Урок русского языка. 3-й класс. "Несоответствие закону письма буквы Е в падежных окончаниях после щипящих и Ц"
Дидактическая цель урока: выявить опознавательные признаки слов, в окончаниях которых после шипящих и ц пишется е или о.
Цель учителя: создание условия для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование.
Задачи:
- Увидеть проблему, сформулировать её, поставить цель для исследования.
- Спланировать ход работы и зафиксировать результаты в отчетном листе.
- Проанализировать результаты исследования, сделать вывод.
- Продолжить развивать мыслительные операции: анализа, сравнения, обобщения.
- Продолжить формировать волевые качества, коммуникативные отношения.
Оборудование: задание и инструктаж для каждой группы, плакат с изображением робота Сам Самыча, маркер, иллюстрации крылатых выражений, солнышко с лучиками.
ХОД УРОК
I. Организационный момент.
II. Активизация мыслительной деятельности.
III. Чистописание.
На доске написаны буквы: Ж, Ш, Ч, Ц, Щ.
Учитель: Прочитайте буквы. Что общего у этих букв? Какая буква “лишняя” в этом ряду, по какому признаку?
Дети: Буква Ж, т.к. обозначает звонкий согласный звук (ж), остальные – глухие звуки. В слабой позиции буква Ж может обозначать и глухой согласный звук (ш). В данном ряду может быть “лишней” буква Ц, т.к. все остальные буквы обозначают все шипящие звуки.
Рассматриваются все варианты, предложенные детьми. Учитель останавливается на варианте, что Ш, Ж, Ч, Щ – шипящие, а Ц – нет. На доске вывешивается карточка.
Ш, Ж, Ч, Щ – шипящие.
Учитель: Сегодня мы с вами повторим написание строчной и прописной буквы Ц. Будем следить за наклоном прямых элементов буквы Ц, а также за длиной петли.
Учитель показывает образец на доске.
Актуализация известного способа действия.
II. Создание ситуации успеха.
Сам Самыч держит плакат, на котором написаны слова:
за школ…й
перед дуб…м
за мес…ц…м
за стор…ж…м
над пашн…й
под камн…м
с каш…й
Сам Самыч предлагает вам на основе полученных знаний о падежных окончаниях в данных словах вставить пропущенные орфограммы и объяснить их написание.
Ученики пишут в тетрадях, выделяя части слов с орфограммами, доказывая. После выполнения задания – фронтальная проверка. Один ученик отвечает, другие сигнализируют карточками – светофорами правильность ответа. На доске появляется продолжение записи.
за школой – 1 скл., в Т.п. (стеной)
за пашней – 1 скл., в Т.п.
перед дубом – 2 скл., в Т.п. (столом)
за месяц…мI
с каш…й – 1 скл., в Т.п. –ой или –ей? (стеной) <о>
за сторож…м – 1 скл., в Т.п. –ом или –ем? (столом)
IV. Введение знаний.
Этап выдвижения гипотез и планирования действий по их проверке
1. Постановка учебной проблемы
Учитель: – Сколько же в нашем классе мнений? Почему?
- Что особенного вы заметили в словах, где не можем объяснить написание?
- Какая у вас возникает тема урока?
При затруднении учитель предлагает обратить внимание на основу слов, на шипящие согласные и Ц. На доске записывается тема урока. Несоответствие закону письма буквы е в падежных окончаниях после шипящих и ц.
2. Поиск решения.
Учитель: Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу и самостоятельно раскрыть “секрет” правописания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц.
Дети работают в группах. Задание дается на рабочих листах с отпечатанными словами для наблюдения и инструкцией.
3. Словарный материал для наблюдения.
1 группа анализирует существительные 1-го склонения и прилагательные с основой на шипящий звук [ч].
За тучей, о могучем, со свечой, в дремучем.
2 группа анализирует существительные 2-го склонения и прилагательные с основой на звук [ц].
За отцом, с леденцом, с куцем, о бледнолицем.
3 группа анализирует существительные 2-го склонения и прилагательные с основой на шипящий звук [ж].
Над чертежом, в рыжем, пейзажем, о чужом.
4 группа анализирует существительные 1-го склонения и прилагательные с основой на звук [ш].
С лапшой, в большом, о лучшем, с грушей.
5 группа анализирует существительные 2-го склонения и прилагательные с основой на звук [щ].
С плащом, с товарищем, о нищем, к рычащей.
4. Инструкция.
1. Прочитайте слово.
2. Найдите сильную позицию, поставьте знак ударения.
3. Под безударной гласной в окончании поставьте уголок.
4. Выделите окончание.
5. Выделите основу. Обратите внимание на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.
6. Обратите внимание, какая гласная буква стоит в окончаниях в сильной позиции, какая – в слабой позиции.
7. Сделайте вывод.
5. Вывод
Выдаются заготовки на листах:
В падежных окончаниях после ____ под ударением пишем ____, без ударения ____.
V. Воспроизведение знаний.
1. Отчет групп
2. Учитель: Сравните выводы всех групп. Выведите общее правило.
- Узнали ли мы, когда надо писать О и Е в падежных окончаниях после шипящих и Ц?
На доске вывешивается вывод:
В падежных окончаниях после шипящих и Ц под ударением пишем О, без ударения – Е.
Например: свечой, в чужом, грушей, о белолицем.
- Сравните свой вывод с правилом в учебнике на стр. 147.
Контроль и оценка овладения открытым способом действия.
3. Применение знаний.
А) Учитель: Давайте вернемся к словам, в которых мы не смогли объяснить правописание окончаний и выясним, кто был прав (проверка, применяя алгоритм).
Б) Учитель: А теперь применим полученные знания при выполнении другого задания. Докажите правильность написания окончания слов в упражнении 186 на стр. 24. Работа выполняется учащимися на доске по цепочке.
В) Учитель: Выберите имена существительные из данных слов, где будете применять это правило (устно).
На доске: Адрес, столица, вагон, вокзал, улица, квартира, февраль, север, лестница, магазин, больница, трескучий, красивый, мудрый, летучий.
Г) Учитель: Сам Самыч предлагает вам объяснить смысл крылатых выражений. У каждой группы своё крылатое выражение.
Семь пятниц на недел_. (стене') ЗП
Попасть пальц_м в небо. ЗП
Смотреть сквозь пальцы.
Калач_м не заманишь. <ом>
Не ударил лиц_м в грязь. <ом>
После того, как все группы выскажутся, дети проверяют правильность своих высказываний с учебником (стр. 29).
- Назовите все орфограммы. Запишите выражения в тетрадь (если останется время, дети придумывают ситуации, в которых можно использовать данные крылатые выражения).
Определение следующего шага в движении
VI. Итог урока.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься завтра?
- Что каждый из вас узнал сегодня на уроке?
- Где будем применять свои знания?
VII. Рефлексия.
У каждого из вас на парте лежат лучики четырех цветов:
КРАСНЫЙ – если вы считает, что урок прошел с пользой.
ОРАНЖЕВЫЙ – если вы считаете, что урок прошел неплохо.
ЖЕЛТЫЙ – если вы считаете, что урок прошел “ни то, ни сё”.
БЕЛЫЙ – если вы считаете, что урок прошел плохо.
VIII. Домашнее задание.
Записать три фразеологизма и выделить в них орфограммы.
(Количество и место проведения физкультминуток учитель организует по мере необходимости учащимся.)