Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Однако чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия. Необходимо повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.
Информационные технологии расширяют возможности предъявления учебной информации. Кроме того, использование информационно - коммуникационных
технологий – это одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью студентов.
Использование ЦОР в работе преподавателя в качестве формы организации учебной деятельности позволит индивидуализировать и дифференцировать работу со студентами, развивать навыки самостоятельной работы, удовлетворяя образовательные потребности и их индивидуальный образовательный маршрут.
В своей педагогической деятельности я использую дистанционную работу как дистанционную поддержку для студентов, пропускающих занятия по состоянию здоровья. Практическая значимость использования ЦОР позволяет:
предъявлять учебный материал в систематизированном и структурированном виде;
учитывать как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при организации каждой порции учебной информации;
учитывать межпредметные связи изучаемого материала, соответствующие особенностям вида деятельности;
формировать умения выбирать необходимый материал для самостоятельной работы;
тщательно продумывать последовательность подачи учебного материала и обучающих воздействий, аргументировать каждый шаг по отношению к студентам;
обеспечивать связь информации, предъявляемой ЦОР, с практикой путем увязывания содержания и методики обучения с личным опытом студента, подбором примеров, создания содержательных моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений;
Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии в деятельности педагога »
Информационные технологиив деятельности педагога профессионального образования
Мир стал динамичным. Новый день приносит новые задачи. От решения этих задач зависит не отметка в дневнике, а жизнь планеты, государства, семьи, каждого из нас.
Современная экономическая ситуация в России предъявляет более жесткие требования к качеству профессионального образования (ПО), предоставляемого образовательными учреждениями. Дальнейшее развитие общества невозможно без совершенствования ПО, без его перехода на новый уровень.
Профессиональное образование в настоящее время развивается на новых методологических основаниях, которые в науке определены как новая гуманистическая парадигма. Согласно одному из современных определений, образование есть специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития личности. Поэтому в больше степени в пространстве образования необходимо для каждого человека создать такие условия, чтобы он стал целостным, полноценным субъекте своей жизни, своей деятельности, прежде всего, профессиональной, чтоб у него сформировались потребность, готовность и способность к продуктивному диалогу с природой и социумом, культурному созиданию.
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного среднего (полно го) общего или начального профессионального образования. В контексте гуманистической парадигмы существенно изменяются функции образования: от сообщения, репродуцирования суммы систематизированных знаний - к конструированию знаний; от навязывания знаний к пробуждению интереса к ним; от «образования на всю жизнь» к образованию как базе дальнейшего непрерывного совершенствования; от тезиса «знание - сила» - к тезису «познание - сила». Приобретение профессии не может рассматриваться как «овладение» профессиональными знаниями технологическими навыками пусть даже на высшем уровне квалификации.
Необходимость внесения инновационных изменений в профессиональную подготовку студентов обусловлена тем, что сегодня от будущих руководителей и работников требуются не только глубокие знания, но и умение в быстроменяющейся ситуации приобретать новые знания и использовать их для проектирования собственной деятельности и деятельности подчиненных. Все это диктует необходимость поиска наиболее эффективных форм, методов и технологий обучения.
Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.
Отрадно, что сегодня изменилось отношение к инновационным методам, к новаторству вообще. Появилась возможность реализации любых эффективных методов, форм. Педагогическая технология – главный фактор успеха в работе педагога.
XXI век ознаменовался новым этапом в развитии общества, связанным с формированием информационной культуры. Инновационные технологии в профессиональном образовании не только повышают эффективность обучения и воспитания личности, они направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов, получивших фундаментальные и прикладные знания.
Внедрение инновационных технологий в профессиональную подготовку будущего специалиста является необходимым элементом формирования основ профессионализма.
Инновационные технологии в профессиональном образовании способствуют повышению качества обучения. Инновации в деятельности системы профессионального образования – это совокупность новых знаний, подходов и технологий для получения результата в виде услуг образования.
Основные направления инновационной деятельности в нашем колледже:
совершенствование содержания образования;
изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;
совершенствование системы управления;
информатизация образовательного процесса.
Все активнее входят в педагогический «обиход» такие понятия как «информационная технология», «электронное и компьютерное обучение», «дистанционное обучение».
Инновационные педагогические технологии в образовании играют существенную роль и предполагают взаимосвязанную деятельность преподавателя с обучающимися и студентами.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Эффективность образовательного процесса в значительной степени определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией современных технологий обучения.
В последние годы в нашем колледже применяют самые различные педагогические инновации. Одной из таких инноваций являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Внедрение ИКТ в образовательный процесс колледжа основан на дистанционных технологиях обучения. Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с детьми-инвалидами колледжа, в котором я работаю, является необходимым условием работы на занятиях и в дистанционном режиме. Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь.
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Однако чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия. Необходимо повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.
Информационные технологии расширяют возможности предъявления учебной информации. Кроме того, использование информационно - коммуникационных технологий – это одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью студентов.
Использование ЦОР в работе преподавателя в качестве формы организации учебной деятельности позволит индивидуализировать и дифференцировать работу со студентами, развивать навыки самостоятельной работы, удовлетворяя образовательные потребности и их индивидуальный образовательный маршрут.
В своей педагогической деятельности я использую дистанционную работу как дистанционную поддержку для студентов, пропускающих занятия по состоянию здоровья. Практическая значимость использования ЦОР позволяет:
предъявлять учебный материал в систематизированном и структурированном виде;
учитывать как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при организации каждой порции учебной информации;
учитывать межпредметные связи изучаемого материала, соответствующие особенностям вида деятельности;
формировать умения выбирать необходимый материал для самостоятельной работы;
тщательно продумывать последовательность подачи учебного материала и обучающих воздействий, аргументировать каждый шаг по отношению к студентам;
обеспечивать связь информации, предъявляемой ЦОР, с практикой путем увязывания содержания и методики обучения с личным опытом студента, подбором примеров, создания содержательных моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений;
формировать осознанное отношение студента к себе как личности.
Мною разработаны тесты для подготовки к занятиям:
Тест "Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации"
http://nsportal.ru/node/1177260
On-line тест http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Empty/po-MDK-0201-Organizaciya-raboty-organov-i-uchrezhdenij-socialnoj-zashhity-naseleniya-organov-Pensionnogo-fonda-Rossijskoj-Federacii-14553/Default.aspx и другие,
размещённые на моем сайте http://nsportal.ru/rezepkina-natalya-vladimirovna , различные видео материалы с сети Интернет, сборники заданий для самостоятельной работы, различный дидактический материал (схемы, таблицы, глоссарий), методический материал (рекомендации к написанию выпускной квалификационной работы, индивидуальные задания для прохождения преддипломной практики), а также разработанные мною опросы Оn Line «Рефлексия (о работе с ЦОР) http://onlinetestpad.com/ru-ru/Survey/Refleksiya-opros-po-rabote-s-COR-934/Default.aspx
http://www.anketer.ru/vote/pJTKHXcxwY/ .
Ожидаемые социальные эффекты при применении ЦОР:
формирование общекультурной, правовой, социальной и общечеловеческой идентичности студентов;
повышение социальной и информационной мобильности личности;
построение образовательного пространства сотрудничества;
формирование профессиональных компетенций.
Внедрение ИКТ в учебный процесс колледжа содействует формированию информационной культуры студентов и преподавателей, способствует повышению качества профессиональной подготовки.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Это такие люди, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, умеющие конструктивно владеть огромным информационным багажом и умело использовать его на практике, обладающие развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны.
Решение задачи коренного улучшения системы профессионального образования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки имеет определяющее значение для будущего нашей страны.
Использованные ресурсы
Симоненко В.Д. – Общая и профессиональная педагогика – М.: Вентана-граф, 2006 год
Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С., Кухтина И.Г. Анализ состояния подготовки к педагогической деятельности преподавателей технических вузов. М.: НИИВО, 1995. - 36 с.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов http://www.dissercat.com/content/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii-v-dopolnitelnom-professionalnom-obrazovanii-prepodav#ixzz32ueuLl7B