Использование информационных технологий в инклюзивном образовании
Использование информационных технологий в инклюзивном образовании
Одним из перспективных направлений в методике инклюзивного образования является активное использование информационных технологий, позволяющих одинаково эффективно организовать работу с разными категориями учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Цифровизация инклюзивного образования позволяет сформировать познавательную активность обучающихся, индивидуализировать образовательный процесс при сохранении его целостности, создать возможность построения открытой системы образования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование информационных технологий в инклюзивном образовании»
Использование информационных технологий в инклюзивном образовании
Использование информационных технологий в образовательном процессе играет важную роль для коррекции и компенсации недостатков развития детей, относящихся к категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья, позволяет вовлечь их в процесс обучения, создать условия для развития познавательной деятельности. Это является основой для создания адаптивной образовательной среды, обеспечивающей индивидуализацию обучения с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Инклюзия в образовании признана Россией на государственном уровне. Под инклюзивным образованием понимается целенаправленный процесс обучения и социализации лиц с особыми образовательными потребностями в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования. Практическая реализация инклюзивного образования остается очень сложной проблемой. Образовательный процесс исключительных детей – это целый комплекс проблем, относящихся не только к образованию, но и к другим сферам жизни общества. Сложность инклюзивного (включающего) образования связана с многообразием определений особых образовательных потребностей. Классификация данных потребностей в нашей стране определяется традиционными четырьмя группами: слепота, глухота, психомоторные отклонения, отставание в умственном развитии [1].
Поэтому основной целью инклюзивного образования является поддержание уровня образования для всех, когда уделяется особое внимание снятию препятствий для участия в обучении. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательный процесс требует создания адаптивной учебной среды, помогающей ребятам в обучении и реализации их потенциала. Необходимо совершенствование методов преподавания, использование современных педагогических технологий, ориентированных на ученика. Одним из перспективных направлений в методике инклюзивного образования является активное использование информационных технологий, позволяющих одинаково эффективно организовать работу с разыми категориями учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Цифровизация инклюзивного образования позволяет сформировать познавательную активность обучающихся, индивидуализировать образовательный процесс при сохранении его целостности, создать возможность построения открытой системы образования [2]. Информационно-образовательные ресурсы (ИОР) – это комплекс программных, технических, телекоммуникационных и методических средств, который позволяет наиболее полно и целесообразно использовать информационные разработки в сфере образования и внедрять их во все сферы образовательной деятельности. Использование образовательных интернет-ресурсов создает условия для создания единого информационно-образовательного пространства, обеспечивающего каждому пользователю доступ к любым источникам информации (отечественным и зарубежным) и предоставляющего учащимся возможность выбора формы обучения и уровня образования [3]. Также открываются новые перспективы для индивидуального обучения, выбора профессии и специализации, появляется возможность использования дистанционных технологий образования. Для осуществления этих целей создана система взаимосвязанных образовательных порталов, серверов и сайтов в области образования, условия для доступа к ресурсам библиотек, учебных заведений и работы в режиме видеоконференции.
Использование образовательных ресурсов сети Интернет открывает широкие возможности при проведении учебного процесса, проверки уровня знаний по различным предметам и дисциплинам, проведения опросов, играет важную роль для коррекции и компенсации недостатков развития детей, относящихся к категории учащихся с ОВЗ. Существует большое количество информационных ресурсов в сети Интернет, различающихся по типу и методике обучения, характеру содержания, решаемым педагогическим задачам, широте охвата учебного материала, уровню образования, формам представления информации, реализации интеллектуальных функций. Рассмотрим наиболее часто используемые в инклюзивном образовании виды ИОР. Электронные учебники – программное обеспечение, используемое в процессе обучения, заменяет собой традиционные бумажные издания. В настоящее время под термином «электронный учебник» понимают не только аналог бумажного издания, но и сложный комплекс программных средств на электронных устройствах, позволяющий проводить ученикам не только демонстрацию учебных текстов, но и презентацию мультимедийного материала с возможностью интерактивной проверки знаний и обновлением учебного материала из централизованного источника [4]. Электронный учебник имеет ряд достоинств, отличающих его от бумажного аналога: – учет индивидуальных особенностей обучающегося; – удобство навигации и перехода к необходимому материалу; – наглядность и разнообразие форм представления обучающего материала; – возможность получения контекстной помощи при изучении; – возможность интерактивной проверки знаний для самоконтроля. Погружение обучающегося в мультимедийную интерактивную среду позволяет повысить восприятие материала, что является очень важным фактором при обучении детей с ОВЗ. В настоящее время электронный учебник является наиболее распространенным средством обучения, поскольку включает в себя все необходимые методики обучения и тестирования, а также возможность коммуникации не только с педагогом, но и с другими обучающимися, что часто является проблемой для детей с ОВЗ. Демонстрационно-обучающая программа – это программное средство, позволяющее представить сложную информацию об исследуемом предмете в простой и наглядной форме. Может быть использована на разных этапах учебной деятельности как на аудиторных занятиях, так и при самостоятельной подготовке. Обычно работа с такими программами построена на основе диалога с пользователем и не требует вмешательства учителя [5]. Демонстрационно-обучающие программы предназначены для изучения явлений и экспериментов, которые невозможно повторить в школьной лаборатории, но которые могут быть смоделированы с помощью ЭВМ, управляющей математическими операциями на основании заложенных алгоритмов и изображающей на дисплее процесс протекания эксперимента. Одним из наиболее активно развивающихся видов демонстрационно-обучающих программ являются виртуальные лаборатории. Использование виртуальных лабораторий позволяет учитывать индивидуальные качества личности обучаемых. Интеграция в виртуальных лабораториях текстовой, аудио- и видеоинформации, а также материала разного уровня сложности, детализация рассматриваемых объектов и процессов, возможность производить действия в разном темпе обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей обучающимся разных категорий. Виртуальные лаборатории предоставляют пользователю возможность стать участником действий в абстрактном пространстве, в котором можно задать виртуальные объекты и условия взаимодействия этих объектов.
Как отмечает И.В. Роберт [6], в настоящее время можно выделить три подхода к осуществлению информационного воздействия пользователя с объектами виртуального мира: 1) Подход, реализующий идею «погружения» в виртуальный мир. Используя специальные устройства: джойстринг, «интерфейс-перчатка», очки-телемониторы, «информационный костюм», пользователь имеет возможность перемещаться внутри виртуального пространства, манипулировать объектами виртуального мира. 2) Подход, обеспечивающий «оконное» представление трехмерного пространства виртуального мира через экран компьютера. 3) Подход, реализующий взаимодействие с объектами виртуального мира «третьим лицом». Пользователь отождествляет себя с движущимся изображением на экране и управляет его действиями. Все рассмотренные подходы могут использоваться в работе с обучающимися с ОВЗ, поскольку объединяют обучение с игрой, что позволяет более успешно усвоить новый учебный материал, а также провести проверку знаний без создания стрессовой ситуации для ребенка.
Программы компьютерного контроля и тестирования выполняют функцию управления учебным процессом с целью необходимой корректировки учебного плана для получения более качественного уровня подготовки обучающегося. Компьютерный контроль – это процедура проведения педагогических измерений для установления соответствия уровня знаний обучающегося запланированной модели знаний. Эффективность зависит от гибкости и разнообразия созданных контролирующих материалов, степени адаптивности системы к особенностям и уровню подготовленности обучающегося. Компьютерное тестирование – это аттестационная процедура, позволяющая объективно оценить соответствие личностной и экспертной модели знаний с использованием компьютерных средств и специально организованных тестов [7]. Главная цель тестирования – оценка уровня соответствия в количественной форме. Использование компьютерного тестирования позволяет выбрать необходимый уровень заданий, темп выполнения, что обеспечивает индивидуализацию обучения детей с ОВЗ. Внедрение в образовательный процесс информационных технологий открывает широкие возможности для исследовательской и творческой деятельности обучающегося с ОВЗ, что стимулирует развитие его интеллектуальных способностей, повышает интерес к изучаемому предмету и позволяет усвоить информацию наиболее полно и качественно. Таким образом, использование информационных технологий в инклюзивном образовании позволяет расширить применение различных методов обучения, повысить качество образования, усовершенствовать контроль усвоения знаний.
Литература
1. Макарьев, И. С. Инклюзия как неотъемлемая составляющая современной образовательной парадигмы: методическое пособие / И. С. Макарьев. – СПб.: ГБ ПОУ «Охтинский колледж», 2015. – 64 с.
2. Рахматуллина, Э. Д. Использование информационных технологий в инклюзивном образовании / Э. Д. Рахматуллина // Образование и воспитание. – 2020. – № 3 (29). – С. 82-84.
3. Дауленбаева, Т. Инновационные технологии как фактор активизации познавательной деятельности обучающихся / Т. Дауленбаева, Н. П. Ходакова, Н. М. Виштак // Сборник статей «Проблемы развития предприятий энергетической отрасли в условиях модернизации российской экономики и общества». – М.: НИЯУ МИФИ, Балаково: БИТИ НИЯУ МИФИ, 2016. – С. 77-78.
4. Виштак, О. В. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе / О. В. Виштак, М. В. Фролов // Вестник современных исследований. – 2017. – № 11-1 (14). – С. 107-109. 5. Штырова, И. А. Формирование познавательной активности учащихся в условиях реализации ФГОС посредством цифровых образовательных ресурсов / И. А. Штырова, Е. Г. Куликова // Сборник трудов I Международной научнопрактической конференции «Современные технологии и автоматизация в технике, управлении и образовании». – М: НИЯУ МИФИ, Балаково: БИТИ НИЯУ МИФИ, 2019. – С. 213-216.
6. Роберт, И. В. Теория и методика информатизации образования (психологопедагогический и технологический аспекты) / И. В. Роберт. – М.: ИИО РАО, 2008. – 234 с.
7. Архипов, А. Ю. Информационные системы для тестового контроля знаний обучающихся / А. Ю. Архипов, Н. М. Виштак // Современные технологии и автоматизация в технике, управлении и образовании: сборник трудов I Международной научно-практической конференции. – М: НИЯУ МИФИ, Балаково: БИТИ НИЯУ МИФИ, 2019. – С. 149-153.