Исследовательская работа: "Учитель с большой буквы"
Исследовательская работа: "Учитель с большой буквы"
1.Введение
«Самым важным явлением в школе,
самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика
является сам Учитель»
А. Дистервег
Любить природу, мир, а самое главное - детей нежной любовью способен, далеко, не каждый. Бывают люди, в душе которых уже с рождения заложены семена добра. Профессия Учитель - одна из самых благородных и трудных. Сколько нужно терпения, доброты, знаний, чтобы работать с детьми! Думаю, что в сегодняшнее время в школу идут работать только те люди, которые очень любят детей и беззаветно преданы своей профессии. Ведь ни для кого не секрет, что зарплата школьного учителя небольшая, а требования к нему очень высокие. В профессии учителя каждый прожитый день требует полной самоотдачи, погружения в мир вверенных маленьких граждан, судьба которых во многом зависит от порядочности и чести тех, кто их воспитывает и учит. Взять на себя такую ответственность способен не каждый, тем более достойны уважения те, которые делают такой выбор
Данная тема связана с моим профессиональным будущим, поэтому уже сейчас я интересуюсь профессией учитель и выбрала её в качестве темы своего исследования. Я считаю, что в наше время учитель – это одна из самых нужных, но в то же время самых сложных профессий. Учитель – это даже не профессия, а образ жизни. Великая русская актриса Фаина Раневская когда-то сказала, что научиться профессии учителя нельзя. Разве можно научить любить детей? Нет, не своего ребёнка, а тех девчонок и мальчишек, которых нужно научить читать и писать, тех, кто не так прилежен и умён, кто порой просто невыносим. Любить таких детей, дано не всем. Учитель строит будущее, от него зависит, какой будет молодёжь, а значит, и страна!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Любить природу, мир, а самое главное - детей нежной любовью способен, далеко, не каждый. Бывают люди, в душе которых уже с рождения заложены семена добра. Профессия Учитель - одна из самых благородных и трудных. Сколько нужно терпения, доброты, знаний, чтобы работать с детьми! Думаю, что в сегодняшнее время в школу идут работать только те люди, которые очень любят детей и беззаветно преданы своей профессии. Ведь ни для кого не секрет, что зарплата школьного учителя небольшая, а требования к нему очень высокие. В профессии учителя каждый прожитый день требует полной самоотдачи, погружения в мир вверенных маленьких граждан, судьба которых во многом зависит от порядочности и чести тех, кто их воспитывает и учит. Взять на себя такую ответственность способен не каждый, тем более достойны уважения те, которые делают такой выбор
Данная тема связана с моим профессиональным будущим, поэтому уже сейчас я интересуюсь профессией учитель и выбрала её в качестве темы своего исследования. Я считаю, что в наше время учитель – это одна из самых нужных, но в то же время самых сложных профессий. Учитель – это даже не профессия, а образ жизни. Великая русская актриса Фаина Раневская когда-то сказала, что научиться профессии учителя нельзя. Разве можно научить любить детей? Нет, не своего ребёнка, а тех девчонок и мальчишек, которых нужно научить читать и писать, тех, кто не так прилежен и умён, кто порой просто невыносим. Любить таких детей, дано не всем. Учитель строит будущее, от него зависит, какой будет молодёжь, а значит, и страна!
Актуальность темы: За всю жизнь человек встречает много людей, большинство из которых просто может забыть, но только не учителя. Поэтому так важно, чтобы этот образ остался в памяти светлым и добрым.
Цель моего проекта - познакомить с биографией моей любимой учительницы Латаевой Нины Николаевны, в результате изучения творческого опыта ,учителя математики, прийти к выводу о том, как личностные качества педагога влияют на духовно-нравственный мир подрастающего поколения
Задачи:
- пробудить интерес у учащихся к изучению опыта работы талантливых педагогов;
- заинтересовать выпускников школ выбором профессии учителя;
- приобретение навыков исследовательской работы.
Для раскрытия этой темы использовались следующие приемы:
-беседы с учителем, учащимися, выпускниками
- интервью с. Латаевой Ниной Николаевной
Объект данного исследования – Латаева Нина Николаевна
Я предположила, если больше рассказывать о роли педагога в нашем обществе, то профессия учителя станет одной из престижных. Если существуют такие люди, которые прославили нашу школу, то мы должны помнить и знать их биографии, сохранить память о них.Это моя гипотеза.
Предмет исследования –педагогическая деятельность учителя математики Латаевой Н.Н.
Методы исследования:
изучение домашних архивных материалов;
изучение школьного архива;;
беседа;
осмысление.
Практическая ценность:
работа выполнена для того, чтобы рассказать об учителе, посвятившем всю свою жизнь воспитанию детей;
работа будет интересна для школьного краеведческого музея;
собранный материал может представлять интерес для людей, интересующихся историей родной школы и родного края.
2. Основная часть.
2.1Звание – сельский учитель
В селе ты не просто порядочный житель,
У всех на виду твоё имя – учитель!
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру не легка.
Профессия учителя во все времена оставалась наиболее почётной. Учительство – это один из труднейших видов служения Отечеству и своему народу. Учительство – кропотливейший труд, результат которого – судьба человека. Именно учитель олицетворяет лучшие качества многонационального народа России. В России учителю поручена высокая духовная миссия – воспитание молодого поколения. Прежде всего, в силу своего воспитания, образованности, твёрдости духа, понимания высокого общественного предназначения. Особая роль принадлежит сельскому учителю.
Профессия учителя – одна из самых уважаемых и почитаемых на селе. На селе учитель всегда был больше, чем просто учитель. Здесь, как нигде, каждый учитель, воспитатель на виду не только у учеников, но и их родителей, всех жителей. Именно сельский учитель влияет на развитие не только личности детей, начиная с раннего возраста, но и всего окружающего населения, особенно в малых деревнях. О сельских педагогах можно сказать много добрых и хороших слов, потому что это люди большого сердца, огромного трудолюбия, высоких моральных качеств. Они преподают разные предметы, но объединяет их профессионализм, стремление к творчеству, строгая взыскательность к себе и желание отдавать сердце детям.
Сельская школа имеет более весомый статус в социуме, нежели городская. Она – носитель культуры, образованности, интеллигентности. Учителя в сельских школах были примером во всём.
2.2. Жизненный путь и педагогическая деятельность
Нина Николаевна родилась 5 декабря 1962г в с. Дюрки Атяшевского района Республики Мордовия в семье служащего. В 1980 с отличием окончила Дюркинскую среднюю школу. В 1980 году поступает в Мордовский Государственный Дружбы народов университет имени Н.П.Огарева на математический факультет. 1980 - 1985 гг., учеба в МГУ. Квалификация по диплому: математик, преподаватель. Специальность «математика» После успешного окончания университета в 1985 году была направлена в Вечкенинскую школу учителем математики, где по сегодняшний день и работает. Стаж ее составляет 38 лет.
За годы своей работы она накопила богатый опыт. Через её руки, ум и сердце прошли десятки мальчишек и девчонок. Для многих из них она стала не просто учителем, а второй мамой. Требовательная, но вместе с тем чуткая и душевная, Нина Николаевна находила и продолжает находить ключик к сердцу каждого ученика.
Неустанно пополняла свои знания чтением научных журналов, новинок литературы по математике. Преподавание вела на научной основе, умело осуществляла индивидуальный подход к учащимся, обучала дифференцированно, доступно, во взаимосвязи с другими учебными предметами. Многим ученикам могла в доступной для них форме объяснить все премудрости математики. Ее отличает невероятный оптимизм по жизни, вера в светлое будущее, умение настаивать своих учеников на правильный путь и безграничная доброта. Это неутомимой энергии человек, с большим багажом задумок и богатой творческой фантазией..(Приложение 1 )
Ученики любили математику. Нина Николаевна проводила внеклассную работу по предмету, особое внимание уделяла работе с одаренными детьми. В.А.Сухомлинский писал «Ничто так, не удивляет, не увлекает подростков, ничто с такой силой не пробуждает желание стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек…». Нина Николаевна постоянно повышает свою квалификацию через самообразование, активную работу в методических объединениях,
занимается общественной деятельностью: входит в состав Управляющего совета школы, член профсоюзной организации.Принимает участие в работе семинаров, успешно работает с детьми в творческом направлении, участвуя в
различных мероприятиях, занимая призовые места на разных уровнях.
Ее ученики регулярно занимают призовые места в олимпиадах и конкурсах, получают высокие баллы на экзаменах, стали учителями, юристами, врачами, экономистами, предпринимателями, инженерами, военнослужащими … и просто хорошими людьми и все они ей благодарны. ..(Приложение 2 )
2.3 Отзывы коллег и выпускников.
В ходе интервьюирования нескольких учителей нашей школы, я выяснила, каково отношение коллег к Нине Николаевне. Было сказано много добрых слов об этом человеке. Вот некоторые высказывания коллег.
Китова Светлана Павловна–заведующая филиалом «Вечкенинская СОШ»: «Нина Николаевна– очень ответственный и трудолюбивый человек. Она строгий и требовательный учитель, но одновременно добрый, отзывчивый человек с огромной и чистой душой». Хочется поблагодарить ее за терпение, понимание, участие и любовь»
Чекашкина Светлана Владимировна – зам директора по УВР: пользовалась заслуженным авторитетом среди учителей и учащихся. Любой учитель, ученик был для нее интересным собеседником. Она радовалась новой оригинальной мысли, отмечала и сразу поощряла добросовестное отношение к делу, замечала каждый новый шаг в овладении знаниями.
В своей педагогической деятельности Нина Николаевна использовала передовые методы преподавания своего предмета, обладала высоким педагогическим мастерством. Она умеет найти подход, «подобрать ключики» к самому нерадивому и недисциплинированному ученику.
Наталья Викторовна, библиотекарь села Мордовское Вечкенино.
Из всех учителей самая добрая, не ругается. С каким бы вопросом к ней не обратились, она всегда выслушает и поможет. Активно участвует во всех мероприятиях, проводимых поселением, клубом. Очень умная, эрудированная, спокойная до невозможности, доброжелательная со всеми всегда, никогда не считается со своим личным временем, своё личное на последнем месте. Трудолюбивая, скромная, отзывчивая, хорошая, уравновешенная, справедливая, симпатичная.. и так можно продолжать без конца.
Чекашкина Анастасия – выпускница 2022года–Нина Николаевна относится к тем учителям, которых помнят всю жизнь! Про таких говорят: Учитель с большой буквы! Высочайший профессионализм, безграничная любовь к своему делу, доброжелательное и очень уважительное отношение к ученикам всегда выделяло ее в педагогическом коллективе.
Кельмяшкина Ирина , выпускница 2002 года- В своей жизни Вы настроены на добрые дела, причем совершенно бескорыстно. Я счастлива, что мне пришлось общаться с Вами, учиться у Вас. За долгую преподавательскую работу много нашего брата – учеников прошло перед вашими глазами. И то, что Вы о нас помните в хорошем смысле, я душевно Вам благодарна. Вы положили много усилий, чтобы раскрыть в нас те качества, которые заложены природой. Всем хорошим в нас мы обязаны вашему доброму сердцу, светлым мыслям, вашему уму, моральной и нравственной чистоте».
2.4. Награды
Деловые качества Нины Николаевны не остались незамеченными руководством района , в её арсенале Почетные грамоты Главы Ковылкинского муниципального района, Грамота министерства образования Республики Мордовия, Грамота министерства образования Российской Федерации(2021г.) . дипломы и благодарственные письмам от центральной избирательной комиссии РМ, (Приложение 3) (Приложение 4)
2.5 Анкетирование
Для того чтобы выяснить, является ли профессия учителя престижна, я решила провести опрос среди учеников 5-9 классов. Опрос проводился посредством анкетирования.
1.Свой опрос я начала с вопроса: «Хотели бы вы быть учителем?» По данным опроса учеников с 5-9 класс большинство хотели бы быть учителем. Отсюда можно сделать вывод, что, по мнению учеников, профессия учителя престижна
2.«Если бы у вас был выбор, каким учителем бы вы стали?» Большая доля опрошенных хотела бы работать учителем математики. Но, как видно на таблице, математика стоит наравне с физической культурой. Также были названы учителя истории – 24%, физики – 15%, биологии – 7%, географии – 15%, труда – 15%, русского языка и литературы – 24%.
3. Меня обрадовал тот факт, что на вопрос: «Может ли кто-то или что-то заменить учителя?» основная доля учеников ответила «НЕТ!», также выделяя это слово крупными буквами и восклицательным знаком. Среди положительных ответов были интернет, библиотека и робот.
Вывод: большинство учащихся понимают всю значимость работы учителя и не понимают, как что-то или кто-то может его заменить.
5.«Кто для вас ваш учитель?«Хороший человек, с которым можно интересно пообщаться», «источник знаний», «книга», «хороший друг».
7.Закончить свою анкету я решила на положительной ноте, задав вопрос: «Что бы вы пожелали своим учителям?».
Пожелания: здоровья, добра, долгой жизни, поменьше нервничать, терпения, хорошего настроения, счастья, уважения детей, богатства и примерных учеников.
В результате я могу сделать вывод, что без учителей мы бы не стали теми, кто мы есть на самом деле.
.
3. Заключение
Проведенное исследование позволило мне сделать следующие выводы:. Атмосфера школы, её традиции закладывались и создавались многими педагогами. В своей работе я рассказала о Латаевой Нине Николаевне , кто десятилетия своей жизни посвятила воспитанию детей. Наша школа гордится своими наставниками, учителями-ветеранами. Именно они помогают своим мастерством, советом, добрым делом и отношением поверить в свои силы и возможности начинающим и молодым педагогам. Поэтому многие выпускники и выпускницы нашей школы стали педагогами.
В заключение проделанной работы можно сформулировать следующие выводы: изучив биографию моей героини, я получила ответы на интересующие меня вопросы. В ходе выполнения работы я по-новому взглянула на профессию учителя.
Познакомилась с биографией одного из лучших учителей моей школы. Считаю, что моя гипотеза подтверждена, цель достигнута. Отрадно понимать то, что с такими учителями, УЧИТЕЛЯМИ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ, мы можем встречаться не только на страницах художественной литературы, но и в реальной жизни.
Учительство - не труд, а отреченье, Умение всего себя отдать, Уйти на долгий подвиг и мученье, И в этом видеть свет и благодать. Учительство - когда в глазах холодных Зажжется понимания заря, И ты поймешь: старался не бесплодно И знания разбрасывал не зря. Осыпанный цветным дождем букетов И озаренный блеском сотен глаз, Прими, учитель, не слова привета, А часть души от благодарных нас! Считаю, что о творческих и талантливых людях своего района должны знать многие!
4.Список использованных источников и литературы
1. Материалы из беседы с Латаевой Ниной Николаевной
2.Документы, фотографии из семейного архива Латаевой Н.Н.