kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ организации интегрированного (инклюзивного) образования для детей с умственной отсталостью в сельской школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Большой проблемой для родителей и коллективов общеобразовательных школ является получение образования детьми с умственной отсталостью. Именно эта категория детей подвержена наибольшей дискриминации, и особенно это касается детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. На сегодняшний день  еще не отработана система и механизм включения в массовую образовательную среду детей  с нарушением интеллекта, особенно с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

В России  создана достаточно широкая дифференцированная сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для таких детей. Значительное число детей  с нарушением интеллекта обучается в  учреждениях,  в которых созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения,  коррекции имеющегося  дефекта, реабилитации и социальной адаптации. Отдельные виды таких учреждений представлены и в Иркутской  области и  в частности в Черемховском районе, в  г. Черемхово имеются:  школа для слабослышащих детей,  две школы для умственно отсталых детей. Однако существует проблема, в этих школах обучаются:  приходящие дети (нет интерната) и дети – сироты, или дети оставшиеся без попечения родителей.                                Отсюда видно, что  специальные (коррекционные) учреждения  удаленные от села не могут позволить себе обучение детей из сельской местности. Одним из вариантов интегрированного образования, который получил развитие в образовательных учреждениях муниципального образования, является обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в классах  общеобразовательных школ общего типа. Проблема совместного обучения детей с умственной отсталостью со здоровыми детьми в образовательном учреждении общего типа, что составляет сущность инклюзивного образования, очень серьезная и требует не только формирования отношений между ними, но и создания определенных условий, позволяющих сделать пребывание ребенка с умственной отсталостью  в образовательном учреждении комфортным. На территории Российской Федерации инклюзивное образование  таких детей  не вошло пока на полноценной основе в систему общего образования. Однако жизнь заставляет нас принимать решения и решать проблемы здесь и сейчас.  И мы  тоже включились в  работу по отработке данной модели образования, целью которой будет  повышение качества и доступности образования детей с ограниченными возможностями здоровья на территории  Черемховского муниципального образования. По понятным причинам уйти от решения этой проблемы, у нас нет ни морального, ни профессионального, ни юридического права. Мы имеем одно право и одну обязанность: дать ребёнку образование. А для этого мы должны понять и чётко представлять себе КАК? И вот это КАК? Мы должны наработать. Сама по себе эта проблема инклюзивного образования не так уж и сложна. Но как в любой системе, так и в системе образования срабатывают годами сформировавшиеся стереотипы. В вопросе обучения детей с отклонениями в развитии: с умственной отсталостью этот стереотип выражается в том,  что для такого ребёнка надо найти другое учреждение. «У нас нет условий! Мы не дефектологи!  А что я буду с ним делать? Он сорвёт мне весь образовательный процесс!»  И это искренние слова, в которых всё правда. Действительно, в образовательных учреждениях нет условий для включения ребёнка в общую среду. Но главное ведь не в этом, или не только в этом.                                                                                                                                                Отсутствие    или недостаточный объём коррекционно – образовательных услуг в районе заставляет педагогов искать и находить возможность помогать в усвоении необходимых знаний всем детям. Сегодня данная система  работы основывается на использовании различных видов диагностических исследований, проводимых на различных этапах обучения, что позволяет выстроить индивидуальную коррекционно – образовательную программу с учётом индивидуальных психо-физических особенностей ребёнка и объективного уровня его обученности. Дополнительные занятия  с этими детьми проводят: дефектолог, психолог, социальный педагог, а также учителя технологии, потому как профильным предметом в обучении умственно отсталых детей является профессионально - трудовое обучение. Сегодня мы можем отметить, что есть понимание того, как реализовать эту систему, разработаны документы, фиксирующие работу в данной системе, есть реальные практические наработки и уже есть результаты, которые, безусловно, не носят глобального характера. Но в работе с такими сложными детьми даже маленький шаг вперёд – это уже результат. Необходимо отметить, что эффективность образовательной деятельности и специальной помощи  этим детям остается низкой  и не может удовлетворить потребности, как семьи, так и государства. Одной из главных причин является отсутствие системы преемственности дошкольного и школьного специального образования в части оказания логопедической помощи,  четко налаженной системы психолого – педагогического и медико – социального сопровождения детей с умственной отсталостью. На сегодняшний момент единицы учителей имеют подготовку по коррекционной педагогике и специальной психологии. В школе  отсутствуют такие специалисты, как логопед, дефектолог, а также медицинские работники, призванные осуществлять медицинскую реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако, несмотря на отсутствие условий в образовательных учреждениях муниципального образования, родители выбирают школу, расположенную в своем районе (селе). И это право родителей, выбирать школу, закреплено в положениях действующего российского законодательства, начиная с Конституции Российской Федерации. Главным документом, определяющим организацию образования в России, является Закон РФ «Об образовании», который определяет принципы государственной политики, устанавливает: общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям  развития и подготовки учащихся, воспитанников. Государство обеспечивает гражданам право на образование, причем получение общего образования является обязательным, в связи с чем на родителей (законных представителей) возлагается обязанность обеспечить получение этого образования детьми. В свою очередь родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка. А также международные документы, принятые и ратифицированные государственными органами власти Российской Федерации, также провозглашают право каждого человека на образование (Конвенция о правах ребенка – 1989г.), запрещает дискриминацию в сфере образования (Конвенция ЮНЕСКО – 1969г.) и говорят не только о равном доступе инвалидов к образованию, но и о равном доступе в системе общего образования (Стандартные правила ООН), а также закрепляют руководящий принцип политики и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, который заключается в том, что «обычные школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности» и «создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на потребность детей»… Однако, пытаясь реализовать свое конституционное право на образование, родители и ребенок сталкиваются с большими трудностями, препятствующими их вхождению в образовательную среду. Сегодня далеко не все участники образовательного процесса, среди которых и дети, и родители, и педагоги, готовы принять в свое сообщество ребенка с умственной отсталостью. Эта неготовность имеет психологическую, морально – этическую да и материально – техническую основу. При этом и сами родители  таких детей  предпочитают инклюзивному образованию обучение на дому, которое, безусловно, не способствует получению ребенком качественного образования, а главное ведет к трудностям его социальной адаптации и интеграции в общество. Отсюда вытекает одна из первоочередных задач: формирование в обществе толерантного отношения к детям (к людям) с недостатками в физическом и (или) психическом развитии, позволяющего не только сосуществовать, но и жить всем независимо от состояния здоровья. Другой вопрос: каков результат? Всё сказанное ранее говорит о том, что введение интегрированного (инклюзивного) образования это не технология, которую мы экспериментальным путём разработаем и выдадим в образовательные учреждения для её использования. Это целая многогранная, многоуровневая система, затрагивающая разные аспекты не только образования, но жизни общества в целом. И что очень важный мировоззренческий аспект. Нам надо менять и меняться самим. Инклюзивное образование предполагает создание условий для конкретного ребёнка, поэтому необходимо понимать, что существуют категории детей, для которых предпочтительнее будет просто обучение на дому, кому – то обучение на дому с использованием информационных технологий – дистанционное обучение; для кого – то, в зависимости от состояния его здоровья, можно выстроить образовательный маршрут, предполагающий постепенный переход от обучения на дому к обучению в школе в форме инклюзивного образования. Но для каждого из этих вариантов важен даже не столько процесс обучения ребёнка, сколько его социализация. Ребёнок  должен знать, кто его одноклассники,  чем живёт класс, школа и быть участником событий, происходящих в ней. Говоря о выработке механизма включения ребёнка в общую образовательную среду, я не могу  не сказать о повышении роли службы сопровождения, каковой в образовательном учреждении  должен являться психолого – медико – педагогический консилиум. Я говорю о службе, а под ней предполагается единая профессиональная команда. Где каждый чётко себе представляет, что он делает и для чего, каков результат. Итак, школа ставит перед собой следующие задачи:

  1.  Повышение степени доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья .
  2. Обеспечение успешной адаптации ребенка  в социум, его социализацию и интеграцию.
  3. Повышение нравственного эффекта образования.
  4. Повышение качества образовательного процесса путем использования технологий  индивидуально – дифференцированного обучения.

Чтобы реализовать поставленные задачи и получить  результаты, необходимо очень хорошо потрудиться, а еще нужно немало финансовых вложений. И только тогда, это даст хороший достойный социальный эффект. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). Обучение в инклюзивных классах позволяет детям приобрести знания о правах человека (хотя им это не преподается специально), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие.

Список литературы:

1.   Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 83-92.

2.Екжанова Е.А.,Резникова Е.В.Основы интегрированного обучения. Пособие для вузов. «Дрофа», Москва 2008.

3.Задорин И.В., Колесникова Е.Ю. , Новикова Е.М. Инклюзивное образование в Москве: дифференциация информированности участников как фактор-ограничение // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 60-73.

4. Ильина, О.М. Международные нормы об инклюзивном образовании и имплементации их в российскую правовую систему / О.М. Ильина // Дефектология. – 2008. – № 5. – С. 67-72.

5. Инклюзивное образование: ключевые понятия./Авторы-составители: Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. Отв. ред.: М. Перфильева.//М.: Владимир, ООO «Транзит-ИКС», 2009.

6. Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 103-112.

7. Лубовский, В.И. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного и интегрированного обучения / В.И. Лубовский // Специальная психология. – 2008. – № 4. – С. 11-15

8. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010.

9. Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дмитриева Т.П., Аверина И.Е. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 51-59

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ организации интегрированного (инклюзивного) образования для детей с умственной отсталостью в сельской школе »

Анализ организации интегрированного (инклюзивного) образования для детей с умственной отсталостью в МКОУ СОШ с. Лохово

Орлова Монира Ильясовна – учитель - дефектолог


Большой проблемой для родителей и коллективов общеобразовательных школ является получение образования детьми с умственной отсталостью. Именно эта категория детей подвержена наибольшей дискриминации, и особенно это касается детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. На сегодняшний день еще не отработана система и механизм включения в массовую образовательную среду детей с нарушением интеллекта, особенно с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

В России создана достаточно широкая дифференцированная сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для таких детей. Значительное число детей с нарушением интеллекта обучается в учреждениях, в которых созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации. Отдельные виды таких учреждений представлены и в Иркутской области и в частности в Черемховском районе, в г. Черемхово имеются: школа для слабослышащих детей, две школы для умственно отсталых детей.

Однако существует проблема, в этих школах обучаются: приходящие дети (нет интерната) и дети – сироты, или дети оставшиеся без попечения родителей. Отсюда видно, что специальные (коррекционные) учреждения удаленные от села не могут позволить себе обучение детей из сельской местности.

Одним из вариантов интегрированного образования, который получил развитие в образовательных учреждениях муниципального образования, является обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в классах общеобразовательных школ общего типа.

Проблема совместного обучения детей с умственной отсталостью со здоровыми детьми в образовательном учреждении общего типа, что составляет сущность инклюзивного образования, очень серьезная и требует не только формирования отношений между ними, но и создания определенных условий, позволяющих сделать пребывание ребенка с умственной отсталостью в образовательном учреждении комфортным.

На территории Российской Федерации инклюзивное образование таких детей не вошло пока на полноценной основе в систему общего образования. Однако жизнь заставляет нас принимать решения и решать проблемы здесь и сейчас. И мы тоже включились в работу по отработке данной модели образования, целью которой будет повышение качества и доступности образования детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Черемховского муниципального образования.

По понятным причинам уйти от решения этой проблемы, у нас нет ни морального, ни профессионального, ни юридического права. Мы имеем одно право и одну обязанность: дать ребёнку образование. А для этого мы должны понять и чётко представлять себе КАК? И вот это КАК? Мы должны наработать.

Сама по себе эта проблема инклюзивного образования не так уж и сложна. Но как в любой системе, так и в системе образования срабатывают годами сформировавшиеся стереотипы. В вопросе обучения детей с отклонениями в развитии: с умственной отсталостью этот стереотип выражается в том, что для такого ребёнка надо найти другое учреждение. «У нас нет условий! Мы не дефектологи! А что я буду с ним делать? Он сорвёт мне весь образовательный процесс!» И это искренние слова, в которых всё правда. Действительно, в образовательных учреждениях нет условий для включения ребёнка в общую среду. Но главное ведь не в этом, или не только в этом. Отсутствие или недостаточный объём коррекционно – образовательных услуг в районе заставляет педагогов искать и находить возможность помогать в усвоении необходимых знаний всем детям.

Сегодня данная система работы основывается на использовании различных видов диагностических исследований, проводимых на различных этапах обучения, что позволяет выстроить индивидуальную коррекционно – образовательную программу с учётом индивидуальных психо-физических особенностей ребёнка и объективного уровня его обученности. Дополнительные занятия с этими детьми проводят: дефектолог, психолог, социальный педагог, а также учителя технологии, потому как профильным предметом в обучении умственно отсталых детей является профессионально - трудовое обучение.

Сегодня мы можем отметить, что есть понимание того, как реализовать эту систему, разработаны документы, фиксирующие работу в данной системе, есть реальные практические наработки и уже есть результаты, которые, безусловно, не носят глобального характера. Но в работе с такими сложными детьми даже маленький шаг вперёд – это уже результат.

Необходимо отметить, что эффективность образовательной деятельности и специальной помощи этим детям остается низкой и не может удовлетворить потребности, как семьи, так и государства. Одной из главных причин является отсутствие системы преемственности дошкольного и школьного специального образования в части оказания логопедической помощи, четко налаженной системы психолого – педагогического и медико – социального сопровождения детей с умственной отсталостью.

На сегодняшний момент единицы учителей имеют подготовку по коррекционной педагогике и специальной психологии. В школе отсутствуют такие специалисты, как логопед, дефектолог (0,6 ставки), а также медицинские работники, призванные осуществлять медицинскую реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Однако, несмотря на отсутствие условий в образовательных учреждениях муниципального образования, родители выбирают школу, расположенную в своем районе (селе). И это право родителей, выбирать школу, закреплено в положениях действующего российского законодательства, начиная с Конституции Российской Федерации. Главным документом, определяющим организацию образования в России, является Закон РФ «Об образовании», который определяет принципы государственной политики, устанавливает: общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся, воспитанников. Государство обеспечивает гражданам право на образование, причем получение общего образования является обязательным, в связи с чем на родителей (законных представителей) возлагается обязанность обеспечить получение этого образования детьми. В свою очередь родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка.

А также международные документы, принятые и ратифицированные государственными органами власти Российской Федерации, также провозглашают право каждого человека на образование (Конвенция о правах ребенка – 1989г.), запрещает дискриминацию в сфере образования (Конвенция ЮНЕСКО – 1969г.) и говорят не только о равном доступе инвалидов к образованию, но и о равном доступе в системе общего образования (Стандартные правила ООН), а также закрепляют руководящий принцип политики и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, который заключается в том, что «обычные школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности» и «создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на потребность детей»…

Однако, пытаясь реализовать свое конституционное право на образование, родители и ребенок сталкиваются с большими трудностями, препятствующими их вхождению в образовательную среду. Сегодня далеко не все участники образовательного процесса, среди которых и дети, и родители, и педагоги, готовы принять в свое сообщество ребенка с умственной отсталостью. Эта неготовность имеет психологическую, морально – этическую да и материально – техническую основу. При этом и сами родители таких детей предпочитают инклюзивному образованию обучение на дому, которое, безусловно, не способствует получению ребенком качественного образования, а главное ведет к трудностям его социальной адаптации и интеграции в общество.

Отсюда вытекает одна из первоочередных задач: формирование в обществе толерантного отношения к детям (к людям) с недостатками в физическом и (или) психическом развитии, позволяющего не только сосуществовать, но и жить всем независимо от состояния здоровья.

Другой вопрос: каков результат?

Всё сказанное ранее говорит о том, что введение интегрированного (инклюзивного) образования это не технология, которую мы экспериментальным путём разработаем и выдадим в образовательные учреждения для её использования. Это целая многогранная, многоуровневая система, затрагивающая разные аспекты не только образования, но жизни общества в целом. И что очень важный мировоззренческий аспект. Нам надо менять и меняться самим.

Инклюзивное образование предполагает создание условий для конкретного ребёнка, поэтому необходимо понимать, что существуют категории детей, для которых предпочтительнее будет просто обучение на дому, кому – то обучение на дому с использованием информационных технологий – дистанционное обучение; для кого – то, в зависимости от состояния его здоровья, можно выстроить образовательный маршрут, предполагающий постепенный переход от обучения на дому к обучению в школе в форме инклюзивного образования. Но для каждого из этих вариантов важен даже не столько процесс обучения ребёнка, сколько его социализация.

Ребёнок должен знать, кто его одноклассники, чем живёт класс, школа и быть участником событий, происходящих в ней.

Говоря о выработке механизма включения ребёнка в общую образовательную среду, я не могу не сказать о повышении роли службы сопровождения, каковой в образовательном учреждении должен являться психолого – медико – педагогический консилиум. Я говорю о службе, а под ней предполагается единая профессиональная команда. Где каждый чётко себе представляет, что он делает и для чего, каков результат.

Итак, школа ставит перед собой следующие задачи:

  1. Повышение степени доступности качественного образования для умственно - отсталых детей .

  2. Обеспечение успешной адаптации ребенка в социум, его социализацию и интеграцию.

  3. Повышение нравственного эффекта образования.

  4. Повышение качества образовательного процесса путем использования технологий индивидуально – дифференцированного обучения.

Чтобы реализовать поставленные задачи и получить результаты, необходимо очень хорошо потрудиться, а еще нужно немало финансовых вложений. И только тогда, это даст хороший достойный социальный эффект. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). Обучение в инклюзивных классах позволяет детям приобрести знания о правах человека (хотя им это не преподается специально), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие.


























Список литературы:

1. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 83-92.

  1. Екжанова Е.А.,Резникова Е.В.Основы интегрированного обучения. Пособие для вузов. «Дрофа», Москва 2008.

  2. Задорин И.В., Колесникова Е.Ю. , Новикова Е.М. Инклюзивное образование в Москве: дифференциация информированности участников как фактор-ограничение // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 60-73.

  3. Ильина, О.М. Международные нормы об инклюзивном образовании и имплементации их в российскую правовую систему / О.М. Ильина // Дефектология. – 2008. – № 5. – С. 67-72.

  4. Инклюзивное образование: ключевые понятия./Авторы-составители: Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. Отв. ред.: М. Перфильева.//М.: Владимир, ООO «Транзит-ИКС», 2009.

  5. Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 103-112.

  6. Лубовский, В.И. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного и интегрированного обучения / В.И. Лубовский // Специальная психология. – 2008. – № 4. – С. 11-15

  7. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010.

  8. Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дмитриева Т.П., Аверина И.Е. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 51-59




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Орлова Монира Ильясовна

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 144002


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства