Проект на тему: «Черный Ивашка, деревянная рубашка.»
Эта работа возникла неслучайно В нашем классе проходил рейд: «Кто живет в портфеле?» И у многих ребят не оказалось простого карандаша в этот момент. И я подумала, так ли он важен для школьника? Мы поставила перед собой цель, определили задачи..
Наша цель: оценить актуальность использования карандаша.
Для достижения этой цели определили следующие задачи:
Узнать, что означает слово карандаш;
Ознакомиться с историей появления карандаша;
Провести наблюдение и эксперимент по теме исследования.
ГИПОТЕЗА
В рамках данной проблемы мы предположили, что карандаш не утратил свое предназначение и еще долго будет служить людям.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Работая с литературой по данной теме мы узнали , что означает слово карандаш. У Дмитрия Николаевича Ушакова это: тонкая палочка графита, угля, сухой краски, обычно вделанная в дерево, для письма. Это слово состоит из двух частей ( кара даш) что означает черный камень.
Изучая историю карандаша, я узнала, что самым первым прототипом карандаша была головешка от костра, ими рисовали наскальные рисунки. А своим появление графитный карандаш обязан овцам. Мощная буря, прошедшая по Англии в местности Камберленд, вывернула с корнями деревья, и тогда местные пастухи обнаружили в обнажившейся земле под вывернутыми корнями некую тёмную массу, которую они посчитали углём, но поджечь, однако, не удалось. Из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого металла, но и для изготовления пуль новый материал оказался непригоден. Тогда они обратили внимание, что шерсть овец, потершихся об эту массу, окрасилась, в черный цвет они поняли, что эта масса оставляет хорошие следы на предметах и стали метить своих овец. А поскольку масса была очень мягкой, писать ей было невозможно, так как она пачкала руки .Люди придумали крутить из нее палочки ,которые зажимали между кусочками дерева или веточками, оборачивали в бумагу или обвязывали бечевкой.
В России карандаши появились только в 19 веке при Петре первом .Их привозили купцы из разных стран. Карандаши в то время были круглыми и слишком часто скатывались со стола. Была придумана шестигранная форма .А М, В, Ломоносов первый в России изготовил графитные стержни. Он предложил: пишущие стержни из смеси порошка графита с глиной, которая помещалась в деревянную оболочку, Смесь обрабатывалась высокими температурами и стержень карандаша ,наконец то стал твердым. Прошло уже больше 200 лет, а карандаши все продолжают делать по этому рецепту. А вот их форма как только не менялась! .Они бывают круглые и с гранями, есть карандаши с увеличительным стеклом, на конце с разными игрушками. Есть карандаши с таблицей умножения, с азбукой, дорожными знаками. И даже для школьников, которые любят их грызть витаминизированные.
Более 14 миллиардов карандашей производится в мире каждый год, из этого количества можно выложить цепочку, которая обогнет нашу планету 62 раза.
Карандаши принято делить на простые и цветные. Простой карандаш имеет графитовый грифель, и пишет серым цветом с оттенками от светлого до почти черного. Помимо одноразовых карандашей существуют многоразовые механические со сменными грифелями в постоянной оправе. Карандаши различаются по твердости и мягкости грифеля. Это указано на карандаше буквами М_Т. В прошлом выпускался особый вид карандашей- копировальный или химический. Эти карандаши использовались в качестве дешевой и практичной замены чернильных ручек.
Практическая часть
На первом этапе нашей практической деятельности мы решили провести наблюдения.( Люди каких профессий пользуются карандашом.) Я прошлась по торговому центру ,: у продавцов карандаши, пришла с мамой в парикмахерскую там тоже карандаш, в больнице на столе у врачей тоже карандаши. Про учителей, воспитателей и художников вообще не стоит говорить, это для них первый помощник. Даже наш завхоз Маргарита Анатольевна пользуется на работе карандашом. А люди таких профессий как сварщик, плотник , слесарь не могут даже обойтись без карандаша. Ехала недавно в такси так у водителя на панели, стоит подставка с карандашом. Я спросила у него:- «Зачем ?» он ответил: «На всякий случай..»
Итогом первого этапа исследовательской работы в нашем классе было проведено мероприятие: « Знакомство с карандашом». К нам в гости пришел Мастер Карандаш. Он и Татьяна Васильевна рассказали много интересного о карандашах, познакомили ребят с историей появления карандаша. Оформили выставку книг о карандаше, прочитали стихи о нашем герое, провели конкурсы и подвели итоги рисунков
.Следующим этапом нашей работы было проведение экспериментов. Их провели три. 1) Мы решили прожить один день без карандаша. Оказалось это не так то и легко, хотели подчеркнуть орфограммы, а нечем, начертить геометрические фигуры с первого раза не смогли. Трудно без карандаша!
2)Вторым экспериментом решили сравнить, чем писать удобней в вертикальном положении ручкой или карандашом? Оказалось что карандашом, ручка так не пишет. И здесь победил карандаш! В итоге нашего второго эксперимента мы решили написать сочинение на тему: «Палочка –выручалочка!»
3)В результате третьего эксперимента-нам стало, интересно, а можно ли карандаш использовать не по назначению? И что можно им заменить?.
В результате: Карандаш- указка;
Карандаш- линейка;
Карандаш-счетный материал;
Карандаш помощник по уходу за растениями;
Карандаш-массажер ( покатать карандаш между пальцами и по спине друг другу.)
Использовать карандаш для легкой завивки волос;
Можно изготовить игрушку для кота, шторки на дверь, разные постройки; а также мы попробовали выполнить аппликацию методом торцевания. Наши работы явились итогом третьего эксперимента, вы видите их на экране.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В результате исследования наша гипотеза нашла свое подтверждение. Деревянные карандаши, перешедшие вместе с нами в третье тысячелетие, еще долго будут служить детям и людям разных профессий.