kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему "Заглавная буква в именах собственных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Заглавная буква в именах собственных.

Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.
 Задачи:

  • Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной  буквы в именах собственных.
  • Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
  • Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.

ХОД УРОКА

 I. Организационный момент. (Слайд 1)

Вот опять звенит звонок

Начинается урок.

Встали ровно и красиво, тихо сели.

Я желаю всем удачи

За работу в добрый час!

II. Актуализация знаний.

- Сегодня мы отправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза. (СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ) (Слайды 2-3)
Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е.Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

  1. Определение темы и цели урока.

 Учитель: - Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Какие слова пишутся  с большой буквы».) (Слайд 4)
Сегодня на уроке предстоит …(формулировка задач учащимися):

  • уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,
  • научиться писать имена собственные с большой буквы,
  • узнать об истории возникновения фамилий и имён. 

III. Минутка чистописание
- Сегодня на уроке мы будем работать над написанием заглавной буквы Ю. (Слайд 5)
 (Слайд 6. Демонстрация на экране написания заглавной буквы Ю: щёлкнуть на слове «Прописные», а затем на букве ю, показ можно повторить.)
- Напишите красиво и правильно заглавную букву Ю.

- Какую «работу» выполняет буква Ю? Слайд 7)
- Прочитайте предложение. (Слайд 9)
-Почему некоторые слова записаны с большой буквы?
Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт.

- Что вы знаете об этом человеке? (12 апреля 1961 года советский космический корабль «Восток» совершил первый в истории полет с человеком на борту. Он облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю.)
- Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните заглавную букву в словах.
4. Аллея фамилий. (Слайд 16)
9. Физкультминутка.
- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.
Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун, козёл Бодун, воробей Тишка, поросёнок Гришка, красивая синичка. Как напишешь клички? 
10. Большая буква в географических названиях.
- Жители СТРАНЫ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ спрашивают, знаете ли вы свой адрес в мире?(Слайд 24)
- Запишите предложения, дополнив их словами по смыслу.
Мы живём на планете (Земля), в стране (Россия), в селе (Бараба). Наша школа находится на улице (Юбилейная).(Проверка. Слайд 25)
На данном слайде при проверке задания используются триггеры. После щелчка по прямоугольнику пропущенное слово открывается.
VI. Рефлексия.  
- Вернуться домой мы сможем, если верно выполним тест (Приложение 1. Тест). Найдите и отметьте знаком «плюс» слова, которые пишутся с заглавной буквы, остальные знаком «минус». Результаты выполненной работы проверим.(Слайд 26. Проверка по щелчку.)
Имена собственные (схема):

  • имена
  • отчества
  • фамилии
  • клички животных
  • названия городов, стран, улиц, рек

- Как пишутся имена собственные? Сформулируйте вывод.

VIII. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 28)
Учитель: - Наше путешествие подходит к концу.
- Что интересного вы  узнали об именах?
- Чем запомнился сегодняшний урок? Расскажите по схеме:
Сегодня на уроке я

  • узнал, открыл для себя…
  • научился, смог…
  • могу похвалить себя и своих одноклассников за …

(Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме.)
 IX. Домашнее задание (творческое, дифференцированное)
Задание по выбору: (Слайд 29)
Упражнение 130.

  • Записать названия улиц нашего села.
  • Узнать происхождение фамилии и что означает твое имя
  • Придумать сказку о большой букве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "Заглавная буква в именах собственных"»


Урок русского языка во 2 классе

 

Тема урока: Заглавная буква в именах собственных.


Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.
 Задачи:

  • Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной  буквы в именах собственных.

  • Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.

  • Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.

Планируемые результаты:
Личностные- осознать важность написания заглавных букв в именах собственных
Метапредметные:

  • Регулятивные (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

  • Познавательные УУД – умение сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.

  • Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной  буквы в именах собственных.
Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», 2 кл./ В.П.Канакина. М: Просвещение,2012, УМК «Школа России».





















 

ХОД УРОКА

 
I. Организационный момент. (Слайд 1)

Вот опять звенит звонок

Начинается урок.

Встали ровно и красиво, тихо сели.

Я желаю всем удачи

За работу в добрый час!


II. Актуализация знаний.


- Сегодня мы отправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза. (СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ) (Слайды 2-3)
Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е.Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!


    1. Определение темы и цели урока.

 
Учитель: - Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Какие слова пишутся с большой буквы».) (Слайд 4)
Сегодня на уроке предстоит …(формулировка задач учащимися):

  • уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,

  • научиться писать имена собственные с большой буквы,

  • узнать об истории возникновения фамилий и имён. 

III. Минутка чистописание
- Сегодня на уроке мы будем работать над написанием заглавной буквы Ю. (Слайд 5)
(Слайд 6. Демонстрация на экране написания заглавной буквы Ю: щёлкнуть на слове «Прописные», а затем на букве ю, показ можно повторить.)
- Напишите красиво и правильно заглавную букву Ю.

- Какую «работу» выполняет буква Ю? Слайд 7)
- Прочитайте предложение. (Слайд 9)
-Почему некоторые слова записаны с большой буквы?
Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт.


- Что вы знаете об этом человеке? (12 апреля 1961 года советский космический корабль «Восток» совершил первый в истории полет с человеком на борту. Он облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю.)
- Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните заглавную букву в словах.

IV. Словарная работа.
- Отгадайте загадки, запишите словарные слова
. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)


Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.  (Воробей.)
Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она?  (Ворона.)
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.  (Сорока.)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.  (Медведь.)
Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лисица.)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц.)

 
Слова: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц.

-Поставьте ударение в словах


(Проверка. Слайд 10)
- На какие две группы можно разделить записанные слова? (Звери и птицы.)
- Птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Слайд 10) (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)


Стихи

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.


- Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их.(Можно работать парами)

- Прочитайте, какие фамилии написали?


(Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев. (Самопроверка. Слайд 11)
 - Какие слова пишутся с заглавной буквы?


V. Обобщение знаний по теме «Заглавная буква в именах собственных».
1. Проблемный вопрос (Слайд 12). Коллективная работа (устно).
- Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с  маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? (Ответы учащихся.)
- Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково, а  различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. (Роза – роза, Шарик – шарик, Земля – земля.) (Слайд 13)
- Чем ещё различаются слова? (Значением.)
- Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной? (Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.) (Слайд 14)
- Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)
 
2. Работа в группах
– Внимательно прочитайте слова и стрелочками распределите их по ячейкам. Работать будете в парах. Один ученик - за компьютером. (Слайд 15. ЦОР «Подпиши предметы». N 193724)
Проектор отключается или переводится в режим стоп-кадра, путём перетаскивания объектов ученик распределяет слова по ячейкам.
Примечание: чтобы данный ЦОР корректно работал, сначала необходимо нажать на кнопку «Обновить» в левом нижнем углу слайда, а выполнив задание, нажать на кнопку «Готово». (Слайд 15)

- Составьте предложение с любым из слов. (Устная работа.)
(Хороши груши в корзине у Груши. Вот моя подружка Роза, а в руке у Розы роза.)
 
3. Физминутка для глаз. (Слайд 16) Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками.
 
4. Аллея фамилий. (Слайд 16)
Из истории русских фамилий.


Знаете ли вы, что фамилии на Руси появились сравнительно недавно? Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например, Владимирский, Рязанов, Донской, Болотин. Бедные люди обычно получали фа­милии по ремеслу, которым они занимались. Например, Кузнецов, Столяров, Плотников. Иногда давали фамилии по какому-нибудь  внешнему признаку. Например, Кривошеев, Косолапов, Головин, Носов.
Послушайте стихотворение «Прапрадеды», автор Г.Граубин. (Слайд 17. ЦОР «Как пишутся фамилии?» N 193863)

Кем был твой прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов —
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва дёготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись — и ты увидишь в них
Историю России.                               


-Знаете ли вы, что означают ваши фамилии? (Задание узнать)
 
5. Площадь имён. (Слайд 18)
-Остановимся на площади имён.  Какие же имена были раньше?


Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был – Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за маленький рост.
Имя могло отражать черту характера или поведение человека (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз).
Был и другой период в истории русских имён, когда их выбирали по церковным календарям-святцам. В этом случае ребёнку давали имя того святого, чей день приходился на день рождения или день крещения малыша.
Современные родители выбирают имена своим детям независимо от календаря.


- Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что означает ваше имя?
В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие – это русские имена. Очень легко понять, что они значат, Владимир – владеет миром, Людмила – людям милая, Светлана – светлая.
Есть имена, пришедшие к нам из греческого, древнееврейского, латинского языков. В этих языках у имён тоже есть значения. Кто знает значение своего имени, и откуда оно к нам пришло? (Задание – узнать из дополнительных источников о значении своего имени.)
 
 (Слайд 19, ЦОР «Есть ли среди девочек тёзки?» N 193404) (Работа по плакату, ответы на вопросы.)
 - Имена бывают полные и сокращенные: Анастасия – Настя, Саша - Александра, Алеша – Алексей, Дмитрий – Дима.
- Назовите имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам. (Саша, Женя, Валя)
- Кто такие тёзки? Тезка – человек, носящий одинаковое с кем-нибудь имя.

- Есть ли у нас в классе тёзки?
- Есть ли среди девочек тёзки: Люда, Люба, Мила, Людмила? (Люда, Мила, Людмила)
 

 
6. Море отчеств. (Слайды 20-21. ЦОР «Отчество».N 193336)
– Кому доводилось слышать о богатыре Илье Муромце? А задумывались ли вы над тем, Муромец – это фамилия или отчество? (Свободные высказывания детей.)
В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьёву приближается…
Как же звать героя по имени-отчеству? (Илья Иванович Муромец)

-А как вас будут называть, когда вы вырастете?

-какие слова пишутся с большой буквы?
 
7. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей.(Слайд 23)
- Составьте из слов предложение. Запишите его. Подчеркните в словах  заглавную букву.
Александра Сергеевича Пушкина, сказки, дети, любят
- Подчеркните основу предложения,
Дети любят  сказки Александра Сергеевича Пушкина.
 
8. Клички животных.
- В СТРАНЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ обитают разные животные. Познакомьтесь с ними. (Слайд 24)
- Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями.


кошка             Шарик
собака            Мурка
корова            Сокол
конь                Зорька


(Проверка по щелчку)
- Напишите предложения, вставляя названия и клички животных.
1 ряд. Задорно лает …               Барбос
2 ряд. Жалобно мяукает …      Пушок       
3 ряд. На дворе мычит …         Белянка
Проверка работы.

9. Физкультминутка.
- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.
Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун, козёл Бодун, воробей Тишка, поросёнок Гришка, красивая синичка. Как напишешь клички? 
 
10. Большая буква в географических названиях.
- Жители СТРАНЫ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ спрашивают, знаете ли вы свой адрес в мире?(Слайд 24)
- Запишите предложения, дополнив их словами по смыслу.
Мы живём на планете (Земля), в стране (Россия), в селе (Бараба). Наша школа находится на улице (Юбилейная).(Проверка. Слайд 25)
На данном слайде при проверке задания используются триггеры. После щелчка по прямоугольнику пропущенное слово открывается.
 
VI. Рефлексия.  
- Вернуться домой мы сможем, если верно выполним тест (Приложение 1. Тест). Найдите и отметьте знаком «плюс» слова, которые пишутся с заглавной буквы, остальные знаком «минус». Результаты выполненной работы проверим.(Слайд 26. Проверка по щелчку.)


Тест. Вариант I

1

ирина

 

2

котёнок

 

3

воробей

 

4

россия

 

5

москва

 

6

страна

 

7

дядя

 

8

иванович

 


Найдите и отметьте знаком «плюс» слова, которые пишутся с заглавной буквы, остальные знаком «минус».


















 Тест. Вариант II

1

нина

 

2

река

 

3

жучка

 

4

мальчик

 

5

петрович

 

6

город

 

7

ставрополь

 

8

александр

 


Найдите и отметьте знаком «плюс» слова, которые пишутся с заглавной буквы, остальные знаком «минус».






VII. Обобщение.(Слайд 27)
- Какие слова относят к именам собственным?
Имена собственные (схема):

  • имена

  • отчества

  • фамилии

  • клички животных

  • названия городов, стран, улиц, рек

- Как пишутся имена собственные? Сформулируйте вывод.


 
VIII. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 28)
Учитель: - Наше путешествие подходит к концу.
- Что интересного вы  узнали об именах?
- Чем запомнился сегодняшний урок? Расскажите по схеме:
Сегодня на уроке я

  • узнал, открыл для себя…

  • научился, смог…

  • могу похвалить себя и своих одноклассников за …

(Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме.)

 IX. Домашнее задание (творческое, дифференцированное)
Задание по выбору: (Слайд 29)

  • Упражнение 130.

  • Записать названия улиц нашего села.

  • Узнать происхождение фамилии и что означает твое имя

  • Придумать сказку о большой букве.

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока русского языка на тему "Заглавная буква в именах собственных"

Автор: Омелькова Галина Ивановна

Дата: 17.03.2016

Номер свидетельства: 306849

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "конспект урока для  на тему "Большая буква в именах собственных" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-dlia-na-tiemu-bol-shaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "169599"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423423998"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Конспект урока русского языка во 2 классе УМК «Школа России» по теме : «Знакомство с именами собственными. Отличие имён собственных от нарицательных»"
    ["seo_title"] => string(159) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_vo_2_klassie_umk_shkola_rossii_po_tiemie_znakomstvo_s_imienami_sobstviennymi_otlichiie_imion_sobstviennykh_ot_naritsatiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "349041"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476392142"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка на тему "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-v-iedinstviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "105484"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402856023"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Заглавная буква в именах собственных""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_russkogho_iazyka_vo_2_klassie_po_tiemie_zaghla"
    ["file_id"] => string(6) "394450"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487697279"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства