограничиваются. Зная, что в классном коллективе учатся дети разных национальностей, (так уж сложилось исторически: из бывшего Советского Союза осваивать северные просторы приезжала молодежь из всех братских республик) учителя обращаются к культурам и других народов. В итоге – формируется уважение, понимание, терпимость к представителям других национальностей. Дети, представляющие культурное наследие своего народа с увлечением рассказывают о быте, традициях, обычаях, а педагог помогает сравнить, осмыслить, сопоставить. Учителя стараются донести до школьников и их родителей, что любой культурный, образованный человек должен знать не только культуру своего народа, свой родной язык, свои корни, но и иметь представления в области культурного наследия других народов, а знать про край, в котором он живёт просто обязан.
Прививать любовь к своей Отчизне через любовь к своей малой родине – первоочередная задача. Начинать такую работу нужно как можно раньше и уже скоро в своих сочинениях ребята напишут: «…Россия для меня как мама… Россия – это самое дорогое, что у меня есть…»